Ирина Степанюга
Медиакомпетентность воспитателей дошкольного образовательного учреждения при создании электронных презентаций
▼ Скачать + Заказать документы
Медиакомпетентность воспитателей ДОУ при создании электронных презентаций
Введение
(Слайд 1)
Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно - коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.
Публикация «Медиакомпетентность воспитателей дошкольного образовательного учреждения при создании электронных презентаций» размещена в разделах
В настоящее время тема «Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ» актуальна и на данный момент недостаточна изучена. С развитием современной информационной технологии, система «ребенок и компьютер» быстро превращается в проблему, которая касается всех членов общества. Воздействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено и использовано дошкольным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество требует знаний работы с компьютером.
Компьютер: ЗА и ПРОТИВ
(слайд 2)
С тех пор, как ребенок впервые сел к монитору компьютера, ведутся споры о пользе и вреде раннего обучения детей играм по определенным правилам и азам компьютерной грамотности.
Аргументы «за», выдвигают многие педагоги и родители, говоря о том, что компьютер способствует интеллектуальному росту ребенка, так как развивает важнейшие операции мышления.
У детей, периодически проводящих время за компьютером, очень рано развивается так называемая «знаковая функция сознания», улучшаются и развиваются память, внимание, мышление, пространственная ориентировка, развивается моторика, формируется познавательный интерес, а развитие этих качеств во многом обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.
Но, наряду с этим, есть и аргументы против (слайд 3). Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютеры, порой в ущерб чтению книг, общению с окружающими людьми, природой, двигательной активности, необходимым для гармоничного развития личности.
Озабоченность здоровьем детей высказывают медики, приводя немало аргументов «против»раннего обучения ребят дошкольного возраста информатике: воздействие электромагнитного излучения монитора, сидячее положение в течении длительного времени и как следствие этого – появление утомления, нервно – эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки. Этот вопрос особенно актуален в последнее время в связи с повсеместным внедрением здоровье – сберегающих технологий.
Из этого напрямую следует, что «виртуальный мир» скорее опасен для физического и психологического здоровья ребенка, чем полезен.
Так вопрос: компьютер : вред или польза? остается открытым. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, пренебрегая здоровьем будущего поколения, но и нельзя забывать, что компьютеры – это наше будущее. Значит, нужна «золотая середина».
А чтобы найти эту «середину», необходимо учитывать следующие рекомендации по использованию ИКТ:
(Слайд 4, 5)
•Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз.
• Непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих, после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.
•Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.
• Самые жесткие требования необходимо предъявлять к монитору. Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности.
• Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.
• Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора.
С учетом выполнения этих рекомендаций учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства: применение цвета, графики, звука, моделирования различных ситуаций и сред, развивая при этом творческие и познавательные способности детей дошкольного возраста, вызывая интерес к изучаемой теме.
Наиболее удачно в нашу непосредственно образовательную деятельность вписываются использование картинок, музыки и презентаций.
Общие требования к использованию рисунков и фотографий:
• четкость, качество исполнения самих фотографий и рисунков (слайд 6, 7)
• соответствие фотографий, рисунков текстовому содержанию;
• понятные, доступные по содержанию и возрасту детям, соответствующие образовательной задаче и цели (слайд 8)
• разумное дозирование количества фотографий и рисунков.
Грамотно подобранное изображение усиливает внимание, положительно влияет на понимание содержания учебного занятия, положительно влияет на эмоциональный фон занятия (мероприятия).
Требования к использованию музыки
Музыка также должна соответствовать теме деятельности, при этом во время продуктивной деятельности детей желательно использовать ее без слов, чтобы не отвлекать от темы, поддерживать психоэмоциональное состояние в течении всей деятельности. Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка. Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям (например, музыка изобразительного характера — "дождик", "ветер качает листики", "зайчик прыгает" и т. д. — для малышей и более сложная по художественному образу, настроению — в соответствии с музыкой — для старших)