Инесса Ермоленко
Методическая мастерская «Эффективная модель вариативной части ООП ДОУ».
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы хотим рассказать о модели вариативной части программы нашего ДОУ, построенной на основе приоритетного направления работы детского сада. И проинформировать Вас о современной технологии «Идеи нетрадиционной техники рисования и ее результативность» (рисование штампами). Из опыта работы педагога Папковой О. В.
Вариативная часть Образовательной программы ДОУ разработана на основе приоритетного направления работы: Художественно – эстетическое развитие воспитанников.
Публикация «Методическая мастерская „Эффективная модель вариативной части ООП ДОУ“,» размещена в разделах
Художественно – эстетическое воспитание в ДОУ строится на принципе синтеза искусств (создание качественно нового художественного продукта посредством ограниченного соединения искусства или видов искусства в единое целое).
Основная цель педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
Художественно – эстетическое развитие воспитанников основано на реализуемых программах в ДОУ:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М. Мозаика – синтез
2. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Под редакцией Т. С. Комаровой, А. В. Антоновой, М. Б. Зацепиной.
Парциальные программы:
• А. В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду \ издательство Каро;
• Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыкова Карапуз-дидактика\ творческий центр СФЕРА\ Москва
Отличительной особенностью нашей работы - это целенаправленное создание предметно- пространственной развивающей среды - как средства развития ребёнка.
Она служит удовлетворению потребностей и интересов детей, дает им возможность чувствовать себя комфортно и защищено, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной, театрализованной деятельности.
Могу смело утверждать, что совместно с родителями созданы самые интересные варианты, обеспечивающие комфортные условия для возникновения разных видов художественно - эстетической деятельности. Это позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, проверить свои силы и способности; взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, накопить социальный опыт.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении, является правильное построение художественно-эстетической развивающей среды.
В помещениях создана соответствующая предметная среда: картинная галерея. Зимний сад, экологическая тропа. В ДОУ регулярно проходят выставки совместного творчества, приуроченные к различным знаменательным датам. Функционирует студия изобразительного творчества. Интерьер коридоров украшен детскими работами.
Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:
• специально организованное обучение;
• совместная деятельность педагогов и детей;
• самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы :
• групповые и подгрупповые занятия,
• праздники и развлечения,
• тематические выставки рисунков и поделок
• дидактические игры.
Реализация вариативной части программы требует от педагогов постоянного совершенствования своего педагогического мастерства через
повышение квалификации воспитателей, в рамках дошкольного учреждения через Советы педагогов, семинары – практикумы, консультации, открытые занятия, смотры – конкурсы, мастер-классы.
Ключевая роль детского сада заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно-богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой активности.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников обозначено в федеральных государственных стандартах дошкольного образования и направлено на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Для получения ожидаемых результатов в ДОУ создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
• обновление содержания образования (выбор новых технологий);
• создание условий для эстетического воспитания (учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);
• организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит и семье. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания.
Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги.
Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.
Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:
вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
При работе в данном направлении используем различные приемы и формы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить образовательную деятельность и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие; организация выставок – конкурсов, привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению театральных костюмов, к оформлению игрового участка в разное время года. Все это помогает сделать их нашими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляем через тематические родительские собрания, консультации, семинары-практикумы.
Интеграция деятельности в дошкольном детстве носит естественный характер. Маленький ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид деятельности детей целесообразно подкреплять художественным творчеством. Единение и взаимодействие – главное в образовательном процессе. Интеграция способствует усвоению знаний, умений и навыков детей и развитию художественных способностей, устраняет перегрузки и увеличивает время для других видов деятельности.