Светлана Серкова
Социальный характер возникновения и развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЯЗЫКУ
УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД
СЕРКОВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА
ДЕТСКИЙ САД № 5
СТ. ЕССЕНТУКСКОЙ
2020
Социальный характер возникновения и развития речи.
Публикация «Социальный характер возникновения и развития речи» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
Грамматическая система русского языка. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования ЦНС. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка со взрослым. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым (матерью).
Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Она возникает в первые два месяца жизни ребенка на основе его первичных органических нужд и потребности в новых впечатлениях. Среди средств общения выделяют экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые.
Изоляция ребенка от стимулирующей среды человеческого окружения (семьи, детской группы и т. д.) рассматривается как депривационная ситуация, которая оказывает замедляющее влияние на его психическое развитие. Если подобная ситуация является длительной, то возникает состояние психической депривации.
В процессе логопедического воздействия у детей в детском саду происходит:
развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти;
развитие звукового анализа;
развитие моторики речевого аппарата;
коррекция грамматического строя речи;
обогащение словаря.
Реализация задач воспитания звуковой культуры речи (правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение) осуществляется по двум основным направлениям:
1) развитие восприятия речи;
2) развитие речедвигательного аппарата и формирование произносительной стороны речи.
Происходит активизация высших психических процессов:
- развитие внимания, восприятия, познавательной активности;
- развитие долговременной памяти;
- развитие элементов логического мышления;
- развитие оптико-пространственных функций в дидактических играх;
- воздействие на эмоциональную сферу;
- развитие мелкой и общей моторики, динамического стереотипа.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия.
Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.
Мы выполняем гимнастику для ног, чтобы они стали сильными, ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов, где язык (главная мышца) нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целенаправленных движений.
Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.
ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС:
- удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены
- вытягивание губ вперед трубочкой
- чередование положений губ: улыбка-трубочка
- спокойное открывание и закрывание рта, губ в положении улыбки
- язык широкий
- язык узкий
- чередование положений языка: широкий – узкий
- подъем языка за верхние зубы
- чередование движений языка вверх-вниз
- чередование следующих движений языка: отодвигать язык в глубь рта – приближать к передним нижним резцам. - стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с НР (пальчиковая гимнастика «Умные пальчики» «Зоопарк»); - отдельные упражнения артикуляционной гимнастики; - артикуляционная гимнастика «Веселый язычок» (с использованием перчатки – язычка).
Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова, имитировать детскую речь.
Формирование звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков языка и воспитанию фонематического слуха.
Исправление звукопроизношения – это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, нацеленная на преодоление этих недостатков.
Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа:
подготовка артикуляционного аппарата;
Первый этап — подготовительные артикуляционные движения — может осуществляться на ежедневной утренней гимнастике, в виде коротких упражнений на любых занятиях, а также и в рамках однотемного занятия по звуковой культуре речи.
Все три этапа могут осуществляться или на одном и том же занятии, или на двух с перерывом в 1-5 дней.
уточнение произношения изолированного звука;
закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи. Таким образом, типичная структура процесса изучения одного звука такова:
Показ, объяснение артикуляции звука (или группы родственных звуков, многократное произнесение звука педагогом (в образной форме). Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительности речи.
Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи. Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи (шутки - чистоговорки, инсценировки рассказов, дидактические и подвижные игры, чтение стихотворений).
Как видно, особенность этой работы заключается в многократном повторении одного и того же звука. Необходимо обеспечивать интерес детей к занятиям, разнообразие приемов обучения и речевого материала. Кроме того, нужно стремиться к максимальной речевой активности детей, к живому темпу и высокой плотности занятия.
В старших группах, где преобладают иные задачи, комплексное занятие по звуковой культуре речи может включать, помимо артикуляционных и дикционных упражнений, дидактические рассказы и игры, особенно на развитие фонематического слуха детей.
В этих группах необходимы индивидуальные дополнительные занятия с теми детьми, которые имеют недостатки звукопроизношения. В индивидуальной работе с такими детьми воспитатель использует логопедические приемы. Целесообразно для индивидуальных занятий объединять детей (внутри одной группы, имеющих общие недостатки в звукопроизношении. Занятия проводят 2-3 раза в неделю в удобное для воспитателя время. К работе по исправлению дефектов речи у детей педагогу следует привлекать и родителей.
