Получи документы

Использование проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Маргарита Борисова
Использование проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

В современном мире человек вступил в новую эпоху взаимоотношений с природой.

Экологическое воспитание является одним из важнейших направлений развития детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст – особый, именно в нем начинают закладываться основы будущей личности, формируются многообразные отношения к окружающему миру и самому себе, возникают такие свойства, которые в будущем определяют «лицо» человека. Вступая в жизнь, усваивая социальные нормы и правила, овладевая различными видами деятельности, ребенок развивается, совершенствуется его реакция и поведение.

Публикация «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В основу современной модели экологического воспитания заложен аспект осознанной природоохранной деятельности, смысл которой в том, чтобы сформировать у ребенка навыки личностных, познавательных, социальных, управляющих, контролирующих и других универсальных действий. При правильной организации педагогической работы экологическое воспитание способствует развитию познавательных процессов, формированию у детей дошкольного возраста ценностной картины мира, воспитанию бережного отношения к окружающему миру природы.

Реализовать задачи экологического воспитания возможно через использование различных методов и форм работы с детьми дошкольного возраста. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку уже в дошкольном возрасте научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.

При построении проектной деятельности целесообразно опираться на ее основные направления: познавательное (дидактические игры, беседы, экскурсии, путешествия, викторины, познавательно-развлекательное (инсценировки, театрализованные представления, праздники, утренники, практическое (субботники, посадка деревьев, растений, озеленение группы, подкормка птиц) и исследовательское (экскурсии, фенологические наблюдения, опыты).

Многие педагоги перечисляют разные формы работы, организуемые в течение учебного года с воспитанниками, – игры, экскурсии, наблюдения, праздники и досуги, выставки детского творчества, совместная с родителями деятельность и т. д. Данные формы и методы работы педагоги они называют детским проектом. Многие из них при соответствующей организации могут быть проектами, но только в том случае, если сами дети выступят в качестве их активных участников, авторов идей и их исполнителей. На этапах подготовки и реализации проектной деятельности педагогам сложно удержать себя от прямых указаний, прямого руководства деятельностью детей, в то время как воспитанникам нужно давать больше свободы, чтобы они пытались самостоятельно находить решения поставленной перед ними задачи, учились анализировать и делать выводы.

«Использование проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».

Цель исследования: на основе теоретического анализа проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста разработать и экспериментально апробировать педагогические условия организации проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Объект изучения: экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия организации проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: экологическое воспитание детей дошкольного возраста с использованием проектной деятельности будет эффективным, если:

- используются вариативные типы проектной деятельности (исследовательско-познавательные, игровые, творческие, ознакомительно-ориентировочные (информационные, практико-ориентированные);

- учитываются возрастные особенности детей дошкольного возраста;

- к проектной деятельности привлекаются родители воспитанников.

Задачи исследования:

1. Определить психолого-педагогическую сущность экологического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Обосновать педагогические условия организации проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

3. Экспериментально исследовать уровень экологической воспитанности детей дошкольного возраста.

4. Организовать и апробировать педагогические условия проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

5. Проанализировать результаты исследования.

Методы исследования:

- анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования,

- педагогическое наблюдение,

- моделирование;

- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

- методы математической обработки данных.

Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №150» г. Новокузнецк

Психолого-педагогическая сущность экологического воспитания детей дошкольного возраста

В Законе Российской Федерации об образовании воспитание трактуется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. В Федеральном законе «Об экологической культуре» экологическое воспитание детей дошкольного возраста определяется как процесс формирования осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми дети непосредственно контактируют [15]. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения. Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды.

М. Д. Маханева отмечает, что экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным природоохранным отношением [10].

В концепции С. Н. Николаевой цель экологического воспитания детей дошкольного возраста заключается в формировании начал экологической культуры, под которой понимается становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии; к людям, охраняющим ее и созидающим на основе природы материальные и духовные ценности; к себе, как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды [13]. По мнению исследователя, сама природа имеет представление и чувствует не только как внешняя по отношению к человеку среда — она и есть человек.

