Оксана Малюшицкая
Материал к педагогическому совету «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Что самое страшное для педагога с точки зрения его профессионального развития? Привычка. Привычка загоняет нас в наезженную колею, заставляющую изо дня в день повторять одни и те же действия, одни и те же слова, лишенные живого смысла и значения. Привычка лишает нас возможности найти нестандартное решение в трудной ситуации, внимательно отнестись к ребенку, отреагировать на его изменяющиеся запросы, вовремя распознать его проблемы.
Публикация «Материал к педагогическому совету „Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности с детьми“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
И потому педагогу время от времени необходимо новое энергетическое вливание, новая эмоциональная встряска, заставляющая его по-новому взглянуть на себя и на свою работу. ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.
Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Технология Г. С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности.
Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач.
ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Основные функции ТРИЗ
1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.
2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).
3. Развитие качеств творческой личности.
Принципы построения занятий по ТРИЗ.
Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций — мозговой штурм.
Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности).
- Обязательная активизация творческого воображения.
Важную роль выполняют схемы, таблицы, условные обозначения и иные способы подачи информации.
В качестве иллюстрирующего материала используются сказки, загадки, пословицы, произведения детских писателей.
Большое место занимают стихотворения, подобранные таким образом, чтобы мораль, а также заключенный в них вывод не «выпячивались» на передний план, а «прятались» внутри ситуации, нередко смешанной. Мастерство педагога заключается в том, чтобы дать детям самим увидеть эту мораль и сделать соответствующий вывод.
Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.
1. На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта. На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.
На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать. (игры-«Данетки», «Чёрное- белое»,»Паутина», «укрась слово», «Цепочка слов» и др.)
Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов:
Пример “Помоги Золушке”
Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто (просит присутствующих поиграть)
Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.
Игра "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”
Например : воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? 0но большое? Оно живет в жарких странах? Это слон, воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.
Игра «Я предмет, а ты моя частичка». бросает кому-то из детей мячик, и говорит слово, например, «дом». Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта (Например, «крыша»).
Игра «Найди своих друзей» У каждого свой рисунок: машина, дерево, гриб, гитара, рыба, бабочка, перо, заяц, лодка, зонтик, паутина, часы, крокодил, звезда, шарик, самолет, радио, дом,
объединится всех, кто: 1. живой; 2. издает звуки; 3. выше стола; 4. сам передвигается; 5. неживой; 6. молчит; 7. не двигается сам; 8. ниже стола; 9. живет в воде; 10. живет в воздухе; 11. живет в лесу; 12. живет в городе.
2. Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Для этого выбираем объект и предлагаем найти положительные и отрицательные качества данного объекта. В эту игру можно начинать играть уже с детьми 4-го года жизни. В начале берем объект, который не вызывает у детей положительных или отрицательных ассоциаций. Так как дети более склонны называть положительные стороны объекта, на 1-м этапе игры называем "плохо”, дети "хорошо”. Детей 5-го года жизни можно делить на две команды, одна команда называет "хорошо”, другая - "плохо”, соревнуясь, кто больше назовет качеств. В работе со старшими дошкольниками берем объекты, имеющие для детей социальную значимость, и учимся находить противоречивые свойства ("В следующем году мы пойдём в первый класс - это хорошо или плохо?"). (РАЗДЕЛИТЬ НА ДВЕ КОМАНДЫ И ПРОИГРАТЬ)
Игра «Хорошо или плохо быть воспитателем» «воспитателем быть хорошо: это интересная, динамичная работа». «воспитателем быть плохо: работа трудная, требует обширных знаний, постоянно надо читать методическую литературу». «воспитателем быть хорошо: работа благодарная, это счастье – видеть горящие глаза детей, учить их доброту, давать им знания».
«воспитателем быть плохо: все постоянно проверяют, как ты работаешь, чем занимаешься с детьми, приходится писать планы». «воспитателем быть хорошо: тебя уважают родители, прислушиваются к твоему мнению» и т. д.