Грамматическая система русского языка
Для меня, как учителя-логопеда, интересна для рассмотрения, изучения тема: грамматическая система русского языка - она сложна. Ребенку с общим недоразвитием речи самостоятельно с ней не справиться. Нарушения грамматического строя речи – аграмматизмы – занимают ведущее место, делая речь ребенка малопонятной. Для детей с ОНР нарушение грамматического строя является типичным проявлением. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение как для последующего обучения ребенка, так и для коммуникации.
Практический аспект занятий состоит в предупреждении, выявлений и устранении речевых нарушений.
Проводя обследования детей, я определила основные причины аграмматизмов детей – воспитанников детского сада № 5:
- двуязычие (как правило, проблемы возникают у тех детей, которые вне сада больше говорят на родном языке, в котором отсутствуют некоторые грамматические критерии языка – род, число);
- «брошенные» дети (родители заняты; если в семье есть старшие дети, они присматривают за младшими, и их речь – подражание лепету, т. е. нет правильного образца для подражания);
- общение родителей и ребенка минимально, отсюда словарь, даже пассивный, ниже уровня возрастного развития, скудность грамматически оформленных конструкций, полное отсутствие умения «перефраза»;
- снижение читающих и рассказывающих родителей – увеличение медиа- информации (мультфильмы, компьютерные игры, т. д., так как занятые родители предпочитают оставить ребенка наедине с компьютером, телевизором;
- поведение ребенка не корректируется семьей (дети подражают героям сказок в речи, поведении, не всегда положительным, доминирующим становится яркость образа и внешняя привлекательность, а не нравственная ценность);
- физиологические нарушения артикуляционного аппарата.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общественных норм языка.
В результате для себя определила основные направления по профилактике, предупреждению и исправлению аграмматизмов:
Физиологическое Работа с родителями Воспитательное (воспитатели и работники детского сада) логопедическое
- исследование медицинской карты;
- медицинское вмешательство (в случае необходимости) - обследование речи ребенка (при поступлении ребенка в сад);
- уровень общения родителей и детей (о чем, сколько по времени, кто более активен ребенок, задавая вопросы, или взрослый, совместное времяпровождение);
- родительский лекторий (оформление стендов с рекомендациями о процессе становления правильной речи ребенка, советы, беседы, консультации и т. д.) - стоит обратить пристальное внимание на речь сотрудников сада (всех, так как дети подражают речи, поведению, манерам);
- вырабатывать привычку говорить правильно, грамотно и ДОГОВАРИВАТЬ слова до конца, обращать внимание на темп, членораздельность, эмоциональность речи;
- обязательное исправление детской речи работниками сада;
- хоровое, индивидуальное проговаривание образовательно-воспитательных ситуаций во время занятий; -использование логопедических приемов:
- артикуляционная гимнастика,
- фонетическая ритмика (которая предполагает развитие артикуляционного аппарата и моторики,
- обыгрывание заданной ситуации,
- активное участие в мероприятиях сада (способствует заучиванию шаблонов грамматических форм речи,
- использование различных лексико-грамматических заданий
У детей, имеющих некоторую задержку в лексико-грамматическом развитии, в системе обучения должны быть использованы упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря, способности обобщения в сфере языковых функций.
Наряду с общепринятыми приемами обучения следует использовать те приемы, которые требуют у детей самостоятельного умения подбирать нужные грамматические формы слов, правильно согласовывать слова в предложении, самостоятельно строить предложения из данных слов (игра «предложение» :
каждому ребенку присваивается слово, они должны встать в таком порядке, чтобы при проговаривании «своего» слова, получилось верное предложение, использовать приготовленный словарь и предложения определенной конструкции в самостоятельной речи.
Дети с нарушением развития речи длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка. Объясняется это тем, что в воспринимаемых словах как постоянный конкретный раздражитель, связанный с конкретным обозначением предметов, действий. Префиксы, суффиксы и окончания (части основы слов) являются для ребенка меняющимся окружением основы, не обладающим конкретным значением, представляя тем самым слабый раздражитель, который не воспринимается детьми.
