МААМ-картинки

Презентация «Метод шести шляп или метод параллельного мышления»

Светлана Сурова
Презентация «Метод шести шляп или метод параллельного мышления»
▼ Скачать + Заказать документы

Метод шести шляп

1 слайд

Сегодня я хочу познакомить вас с методом шести шляп или методом параллельного мышления.

Дошкольное учреждение является той образовательной ступенью, которая закладывает фундамент развития личности. Детский сад находится в неустанном поиске обновления содержания образовательного процесса, усиления поиска форм и методов обучения с целью повышения эффективности, как обучения, так и развития творческих способностей детей – дошкольников.

Использование современных методик и технологий позволяет нам это сделать творческий потенциал ребенка.

2 слайд

Публикация «Презентация „Метод шести шляп или метод параллельного мышления“» размещена в разделах

Автор метода шести шляп – Эдвард де Боно, известный исследователь, родился на Мальте. Он рос скромным мальчиком, не отличался крепким здоровьем и силой, и товарищи по играм обычно игнорировали его предложения. Эдвард очень расстраивался и хотел, чтобы все его идеи выслушивались, и дело никогда не доходило бы до споров и драки. Но когда мнений много, а спорящие находятся в разных весовых категориях (у детей обычно прав тот, кто сильнее, а у взрослых – тот, кто выше рангом, сложно найти такой способ обсуждения, при котором все предложения будут услышаны, а принятое решение всех удовлетворит. Эдвард де Боно занялся поиском такого универсального алгоритма. Когда он повзрослел, то придумал оригинальный метод, позволяющий повысить эффективность мыслительного процесса.

Он стал известным специалистом в области психологии творческого мышления. Эдвард де Боно – тот самый человек, который изобрел термин «нестандартное мышление». Чтобы научить решать эффективно творческие задачи, Э. Д. Боно предлагает не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. И в своей методике он использует шляпы.

3 слайд

Цель метода : Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.

4 слайд

Суть метода : Шесть шляп мышления – простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением : эмоции, беспомощность, путаницу.

Обычно, когда мы пытаемся думать над решением практической задачи, мы сталкиваемся с несколькими трудностями. Во-первых, мы часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет наше дальнейшее поведение. Во-вторых, мы испытываем неуверенность, не зная, с чего начать и что делать. В-третьих, мы пытаемся одновременно удерживать в уме всю информацию, относящиеся к задаче, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть креативными, быть конструктивными и так далее, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

5 слайд

Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ. Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами.

Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности — шляпа кондуктора, полисмена и т. д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.

Использование шести шляп мышления возможно при любой умственной работе, в любых областях и на самых различных уровнях. (в строительных компаниях, крупных корпорациях, в школах и детских садах)

Этот метод нравится и детям и педагогам, он позволяет в игровой форме (ведущий вид деятельности дошкольников) развивать критичность мышления. В основе «6 шляп» лежит идея параллельного мышления. Каждая шляпа определяет свой режим мышления :

6 слайд

- белая – факты

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Белая шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, «туманят разум».

7 слайд

- красная – чувства, эмоции

В режиме красной шляпы у участников появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для отреагирования эмоций, благодаря чему они больше не будут мешать работе

8 слайд

- зеленая – творчество

придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы.

9 слайд

- желтая – позитив

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы.

10 слайд

- черная – критика

Чёрная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять. Чёрная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски.

11 слайд

- синяя – управление процессом

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт.

12 слайд

Этот метод может выступить и в роли своеобразной диагностики личностных качеств детей. Даже не являясь, педагогом-психологом, наблюдая за детьми во время работы «под шляпой» можно определить к какому психотипу относятся дети. Так, например фантазеры с удовольствием работают под зеленой шляпой, более эмоциональные и чувственные дети - хороши в красной, ну а, если ребенок, по натуре критикан, то он хорошо работает в черной шляпе - умеет определять недостатки, и уже нашей задачей является – научить его видеть плюсы, что-то позитивное.

Эта технология является метапредметной, т. е. универсальной. Она интегрируется во все образовательные области по ФГОС.

При работе в группе метод 6 шляп мышления можно рассматривать как разновидность метода мозгового штурма, также его можно использовать при разрешении споров и конфликтов.

Последовательность использования этих режимов произвольна и зависит как от характера решаемой задачи, так и от психологических особенностей тех, кто эту задачу решает. Работу в детском саду по использованию метода шести шляп лучше начинать с детьми 6-7 лет и начать с 4 шляп (синяя, желтая, красная, чёрная).

