Оксана Попова
Метод наглядного моделирования в коррекционно-логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы
Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём и быть успешным, малышу необходимо разобраться в звуках окружающих его, в свойствах и качествах предметов, в их названиях и назначении, в пространственных и временных отношениях событий и явлений окружающей действительности. При нормальном развитии ребёнка познание и овладение этими знаниями происходит спонтанно, естественным образом, что нельзя сказать о детях с речевыми нарушениями, они испытывают в этом значительные трудности.
Публикация «Метод наглядного моделирования в коррекционно-логопедической работе» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. Работая на логопедическом пункте с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать разнообразные вспомогательные приёмы, методы и формы работы, которые наиболее эффективно направят, облегчат и систематизируют процесс усвоения детьми нового материала. Таким эффективным методом, на наш взгляд, является использование в коррекционно-логопедической работе метода наглядного моделирования. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия: звук, слово, предложение, текст и научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
На обоснованность метода наглядности, при которой или по поводу которой происходит речевой акт, указывали педагоги С. Л. Рубинштейн, Л. В. Эльконин, А. М. Леушина, Л. Н. Ефименкова. Значимость моделирования плана высказывания неоднократно подчеркивалась Воробьевой В. К., Глуховым В. П. В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается, как процесс применения наглядных моделей, с их помощью информация лучше воспринимается и сохраняется в виде зрительных образов. На этом основаны многие методы в дошкольном образовании. Применение наглядных моделей содействует пониманию и закреплению значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания, способствует более успешной подготовке к обучению грамоте.
В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для анализа новых явлений. Применяя его, мы ставим следующие дидактические задачи:
- познакомить детей с графическим способом представления информации;
- способствовать развитию умения дешифровки модели;
- развивать навык самостоятельного моделирования.
Работа по устранению речевых нарушений носит комплексный и систематический характер и проводится по следующим направлениям:
1. развитие артикуляционной моторики,
2. коррекция звукопроизношения,
3. формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы,
4. формирование лексико-грамматических категорий,
5. развитие связной речи.
Включение метода наглядного моделирования во все этапы коррекционной работы позволяет, на наш взгляд, более эффективно осуществлять комплексный дифференцированный подход с учетом разных речевых возможностей детей, посещающих логопедический пункт. В работе с детьми со сложными речевыми нарушениями: общее недоразвитие речи I, II уровень, алалия, задержка речевого развития, мы подкрепляем наглядную модель картинным материалом, «зашифровываем» слова с доступной слоговой структурой, которые не «насыщены» дефектными звуками, проговариваем речевой материал сопряжёно с логопедом или вслед за ним. Для детей с логопедическими заключениями фонетическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи III, IV уровня, лексико-грамматическое недоразвитие речи пользуемся «пиктограммами», можем использовать в работе слова более сложного слогового состава, проговаривание речевого материала возможно вслед за логопедом, аудио или видео записью. Следует отметить, что использование в работе метода наглядного моделирования для всех категорий детей с речевой патологией позволяет постепенно повысить долю самостоятельного высказывания ребёнка, и это позволяет более эффективно вести коррекционную работу по устранению речевых нарушений.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.