Социальный характер возникновения и развития речи.
Грамматическая система русского языка. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования ЦНС. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка со взрослым. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым (матерью).
Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Она возникает в первые два месяца жизни ребенка на основе его первичных органических нужд и потребности в новых впечатлениях. Среди средств общения выделяют экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые.
Изоляция ребенка от стимулирующей среды человеческого окружения (семьи, детской группы и т. д.) рассматривается как депривационная ситуация, которая оказывает замедляющее влияние на его психическое развитие. Если подобная ситуация является длительной, то возникает состояние психической депривации.
В процессе логопедического воздействия у детей в детском саду происходит:
развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти;
развитие звукового анализа;
развитие моторики речевого аппарата;
коррекция грамматического строя речи;
обогащение словаря.
Реализация задач воспитания звуковой культуры речи (правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение) осуществляется по двум основным направлениям:
1) развитие восприятия речи;
2) развитие речедвигательного аппарата и формирование произносительной стороны речи.
Происходит активизация высших психических процессов:
- развитие внимания, восприятия, познавательной активности;
- развитие долговременной памяти;
- развитие элементов логического мышления;
- развитие оптико-пространственных функций в дидактических играх;
- воздействие на эмоциональную сферу;
- развитие мелкой и общей моторики, динамического стереотипа.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия.
Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.
Мы выполняем гимнастику для ног, чтобы они стали сильными, ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов, где язык (главная мышца) нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целенаправленных движений.
Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.
ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС:
- удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены
- вытягивание губ вперед трубочкой
- чередование положений губ: улыбка-трубочка
- спокойное открывание и закрывание рта, губ в положении улыбки
- язык широкий
- язык узкий
- чередование положений языка: широкий – узкий
- подъем языка за верхние зубы
- чередование движений языка вверх-вниз
- чередование следующих движений языка: отодвигать язык в глубь рта – приближать к передним нижним резцам. - стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с НР (пальчиковая гимнастика «Умные пальчики» «Зоопарк»); - отдельные упражнения артикуляционной гимнастики; - артикуляционная гимнастика «Веселый язычок» (с использованием перчатки – язычка).
Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова, имитировать детскую речь.
Формирование звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков языка и воспитанию фонематического слуха.
Исправление звукопроизношения – это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, нацеленная на преодоление этих недостатков.
Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа:
подготовка артикуляционного аппарата;
Первый этап — подготовительные артикуляционные движения — может осуществляться на ежедневной утренней гимнастике, в виде коротких упражнений на любых занятиях, а также и в рамках однотемного занятия по звуковой культуре речи.
Все три этапа могут осуществляться или на одном и том же занятии, или на двух с перерывом в 1-5 дней.
уточнение произношения изолированного звука;
закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи. Таким образом, типичная структура процесса изучения одного звука такова:
Показ, объяснение артикуляции звука (или группы родственных звуков, многократное произнесение звука педагогом (в образной форме). Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительности речи.
Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи. Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи (шутки - чистоговорки, инсценировки рассказов, дидактические и подвижные игры, чтение стихотворений).
Как видно, особенность этой работы заключается в многократном повторении одного и того же звука. Необходимо обеспечивать интерес детей к занятиям, разнообразие приемов обучения и речевого материала. Кроме того, нужно стремиться к максимальной речевой активности детей, к живому темпу и высокой плотности занятия.
В старших группах, где преобладают иные задачи, комплексное занятие по звуковой культуре речи может включать, помимо артикуляционных и дикционных упражнений, дидактические рассказы и игры, особенно на развитие фонематического слуха детей.
В этих группах необходимы индивидуальные дополнительные занятия с теми детьми, которые имеют недостатки звукопроизношения. В индивидуальной работе с такими детьми воспитатель использует логопедические приемы. Целесообразно для индивидуальных занятий объединять детей (внутри одной группы, имеющих общие недостатки в звукопроизношении. Занятия проводят 2-3 раза в неделю в удобное для воспитателя время. К работе по исправлению дефектов речи у детей педагогу следует привлекать и родителей.
Грамматическая система русского языка
Для меня, как учителя-логопеда, интересна для рассмотрения, изучения тема: грамматическая система русского языка - она сложна. Ребенку с общим недоразвитием речи самостоятельно с ней не справиться. Нарушения грамматического строя речи – аграмматизмы – занимают ведущее место, делая речь ребенка малопонятной. Для детей с ОНР нарушение грамматического строя является типичным проявлением. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение как для последующего обучения ребенка, так и для коммуникации.
Практический аспект занятий состоит в предупреждении, выявлений и устранении речевых нарушений.
Проводя обследования детей, я определила основные причины аграмматизмов детей – воспитанников детского сада № 5:
- двуязычие (как правило, проблемы возникают у тех детей, которые вне сада больше говорят на родном языке, в котором отсутствуют некоторые грамматические критерии языка – род, число);
- «брошенные» дети (родители заняты; если в семье есть старшие дети, они присматривают за младшими, и их речь – подражание лепету, т. е. нет правильного образца для подражания);
- общение родителей и ребенка минимально, отсюда словарь, даже пассивный, ниже уровня возрастного развития, скудность грамматически оформленных конструкций, полное отсутствие умения «перефраза»;
- снижение читающих и рассказывающих родителей – увеличение медиа- информации (мультфильмы, компьютерные игры, т. д., так как занятые родители предпочитают оставить ребенка наедине с компьютером, телевизором;
- поведение ребенка не корректируется семьей (дети подражают героям сказок в речи, поведении, не всегда положительным, доминирующим становится яркость образа и внешняя привлекательность, а не нравственная ценность);
- физиологические нарушения артикуляционного аппарата.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общественных норм языка.
В результате для себя определила основные направления по профилактике, предупреждению и исправлению аграмматизмов:
Физиологическое Работа с родителями Воспитательное (воспитатели и работники детского сада) логопедическое
- исследование медицинской карты;
- медицинское вмешательство (в случае необходимости) - обследование речи ребенка (при поступлении ребенка в сад);
- уровень общения родителей и детей (о чем, сколько по времени, кто более активен ребенок, задавая вопросы, или взрослый, совместное времяпровождение);
- родительский лекторий (оформление стендов с рекомендациями о процессе становления правильной речи ребенка, советы, беседы, консультации и т. д.) - стоит обратить пристальное внимание на речь сотрудников сада (всех, так как дети подражают речи, поведению, манерам);
- вырабатывать привычку говорить правильно, грамотно и ДОГОВАРИВАТЬ слова до конца, обращать внимание на темп, членораздельность, эмоциональность речи;
- обязательное исправление детской речи работниками сада;
- хоровое, индивидуальное проговаривание образовательно-воспитательных ситуаций во время занятий; -использование логопедических приемов:
- артикуляционная гимнастика,
- фонетическая ритмика (которая предполагает развитие артикуляционного аппарата и моторики,
- обыгрывание заданной ситуации,
- активное участие в мероприятиях сада (способствует заучиванию шаблонов грамматических форм речи,
- использование различных лексико-грамматических заданий
У детей, имеющих некоторую задержку в лексико-грамматическом развитии, в системе обучения должны быть использованы упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря, способности обобщения в сфере языковых функций.
Наряду с общепринятыми приемами обучения следует использовать те приемы, которые требуют у детей самостоятельного умения подбирать нужные грамматические формы слов, правильно согласовывать слова в предложении, самостоятельно строить предложения из данных слов (игра «предложение» :
каждому ребенку присваивается слово, они должны встать в таком порядке, чтобы при проговаривании «своего» слова, получилось верное предложение, использовать приготовленный словарь и предложения определенной конструкции в самостоятельной речи.
Дети с нарушением развития речи длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка. Объясняется это тем, что в воспринимаемых словах как постоянный конкретный раздражитель, связанный с конкретным обозначением предметов, действий. Префиксы, суффиксы и окончания (части основы слов) являются для ребенка меняющимся окружением основы, не обладающим конкретным значением, представляя тем самым слабый раздражитель, который не воспринимается детьми