Метод массажа в коррекции речевых нарушений

Мария Сафина
Метод массажа в коррекции речевых нарушений

Метод массажа в коррекции речевых нарушений.

Логопедический массаж, как один из методов коррекционно – педагогического воздействия при ряде тяжёлых речевых нарушений, используется достаточно давно. Однако данный метод недостаточно внедрён в широкую логопедическую практику, хотя и целесообразность выполнения логопедического массажа, особенно при таких тяжёлых нарушениях речи, как дизартрия, ринолалия, заикание, у большинства специалистов не вызывает сомнения.

Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата, что, в свою очередь, способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Существует несколько видов логопедического массажа:

ручной классический массаж;

зондовый;

точечный;

массаж рефлексогенных зон (воздействие на которые вызывает те или иные специфические безусловные рефлексы);

самомассаж;

искусственная локальная контрастотермия (гипотермия) – ИЛК (Г) (воздействие низкотемпературными и высокотемпературными агентами на мышцы артикуляционного аппарата);

дифференцированный массаж;

сегментарный.

Массаж показан детям, имеющим следующие речевые расстройства:

дизартрия, в том числе её стёртые формы;

ринолалия;

заикание;

дислалия;

ЗРР неясного генеза;

моторная алалия;

нарушения голоса (не связанные с органикой);

афазия;

инфантильный тип глотания.

Противопоказаниями к проведению логопедического массажа являются:

любые соматические или инфекционные заболевания в остром периоде (конъюнктивиты, гингивиты, стоматиты и т. д.);

острые и хронические заболевания кожных покровов;

наличие герпеса на губах (другие инфекции полости рта);

увеличение лимфатических узлов;

повышенная температура тела, учащение пульса;

кариес;

аллергия;

болезни крови и сосудов;

онкология;

эписиндром;

медикаментозная терапия.

Основные цели логопедического массажа:

нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т. п.);

стимуляция проприоцептивных ощущений (кинестетических ощущений, отражающих движения и относительное положение губ, языка в пространстве, благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах);

увеличение объёма и амплитуды артикуляционных движений;

формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Прежде чем приступить к коррекционной работе, логопед определяет форму и структуру речевого дефекта, после чего ставит вопрос о необходимости проведения массажа. Как правило, основным показанием является изменение мышечного тонуса, которое может отмечаться как в общей мускулатуре, так и в органах речевого аппарата.

Логопедический массаж рекомендуется проводить только по рекомендации врача и с разрешения родителей. Медицинское заключение содержит указание на наличие неврологической симптоматики. Однако, даже при наличии медицинского заключения, логопед должен самостоятельно провести диагностику состояния мышц и определить тактику массажа.

Логопед определяет состояние мышц:

верхней половины туловища;

шеи;

мимических;

артикуляционных.

Диагностика проводится путём осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических упражнений. На основании предварительной диагностики специалист составляет комплекс массажных приёмов, выстраивает последовательность, методику их проведения и дозировку и только после этого приступает к массажу.

При выполнении массажа логопед руководствуется общими рекомендациями к его проведению.

Перед началом процедуры ребёнок должен принять правильную позу – позу покоя. Это способствует расслаблению мышц, делает свободным дыхание:

массируемый лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги лежат свободно; под головой ребёнка – небольшая плоская подушка, которая доходит до верхнего края лопаток;

полусидя в кресле с высоким подголовником.

Логопед также должен принять удобную позу при проведении массажа.

Основные массажные приёмы:

поглаживание (поверхностное воздействие на кожу; при поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, происходит регуляция дыхания);

растирание (выполняется с применением определённой силы давления на массируемую область; при этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процессы в тканях, повышается тонус мышц);

разминание (максимально активизирует работу мышц; в наибольшей степени повышается тонус мышц, усиливается их сократительная функция);

вибрация и поколачивание (сильная, жёсткая вибрация повышает тонус мышц, а лёгкая, слабая – снижает).

Каждый массажный приём обязательно заканчивается поглаживанием!

Выбор приёмов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики:

при пониженном тонусе речевой мускулатуры используется активизирующий массаж (выбираются соответствующие приёмы);

при повышенном тонусе используется расслабляющий массаж;

при неоднородном распределении мышечного тонуса выполняется дифференцированный массаж.

Активизирующий логопедический массаж.

выполняется при пониженном мышечном тонусе;

продолжительность сеанса от 5` до 15`;

выполняется в первой половине дня;

движения рук логопеда достаточно ритмичны (2 и более движений в 1``);

основные приёмы – поглаживание, чередующееся с растиранием, разминанием, сильной вибрацией;

последовательность воздействия на массируемые области:

• мимическая мускулатура

• мышцы губ

• защёчная поверхность

• мышцы языка

элементы массажа можно использовать во время артикуляционной гимнастики.

Расслабляющий логопедический массаж.

выполняется при повышенном мышечном тонусе;

продолжительность сеанса от15` до 30`;

выполняется перед сном – дневным или вечерним;

выполняется в медленном темпе (1движение в 1``);

основные приёмы – поглаживание и лёгкая вибрация;

строгая последовательность воздействия на массируемые области:

• шейно-воротниковая зона

• шея с боков и грудь

• лоб

• глаза

• лицо снизу (1-2-3массажные линии)

• круговая мышца рта и носогубная складка

• подъязычная зона

• язык.

Также в логопедической практике применяют массаж мягкого нёба (направлен на активизацию тонуса мышц мягкого нёба и повышение нёбно - глоточного рефлекса; данный массаж необходимо сочетать с пассивной и активной гимнастикой, направленной на стимуляцию нёбных и глоточных мышц, массаж уздечки языка (в случае укорочения уздечки прибегают к массажным движениям, способствующим её растяжению).

Часто логопедический массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия и проводится наряду с пассивной, пассивно – активной и активной артикуляционной гимнастикой. Также может быть использован в комплексе с традиционными логопедическими или релаксационными упражнениями при формировании речевого дыхания, голоса, нормализации эмоционального состояния.

Прикреплённые файлы:

metod-masazha-v-korekci-rechevyh-narushenii_fhcie.pptx | 3945,25 Кб | Скачан: 17
 
Публикации по теме:

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Введение Блажен, кто словом твердо правит и держит мысль на привязи свою. Пушкин А. С. На сегодняшний день помимо традиционных логопедических.

Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений Слайд 2. Тема: «Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений» Слайд 3. «Движения руки всегда тесно связано с речью.

«В мире любимых сказок». Совместная работа с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей«В мире любимых сказок». Совместная работа с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей ема: «В мире любимых сказок» Интеграция ОО: Познание, коммуникация, художественная литература, интерес. Цель: закрепить знания детей о.

Использование компьютерных программ в профилактике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Речевые нарушения и заикание появляются в возрасте от 3 до 5 лет. В этот период речь наиболее активно развивается, но речевая функция еще.

Использование квест-технологий в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников Использование квест-технологий в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Учитель-логопед Бесперстова Неля Михайловна ГБДОУ.

Использование логопедического лэпбука «Забавные шипелки» как средства коррекции речевых нарушений у дошкольниковИспользование логопедического лэпбука «Забавные шипелки» как средства коррекции речевых нарушений у дошкольников Содержание лэпбука «Забавные шипелки»: 1. «Ветерок» Цель: Вырабатывание целенаправленной воздушной струи. Ребенок дует на ленточки, представив.

Логопедический экспресс-массаж в коррекции речевых нарушений дошкольников В настоящее время выпущено достаточно литературы, в которой представлены комплексные методики коррекции речевой патологии у детей дошкольников,.

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей Сл. 1 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Перспективный план работы по использованию биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений у детей 5–7 лет Перспективный план работы по использованию биоэнергопластики Цель:Развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики,.

Тестопластика как метод арт-терапии в психолого-педагогической коррекции нарушений в интеллектуальном развитии у детей с ОВЗТестопластика как метод арт-терапии в психолого-педагогической коррекции нарушений в интеллектуальном развитии у детей с ОВЗ В настоящее время в нашем обществе остро встает вопрос социально-педагогической адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Метод массажа в коррекции речевых нарушений
Опубликовано: 13 мая 2017 в 17:27
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 августа. День рождения знаменитой скульптуры «Русалочка»

Самый известный в мире памятник сказочному персонажу – знаменитая «Русалочка» –появился на родине Андерсена, в Копенгагене, 23 августа 1913 года. В последующие годы эта скульптура стала не только датской...

23 августа. Выставка игр с кубиками на МААМ

Даже у такой простой игры как игра в кубики есть своя история и ведется она с 17 века. Хотя и до этого дети веками играли с ними, но с 1693 года кубики стали не просто игрушкой, а образовательным...

Детские работы к Дню Российского флага
ДЕТСКИЕ РАБОТЫ К ДНЮ РОССИЙСКОГО ФЛАГА Флаг родной В синем небе над Москвою Реет флаг наш дорогой. В каждой русской деревеньке Ты увидишь...
Мастер-класс по изготовлению стенгазеты «Российский флаг с медвежонком»
Уважаемые коллеги! Однажды с детками старшей группы мы изготовили стенгазету с флагом России. Для изготовления такой стенгазеты вам необходим ватман,...
Паспорт медицинского кабинета ДОО. Примерное содержание
Полное наименование ДОО в соответствии с Уставом учреждения. Утверждаю: Заведующий ДОО ______________ Ф. И. О. «___»______________ 2019 г. ПАСПОРТ...