МААМ-картинки

Метод маленьких человечков для создания представлений о внутренней структуре тел живой и неживой природы 

галина калицкая
Метод маленьких человечков для создания представлений о внутренней структуре тел живой и неживой природы 

ММЧ – дает представление об окружающем мире на микроуровне. ММЧ разработан ГС. Альтшуллером для решения изобретательных задач.

ММЧ - это прием позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействие между ними. Он позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества. При этом свойства твердых тел, жидкостей и газов моделируют сами дети.

Публикация «Метод маленьких человечков для создания представлений о внутренней структуре тел живой и неживой природы » размещена в разделах

Метод маленьких человечков для создания представлений внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов. Объяснить строение тел и их свойства можно так: «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – это молекулы из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердых веществах их очень много и они стоят близко друг к другу и держатся за руки, в жидких человечки стоят не так близко и между ними могут пройти другие человечки руки у них на поясе, а в газах расстояние между человечками очень большое они постоянно в движении вечно бегут куда - то,.»

Суть метода в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут и действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы вещества, моделировать процессы, происходящие в них, способствуют развитию логического мышления, внимания, наблюдательности. Замена элементов, находящихся в зоне возникновения задачи, живыми существами, раскрепощает мышление и дает возможность совершать самые фантастические действия.

Задача: научить детей анализировать агрегатное состояние вещества и помочь им понять причины такого состояния. Человечки могут думать, производить какие – то действия, вести себя по-разному. У них разные характеры и привычки, они подчиняются определенным действиям. При моделировании можно представить себя на их месте, лучше почувствовать и понять через действия и ощущения строение и взаимодействие веществ.

Работа с детьми проходила в несколько этапов. Сначала мы вместе с детьми выяснили, что все объекты бывают твердые, жидкие и газообразные. Мы обозначали, например камень, воду, пар и т. д. Затем моделировали объекты и явления, состоящие из сочетания разнообразных человечков, например молоко в чашке и т. д. Все это было механическим освоением ММЧ.

На следующем этапе мы с детьми рассматривали объекты в движении. Например, вода льющаяся из крана.

Затем мы с детьми вышли на новый уровень – схематизацию.

Схема помогает показать многосложность взаимодействия окружающего мира и отдельно взятого человечка, представляющего твердое, жидкое или газообразное состояние. С помощью определенных математических символов «=» и «=», т. о. отпадает необходимость рисовать много этих человечков. Эти знаки я использую когда мы отнимаем или прибавляем какой – то элемент, например, рассматриваем магнитик для доски (пластмасса и магнит).

Конспект образовательной деятельности по экологии с применением метода ММЧ

«Волшебные камешки»

Цель: создание представлений о внутренней структуре тел неживой природы.

Задачи:

Продолжать учить детей моделировать внутреннее строение объектов (камня, пластилина).

Учить самостоятельно рисовать схемы твердых веществ.

Развивать внимательность и логическое мышление

Формировать интерес к объектам и явлениям окружающего мира.

Предварительная деятельность : во время прогулки рассматривание камешков, собрать с детьми коллекцию из камней.

Оборудование: камни, подносы с пластилином, схемы твердого, жидкого веществ, карандаши, бумага.

Воспит. : Представьте себе, что мы попали с вами в необычную страну. Эта страна состоит вся из разных камней. И сегодня мы должны как можно больше узнать об том, что же интересное здесь происходит. А помогать нам сегодня будут маленькие человечки.

Воспит. Как вы думаете, откуда берутся камни?

Какие камни бывают?

Подойдите к столу возьмите каждый по камню и выберите схему камня (на столе лежат для каждого схема твердого и жидкого вещества).

Воспит. В этой стране есть и другие твердые вещества. Вот эти камушки. (пластилин) Какие они?

Возьмите карандаши и бумагу и нарисуйте с помощью человечков кусок пластилина. (дети рисуют схему) Как вы думаете, человечки какого вещества крепче держатся за руки? Почему? (каменные, потому что камень тверже, чем пластилин) Мы нарисовали пластилиновых человечков и каменных одинковыми почему? (это твердые вещества)

Воспит. В нашей необычной стране протекает большая река и она попадает на камни. Давайте подумаем, что тогда происходит. (ответы детей) Давайте разделимся на две команды и покажем как это происходит. Одна команда – это камень, другая – человечки воды. (Дети строятся в два круга. Внутренний круг - дети близко стоят друг к другу и крепко держатся за руки. Второй - дети не так близко стоят друг к другу.

Воспит: В этой стране есть камешки, которые встречаются и у нас. Вот они (показать уголь) Какие это камни, кто знает? (ответы детей) Если у нас будет незнакомая дорога, то как нам может уголь помочь? (можно нарисовать дорогу) А как с помощью человечков мы можем показать что уголь рисует на бумаге? (ответы детей) Давайте составим схему как уголь рисует на бумаге.

Воспит. : Наше путешествие подошло к концу. Какие человечки нам сегодня помогали? Что у нас получилось лучше всего? Чем бы вы хотели с помощью человечков еще рассмотреть?

Публикации по теме:

Эксперименты с объектами живой и не живой природы и установление причинно-следственных связей Одной из годовых задач в нашем детском саду является экспериментальная деятельность. (СЛАЙД №1) Хочу представить вашему вниманию «Эксперименты.

Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3)Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3) ЖИВОТНЫЕ. ФАКТЫ. узнавать 2 – 3 вида бабочек, стрекозу, муравья, комара, пчелу; запомнить 3 – 4 новых вида перелетных.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1)Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. знать и называть свойства таких материалов, как стекло, кожа, резина, бумага, металл;.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2)Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2) РАСТЕНИЯ. ФАКТЫ. знать и называть 5 – 6 видов комнатных растений, деревьев и кустарников, 2 – 3 травянистых растения, 6.

Консультация для воспитателей «Проектный метод в ДОУ». Этапы создания, виды проектов Консультация для воспитателей «Проектный метод в ДОУ» Старший воспитатель: Любимова Л. С. Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить.

Консультация «Задачи формирования у детей дошкольного возраста знаний о живой природе и неживой природы» Консультация «Задачи формирования у детей дошкольного возраста знаний о живой природе и не живой природы.» Выполнила :Воспитатель Сунко.

Народные приметы о живой и неживой природе по сезонам, пословицы, поговорки, загадки о природных явлениях Народные приметы о живой и не живой природе по сезонам Зима Снежный и вьюжный январь – к дождливому июлю. Крупные хлопья снега – к мокрой.

Ознакомление детей с живой и неживой природой Структура занятия Тема: «Ознакомление детей с живой и неживой природой» Возраст 6-7 лет Цель. Развивать интерес и любознательность к окружающему.

Занятие по закреплению знаний о живой и неживой природе «Лесное приключение» Цель: Закрепить имеющиеся знания. Задачи: 1. Образовательная: Закрепить знания детей о живой и неживой природе, умение сопоставлять цифру.

Забавные истории маленьких человечков Работая в детском саду, мне всегда было интересно, как говорят дети. Я для себя создала тетрадь-копилку детского юмора. И назвала эти рассказы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод маленьких человечков для создания представлений о внутренней структуре тел живой и неживой природы 
Опубликовано: 23 марта 2018 в 20:35
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД