Глазнева Анжелика Николаевна
Консультация для родителей «Словесные и дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Словесные и дидактические игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста
План
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.
Задачи: познакомить родителей с дидактическими и словесными играми по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.
1. Характеристика речевого развития детей 4 - 5 лет
(педагог по развитию речи: Г. В. Фесенко).
2. Роль семьи в развитии речи ребенка
Публикация «Консультация для родителей „Словесные и дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Словесные игры
- Темочки
(педагог по развитию речи: Г. В. Фесенко).
3. Словесные игры и дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста (педагог по развитию речи: Г. В. Фесенко).
4. Слайд – шоу «Вот как мы играем!» (воспитатели)
5. Практикум (с родителями)
6. Презентация «Игры своми руками на «Маминой школе».
7. Памятки, буклеты для родителей (педагог по развитию речи, воспитатели).
8. Подведение итога собрания.
Уважаемые родители! Поскольку форма нашей встречи носит информационный характер, учитывая сложность восприятия педагогической информации, предлагаем Вам принять активное участие в сегодняшней тематике, делитесь с нами своим опытом и знаниями. И тогда наша встреча не перерастет в монотонную лекцию, а будет проходить живо и интересно.
1.
Характеристика речевого развития детей 4 - 5 лет
Основным направлением работы по развитию речи детей 4-5 -и лет является воспитание самостоятельности и инициативности ребенка в речевом общении с взрослым и сверстниками, обучение формам монолога.
Связная речь
Диалогическая речь – это разговор по очереди. Это умение спрашивать, отвечать. Этой речью ребенок овладевал в 3 года. В возрасте 4-5 лет ребенок уже умеет не только слушать и понимать просьбы взрослого, но и свободно общаться со сверстниками. Поэтому, в этом возрасте необходимо уделять внимание развитию монологической речи.
Монологическая речь – это относительно развернутая форма речи, умение рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, сравнивать, объяснять (составление ребенком небольших рассказов о предмете (используя схемы, мнемотаблицы, по картине, из личного опыта, умение пересказать историю, сказку, событие).
Грамматический строй речи
Грамматические ошибки в речи детей 4-го года жизни – возрастная закономерность, не зависящая от социального окружения. В том возрасте появляется большое количество морфологических ошибок, обусловленное усложнившейся структурой речи. Поэтому взрослые должны быть внимательней к речи ребенка, поправлять окончания существительных, прилагательных, глаголов во время речевого высказывания ребенка.
Словарь
Количество слов растет (словарный запас должен составлять от 4 до 5 тысяч слов, увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов. К 4- годам необходимо научить ребенка понимать смысл понятий: спереди – сзади, слева – справа; сверху-вниз, слева направо, предлогов: на – над - под - из (рассматривая картины и составляя рассказ: «Девочки идут в парк. За Юлей идет Маша, перед Катей Даша…., Учимся находить сходство и различие между предметами, составлять группы из однородных по форме, цвету, величине предметов (маленький – большой, высокий – низкий, широкий – узкий); называть предметы и материалы, из которых они изготовлены (ткань, бумага, металл, пластмасса, резина); слова, обозначающие части предметов, живых организмов, их свойства, цветовые оттенки, вкусовые качества; слова, обозначающие родовые и видовые обобщения (игрушки, одежда, обувь, головные уборы, растения, животные); слова приветствия, благодарности, извинения, эмоционального сочувствия; использовать в речи существительные, обозначающие профессии. Дети относят предметы к определенной категории (платье — одежда, ботинки – обувь и т. п.). К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении.
К пяти годам ребенок в своей речи использует как простые, так и сложные, сложноподчиненные предложения с союзами «потому что», «поэтому».
Звуковая культура речи
Современный ребенок к 4,5 – 5 годам должен овладеть всей системой родного язык: говорить связно, в среднем темпе, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм в зависимости от содержания стихотворения. А для этого язык должен быть хорошо развит. Язык - главная мышца органов речи и для него артикуляционная гимнастика так же необходима, как гимнастика для рук и ног. Исходя из собственного опыта педагогической деятельности, хочу отметить, что работа над произносительной стороной речи, необходима с раннего возраста, т. к. часто перенос ее на старший возраст не приносит желаемых результатов. Хорошо развитая речь ребенка – показатель интеллектуального развития ребенка и способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. неисправленный вовремя речевой дефект, делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным, неуверенным.
В этот период совершенствуется речевой слух детей. Дети стараются уловить в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку, рассказывая стихотворение.
Подготовка к обучению грамоте
Дети знакомятся с терминами «звук», «слово». Слова состоят из звуков. Если звуков много – слова длинные, если мало – короткие. Дети учатся сравнивать слова по протяжности (хлопками, с помощью «звуковых часов» и «звуковых линеек»). Произносят четко слова, подчеркивая первый звук в них, самостоятельно подбирать слова на заданный звук.
2.
Роль семьи в развитии речи ребёнка.
Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Родители давно признаны главными воспитателями своего ребенка. Однако часто они не уделяют должного внимания тем или иным речевым нарушениям. Как Вы думаете, почему?
Это связано с двумя причинами:
—родители не слышат недостатков речи своих детей;
—не придают им серьезного значения.
Научитесь адекватно оценивать и развивать своего ребенка. («Вспомни, как нужно сказать правильно», «Ты ошибся, подумай и скажи правильно»). Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребёнка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми.
Факторы успешного развития речи ребёнка- (карточки для родителей приготовить заранее)
• От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста
• От общения ребёнка со сверстниками
• От строения артикуляционного аппарата
• От речи взрослых (как образец для детей)
• От развития мелкой моторики
• От чтения детям художественной литературы
• От игр ребёнка с взрослыми и сверстниками
Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка. Предлагаем выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор.
1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых. В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступает взрослый. В общении с взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Поэтому так важно, что бы дома он слышал правильную, грамотную речь.
2. Общение ребёнка со сверстниками.
Между тем, чтобы новые слова не оставались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития.
3. Строение артикуляционного аппарата.
Оттого как работает сам аппарат, зависит и качество речи. У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Благодаря более точным движениям органов речи, детям доступны многие звуки. Если это не так, то не теряйте времени, обращайтесь за помощью к логопеду. Чем раньше будет исправлен дефект, тем лучше для ребёнка.
4. Артикуляционная гимнастика
Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т. к. ясная и правильная речь - это залог успешного общения.
Необходимы специальные двигательные упражнения (артикуляционная гимнастика) для мышц речевого аппарата. По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.
5. Чтение детям художественной литературы.
Художественная литература является необходимым условием для всестороннего развития речи ребёнка. Красочные определения, яркие, необычные сравнения, которые с помощью взрослого ребенок находит в х/л, помогают ему самому подбирать их в своём рассказе. Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, человеколюбие, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Это первые шаги в овладении монологической речью. Читая ребенку книгу, мы побуждаем его говорить, мыслить, фантазировать…
6. Игра ребёнка с взрослыми и сверстниками.
Игра – критерий нормальности ребёнка, по тому, как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального, и для речевого развития. Главное, что ребёнок получает в игре, - возможность взять на себя роль и прожить то, что для него недоступно в жизни взрослых. Учится договариваться, уступать, решать конфликты, выстраивать конструктивный диалог, приходить к общему решению. Современные исследования психологов утверждают, что 90% конфликтных ситуаций в быту обусловлены низким уровнем сформированности навыка сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве.
7. Развитие мелкой моторики
Связь мелкой моторики и речевой функции подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. У многих 5-летних детей с недоразвитием речи, пальцы малоподвижны, их движения отличаются неточностью. Они держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку и карандаш, не могут застегнуть пуговицу и т. п.
Словесные игры и дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
С кем чаще всего общается современный ребёнок? С кем он говорит?
С другими детьми (только если он ходит в детский сад, часто бывает в гостях у соседей или родственников, у которых есть дети, или если сам живёт в большой многодетной семье….)
Современные родители не имеют достаточно времени, чтобы по душам поговорить с ребёнком. Вы согласны с этим? Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным?
(Больше разговаривать с детьми, общаться, играть с ним).
Совершенно верно. При стихийном речевом развитии лишь некоторые дети достигают высокого уровня.
Предлагаем поделиться своим опытом и рассказать, как Вы дома развиваете речь своего ребёнка? Что используете, для того чтобы речь ребёнка была красивой, эмоционально-выразительной.
Эстафета «Закончи предложение»:
• «Я играю с ребенком, когда…»
• «Если ребенок умеет и любит играть, то…»
• «У нас в семье есть свои любимые игры….»
• «Всех членов нашей семьи сближает ….»
Посмотрите, сколько разных игр, развивающих речь, мы приготовили. Здесь есть игры, купленные в магазине, игры и пособия, сделанные своими руками при помощи родителей группы.
Существует множество методов и приемов, которые мы используем как на занятиях, так и в свободной деятельности для обогащения словаря детей:
• Обучающие (дидактические, развивающие (настольные игры);
• подвижные игры с текстом;
• игры, развивающие речь (логопедические);
• сюжетно-ролевые игры;
• игровые упражнения.
Для развития восприятия полезны игры, в которых ребёнку надо будет сравнивать предметы по цвету, форме, величине и находить среди них одинаковые. Игры, направленные на развитие внимания, потребуют тщательного рассматривания и сопоставления предметов, выявления их сходства и различий. Развивать словесную память рекомендуется в ролевой игре, где запоминание слов станет необходимым условием выполнения ребёнком взятой на себя роли. Другие игры направлены на тренировку зрительной памяти. Большая группа дидактических игр направлена на развитие мышления ребёнка. Следующая группа игр ориентирована на развитие творческих способностей ребёнка, стимулирование его воображения. И наконец, математические игры-задания помогут научить ребёнка выделять количественные отношения между предметами.
Каждая игра - это общение ребёнка с взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успеху сверстника, стойко переносить свои неудачи. Хочется отметить, что словесные игры не только развивают активную речь, но и делают ребёнка более уверенным в своих силах, коммуникабельным, общительным.
Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники. В каждую игру можно играть с одним ребенком, а можно и с несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.
Слайд – шоу «Вот как мы играем!»
Практикум для родителей
Сегодня мы хотели бы вам показать, как в процессе игры развивать речь ребенка.
Игра «Волшебный мешочек».
Цель: Практическое обучение родителей приемам активизация словаря.
Ход: Достать из мешочка предмет, и описать его как можно подробнее.
Например: лимон- это фрукт. Желтого цвета, овальной формы, сочный и кислый на вкус.
Предметы в мешочке:
Машина (большая, зеленая, руль, стекло, дверцы, багажник, капот, фары, колеса, сидения, дворники, сигналит, едет, стоит, заводится, останавливается, глохнет, возит, работает, моют, протирают, ремонтируют, ставят).
Лук (овощ, полезный, зеленый, желтый, перьевой, репчатый, горький, полезный, растет на грядке, вытаскивают, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят).
Сапоги (замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, мягкие, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят).
Кастрюля (большая, зеленая, железная, крышка, ручки, дно, стенки, варят, кипятят, греют, готовят, ставят, разогревают, моют, чистят, сушат).
Итог
Обратная связь: родителям предлагаются короткие опросники о пройденном собрании и практикуме.
• Чем полезна для вас именно эта тема?
• Чему могут научить дидактические игры ребенка?
• Ваши пожелания на следующее собрание.
Рекомендации: Создать дома условия для разных видов игр, выделяя определенное место для ребенка. Изготавливать игры своими руками. Систематически играть с ребенком.