Ольга Дикушина
Конспект беседы «А как бы поступил я» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект беседы «А как бы поступил я».
Цель: Способствовать формированию у детей нравственных понятий на основе примеров из произведений художественной литературы.
Задачи:
Воспитательные: на конкретных примерах героев художественной литературы, поступках окружающих людей – друзей группы, формировать моральное представление о честности, скромности, душевной красоте, доброжелательности, сочувствии, желание прийти на помощь тем, кто попал в беду.
Публикация «Конспект беседы „А как бы поступил я“ в старшей группе» размещена в разделах
Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: лживости, себялюбию, уметь давать оценку поступкам окружающих людей, использовать подходящие в данный момент пословицы и поговорки.
Активировать речь детей существительными, определяющими нравственные качества человека. Закрепить умения делать небольшой анализ художественного произведения.
Воспитывать любовь к близким, умение заботиться о них.
Образовательные:
Продолжать учить детей узнавать писателей, художественные произведения и их героев.
Учить элементам пересказа.
Развивающие:
Активизировать речь детей существительными, определяющими нравственные качества человека.
Вспомнить названия, автора и содержание произведений, прочитанных ранее.
Развивать речевое внимание, продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, отвечать не выкрикивая, поднимая руку.
Предварительная работа: оформление «Читательского уголка», подбор книг в групповую библиотеку по теме духовно-нравственное воспитание К. Ушинского, В, Сухомлинского, Л. Н. Толстого, Н. Носова, В. Осеевой, В. Сутеева, мнемотаблицы пословиц. Чтение, рассказывание воспитателем и родителями и детьми рассказов, изготовление совместно с родителями книжек – малышек на полюбившийся рассказ, рассматривание портретов писателей и иллюстрации к художественным произведениям. Рисование по сюжетам прочитанных рассказов дома и в саду. Знакомство с пословицами и мнемопословицами.
Наглядный материал: иллюстрации к произведениям, портреты писателей, мнемопословицы.
Методы и приемы:
1. Назвать произведение и автора рассказа выбранной иллюстрации.
2. Подобрать пословицу к поступку героя рассказа, уметь объяснить ее смысл.
3. Рассказать о поступке героев выбранной иллюстрации.
4. Вспомнить случаи из жизни или представить себя в ситуации героя рассказа.
5. Активизировать речь детей существительными, определяющими нравственные качества человека.
6. Подбор антонимов: отзывчивый – равнодушный, трудолюбивый – ленивый…
7. Развивать речевое внимание, внимательно слушать рассказ друга, дополнять ответ по необходимости
8. Продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, поднимать руку, не выкрикивать с места.
Ход беседы:
Дети заходят в группу, на столах разложены иллюстрации к прочитанным произведениям К. Ушинского, В, Сухомлинского, Л. Н. Толстого, Н. Носова, В. Осеевой, В. Сутеева, мнемотаблицы пословиц.
В: ребята, мы с вами прочитали много разных книг и рассказов, по поступкам героев мы подбирали пословицы. А каких авторов произведений вы помните?
Дети перечисляют.
В: на столах вы видите иллюстрации к некоторым из прочитанных рассказов и пословицам. Сейчас каждый выберет себе иллюстрацию и подберет к ней пословицу.
Дети выбирают иллюстрации и мнемопословицы, садятся на стульчики в «Читательском уголке».
В: Давайте побеседуем по вашим иллюстрациям, надо назвать автора и название произведения, объяснить, как вы понимаете выбранную пословицу, почему вы выбрали именно ее. Рассказав о сюжете произведения, о поступках героев, мы представим себя в ситуации героя рассказа и подумаем, а как бы Я поступил в этой ситуации и попал бы я в эту историю или бы поступил по-другому.
Макар: я выбрал иллюстрацию к рассказу Валентины Осеевой «Сыновья». Мамы хвалили своих сыновей, хвастались перед дедом, но мальчики оказались лентяями, только хвалились своими талантами, все веселились, не помогали родителям. И только один мальчик из троих взял у мамы тяжелые ведра с водой, он оказался трудолюбивым, внимательным к своей маме, почтительным и внимательным. Поэтому дед увидел только одного настоящего, заботливого сына.
В: Макар, а как бы ты поступил в этой ситуации?
Макар: я всегда помогаю своей маме и деду, мы вместе с мамой готовим кушать, а с дедом ремонтируем что- нибудь, что бы маме было легче и она могла отдохнуть.
В: ребята, как можно назвать Макара по его поступкам, какой он сын?
Д: Макар трудолюбивый, заботливый, добрый, отзывчивый, внимательный, любящий сын.
В: хорошо, Макар, а какую пословицу ты выбрал к этому рассказу?
Макар: О любви к маме говорят дела, а не слова.
Это значит, что мальчик не стал хвалится, что он умеет делать, а а взял и помог своей маме, потому, что ведра тяжелые и у мамы стала болеть спина. Этим он показал, как он любит свою маму.
В: Молодец, Макар! Ребята, может вы еще какую пословицу вспомнили к этому рассказу?
Д: чем хвалиться силой, лучше слабым помоги. Не велико дело, велика помощь.
В: хорошо, кто следующий хочет рассказать о выбранной иллюстрации и пословице?
Аксинья: я выбрала иллюстрацию к рассказу Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек». Этот рассказ о семье, где жил дед, его сын с женой и внучек, дед был старый и беспомощный, дети его ругали, плохо ухаживали за ним, но потом они поняли, что подают плохой пример для своего сыночка. У меня тоже есть старенькая бабушка, мы ее любим, помогаем что- нибудь делать, если ей тяжело, заботимся о ней.
В: правильно, Аксинья. А какую пословицу ты подобрала к этому рассказу?
Аксинья: устами младенца гласит истина. Это значит, что маленький внучек что увидел, то и сказал, как научили его родители поступать, так он и будет делать.
Д: Не смейся над старым - сам будешь стар. Что посеешь, то и пожнешь.
Каждый ребенок рассказывает о выбранной иллюстрации и мнемопословице, дети слушают, дополняют, подбирают слова, определяющие нравственные качества человека.
Воспитатель приглашает детей посмотреть на книжную полочку.
В: вот сколько книг мы с вами и родителями прочитали. Эти книги живут в нашем «Читательском уголке», вот они. А мы будем стараться быть добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, для этого нужно много трудиться над собой, учить себя правильно поступать, говорить и даже думать.
Всегда, когда нам будет трудно, мы посмотрим на нашу полочку, на книги и вспомним добрые правила жизни, которые помогут нам сделать мир вокруг себя добрее! И в этом нам помогут наши книги.
Ходят сказочки по свету,
Чтобы их читали дети,
В сказках чтоб добру учили,
И как в доброй сказке жили.
Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом, как поле с плугом.
Как ветер с морем, трава с дождями.
Как дружит солнце со всеми нами!
На этом наша беседа закончена, давайте соберем все иллюстрации и мнемопословицы в папки и положим их на книжную полочку, чтобы они нам помогали в будущем.
Картотека художественной литературы
в старшей группе по нравственному воспитанию
Составил: Дикушина О. В.
Картотека художественной литературы
в старшей группе по нравственному воспитанию
Нравственное воспитание
рнс «Лиса и кувшин» обр. О. Капица Воспитание добрых чувств; формирование представлений о жадности и глупости
рнс «Крылатый, мохнатый и маслянный» обр. И. Карнаухова Учить детей понимать характер и поступки героев
X. Мякеля. «Господин Ау» (главы, пер. с фин. Э. Успенского
рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;
рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Воспитывать нормы нравственного поведения
рнс «Царевна-лягушка» обр. М. Булатов Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи.
Б. Шергин «Рифмы» Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям
рнс «Сивка-бурка» обр. М. Булатов Формировать у детей умение оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним
рнс «Финист-ясный сокол» обр. А. Платонов Воспитывать чувство сострадания к окружающим
В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» Воспитывать внимательность, любовь, сострадание к ближнему товарищу
С. Михалков «А что у вас?»
ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным
«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;
воспитывать в себе умение сопереживать, выть щедрым, не завидовать другим; воспитывать самоуважение, взаимопомощь в работе.
«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).
В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы) Чувствовать и понимать характер образов литературного
произведения
Л. Толстой «Косточка» Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье.
Л. Толстой «Прыжок» Пробудить в детях сопереживание герою рассказа
Н. Носов. «Живая шляпа»; Формировать представления детей о нормах нравственности с помощью детской литературы.
С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза» Формировать умение оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками
А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр., пер. со швед. Л. Лунгиной
К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания
Мицкевич Адам «Друзьям»
Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость»
П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чувство доброты, заботы о слабых
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Воспитывать культуру поведения, дружбу, взаимопомощь, заботу о близких
В. Катаев. «Цветик-семицветик» Формировать умение представлять особенности своей личности в кругу сверстников, отражая достижения и причины возможных затруднений.
Ребенок в семье и в обществе рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Познакомить с разными семейными взаимоотношениями
Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша» Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
В. Драгунский «Денискины рассказы» Формирование представлений о характерных качествах мальчиков и девочек.
А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы)
Учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев
Е. Григорьева «Ссора» Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками; доброжелательного отношения к противоположному полу
А. Барто «Вовка - добрая душа»
Е. Благинина «Посидим в тишине» Продолжать формировать представление детей о добром отношении к маме
А. Усачёв «Что такое этикет» Продолжать обучение культуре речевого общения в детском саду и дома
«Крупеничка» Н. Телешов Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям