Людмила Мещерякова
Материалы к родительскому собранию об основах нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Приучаем ребенка к труду
Труд — высший нравственный принцип. Молодые родители нередко задают вопрос: «С какого возраста следует приучать ребенка к труду?» Одной из составляющих нравственного воспитания — это овладение трудовыми навыками. И, естественно, уже с первых лет жизни следует закладывать в растущем человеке основы правильного отношения к труду.
Публикация «Материалы к родительскому собранию об основах нравственного воспитания» размещена в разделах
Трудовое воспитание малыша надо начинать как можно раньше, когда он впервые произносит : «Я сам!» Опыт показывает, что привлечение ребенка к труду является одним из первостепенных условий всестороннего его развития, формирования у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость учебе и жизни в целом. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу ему и другим людям. Необходимо учитывать, что ребенку можно давать только посильные задания, создавать интерес и ответственность к порученному делу, обязательно помогать советом, показом, поощрять за усилия и старания, предоставлять возможность видеть результат труда. Очень важно воспитывать уважительное отношение к труду и взрослых,и детей.
В детском «Я сам!» проявляется стремление к самостоятельности. Это одно из ценных свойств психики развивающегося ребенка. Оно проявляется очень рано. Надо непременно поддерживать это стремление.
«Я сам!» - это стремление к самоутверждению, осмысливанию окружающего. Если постоянно тормозить это желание, то возможно такие детки будут расти пассивными, не умеющими преодолевать трудности, они ждут, что за них все сделают взрослые. Никогда не надо делать за малыша того, что он может сделать сам, - это должно стать правилом для каждого из взрослых, при условии желания сформировать у малыша активность, инициативу, усидчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности.
Ситуация: ваш малыш обул сандалики на разные ноги, надел колготки наизнанку и т. п.
Как поступить родителям? Несомненно похвалить,а затем показать как надо сделать правильно и помочь переодеться.
Совсем неправильно обсуждать ребенка в его присутствии.
Например: «Он такой у нас беспомощный!», «Он еще такой маленький!», «Наш малыш слабенький, требует особого внимания, осторожного отношения».
Любой малыш обладает большой внушаемостью, поэтому очень быстро усваивает, что он маленький, беспомощный, слабый, что взрослые должны опекать его.
Опека мешает воспитанию трудолюбия. Нормальному развитию ребенка, он растет безынициативным, безвольным, лишенным самостоятельности. Привыкая к тому, что за него делают взрослые, он ждет, чтобы его одели, накормили. В детском саду он чувствует себя, беспомощным, не умеющим не только обслужить себя, но и психологически неподготовленным к жизни в обществе сверстников.
Освобождение малыша от каких-либо трудовых обязанностей никоим образом нельзя использовать как форму поощрения. Подобное поощрение приносит вред, так как тормозит формирование трудолюбия, снижает чувство ответственности за выполнение постоянных обязанностей. Гораздо полезнее, если ребенок будет воспринимать отстранение от труда как своеобразное осуждение поступков.
Для того, чтобы вызвать у ребенка желание трудиться, воспитать интерес к бытовому труду, необходимо отмечать результаты его усилий.
Например: вместе лучше, быстрее; настоящий помощник, облегчил труд мамы, папы, замечательный старший брат, заботливая сестра и т. д.
Все качества (в том числе и трудолюбие) легче формировать у истоков жизни человека. Недооценка трудового воспитания приводит к появлению потребительства.
В. А. Сухомлинский, обращаясь к родителям, говорил: «Высшая мудрость родительской любви заключается в том, как мы, отцы и матери, умеем раскрыть перед нашими детьми подлинные источники радостей жизни, в чем видят и чувствуют дети радость бытия».