13 слайд

Методика критического мышления Эдварда де Боно.

Надеваем на ребёнка, отвечаем на вопросы.

1. Синяя шляпа – что узнали нового сегодня?

2. Желтая шляпа (оптимизм) – ищем положительные стороны явления или предмета. Отвечаем на вопрос: Каковы преимущества? Что в этом хорошего?

3. Красная шляпа (эмоции) – высказываем свое отношение к обсуждаемому вопросу.

4. Черная шляпа (мантия «судьи»; самая полезная шляпа) – эта шляпа помогает спрогнозировать риск и предотвратить его.

Примеры шляпных вопросов :

«Как вам понравилось наше занятие?» (красная шляпа);

«Сообщите мне некоторые факты из жизни животных весной» (белая шляпа);

«Перечислите достоинства в умении читать?» (желтая шляпа);

«Кто предложит идеи, каким образом можно использовать старый кувшин в наше время?» (зеленая шляпа) и т. п. ,

Сегодня мы с вами попробуем применить на практике метод шести шляп. Этот метод можно использовать так, когда все участники одевают шляпу одного и того же цвета, затем высказав своё мнение,они все вместе одевают шляпу другого цвета и т. д.

Второй способ, когда все присутствующие делятся на шесть групп и каждая группа одевает шляпу определённого цвета, тем самым беря на себя определённую роль.

Способ применения шляп

1. Выбрав определенную шляпу, мы соглашаемся взять ту роль, которую она предполагает.

2. Сняв шляпу определенного типа мышления, мы снимаем с себя и предписанную ею роль.

3. Смена типов мышления (шляп) должна происходить мгновенно. Переключение с одного типа мышления на другой позволяет управлять ходом мысли человека, не нанося обиды человеку. Человека просят изменить способ мышления, а не отказаться от высказанных мыслей.

4. Чтобы высказать свое мнение следует назвать цвет шляпы, чтобы окружающие поняли, в каком стиле мышления вы будете выступать. Соответственно, надев черную шляпу, можно начать обсуждать высказывание человека, не переходя на обсуждение самого человека.

Сказка «Репка»

Белая шляпа -только факты.

Синяя – что нового, интересного узнали из этой сказки.

Чёрная шляпа помогает выделить что в сказке не правильно, так не должно быть, почему так нельзя делать.

Жёлтая шляпа заставляет подумать, что же хорошего в сказке.

Зелёная шляпа – в ней попытайтесь найти что-то новое, придумать новое содержание сказки, как бы развернулись события, если бы герои не смогли выдернуть репку или дедка вытянул репку один, что было бы с другими героями сказки?

Красная шляпа – что мы переживали по этому поводу, какие эмоции испытывали и т. д.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Деятельностный метод обучения Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась.

Консультация «Какой метод эффективнее — похвала или наказание?» Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят в детском саду, дома, дети обычно отвечают.

Презентация «Мастер-класс «Метод торцевания»Презентация «Мастер-класс «Метод торцевания» Где еще можно поделиться опытом, узнать самой что-то новое, повстречаться с единомышленниками в дошкольном воспитании, повстречаться просто.

Метод замещающего онтогенеза  Создание комфортных, бесконфликтных, безопасных условий для развития личности и объединения в единый коллектив здоровых детей и дошкольников.

Метод обучения Монтессори Метод обучения Монтессори, разработанный Марией Монтессори, представляет собой ориентированный на ребенка образовательный подход, основанный.

Метод проектов как интерактивный метод современного обучения Проектный метод вошел в жизнь как требование времени. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является.

Презентация «Беседа как метод обучения связной диалогической речи дошкольников» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представляю вашему вниманию презентацию на тему: "Беседа как метод обучения связной диалогической речи.

Презентация «Метод морфологического анализа» Ум малышей свободен от стереотипов и шаблонов, он по-настоящему активен и открыт для познания огромного окружающего мира. Нестандартность.

Мастер-класс «Рисунок зайчика в зимнем лесу. Осваиваем нетрадиционные техники рисования: метод тычка, или набивки»Мастер-класс «Рисунок зайчика в зимнем лесу. Осваиваем нетрадиционные техники рисования: метод тычка, или набивки» Для рисования методом тычка (или набивки) необходима густая гуашь и щетинная кисть. Кисточку при рисовании необходимо держать вертикально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация «Метод шести шляп или метод параллельного мышления»
Опубликовано: 27 марта 2019 в 18:21
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Презентация «Метод шести шляп или метод параллельного мышления»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сурова (УИ 153159) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД