Ирина Марченко
Метод проектов как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
Метод проектов как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
(тезисы выступленияч
на фестивале «Содружество – 2015»
воспитателя МБДОУ №16
города Невинномысска
высшей квалификационной категории
Марченко Ирины Геннадьевны)
Публикация «Метод проектов как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития : физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.
Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания, у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности.
Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Этому способствует личностно – ориентированный подход в воспитании и образовании. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и образованию, метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Метод проектов является одним из ведущих методов в организации образовательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.
Применять данную технологию начинаю со второй младшей группы во второй половине учебного года, большую часть участия в проекте на данном этапе отводится родителям и педагогам. Каждая ступень развития ребенка дошкольного возраста имеет свои задачи познавательной деятельности, которые специфичны для каждого возраста.
Существуют различные классификации проектов, используемых педагогом в работе с детьми дошкольного возраста. В своей практике наиболее часто использую следующие виды проектов :
исследовательские: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде стендов, детского дизайна - проекты : «Покормите птиц зимой!», «Кто у бабушки в деревне живет?», «Что у бабушки в огороде растет?»
Основными задачами по реализации данного вида проекта выступают :
Развитие познавательных способностей детей : наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки;
Систематизация знаний об окружающем мире;
Формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе.
информационно - практико - ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы и др.) проекты «Где прячется здоровье?», «Я человек»
Основные задачи данного вида проекта :
Создание условий для формирования нравственных ценностей и ценностей здорового образа жизни;
Формирование установок толерантного сознания;
Развитие самопознания и положительной оценки.
творческие: (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна) - проект «Масленица»
При реализации творческих проектов решались такие задачи, как:
Развитие творческого потенциала каждого участника проекта;
Овладение различными видами творческой деятельности;
Углубленное приобщение к искусству, народному творчеству;
Вовлечение в дизайнерскую деятельность.
Анализируя результаты деятельности, после применения проектного метода в своей работе с дошкольниками по развитию познавательных способностей, выявлено, что проекты :
- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
- способствуют развитию творческих способностей детей;
- способствуют умению наблюдать;
- способствуют умению слушать;
- способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
- способствуют развитию мышления;
- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;
- развивают воображение;
- развивают внимание, память, речь.
В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.
Поводя итог данной работы можно сделать вывод, что использование данного метода в образовательной деятельности дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования – начальной школе.
Список литературы:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
2. Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М. А Захарова, Е. В. Костина. – М. : Школьная Пресса, 2010. – 64 с.
3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. М., 2008.
4. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л. Д. Морозова// Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С. 7