Мелкая моторика и речь человека тесно связаны друг с другом

надежда гурина
Мелкая моторика и речь человека тесно связаны друг с другом

В. М. Бехтерев «Пальцы помогают говорить»

Учёные доказали тесную связь развития общей и мелкой моторики с развитием речи у детей, так как речевой центр головного мозга расположен рядом с моторным центром. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется, поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

Для детей с недоразвитием речи характерны нарушения внимания, памяти, быстрая утомляемость, поэтому на логопедических занятиях

вся работа строится в игровой форме, понятной и интересной ребенку, нужны сюрпризные моменты, для этого я использую фигурные дыроколы. Дети с удовольствием вырезают различные фигурки, а затем наклеивают их.

Занятия превращаются в «творческие мастерские», при этом достигаются хорошие результаты развития речи. Используя фантазию, можно придумывать различные задания для индивидуальных и подгрупповых занятий:

- для автоматизации звуков в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях;

- для дифференциации звуков;

-для развития фонематических процессов;

-для развития лексико-грамматических категорий;

-для развития высших психических функций;

-для обучения грамоте;

-для изготовления детских поделок;

Предлагаю вам познакомиться с некоторыми приёмами использования фигурного дырокола на занятиях.

Мелкая моторика и речь человека тесно связаны друг с другом

1. Использование дырокола в организационных моментах.

Например, тема «Фрукты».

Дети заходят на занятие и называют различные фрукты, нажимают на дырокол, получают фигурку. Затем педагог загадывает загадку (в данном случае про яблоко, дети отгадывают и приклеивают фигурки на заранее приготовленную картинку. В конце занятия каждый ребёнок называет фрукт, который он «называл дыроколу».

2. Автоматизация звуков.

Если ребёнок правильно называет заданный звук, то нажимает на дырокол. Затем образующиеся фигурки достаёт, считает, приклеивает.

При автоматизации звука ребёнок чётко произносит слово, придумывает словосочетания, предложения с заданным словом

(можно использовать картинки).

Интересно использовать получившиеся фигурки при изучении предложных конструкций: ребёнок приклеивает бабочку и чётко произносит: «Бабочка села на чашку» и т. д.

3. Дифференциация звуков.

Задание: «Наряди ёлку снежинками» (дифференциация с-ш)

Ребёнок проговаривает чётко слово СНЕЖИНКА и нажимает на дырокол. Получившиеся снежинки приклеивает или раскладывает на ёлке, подбирает к каждой снежинке слова-действия, слова-признаки.

4. Обучение грамоте.

Выкладывание букв.

На трафарет буквы дети приклеивают фигурки, называя слова, начинающиеся на заданный звук (можно сначала предложить отобрать картинки).

5. Слоговой анализ слов.

Сделать и приклеить под картинки столько фигурок, сколько слогов в слове.

6. Дифференциация твёрдых и мягких звуков.

Сирий цветочек под картинку с заданным твёрдым согласным звуком, зелёный-под картинку с мягким согласным.

7. Звуковой анализ.

На гласный звук - красный цвет, на твёрдый согласный - синий цвет,на

мягкий согласный - зелёный цвет фигурки.

Педагог проводит звуковой диктант, дети вырезают с помощью дырокола фигурки соответствующего цвета. Усложнение - диктант слов (анализ первого звука в слове, последнего звука в слове).

8. Детские поделки.

Надеюсь, что данный материал будет вам полезен и поможет разнообразить ваши занятия. С уважением учитель-логопед Гурина Надежда Викторовна.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Что такое мелкая моторика?» Вот и стал Ваш ребенок воспитанником детского сада. Он посещает наше дошкольное учреждение, где ему приходится на некоторое время оставаться.

Консультация «Мелкая моторика для детей от 3 до 5 лет» Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений.

Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика и мелкая моторика как средство формирования правильного звукопроизношения у детей»Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика и мелкая моторика как средство формирования правильного звукопроизношения у детей» Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Речевое развитие структурная единица развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС»Проблема.

Консультация для воспитателей «Мелкая моторика рук «10 волшебных пальчиков» Тема: “Мелкая моторика рук, 10 волшебных пальчиков ”. Цель работы: Закрепить навыки манипуляции мелкими предметами. Задачи:.

Планирование «Мелкая моторика» в первой младшей группе ОКТЯБРЬ[/b] ШНУРОВКИ – постоянно ТЕМА 1. Нанизываем кольца. Задачи: • формировать умение нанизывать кольца на стержни; • развивать глазомер;.

Продолжаем развивать мелкую моторику рукПродолжаем развивать мелкую моторику рук В продолжении предыдущей темы хочется сказать,что, конечно же не интересно и ужасно не хочется самому застёгивать пуговицы, зашнуровывать.

Речь и мелкая моторика Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором.

Мелкая моторика развивает малышаМелкая моторика развивает малыша «Движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей.

Мелкая моторика и координация движений пальцев рук как условие развития речи детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным.

Мелкая моторика как средство формирования и развития правильной речи у дошкольниковМелкая моторика как средство формирования и развития правильной речи у дошкольников Воспитатель Титова Надежда Аркадьевна Тема самообразования: «Мелкая моторика, как средство формирования и развития правильной речи у дошкольников».

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Весна
Автор публикации:
Мелкая моторика и речь человека тесно связаны друг с другом
Опубликовано: 18 марта 2016 в 19:29
+134Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 69.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября. Выставка чайных домиков на МААМ

Чай появился в русской кухне относительно недавно, но быстро завоевал популярность и стал любимым напитком. В России он не только обязательный элемент повседневного и праздничного застолья, но и отдельная...

16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

Фотозарисовка «Осенняя пора…» Часть 2
Фотозарисовка «Осенняя пора… ». Часть 2. Осенняя пора вдохновляла многих великих людей замечать ее необычный шарм и обращать внимание на преобладающую...