Вариант игры. Один и тот же воспитатель формулирует и положительное, и отрицательное- высказывание по схеме хорошо, что, но плохо, что…
Пример : "Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”
3. Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: На этапе изобретательства основная задача: науч «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда. ить детей искать и находить свое решение.
Игра «Поезд»
Ход: На стол кладется карточка паровоза. Далее все игроки по очереди начинают цеплять к поезду вагончики, делая его все длиннее и длиннее. Вагончики - это карточки с изображениями. Но так как это необычный поезд, а логический, то нужно найти и объяснить связь между картинками-вагончиками.
Например : первая картинка дождик, вторая - резиновые сапоги (мы надеваем их в дождь, третья - резиновый мячик (он тоже сделан из резины, как и сапоги, арбуз (он круглый, как мячик) и так далее. Каждый ход объясняется ребенком, придумывается обобщающий признак - это может быть форма, цвет, назначение, размер, материал.
Игра «Повторяка»
Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:
Я – лягушка. Я умею прыгать.
Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т. д.
Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.
Игра «Скажи наоборот» называет слова и просит назвать противоположные: холодный (горячий, тяжелый (легкий) и т. д. Задание усложняется, если надо определить не только противоположное свойство, но и объект, имеющий это свойство. Например, белая бумага (черная доска, гладкий лед (каменистая тропинка, шумная толпа (тихая музыка) и т. д.
Игра «Волшебныйлес» лес, в котором все-все должно быть наоборот. Она просит описать, как будет выглядеть такой лес. (Деревья там растут корнями вверх, а листья вниз. Листья постоянно обгрызают травоядные волки, на которых охотятся хищные зайцы. Низенькие деревья утопают в огромной траве. Птицы не летают, а переползают с одной травинки на другую и ловят пролетающих мимо гусениц. Цветы не пахнут, а впитывают в себя окружающие запахи – животные не могут больше ориентироваться по запаху.)
Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового.
Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.
4. Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т. д. Только не надо думать, что все сказки написаны или рассказаны. Можно придумать сколько угодно новых сказок. Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи.
Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Решение проблемы зачастую зависит от выявления и использования ресурсов, дети стремятся к идеальному конечному результату.
Таким образом, опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные, оригинальные решения малыши находят выход из сложной ситуации.
настроить Вас на нешаблонное мышление. Послушайте задачу и помогите мне её решить.
В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.
Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей.
Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, Когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.
Теперь представьте себе, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?
Каждый из вас высказал свое предположение но пришли вы к этому через тщательный логический анализ, что представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.
Коллаж из сказок.
Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. " Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание.. .” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.
Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными. Сказка "Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.
Спасательные ситуации в сказках
Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств.
"Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть.. .” Предложите свои варианты спасения котенка.
Сказки, по-новому.
Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.
Старая сказка – "Крошечка -Хаврошечка” Сказка по – новому – "Хаврошечка злая и ленивая”.
Сказки от "живых” капель и клякс.
Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: "на что похожа твоя или моя клякса?” "Кого или что напоминает?” далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы "живых” капель, клякс помогают сочинить сказку.
Моделирование сказок
Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.
Пример : черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой.. .)
На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель.
В процессе работы вы увидите, что дети стали находить выходы из разных ситуаций, анализировать их, делать самый оптимальный выбор, научились размышлять и передавать свои размышления через рассуждения, речь детей стала более образной, интересной.
На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т. д.
Например, воспитатель обращается к детям: “ давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? 0 чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?” Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: “А что, если ты превратился в цветок? 0 чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”
Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание и обучение губит в детях ростки этой одаренности.
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.
5. На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.
Игра на сравнение систем «Фантазия»
Цель. Развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.
Ход. Представьте себе если на Земле исчезнут. (все пуговицы)
Чем их можно заменить (липучками кнопками, замками крючками)
- все учебники
- все ручки
- все машины
Естественно, чтобы овладеть этими методами, педагоги сначала должны испытать их на себе, освоить их. С этой целью им и предлагается эвристическая игра «Праздник для Солнечного мальчика».
«ПРАЗДНИК ДЛЯ СОЛНЕЧНОГО МАЛЬЧИКА»
Образ Солнечного мальчика, или описание идеального ребенка (Метод ИКР)
Ведущий начинает рассказывать сказку.
Ведущий: «Давно это было или недавно, видел это кто-нибудь или нет, да и было ли это на самом деле, никто не знает. Но в старину люди так рассказывали.
В одном суровом заснеженном царстве, где большую часть времени царствовали лютые холода и стояла полярная ночь, в пору самых сильных морозов в хоромах царя родился Солнечный мальчик. И был он таким прекрасным, таким великолепным, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Вмиг разлетелась об этом весть по всей земле. У самых суровых охотников при взгляде на чудесного ребенка теплело на душе, и они чувствовали себя добрее. Люди слагали про него песни, рассказывали сказки…»
Ведущий прерывает рассказ и обращается к участникам игры:
— Каким вы представляете себе идеального ребенка, Солнечного мальчика? Принимаются любые варианты. (можно рисовать)
«Бал Феи Огня», или праздник для идеального ребенка (Метод МФО)
Ведущий продолжает рассказ: «С появлением Солнечного мальчика стало светлее в холодной стране. Заиграло северное сияние, снег начал таять, люди повеселели и потянулись друг к другу. И решили они устроить праздник — самый лучший, самый необычный, которого в мире раньше не видывали.»
Ведущий предлагает играющим придумать необычный праздник в честь Солнечного мальчика.
Выбирают четыре любых существительных и подбирают к ним характерные признаки (прилагательные или причастия).
Например :
Существительные:
Фея: Шар: Мох: Костер:
веселая
красивая
воздушная
цветная золотой
летучий
мыльный
надувной мягкий
серебристый
упругий
узорчатый
большой
яркий
жаркий
красивый
Далее составляют комбинации слов.
Вариант 1
Праздник — Феи или Фей — веселый, красивый, воздушный, цветной. Его можно назвать так: «Воздушные Феи», «Бал с разноцветными Феями», «В гостях у веселых Фей», «Красивая Фея», «Приключения Фей в воздухе» — и т. д.
Вариант 2
Праздник — с шарами, на шаре, в шаре — золотой, летучий, мыльный, надувной. Возможные названия праздника: «Праздник мыльных пузырей», «Путешествие на воздушном шаре», «Приключения в золотом шаре», «Бал с надувными шарами» — и т. д.
Вариант 3
Праздник — мха, на мху, во мхе. Возможные названия: «Посиделки на серебристом мхе», «Акробаты на упругом мхе», «Тайны узорчатого мха», «Танцы на мягком мху», «Праздник на мшистом батуте» — и т. д.
Вариант 4
Праздник — костра, с костром, вокруг костра, в костре.
Возможные названия: «Волшебные встречи у костра», «Праздник ярких костров», «Сказки большого костра», «Яркие образы в жарком костре» — и т. д.
В итоге можно выбрать любое название из всех возможных или объединить несколько вариантов в один. Например, «Танцы на мху у Феи Огня с золотыми шарами».
Как спастись от страшилища? (Метод МШ)
Ведущий продолжает рассказ.
«Быстро сказка сказывается, да долго дело делается. Отпраздновали люди сурового края свой необычный праздник и совсем «оттаяли». Жизнь стала веселее. Cтали они в чужие края ездить, с другими людьми общаться, о своем чуде рассказывать. И все было бы хорошо, «да, не познавши горя, добра не оценишь». Несчастье свалилось на это царство. Страшное, непонятное!
В соседнем лесу в самой дремучей чаще чудовище поселилось — ужасное, раньше невиданное. Померкла в царстве радость, воцарился страх. Горюют люди, по домам спрятались. А чудище — вот оно: страшным рыком рычит, диким криком кричит, воем воет, ужас нагоняет. Собрал государь весь народ на широкой площади, стал речь держать: “Как же нам детей своих малых от чудища-то уберечь? Ведь сожрет он нас и до них доберется…” Молчат люди. Никто не знает, как к чудищу подступиться: уж очень оно страшное, непонятное».
Ведущий предлагает играющим нарисовать чудовище. В процессе рисования он объясняет педагогам назначение этого теста в работе с детьми и его диагностические возможности*.
По окончании рисования ведущий продолжает:
Цель тестирования для детей в детском саду:
регистрация состояния психики
изучение уровня тревожности ребенка
изучение уровня самооценки
изучение внутреннего мира ребенка
определение взаимоотношений ребенка с окружающим миром
выяснение степени адаптации ребенка в коллективе
«Плач поднялся в царстве-государстве, все от страха трясутся, на улицу выйти боятся, ждут, чья следующая очередь идти зверю на погибель…»
«Но тут появился Солнечный мальчик и говорит им: «Если догадаетесь, как он прозывается, то чудище потеряет свою силу…»
Имя для чудовища (Метод СТ)
Ведущий предлагает играющим придумать имя чудовищу. Имя должно быть новым, ранее не слышанным словом и ассоциироваться с чем-нибудь добрым и приятным. Например : Светозар, Цветолюб, Древошарик, Белобородик, Живорух. Из списка имен выбирается самое необычное.
Ведущий продолжает: «И, о чудо! Смотрит народ и глазам своим не верит. Чудовище-то преобразилось, стало добрым и красивым…»
Как живет Живорух? (Метод МА)
«…Чудовище стало добрым и красивым. Так ведь за ним уход нужен! А чем его кормить?»
Ведущий предлагает участникам игры придумать пищу для Живоруха. Для этого предлагается план, состоящий из вопросов такого характера:
1. — Откуда возьмем еду?
— Из воды, из леса, из воздуха, из состояния счастья, радости, из песни и т. п.
2. — Что (кто) может служить едой Живоруху?
— Цветок, конфета, рыба-комар, солнечные лучи, дождевая свежесть и т. п.
3. — Еда для Живоруха какая?
— Легкая, вкусная, прозрачная, волшебная и т. п.
4. — Куда отправимся добывать еду для Живоруха?
— В тундру, в степь, в лес, на Луну, на голые скалы, на далекую звезду, на радугу и т. п.
5. — В какое время суток, в какое время года отправимся добывать еду для Живоруха?
— Ночью, во время весеннего дождя, в пору звездопада и т. п.
6. — Какой у еды Живоруха цвет, вкус и запах?
— Розовый цвет, соленая на вкус, пахнет маргаритками и т. п.
Пользуясь уже освоенным методом комбинирования элементов, составляют небольшой рассказ о том, чем и как кормить Живоруха. Например : На завтрак Живорух ест вкусные июльские цветы, цветущие в тундре и имеющие земляной запах. На обед Живорух ест солнечное тепло и закусывает розовым светом облаков. В ночной тьме он жует лунные тени на воде спящего лесного озера.
Как воспитывать ребенка?
Ведущий продолжает: «И зажил Живорух в этом царстве-государстве припеваючи. А по всей земле разнеслась молва об умном Солнечном мальчике, что избавил свой народ от напасти. Валом повалил народ в это царство на мальчика полюбоваться, подарочки поднести, сладеньким побаловать, от всех трудностей уберечь. Совсем разбаловали ребенка: все за него делают, шагу самостоятельно ступить не дают. Спохватился царь, видит: ребенок-то растет не обученный, не воспитанный, а избалованный да заласканный. Как же он народом править будет? Собрал царь совет ученых мужей. Стали они думу думать: “ Как избавиться от этакой напасти: и народ не обидеть, и ребенка правильно воспитать да наукам выучить?”