К задачам экологического воспитания детей дошкольного возраста С. Н. Николаева относит:

- создание и воспроизведение в жизнь воспитательно-образовательной модели, при которой достигается результат;

- создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и важности экологического воспитания;

- постоянное повышение квалификации педагогического персонала питания, развитие экологической пропаганды среди родителей; осуществление постоянной работы с детьми в рамках той или другой педагогической технологии, постоянное ее обучение и становление на новый уровень;

- выявление у детей дошкольного возраста уровня экологической воспитанности – действительных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской индивидуальности при ее общении с окружающей средой [13].

Принципы экологического воспитания Н. А. Рыжова:

- индивидуальный подход – ключевым фактором образовательного процесса является ориентация на потребности каждого ребенка с учетом его индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития;

- научность – обоснованность и достоверность содержания теоретической части экологического образования, формирование практических навыков адаптации и прогнозирования своих действий во время отдыха или труда в природных условиях на основе представления о закономерностях, существующих в природе;

- доступность – содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии с возрастными, психологическими, социальными и интеллектуальными особенностями детей, с учетом уровня их развития, а также индивидуальных познавательных способностей. Предпочтительны соответствующие возрасту формы организации занятий: наблюдение, обсуждение, эксперимент, игра;

- наглядность – чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом;

- систематичность и последовательность – необходимо придерживаться принципа поступательного перехода от простых объектов познания к более сложным, опираясь на освоенный ранее материал. Ребенок знакомится с новыми знаниями, обращаясь к известной ему информации;

- согласованность – продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями;

- комбинаторность – продуманное сочетание различных видов образовательной деятельности;

- целостность – установление взаимосвязи разных сфер знаний, что помогает сформировать у ребенка понимание единства мира [21].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования базируется на личностно ориентированных образовательных технологиях и предусматривает соблюдение принципа согласованности экологического воспитания со всеми образовательными сферами:

- социально-коммуникативное развитие, способствующая формированию эмпатии, отзывчивости по отношению к объектам природного окружения, практических навыков безопасного поведения в социальной и природной среде;

- познавательное развитие нацелено на расширение кругозора, получение знаний о физических свойствах объектов природы, развитие понимания гармонического единства и целостности экологической системы планеты Земля во всем разнообразии народов и многочисленных видов живых организмов;

- развитие речи вводит детей в увлекательный мир художественной литературы о природе, познакомит с уникальными фактами, расширит рамки рекомендованных министерством учебных пособий;

- физическое развитие решает задачи по формированию здорового образа жизни, способствует осознанию его ценности и значимости в судьбе каждого человека [26].

Экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром детей имеют свои особенности в каждой возрастной группе.

К основным задачам экологического воспитания детей второй младшей группы (3-4 года) Л. М. Маневцева, П. Г. Саморукова относят следующие:

- знакомить детей с растительным и животным миром;

- развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать;

- учить различать деревья, называть 1- 2 дерева,1-2 травянистых растения,1 вид ягоды, 1 вид грибов,1 вид птиц;

- учить различать и называть домашних животных и их детенышей;

- знакомить с сезонными изменениями, поведения животных и птиц;

- воспитывать любовь к родному краю, умение правильно вести себя в природе [11].

Задачи экологического воспитания детей в средней группе (4-5 лет) направлены на то, что:

- расширять представления о растительном и животном мире;

- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы;

- уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;

- воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе;

- учить различать деревья, растения по коре, расположению ветвей, листьям, цветам, плодам и называть 5-6 деревьев, 2-3 кустарника, 5 травянистых растений (лесных, луговых, садовых, по 5 видов ягод, грибов, 3 комнатных растения;

- учить различать и называть домашних животных и их детенышей, диких зверей и их детенышей; уточнять представление детей об их повадках, условиях жизни;

- учить различать и называть 5-6 видов птиц, 8-10 насекомых, 5-6 видов рыб и земноводных [11].

В старшей группе (5-6 лет) продолжается и совершенствуется работа, которая была начата начала в средней группе. Задачи экологического воспитания в старшей группе направлены на то, чтобы:

- расширять представления о растительном и животном мире;

- уточнять представляйте о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;

- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существительные признаки природы;

- воспитывать любовь к родному краю и умению вести себя на природе;

- учить различать деревья, растения по коре, расположению ветвей, листьям, цветам, плодам и называть 5-6деревья, 2-3 кустарника, 5 травянистых растений (лесных, луговой, содовых, по 5 видов ягод, грибов, комнатных растений;

- различить и назвать домашних животных и их детенышей, уточнять представления детей об их повадках, условиях жизни

- учить различать и называть 5-6 видео птиц,8-10 насекомых,5-6 видов рыбы и земноводных [11].

В подготовительной группе (6-7 лет) задачи экологического воспитания направлены на то, чтобы:

- развивать у детей способность к анализу, синтезу, самоконтроля самооценке своего поведения в природе;

- продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи явлениях природы, находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления детей об окружающем мире;

- воспитывать любовь и желание ухаживать за растениями, животными, птицами;

- закреплять умение правильно вести себя в природе;

- закрепить умение различать и называть 7-10 видов деревьев, 3-4 кустарника, 5-6 лесных и садовых ягод, грибов, 5-6 комнатных растений, наиболее распространенные виды животных дикой природы, по 8-10 видов рыб, птиц, земноводных, насекомых;

- дать представление о неживой природе, ее влиянии на растительный и животный мир;

- познакомить со способом выращивания культурных растений их вегетативного размножения (черенкованием, усами, листьями [11].

В результате изучения психолого-педагогических исследований мы рассмотрели сущность экологического воспитания, при определении которого мы придерживаемся позиции Н. А. Рыжовой и понимаем его (экологическое воспитание) как целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – это педагогический процесс, который опирается на основополагающие идеи и понятия экологии при ознакомлении детей с природой.

Педагогические условия организации проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Для реализации цели экологического воспитания детей дошкольного возраста цели требуется решение образовательных, развивающих и воспитательных задач :

- образовательная задача способствует пробуждению живого познавательного интереса, любознательности у детей к окружающему миру природы. Реализация этой задачи требует проведения информационной работы, направленной на экологическое просвещение, развитие компетентности и внутренней культуры непрагматических отношений с природой.

- развивающая задача направлена на формирование у детей навыков сфоросознанной деятельности по охране окружающей среды;

- воспитательная задача направлена на становление экологического мышления, совершенствование эмоционально-мотивационной области, нравственное воспитание и формирование ценностных ориентиров.

Как пишет Л. С. Римашевская, экологическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в рамках педагогически целенаправленной организации различных форм деятельности :

- игровая – вовлечение ребенка в традиционные и народные игры экологического содержания, в которых он символически борется за здоровую и процветающую жизнь природы, осваивает в ролевой импровизации правила и законы экологической этики и учится отличать негативные по направленности действия, несущих разрушение гармонии;

- познавательная – активное участие ребенка в экологических экспериментальных проектах, экскурсиях, прогулках; формирование понимания гармонического единства и взаимодействия природы, умения видеть закономерности, ценить неповторимость и особенность каждого объекта, признавать право на существование каждого живого существа без ложного чувства собственного превосходства;

- трудовая – осознание потребности растений или животных в заботливом уходе и внимании, формирование ответственности за живое существо и осторожности в обращении с ним, воспитание стремления к экономии природных ресурсов, созиданию и восстановлению среды обитания;

- художественно-эстетическая – гуманизация отношений ребенка с природой, актуализация эмоционального восприятия в процессе творческого воплощения красоты окружающего мира в формах рисунка, песни, стихотворения;

- экологические проекты познавательно-экспериментальной направленности помогают педагогу выстроить эффективную работу по части экологического воспитания дошкольников.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста П. Г. Федосеева рассматривает, прежде всего, как нравственное воспитание, т. е. в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить, сберечь природу [28]. Важно учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающему в природе, сочувствие к нуждам животных и растений. Поэтому сегодня задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку уже в дошкольном возрасте научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала технология проектной деятельности.

Экологические проекты классифицируются : по составу участников: целевой установке; тематике; срокам реализации. В практике современных дошкольных организаций используются следующие виды экологических проектов :

- исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты опытов оформляют в виде газет, дизайн-деятельности;

- игровые (дети входят в образ персонажей экологических сказок и по-своему решают поставленные проблемы);

- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию оформляют дизайн группы с помощью природного материала;

- творческие (оформление результата в виде детского экологического праздника, детского дизайна, например проект «Неделя экологии») [9].

Основной целью проектной деятельности в экологическом воспитании является создание условий для формирования экологической культуры дошкольников.

К задачам проектной деятельности в рамках экологического воспитания детей дошкольного возраста О. Н. Строкова относит:

- совершенствование системы экологических знаний и представлений;

- развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

- участие в посильной для детей деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы;

- воспитание гуманного отношения к природе [25].

Задачи экологического воспитания, реализуемые в проектной деятельности, специфичны для каждой возрастной группы.

В младшем дошкольном возрасте :

- активизация желания искать пути решения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В среднем и старшем дошкольном возрасте :

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные пути решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять найденные способы решения поставленной задачи с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

Формы и методы работы педагоги выбирают в зависимости от возрастных особенностей детей группы. Дети младшего дошкольного возраста выполняют меньший объем работы, используют самые простые методы наблюдений, обобщают результаты своих исследований, в основном в виде рисунков. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными.

Например, экологическая проектная деятельность на тему «Наш веселый огород» представляет собой краткосрочный проект для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). Его цель состоит в том, чтобы в процессе ухода и наблюдения за растениями пробудить любопытство детей, интерес и любовь к труду. У детей дошкольного возраста ограниченные представления о том, где и в каких условиях растут растения. Для успешной практической реализации проекта полезно привлечь родителей к организации необходимых условий [25].

Реализация проектной деятельности по теме «Наш веселый огород» по сферам ФГОС дошкольного образования :

- коммуникативная – каждый ребенок сажает луковицу в землю в специально подготовленный ящик;

- познавательная – наблюдение за ростом, организация правильного ухода за растением и почвой). Для закрепления теоретических знаний проводятся дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Что растет на огороде», «Сложи картинку», «Разгадай загадку» и т. д. ;

- речевая – чтение художественной литературы на тему овощей, разучивание стихов (С. Агарков «Слёзы льются градом», И. Демьянов «Во дворе переполох», сказки, например «Про вершки и корешки», Н. Балашова «Сказки про овощи и фрукты» и т. д.);

- художественно-эстетическая — демонстрация иллюстраций, занятия по рисованию и лепке, театрализованная импровизация «Репка», разучивание песни «Огородная-хороводная»;

- физическое развитие — пальчиковая игра «Капуста», динамичная игра «Наш огород».

К основным этапам проектной деятельности экологической направленности

Особая педагогическая значимость экологической проектной деятельности состоит в том, что, являясь методом практического целенаправленного действия, проектная деятельность открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка. Проектная деятельности позволяет решать задачи экологического воспитания дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы. Проектная деятельность имеет определенную структуру и включает в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе реализации, обсуждение результатов, систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности. Уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей детей, в среднем дошкольном возрасте дети начинают активно участвовать в разработке и реализации проектов.

Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Макеты в экологическом воспитании детейМакеты в экологическом воспитании детей Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов дошкольного образования предметно-пространственная среда должна обеспечивать.

Отчет об экологическом воспитании детей средней группы Отчет об экологическом воспитании детей средней группы. Выполнила воспитатель: Рулева Елена Юрьевна Актуальность Всё прекрасное в людях.

Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 ноября 2021 в 14:45
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Борисова (УИ 892803) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД