«Дети и музыка». Развитие музыкальных способностей дошкольников

Наталья Николаева
«Дети и музыка». Развитие музыкальных способностей дошкольников

Дети и музыка

Дошкольный возраст активный для развития музыкальных способностей.

Ребенок эмоционально воспринимает ее образы, откликается на выраженные в ней чувства, настроения.

Одним из важнейших и любимых видов работы с детьми по музыкальному воспитанию является обучение игре на русских народных музыкальных инструментах. Этот вид музыкальной деятельности очень важен, т. к.:

- помогает развить творческие способности у детей,

-препятствует у детей возникновению «барьера неполноценности»,

-способствует «подстраиванию» голоса к инструментальному звучанию мелодии, помогает сочинению и подбору мелодий по слуху, развивает звуковысотный слух, а игра в ансамбле с другими инструментами развивает тембровый и ладовый слухи, чувство, ритма;

-развивает как образное мышление так и творческое ; совершенствует культуру движений как знакомых, так и новых, придуманных в процессе работы ; социальные навыки закрепляются через сотрудничество в игре; работа с музыкальными инструментами формирует готовность к поиску творческих решений;

- развивается внимание к звуку и его особенностям.

В работе над развитием творческих способностей, особенно на ранних его этапах, существенную помощь может оказать применение детских музыкальных инструментов. Их использование вызывает огромный интерес у ребят, вносит разнообразие в ход занятия, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового слуха, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулирует творческую инициативу.

Начиная работу с оркестром, нельзя выпускать перспективу из виду, т. е. мы готовим детей к совместному музицированию на детских инструментах. В круг этих задач входит и развитие музыкальных способностей, ТВОРЧЕСКОЙ активности и пр.

«Красота музыки имеет своим источникам красоту окружающего мира»

В. А. Сухомлинский

Методы и приемы обучения детей игре на русских народных инструментах.

Подготовил:

Музыкальный руководитель Николаева Н. В.

Игра на русских народных инструментах. «Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира» В. А. Сухомлинский

По программе в детском саду детей обучаем игре на русских народных инструментах.

«Музыка для ребёнка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него эти способности, и прежде всего музыкальный слух и музыкальную отзывчивость.

Методы и приемы обучения детей игре на русских народных инструментах

1 .Игра по слуху - эффективный метод развития не только музыкального слуха, но и музыкальности в целом. Это единственный продуктивный путь обучения дошкольников игре в ансамблях и оркестрах.

Для того, чтобы дети начали играть на русских народных музыкальных инструментах по слуху, у детей должно быть предварительное накопление необходимых музыкально- слуховых представлений; индивидуальные занятия на одном чисто настроенном звуковысотном инструменте, а затем перенос приобретённых способов действия на другие инструменты. Развитиеумений подбирать по слуху проводится в два этапа: первый - подготовительный, второй - основной. На подготовительном этапе у детей происходит формирование музыкально - слуховых представлений.

2 пение без музыкального сопровождения, и вместе с ним, отдельное пропевание сложных мелодических оборотов и проигрывание на музыкальном инструменте, индивидуальное пропевание ребёнком мелодии в удобной для него тональности с последующей корректировкой мелодической линии и т. д.

3. приёма «музыкальное эхо» педагогу следует умело подбирать слова и звукоподражания, способствующие тому, чтобы музыкальное эхо было сыграно в спокойном темпе, выразительно, динамично. Воспроизведение за музыкальным руководителем сначала ритмического рисунка, а затем мелодии, состоящей из двух - трёх звуков, является первой попыткой игры несколькими пальцами.

4. Эффективным методом работы на этом этапе является совместная игра музыкального руководителя и ребёнка на одном музыкальном инструменте по фразам.

5 Метод проблемного изучения. Детям предлагают самостоятельно «обследовать» инструменты, ставят перед ними несложные творческие задания и побуждают к самообучению в самостоятельных занятиях.

Гусли – технология игры

Гармошка

Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический.

Почему «клавишный»? Потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыкант нажимает на кнопочки, и раздается звук. Правой рукой музыкант играет мелодию, а левой аккомпанирует.

Рассмотрите с ребенком части гармони на рисунке. По бокам у гармони клавиатура с кнопками или клавишами. А между ними – камера, в которую накачивается воздух. Воздух накачивается к звуковым планкам гармошки, и она звучит. Именно поэтому инструмент –«пневматический», в нем работает невидимка-воздух.

сКак же пользоваться цифровой системой га гармошке? Для игры на гармошке мы ставим на клавишы начиная от 1 до 7,по числу семи ступеней гаммы: цифра 1 соответствует звуку до, цифра 2 — звуку ре и т. д. В подготовительной группе отдельным детям можно вместо цифр нарисовать фортепианную клавиатуру, а на клавишах — названия ступеней (до, ре, ми и т. д.). Некоторые музыкальные руководители не пользуются цифрами, и дети должны запоминать, через сколько пластинок и сколько раз ударить ту или иную пластинку. Это дается детям с трудом. Иногда на клаавиши наклеивают разноцветные кружки. Цветные наклейки усложняют запоминание мелодии и требуют механического запоминания. татьИз простых,доступных мелодий можно взять:  е «На зеленом лугу»«Во саду ли, в огороде»«Полянка»«К нам гости пришли» Ан. Александрова, «Песня про елочку» Е. Тиличеевой, белорусская народная мелодия «Савка и Гришка». Играть мелодии, построенные на одном звуке, нецелесообразно, да и неинтересно детям.  о воздухе- помощнике «Откуда берется ветер

Ложки Методы и приемы

Приемы игры на двух ложках

Ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

«Мячики»в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;

«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

«Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

«Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа; «Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На сет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, ложками удар по приподнятой руке;

«Дуга» - на счет «один» - удар по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;

«Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям; «Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

«Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг); «Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;

«Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

Вывод

Дети при помощи представленных приемов легче и быстрее усваивают навыки игре на русских народных инструментах. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм).

Спасибо за внимание!

Материал подготовлен на основе

Кононова Н. Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах».

Рытов        Д. А. «У нашего двора нет веселья конца».

Картотека игры на гармошке и на гуслях

Картотека игры на гуслях

Публикации по теме:

Авторская разработка. «Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма» Авторская педагогическая разработка Автор разработки: Приходько Елена Анатольевна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад компенсирующего.

Музыкально-дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Веселый музыкант»Музыкально-дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Веселый музыкант» Музыкально-дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Веселый музыкант". Цель: Музыкально- дидактическая игра для.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
«Дети и музыка». Развитие музыкальных способностей дошкольников
Опубликовано: 17 апреля 2014 в 20:35
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июня. День мыльных пузырей на МААМ

Яркому летнему развлечению, которое любят дети и взрослые, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми интересно провести день и...

18 июня. День радуги на МААМ

Радуга – это настолько необычное природное явление, что оно кажется волшебным. Как объяснить детям, что такое радуга и как она образуется – простыми словами?  Как дать ему понять, что пробежать по этому...


Горячие темочки