Лучший педагог года

Материалы педагогических чтений имени К. А. Миксон

Светлана Кондратова
Материалы педагогических чтений имени К. А. Миксон

«Нетрадиционная техника рисования - как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» (слайд 1).

Начну словами выдающегося советского педагога

Василия Александровича Сухомлинского: (слайд 2)

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

Публикация «Материалы педагогических чтений имени К, А, Миксон» размещена в разделах

Дети начинают рисовать, еще не умея говорить. Малыш проводит свою первую линию, ему интересен сам процесс: от его действий на листе бумаги остаётся какой-то след. Это же чудо! (слайд 3)

Самое главное, чтобы этот интерес не угас. Становясь старше, у детей возникает страх перед чистым листом бумаги. Дети боятся рисовать, потому что, как им кажется: они не умеют, и у них ничего не получится. Как же преодолеть этот страх? Один из способов, открыть ребё нку маленький секрет: «Все люди, а тем более дети умеют рисовать, только некоторые об этом либо не знают, потому, что им никто не открыл этот секрет, либо забыли, потому, что они стали слишком взрослыми.

Почему то, о чём я сейчас говорю, так важно? (слайд 4)

По моему мнению, изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов деятельности дошкольников. Она позволяет отразить свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность развивает - интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику; учит - думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Опыт работы с детьми показал, что во время занятий по изобразительной деятельности в работах детей недостаточно фантазии и творчества. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец!

Поэтому приоритетным направлением моей работы стала: (слайд 5) «Нетрадиционная техника рисования - как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Данная тема представляет особую актуальность, так как: (слайд 6)

- развивает стремление к новому, более творческому отражению ощущений,

- формирует выражение собственных мнений;

- совершенствует всестороннее и гармоничное развитие детской индивидуальности,

- способствует развитию поистине творческой личности.

О нетрадиционных техниках рисования и системе построения занятий я узнала из методической литературы, что послужило материалом исследований по данной теме: (слайд 7)

1. М. Озеровой «О детском рисовании»

2. А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,

3. И. А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»,

4. Т. Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»

5. Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду»

6. Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста»

(нетрадиционная техника, сценарии занятия, планирование).

С помощью данной литературы, я определила цель дальнейшей работы: (слайд 8)

- создать условия для развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.

Для развития творчества и системы знаний поставила перед собой следующие задачи:

- познакомить с различными видами, способами, приёмами, техниками нетрадиционного рисования;

- способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;

- воспитывать чувство прекрасного.

Уже в самом начале работы я с большим удовольствием отметила, что на занятиях с использованием нетрадиционных техник у детей развиваются познавательные способности, самостоятельность. Ребята становятся раскованнее, непосредственнее, смелее, что позволяет им не бояться нарисовать что-то не так, могут ощутить незабываемые положительные эмоции, а эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности — художественного творчества.

Уместно здесь будет вспомнить высказывание Василия Александровича Сухомлинского: (слайд 9)

«. процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

Важным, на мой взгляд, является и то, что рисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Нетрадиционные техники рисования дают возможность использовать необычные сочетания материалов и инструментов (слайды 10-11). Сколько

вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Для этого в группе, в центре изобразительной деятельности мной подобран необходимый материал : тычки с кончиками из ватно-марлевых и поролоновых шариков; палочки для процарапывания; трубочки от коктейля для выдувания; корковые пробки, пластмассовые крышки, различные трафареты, оттиски для печати; нити разной толщины; зубные щётки, расчёски, свечи. Перечислять можно много, самое главное то, что возможность выбора материалов и фантазия безгранична. Разнообразие и множество способов техник нетрадиционного рисования дают возможность детям быстро достичь желаемого результата.

Свою работу я начинала по принципу «от простого к сложному» :

-рисование пальчиками, ладошками; рисование тычками из поролона, ватными палочками (слайд 12);

-монотипия; по сырому листу; свеча+ акварель (слайд 13);

-тычок жесткой полусухой кистью; печать листьями (слайд14);

-обрывание бумаги; кляксография (слайд 15);

-цветной водой на снегу (слайд 16);

-рисование на ткани в технике «батик» (слайды 17-18);

-пластилинография (слайд 19);

-работа с коллегами в ДОУ (слайд 20).

Работая с детьми, обязательно сотрудничаю с их родителями (слайды 21-22). В процессе работы над темой по техникам нетрадиционного рисования провела:

- для родителей собрание: «Значение рисования в жизни ребёнка»;

- презентацию: «Занимательное рисование»;

- консультации: «Как научить ребёнка рисовать (игры с красками); «Памятка для родителей – не талантливых детей не бывает (советы родителям);

- круглый стол родителей и детей «Рисование без кисточки»,

где на практике родители смогли познакомиться с видами и способами разных техник, а вместе со своими детьми нарисовать картины «Мой любимый герой сказки». Важными и безусловно приятными являются выставки детского рисунка, они очень радуют детей и родителей, ребята становятся успешнее.

Из всего сказанного следует, что в свободное время ребята смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения, а с каким восторгом и желанием дети обсуждают свои работы, оформляют их в рамки, альбомы.

Благодаря таким способам рисования, дети не боятся: ошибиться, обретают уверенность, чувствуют себя маленьким художниками, появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.

Любая деятельность должна быть результативной и направлена на дальнейшие перспективы (слайд 23) :

- продолжать работу по освоению новых техник нетрадиционного рисования;

- совершенствовать умение детей объединять в одном рисунке несколько видов техники нетрадиционного рисования;

- развивать интеллект, творческую активность, умение нестандартно мыслить в своих рисунках;

- воспитывать целеустремлённость, творческую самореализацию.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что работа с использованием нетрадиционных техник рисования показывает положительную динамику, которая проявляется в продуктивной деятельности детей (слайд 24).

Это лишь малая часть в нетрадиционной технике, которую я представила в своём докладе. Огромный выбор и сегодняшние возможности дают повод для дальнейшей работы и творчества вместе с детьми. Всё в наших руках, будем творить!

Благодарю за внимание! (слайд 25)

Прикреплённые файлы:

ped-chtenija_63194.pptx | 13942,91 Кб
 
Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов ДОУМастер-класс для педагогов ДОУ Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему:«Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности для изображения зимнего пейзажа.

Техника оригами в интеллектуальном и эстетическом развитии дошкольников. Слайд 1. Техника оригами в интеллектуальном эстетическом развитии дошкольников. Слайд 2-4. Мир детства – самый лучший мир, Здесь радость.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Материалы педагогических чтений имени К. А. Миксон
Опубликовано: 27 марта 2015 в 07:25
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД