Получи документы

Рекомендации для воспитателей Региональный компонент в программу «Юный эколог». Вариативная часть программы

Ирина Тимофеева
Рекомендации для воспитателей Региональный компонент в программу «Юный эколог». Вариативная часть программы
▼ Скачать + Заказать документы

Данное пособие посвящено экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера, включает в себя практический материал совместной деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» и эколого-просветительского центра «Таймыр» заповедника «Путоранский»: конспекты экологических занятий, конспекты занятий по продуктивной деятельности, дидактические игры. Пособие адресовано практикам дошкольного воспитания.

ВВЕДЕНИЕ

Публикация «Рекомендации для воспитателей Региональный компонент в программу „Юный эколог“, Вариативная часть программы» размещена в разделах

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильное отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Такое отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении. Чтобы вызвать у человека глубокое, длительное чувство к природе, необходимо предоставить ему возможность получить свой собственный опыт от общения с ней.

Использование различных компонентов экологического пространства нашего ДОУ (зимнего сада, декоративного пруда, аквариума, сельского уголка, уголка леса, экологического музея) позволяет проводить наблюдения, опыты, эксперименты, выставки, конкурсы, театрализованные представления экологического содержания. Интеграция различных видов детской деятельности на экологической тропинке в здании детского сада способствует повышению эффективности экологического образования в ДОУ.

Климатические и природные условия Норильска не позволяют организовывать полноценные наблюдения на участке детского сада и экскурсии за его территорией: в городе практически нет скверов и парков, на участке детского сада флора представлена единичными растениями, представителей фауны трудно увидеть даже в летний период.

Технология С. Н. Николаевой «Юный эколог» допускает использование педагогами своих приемов (не меняя стержня программы, с учетом своего опыта, уровня развития детей, конкретного природного окружения.

Условия микросоциума позволили нам наладить сотрудничество со специалистами заповедника «Путоранский», которые наблюдают и изучают в живом уголке птиц и животных, попавших в беду в естественных условиях тундры. Посещение заповедника детьми, непосредственное общение с объектами природы под руководством компетентного сотрудника – хорошее условие для формирования осознанно-правильного отношения к объектам природы, которое рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: появления и поддержания интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту.

Расширение образовательного пространства через интеграцию деятельности педагогов, воспитанников, родителей, сотрудников заповедника способствует

комплексному развитию экологического сознания дошкольников.

Задачи

• Развитие чувственного восприятия детей.

• Развитие эмоционального отношения к природе, отклика на любые проявления животных и растений, их красоту.

• Формирование знаний об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ.

• Формирование на основе полученных знаний понимания конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильной оценки и адекватного реагирования.

• Поддержка и поощрение самостоятельной деятельности детей, наполненной экологическим содержанием: наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

• Вовлечение родителей в образовательный процесс.

• Развитие познавательных творческих способностей детей.

• Развитие социальной компетентности и коммуникативных навыков детей.

Принципы осуществления образовательного процесса

Краеведение (изучение природы родного края) * Формирование понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения объектов и явлений окружающей природы.

* Использование имеющейся у детей информации для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности (деятельностный подход).

* Создание благоприятных условий для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявить свою индивидуальность (что в значительной степени стимулирует его саморазвитие).

Педоцентризм (позитивный центризм) * В содержание вариативной части программы отбираются наиболее актуальные для детей 5-7 лет знания.

Природособразность * Соответствие экологического образования законам развития детского организма.

Научность и доступность понятий * На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания, что обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания.

Принцип «спирали» * Обращение к одной и той же теме с целью развития внимания и сохранения интереса. Представления и понятия углубляются и расширяются, дети учатся применять более сложные приемы и методы исследования.

Интеграция * Соединение всей воспитательно-образовательной работы в единое целое. Каждая тема закрепляется в различных видах деятельности. Итоги работы по теме подводятся во время общих праздников, деловых игр или викторин.

Блоки Содержание деятельности

1 блок

Диагностическая деятельность Диагностика уровня экологической воспитанности дошкольников

(2 раза в год - в начале и в конце учебного года):

1. Определение уровня сформированности экологических знаний дошкольников.

2. Выявление реального отношения дошкольников к объектам природы, проявляющееся в делах и поступках.

2 блок

Учебно-познавательная деятельность Разделы программы «Юный эколог» Занятия

с региональным компонентом

Многообразие животных и их связь со средой обитания.

Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания.

Жизнь растений и животных в сообществе. • Зимующие и перелетные птицы севера.

• Эти разные хищники.

• Мама-мышка (рождение живых детенышей, забота о них).

• Весна в тундре (с использованием видеозаписи).

• Пищевые цепочки в тундре (флора тундры - лемминг - сова).

• Животные-приживальщики.

• Тундра как экосистема. Этажи тундры. Создание макета.

• Северные олени и хищники (с использованием видеозаписи).

3 блок

Совместная деятельность воспитателя с детьми Экологическое воспитание необходимо осуществлять в процессе интеграции различных видов деятельности.

• Экскурсии («Мир природы Таймыра» - в музее истории освоения и развития НПР; «В гости к овцебычку Грише» - на загородной летней даче заповедника «Путоранский).

• Опытническая и практическая деятельность (выращивание травы и овощей в мини-лаборатории в зимнем саду и мини-теплице на участке ДОУ для обитателей зимнего сада).

• Проблемные ситуации.

• Продуктивная деятельность.

• Дидактические и сюжетно-ролевые игры.

• Чтение литературы.

Работа с книгой Н. Сладкова «С севера на юг»: чтение рассказов, беседы о прочитанном, пересказ, драматизация произведений.

• Рассказы воспитателя.

• Просмотры видеофильмов и телепередач.

• Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

• Экологические сказки.

• Экологические конкурсы:

- («Удивительный сучок», «Композиция из природного материала»).

- Конкурс краеведа (из палочек, чешуек, шишек и желудей «нарисовать» на песке какое-либо животное, птицу или рыбу севера).

• Экологические викторины («По страницам Красной книги», «Полна чудес северная природа», КВНов («Птичьи разговоры», «Животные тундры»).

• Постановки экологических спектаклей.

• Создание рукотворных книг «Животные севера», «Птицы севера».

• Игры и задания на развитие интеллектуальных и творческих способностей (ребусы, кроссворды, элементы ТРИЗа, моделирование) и др.

• Природоохранные акции.

• Общие праздники, на которых подводятся итоги работы по теме:

- «Разговоры в тундре». Театрализованное представление по произведениям Н. Сладкова «С севера на юг» (диалоги животных, рубрика «А вам слабо).

- Полезные дети тундры (театрализованное представление).

-1 апреля – День птиц. Развлечение «По страницам книги о птицах севера» (рисунки, фотографии, детское словотворчество, познавательный материал). Дети подготовительной к школе группы дарят книгу детям старшей группы. Развлечение «Жаворонки прилетали, весну зазывали».

4 блок

Сотрудничество с семьей

• Анкетирование родителей «Давайте познакомимся»:

- «Семья и природа»;

-«Взаимодействие родителей и педагогов в вопросах экологического воспитания дошкольников».

• Наблюдения родителями деятельности детей экологического содержания (дежурство в уголке природы, экологические занятия в зимнем саду, заповеднике, экологическом музее, работа в мине-теплице на участке детского сада и т. д.).

• Родительский уголок – помещение интересной информации по вопросам экологического воспитания, успехи и достижения детей, знакомство родителей с предстоящей деятельностью детей через информационный листок «Неделька в детском саду».

Консультации для родителей («В музей вместе с ребенком», «Досуг с ребенком в тундре», «Ваш домашний питомец»).

• Рекомендации и советы по воспитанию в детях любви и интереса к природе через совместное чтение и обсуждение пособия «Любовь к природе воспитываем с детства» С. Н. Николаевой.

• Совместные задания для родителей и детей по наблюдению за животными и растениями.

• Заметки в экологическую страничку общесадовской газеты «Василек».

• Экологические гостиные на темы: «Общаемся с природой по правилам», «Экология жилища», «Проблема мусора. Решить мы это можем?», «Здоровое питание в каждый дом» и др.

• Праздники с участием родителей (см. 3 блок).

• Участие родителей в подборе литературы, видео и иллюстративного материала.

• Выставки художественного творчества детей и родителей:

- «Этажи тундры» - семейные проекты

- «Обитатели северных озер»

- «Золотая тундра» - фотовыставка

- «Лесные фантазии» - из природного материала.

Конспекты экологических занятий

Олени и хищники

Цель занятия:

сформировать у детей представление об экологии северного оленя, особо акцентируя положительное влияние на популяцию хищничества волка.

Метод:

игра с принятием некоторых ролевых установок (играющие принимают роли северного оленя, путешествующего по тундре).

Оборудование и материалы:

видеомагнитофон, видеофильм «Странники севера», рисунки «Северный олень», «Лесной олень», «Ягель», книга «Природа севера земли», 2 комплекта игры «Путешествие северного оленя».

Цепи питания

Цель занятия:

Продолжить у детей формирование представлений о пищевых цепочках на примере пищевых цепей тундры.

Метод:

Беседа, игра. Активная подвижная игровая атмосфера предполагает, что учащиеся принимают ролевые установки элементов цепей питания.

Оборудование и материалы:

Рисунки «Северный олень», «Волк», «Песец», «Полярная сова», «Лемминги», «Куропатка», «Ягель», «Трава». Кубики "Пищевая пирамида" Карточки для игры «Построй цепочку».

Птицы Таймыра

Цель занятия:

Сформировать у детей представление об орнитофауне Таймыра и экологии некоторых ее представителей.

Метод:

Беседа, подвижная игра.

Оборудование и материалы:

Рисунки: «Ушастая сова», «Полярная сова», «Куропатка», «Чайка», «Краснозобая казарка», «Гусь-пискулька», «Кулик», «Пуночка», «Мохноногий канюк», «Сокол-сапсан», «Птицы Таймыра». Карточки для игры «Найди свой хвост».

Этажи тундры

Цель

- формировать у детей представление о жизни животных в тундре, их приспособленности к зимнему периоду;

- знакомить детей с тем, что животные живут на разных этажах тундры – там, где они находят пищу;

- учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы;

- воспитывать доброжелательное отношение к животным, желание помогать в трудных зимних условиях.

Конспекты занятий по продуктивной деятельности

Создание макета «Северные просторы»

Программное содержание:

- Упражнять в умении создавать из подручного и природного материала макет местности, с обитателями северного края

- Развивать творчество, воображение

- Продолжать знакомить с обитателями родного края

- Продолжать формировать представление о среде обитания северных животных

- Воспитывать уважение, бережное отношение к природе родного края.

Материалы: Иллюстрации, фотографии, репродукции северных художников «Край мой», природа крайнего севера, обитатели северных широт.

Природный материал: камни необычной формы, веточки, сухие листья, мох; подручный материал: пенопласт, потолочная плитка.

Краски, кисти, клей, ножницы, клеенка, салфетки.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций по теме, рассматривание фотографий и выделение особенностей внешнего вида северных животных, установление взаимосвязи особенностей внешнего вида со средой обитания, определение особенностей взаимодействия северных животных друг с другом,

чтение рассказов и сказок о северных животных,

беседы по теме

Рисование «Хозяин северной пустыни»

Программное содержание:

- Продолжать учить передавать различными способами особенности внешнего вида белого медведя.

- Упражнять в умении подбирать слова для описания внешнего вида, использовать это в своей продуктивной деятельности.

- Продолжать формировать представление об особенностях внешнего вида и повадках белого медведя, взаимосвязи внешнего вида с особенностями жизни животного

- Закреплять представление о среде обитания белого медведя.

Материал: Репродукции, иллюстрации с изображением белого медведя в естественных природных условиях, игрушка белого медведя (как можно более реалистичная, кусочки меха, краски, кисти различной толщины, бумага, палитры, шаблоны.

Предварительная работа: Беседы об обитателях северных широт,

познавательные беседы о жизни белого медведя, чтение рассказов, рассматривание иллюстраций, определение особенностей внешнего вида животного: широкие лапы, маленькая голова, толстая шерсть.

Оформление фотовыставки «Край мой северный»

Программное содержание:

- Продолжать привлекать детей к дизайнерскому оформлению помещений детского сада, к созданию экологического музея в детском саду.

- Познакомить с видом оформления фотовыставок – диарамы

- Упражнять в умении подбирать необходимый природный (и подручный) материал для создания многоплановости композиции.

- Воспитывать любовь, уважение, бережное отношение к природе родного края.

Материалы: Фотографии с видами природы родного края; природный материал: камни, веточки, сухие листья, сухостой, мох и др. ; фоторамки объёмные; ножницы, клей.

Предварительная работа: Познавательные беседы по экологии об обитателях тундры – животных и растениях; рассматривание иллюстраций, фотографий и репродукций с видами природы родного края; выявление некоторых особенностей природного окружение мест обитания животных, роста растений (например, пестрая птичка кулик имеет маскировочную окраску, прячется в высокой траве и т. д.); рассматривание многоплановых композиций разного содержания; беседы об особенностях этого вида оформления; создание своих многоплановых картин, макетов

Создание коллективного коллажа «Этажи тундры»

Программное содержание:

- Продолжать учить создавать коллективный коллаж на заданную тему.

- Продолжать учить выделять особенности внешнего вида и приспособлений к среде обитания животных тундры.

- Продолжать знакомить с понятием природные этажи, на примере тундры.

- Упражнять в умении понимать и соотносить понятия «этажи леса» и «этажи тундры»

- Продолжать формировать представление о понятии многоярусность

- Закрепить знание животных и растений населяющих местность тундры.

- Воспитывать экологическую грамотность, прививать экологическую культуру.

Материалы:

Большой лист, краски, кисти различной толщины, карандаши, клей, ножницы, салфетки, картинки, иллюстрации из журналов с изображением животных севера, фотографии и репродукции природы севера-тундры.

Предварительная работа:

Чтение произведений о природе В. Бианки, М. Пришвина; Н. Сладкова. Рассматривание картин, книжных иллюстраций «этажи леса»; Дидактическая игра «Кто где живет»; Рассматривание, описание животных крайнего севера; Составление пищевых цепочек; рисование животных тундры; подбор картин и иллюстраций с изображением животных тундры.

Лепка «Птицы севера»

Программное содержание:

- Упражнять в умении отображать особенности внешнего вида (форма тела, величина, характер перьевого покрытия) в своей продуктивной деятельности

- Продолжать формировать представление об особенностях внешнего вида и повадках птиц севера, взаимосвязи внешнего вида с особенностями жизни птиц

- Упражнять в умении подбирать слова для описания внешнего вида, использовать это в своей продуктивной деятельности.

- Продолжать знакомить с видами птиц северных широт, их названиями, особенностями внешнего вида, места обитания, повадками.

- Воспитывать бережное отношение, любовь к родной природе.

Материалы:

Картинки, открытки, фотографии с изображением птиц севера, пластилин, стеки различной формы, величины, салфетки, доски для лепки, общая подставка для выставки готовых работ, природный материал для работы и оформления (веточки, перья, сухая трава, подручный материал (проволока)

Предварительная работа:

Познавательные беседы по экологии о птицах северных широт; рассматривание иллюстраций, фотографий с видами птиц родного края; выявление некоторых особенностей внешнего вида птиц севера, мест обитания рассматривание альбома «Птицы севера»,

дидактическая игра «Чей дом?», подвижная игра «Перелетные, не перелетные», рисование птиц и животных родного края, лепка «Птица счастья», «Птицы в гнездах»

Дидактические игры

«Звери заблудились»

Цель: - Формировать представление о взаимосвязях и взаимодействии животных со средой обитания.

- Развивать умение использовать в игре знания о ресурсах тела животного и ресурсах внешней среды.

- Продолжать знакомить с обитателями родного края.

- Продолжать формировать представление о среде обитания северных животных.

- Воспитывать уважение, бережное отношение к природе родного края.

- Развивать творческое воображение.

Описание игры: Детям раздаются большие карточки с изображением природы тундры и леса. На столе, отдельно, лежат маленькие карточки с изображением животных тундры и леса. Дети по очереди берут маленькую карточку и «заполняют» большую, накладывая на нее маленькие.

«Четвертый лишний»

Цель: - Закреплять умение классифицировать животных: звери, рыбы, птицы, насекомые.

- Упражнять в умении выделять лишнее, объяснять свой выбор.

- Закрепить знание названий животных Севера.

- Закреплять знания о взаимосвязях и взаимодействии животных со средой обитания;

Описание игры: На поле, поделенное на сектора, ведущий выкладывает карточки по 4 на каждый сектор (3 карточки с изображением одного вида животных и 1 – другого). Каждый играющий по очереди вращает стрелку и называет лишнее животное, в случае правильного ответа и называния животных, забирает карточку себе. Ведущий подкладывает следующие карточки. Игра продолжается до тех пор, пока не кончатся карточки в общей «кассе». Выигрывает тот, у кого больше карточек с «лишними» животными.

«Животные Севера»

Цель: - Закрепить знание особенностей внешнего вида животных Севера.

- Закрепить знание названий животных.

- Закреплять умение собирать целое из частей.

- Развивать память, воображение.

Описание игры: Разрезные картинки лежат на столе в общей «кассе». Играющие по очереди выбирают составляющие своей картинки. Выигрывает тот, кто быстро и правильно собрал свое животное, назвал его.

«Накорми зверя»

Цель: - Формировать представление о взаимосвязях и взаимодействии животных со средой обитания;

- Закреплять знание пищевых цепочек животных, упражнять в умении их составлять.

- Закреплять умение классифицировать животных на хищников и травоядных.

- Закрепить знание названий животных Севера.

- Развивать память, логическое мышление.

Описание игры: У каждого игрока карточка с изображением животного Крайнего севера. В общей «кассе» лежат карточки с изображением пищи животных. Игроки по очереди выбирают карточки с изображением пищи своего животного.

Список литературы

Мартыненко М., Назарова Э. Праздник птиц. // Ребенок в детском саду. 2006 - № 1.

Мутик М. Сценарий театрализованного представления. // Дошкольное воспитание. 1995 - № 11.

Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной к школе группы детского сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С. Н. Николаева. - М. : Просвещение, 2002.

Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей групп детского сада: кн. для воспитателей дет. сада / С. Н. Николаева. - 5 - е изд. - М. : Просвещение, 2004.

Николаева С. Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. - М. : Мозаика - Синтез, 2002.

Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. - М. : Мозаика-Синтез, 2004.

Павлова Л. Игры как средство экологического воспитания. // Дошкольное воспитание. 2004 - № 7.

Сладков Н. И. С севера на юг. – М. : Малыш, 1987.

Публикации по теме:

Региональный компонент «Кузбассу — 75 лет»Региональный компонент «Кузбассу — 75 лет» Хоть мы и маленькие но тоже участвуем в жизни страны. Кузбасс - мой край родной автор: Лидия Некрасова Люблю тебя, мой край родной, Твои.

Доклад «Опыт работы по реализации программы С. Н. Николаевой «Юный эколог» в детском саду» Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя… Взаимодействие.

Региональный компонент в предметно-развивающей средеРегиональный компонент в предметно-развивающей среде Региональный компонент в предметно-развивающей среде. Мы живём в Ростовской области. Наш край богат историей живших здесь казаков. Так хочится.

Национально-региональный компонент РСО-АланияНационально-региональный компонент РСО-Алания Северная Осетия – край белоснежных гор – великанов, солнечных долин, бурных рек, ледников и хвойных лесов. «…До конца своих дней Благодарен.

Перспективно-тематический план по окружающему миру. Вариативная часть программы (средний дошкольный возраст) № Месяц Тема занятия Цель занятия Источник 1. Сентябрь 1. «От шалости до беды» (беседа) Дать представления о возможных негативных последствиях.

«Юный эколог». План кружковой работы Актуальность: Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость.

Об использовании технологии сторителлинг в курсе программы «Юный эколог» Применение технологии сторителлинг в содружестве с экологическими методами в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Юный эколог»Пашкина.

Проект «Региональный компонент на основе проектно-исследовательской деятельности для детей 6–7 лет» Тема: «Региональный компонент в образовательном процессе» воспитатель Желнова Е. В. 1 слайд название-Региональный компонент в образовательном.

Проект «Юный эколог»Проект «Юный эколог» В наше время проблема экологического воспитания детей не только не потеряла свою актуальность, а наоборот, входят на первый план. Ознакомление.

Региональный компонент в подготовительной группе Реализация регионального компонента в подготовительной группе компенсирующей направленности "Красота родного края, открывающаяся благодаря.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для воспитателей Региональный компонент в программу «Юный эколог». Вариативная часть программы
Опубликовано: 5 марта 2018 в 08:33
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации для воспитателей Региональный компонент в программу «Юный эколог». Вариативная часть программы» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Тимофеева (УИ 493390) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД