Алена Быстрова
Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Классификация игр
для детей старшего дошкольного возраста, используемых в развитии социально-коммуникативных качеств
Игры, направленные на:
1. Объединение и сплочение
1. Игра «ИГОЛОЧКА И НИТОЧКА»
Участники игры становятся друг за другом. Первый — «иголочка». Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.
2. Игра «ДРАКОН КУСАЕТ СВОЙ ХВОСТ»
Публикация «Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Старшая группа
- Темочки
Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего — дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост («не укусит» хвост, то на место головы дракона встает другой ребенок.
3. Игра «СМЕЛЫЕ МЫШКИ»
Выбирается водящий — «кот», остальные дети — «мыши». «Кот» сидит (стоит) и наблюдает за «мышками». С началом стихотворного текста, который произносит ведущий вместе с детьми, мышки делают несколько шагов по направлению к кошачьему домику.
Слова: «Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз - два - три - четыре,
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон!
Бом - бом - бом - бом!
Убежали мышки вон».
Во время произнесения стихотворения мышки подходят к коту ближе, выполняют движения, соответствующие тексту. Услышав последнее слово, мышки убегают, а кот их ловит. Пойманные мышки выходят из игры.
4. Игра «ЛЕТАЕТ — НЕ ЛЕТАЕТ»
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает — дети поднимают руки. Если не летает — руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания, будут подниматься. Необходимо своевременно удержаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий пред мет. Кто не удержался — платит фант, который в конце игры выкупается.
5. Игра «ВОРОБУШКИ И АВТОМОБИЛИ»
Выбираются дети, которые будут изображать «автомобили». Другие дети — «воробушки». Ведущий подает сигналы для «автомобиля» (гудок) и для «воробушков» («летите воробушки»). По своему сигналу «автомобили» и «воробушки» выходят из домиков и бегают. Чтобы ожидание выхода не было для детей утомительным, в игру вводят дополнительные действия: «воробьи» чистят перышки, чирикают, а машины заправляются бензином. Ведущий следит, чтобы «воробушки» вовремя прятались от «автомобилей» в домики, чтобы им не отдавили лап-ки. При повторении игры роли могут поменяться.
6. Игра «ПОЙМАЙ РЫБКУ»
Часть детей стоят в кругу, держась за руки («сети»). Остальные дети — «рыбки» «плавают» (бегают, прыгают) внутри кру-
га, «выплывают» из него (подлезают под сцепленными руками детей). По сигналу взрослого: «Сети!» — дети, держащиеся за руки, садятся. Кто из «рыбок» остался в кругу, того и «пойма-
ли». Игра может проводиться под музыку.
7. Игра «ПЧЕЛКИНЫ ПЕСНИ»
Все дети превращаются в «пчелок», которые «летают» (бегают) с громкими песнями (ж-ж-ж). По сигналу взрослого: «Ночь!» — «пчелки» садятся, замолкают и «засыпают». По сигналу: «День!» — «пчелки» вновь «летают» и громко распевают свои песни-жужжалки.
8. Игра «ПЧЕЛКИНЫ ШАЛОСТИ»
«Пчелки» «летают» (бегают) с цветка на цветок (используются обручи, кубики и т. п.). Они трудятся, собирают нектар. Но пчелкам очень хочется пошалить. И тогда они «летают» (бегают, прыгают) друг за другом, забыв о работе. Но «главная пчела» (ведущий) не разрешает отвлекаться. Когда замечает нарушителей, «подлетает» к ним и «сажает» на свой большой цветок.
2. Организацию учебного процесса
1. КТО ТИШЕ
Детии стоят перед входом в зал. "Представьте себе, -обращается к ним педагог, -что в зале чутко спит пушистый кот, а вы должны зайти в зал и сесть на стулья так тихо, чтобы не разбудить кота".
Первыми в зал заходят девочки, а мальчики в это время слушают и наблюдают, кто из них тише всех вошёл в зал и сел на стул. Затем в зал заходят мальчики, и уже девочки наблюдают и слушают, кто из них тише остальных вошёл и сел на стул. После того, как все сядут, педагог просит сначала девочек назвать имена или дать внешнее описание тех мальчиков, которые вошли и сели тише остальных, а затем с такой же просьбой педагог обращается к мальчикам.
2. ТИШИНА
"Давайте закроем глаза и послушаем тишину",-предлагает педагог.
Варианты игры:
1) В течение одной минуты дети слушают звуки в данном помещении. Затем они открывают глаза и по очереди рассказывают педагогу все, что услышали. Однако не следует допускать, чтобы дети "сочиняли" звуки, т. к. это снижает целесообразность данного задания.
2) Дети сначала слушают звуки (можно и с открытыми глазами, раздающиеся из соседнего помещения, а после того, как они расскажут о том, что они услышали, можно задать им наводящие вопросы: "О чем был разговор в соседнем помещении? Сколько человек разговаривало? "-и т. п.
3) Дети сначала слушают звуки, которые раздаются на улице, а после того, как они расскажут о том, что услышали, можно задать им наводящие вопросы, например: "В какую сторону ехала машина? Как вы думаете, сколько пассажиров в ней сидело?"-и т. п. Все наводящие вопросы имеют одну цель- будить воображение детей и дополнять их рассказ. Кроме того, каждый может нарисовать эпизод, связанный с тем, что он услышал.
3. КОНТАКТЫ
Педагог, выходя с детьми на невербальный (бессловесный) контакт, заменяет некоторые свои слова и фразы, обозначающие команды, жестами или звуковыми сигналами, а именно:
1) Жесты:
-Указательный пелец приставляется к губам-"Тихо".
-Характерные плавные движения рук, повернутых ладонями вверх-"Встать".
-Характерные плавные движения рук, повернутых ладонями вниз-"Сесть".
-Рукопожатие-" Молодец!".
-Движение рукой, означающее: "Подойди ко мне" и т. п.
2) Звуковые сигналы: -Первый хлопок-"Встать". -Второй хлопок-"Сесть".или
-Первый щелчек-"Закрыть глаза". -Второй щелчек -"Открыть глаза"
4. ЛОВКОСТЬ БЕСШУМНА
Дети заходят в группу как можно тише и становятся за столами. Педагог жестом показывает какому ряду или какому столу садиться, и дети бесшумно выполняют команду
педагога. На первых занятиях чем медленнее это делается, тем лучше. Девиз этого упражнения-"Ловкость бесшумна".
5. ТВОРЧЕСКИЙ КРУГ
(самая удобная форма общения)
Дети заходят в зал. В зале вдоль стены в одну линию установлены стулья двух цветов поочередно, например: желтый-голубой-желтый. Сначала девочки заходят в зал и садятся на желтые стулья, а затем мальчики заходят в зал и садятся на голубые стулья. В центре зала в виде круга раскладываются жетоны тех же цветов, что и стулья, также поочередно на одинаковом расстоянии друг от друга. Количество жетонов в центре зала должно соответствовать количеству детей на занятии. По команде педагога сначала девочки становятся рядом с желтыми жетонами, а потом мальчики -рядом с голубыми жетонами.
Варианты игры:
1) Каждый из детей одновременно со счетом от "1" до "5" или от "1" до "10" становится рядом с жетоном соответствующего цвета. На счет "1" действие начинается, а на счет "5" или "10"-заканчивается. Счет может быть заменен ударами "волшебной палочки".
2) Все детки одновременно (без счета) берут свои стулья и устанавливают их на места своих жетонов.
3) Все дети одновременно на счет от "1" до "10" садятся в "творческий круг". Счет может быть заменен ударами "волшебной палочки".
4) "Веревочка с узелками. "
Дети заходят в зал и садятся на стулья. Каждый из них, представив себя "узелком" одной "веревочки", смотрит на "узелок" справа (сосед справа) и на "узелок" слева (сосед слева, вспоминает их имена и запоминает их внешний вид. Далее дети, не держась за руки, соединяют оба конца "веревочки" и образуют круг, следя за тем, чтобы ни один из "узелков" "не развязался", то есть, чтобы каждый сохранил своих соседей справа и слева. Оказавшись в кругу, каждый проверяет "узелки" справа и слева, т. е. своих соседей. Расстояние между "узелками" должно быть одинаковым.
Варианты игры "Веревочка с узелками" :
а) Все дети встают в круг на счет от "1" до "5" или от "1"до"10".
б) Все дети встают в круг, но не на счет педагога, а на удары "волшебной палочки".
в) Все дети одновременно ставят свои стулья на свое место в "творческом кругу", сохранив положение "веревочки".
г) Все дети одновременно ставят свои стулья на счет от "1" до "5" или от "1 до "10", как ив п. в).
д) Все дети одновременно ставят свои стулья на 10 ударов "волшебной палочки", как и п. в).
Расстановка стульев в зале может быть в форме геометрической фигуры, цифры, буквы или в форме полумесяца. Кроме того, стулья можно расставлять в два ряда напротив друг друга, как в вагоне метро, или парами друг за другом, как в автобусе,
6. ЗАПОМНИ СВОЕ МЕСТО
1) Педагог раскладывает жетоны разного цвета и формы в любом месте зала. Дети выбирают один из жетонов и становятся рядом с ним. При этом они должны запомнить его местонахождение, цвет и форму. Далее педагог дает команду разойтись. Спустя некоторое время, дети по сигналу педагога должны вернуться к своему жетону. Игра повторяется до тех пор, пока дети не запомнят свои места.
3. Релаксацию
1. Игра «ДОЖДЬ В ЛЕСУ» (релаксация,развитие чувства эмпатии)
Дети становятся в круг, друг за другом — они «превращаются» в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами.
Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».
2. Игра «ПОДСНЕЖНИК» (релаксационный комплекс)
1. В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода. Уснул до весны (дети садятся на корточки, обнимая руками плечи, прижимая голову).
2. Солнышко стало пригревать сильнее. Лучики солнца постепенно пробуждают цветок. Он медленно растет, пробираясь сквозь снежный сугроб (дети медленно приподнимаются и встают).
3. Кругом лежит снег. Ласковое солнышко так далеко, а цветочку очень хочется почувствовать тепло (дети тянут руки вверх, напрягая пальцы, поднимаясь на носки).
4. Но вот подснежник вырос, окреп (дети опускаются на ступни). Лепестки стали раскрываться, наслаждаясь весенним теплом. Цветок радуется, гордится своей красотой (дети медленно опускают руки, плечи, улыбаются). «Это я — первый весенний цветок и зовут меня подснежник», — кивает он всем головой.
5. Но весенняя погода капризна. Подул ветерок, и стал подснежник раскачиваться в разные стороны (дети раскачиваются). Цветочек склонялся все ниже и ниже и совсем лег на проталину (дети ложатся на ковер).
6. Побежали ручьи, вода подхватила и унесла подснежник в длительное сказочное путешествие. Он плывет и удивляется чудесным весенним превращениям (звучит природная музыка, дети лежат на ковре и «путешествуют» с закрытыми глазами). Когда цветок напутешествуется, он приплывет в сказочную страну (дети поднимаются и рассказывают, что видели, чему удивлялись и радовались).
3. Игра «ГУСЛИ-САМОГУДЫ» (релаксационно-танце-
вальный комплекс) 1. Ведущий читает текст. Дети стоят свободно.
В сказочном дворце,
На высоком крыльце,
Звучит грозный указ,
Добрым молодцам наказ:
«Кто сумеет станцевать
Так, как гусли нам велят,
Тот и будет помогать
Нашим царством управлять.
Гусли, гусли-самогуды
Распевают песни всюду.
Раз готовы вы друзья,
Танцевать нам всем пора.
2. Звучит ритмичная музыка. Ведущий читает текст. Дети стоят, «танцуют» мышцы плеч и рук.
Вот и музыка звучит.
А народ все ждет, стоит.
Ой, пустились плечи в пляс.
Веселей, еще хоть раз!
Пальцы, локти скачут вместе,
А народ стоит на месте.
Пляска стала затухать,
Тише музыка играть.
3. Меняется ритм музыки, «танцуют» мышцы ног.
Ноги стали просыпаться,
сыпаться, подниматься!
Пятки, пальцы и колени
Заплясали, как хотели.
Как им весело плясать!
Только стали уставать.
4. Меняется ритм музыки, «танцуют» мышцы живота.
Рад живот поупражняться,
Научился напрягаться.
Вдох и выдох, покрутись.
Лежебока, эй, проснись!
5. Меняется ритм музыки, «танцуют» мышцы плеч.
Вот поднялись наши плечи.
Выше, выше, резче, резче.
Стали плечи затихать,
Затихать и засыпать.
6. Звучит спокойная музыка, затем вновь меняется ритм, «танцуют» мышцы лица.
Щеки, носик в пляс пошли.
Брови нежно подними,
Губы вытянулись в трубку,
Потанцуй еще минутку.
7. Ведущий выбирает ребенка, который старался, был внимательным. Ребенок заказывает любые движения для всего тела.
Вновь народ стоит и ждет.
Что нам музыка споет?
Ты, помощник, выходи,
Общий танец закажи.
Звучит ритмичная музыка, все танцуют «заказанный» танец, выполняют движения. А затем ведущий предлагает всем двигаться по собственному желанию, так, как хочет само тело.
8. Звучит спокойная музыка, дети не сходя с места плавно двигаются под нее. После этого можно предложить детям лечь
на ковер.
А теперь, все отдыхаем,
Отдыхаем и мечтаем
О волшебных берегах,
О невиданных краях.
Звучит спокойная музыка с природными звуками. Дети мечтают. «Гусли-самогуды» замолкают, и дети рассказывают (по желанию) о своих образах-мечтах.
4. Саморегуляцию
1. Игра «Цапля» (с 5 лет)
Необходимо предварительно разуться. Дети располагаются по кругу. Воспитатель говорит: «Цапля живет в воде. Она стоит на одной ноге, а другую сгибает и поднимает, чтобы не замочить. Так она отдыхает и даже спит. Представьте, что вы цапли. Вы устраиваетесь на отдых. Поднимаете одну ногу. Вот так (показывает). Закрываете глаза и замираете». Каждый встает на одну ногу, другую сгибает в колене, прижав ступню к бедру стоящей ноги как можно выше (или просто подогнув ногу). Руки на поясе. Стоит как можно дольше (сначала на одной ноге, потом на другой).
2. Игра «Аист» (с 6 лет)
Инструкция:
«Аист бродит по болоту и ищет лягушек. У аиста длинный клюв, длинные ноги. ( Воспитатель показывает позу: ноги вместе, руки подняты вверх. Сгибаясь в пояснице, он наклоняется, не меняя положения рук. Наклон должен быть полным, руками производятся хватательные движения. Затем он упирается ладонями в пол и застывает на некоторое время в этом положении.) Вот он ищет, ищет, ищет. Потом — раз, нашел, съел и дальше пошел».
3. Игра «Ласточка» (с 6 лет)
Инструкция:
«К нам ласточки летят. Вы — ласточки. (Дети действуют сначала по образцу. Воспитатель встает прямо. Оставаясь стоять только на правой ноге, наклоняет корпус вперед. Руки и левая нога отводятся назад тоже в горизонтальное положение.) Вот как много ласточек! Теперь полетаем!» (Дети бегают, взмахивая руками.)
4. Игра «Зайчики» (с 4 лет)
Инструкция:
«Представьте себя зайчиками на полянке. Солнышко, травка зелененькая. Сядьте на корточки и попрыгайте. А где у вас ушки? Зайчик подпрыгивает высоко, как на пружинках».
5. Игра «Ворона» (с 4 лет)
Инструкция:
«Ворона — птица умная. Она любит прихорашиваться. Представим себя воронами. Почистим перышки. Потом полетаем». (Дети прямыми в локтях руками, как крыльями, машут вверх-вниз.)
6. Игра «Походка сказочных персонажей» (с 5 лет)
Устраивается подиум. Ведущий называет персонаж, ребенок на подиуме демонстрирует походку этого героя. Например, ведущий говорит: «Буратино, Снежная королева, Красная Шапочка, Кощей Бессмертный, Незнайка, модница, попрыгунья Стрекоза, утка, индюк, цыпленок, медведь, рассеянный с улицы Бассейной».
5. Коррекцию агрессии и страха
1. Игра «ВОРОБЬИНЫЕ ДРАКИ» (снятие физической агрессии)
Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры («лечат крылышки и лапки у доктора Айболита»). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.
2. Игра «МИНУТА ШАЛОСТИ» (психологическая разгрузка)
Ведущий по сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется — прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.
3. Игра «ЗЛЫЕ—ДОБРЫЕ КОШКИ» (снятие общей агрессии)
Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения».
Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя.
Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее.», — и ребенок, изображающий кошку, делает все более и более «злые» движения.
По повторному сигналу ведущего «превращение» заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется.
Когда все дети побывают в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то I в игре может участвовать и сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру.
По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами.
На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.
4. Игра «КАРАТИСТ» (снятие физической агрессии) Как и в предыдущей игре, дети образуют круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Только на этот раз в «волшебном круге» происходит «превращение» в каратиста (движения ногами).
Как и прежде, дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее.», — помогая этим игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.
5. Игра «БОКСЕР» (снятие физической агрессии)
Это вариант игры «Каратист», и проводится он аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.
6. Игра «УПРЯМЫЙ КАПРИЗНЫЙ РЕБЕНОК» (преодоление упрямства и негативизма)
Дети, входящие в круг (в обруч, по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее.». Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребенок» : ребенок капризничает, родитель его уговаривает и успокаивает. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.
7. Игра «УПРЯМАЯ ПОДУШКА» (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства)
Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (подушка с темной наволочкой) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея (или другой любимый сказочный персонаж) подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давайте, прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» (снимается стереотип и эмоциональный зажим).
Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается (время определяется индивидуально — от нескольких секунд до 2-3 минут).
Взрослый предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. Некоторые дети говорят, что «упрямки шепчутся», другие ничего не слышат. «Упрямки испугались и молчат в подушке», — отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).
6. Развитие творческой фантазии
1. НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ?
"На что похож этот предмет?"-спрашивает педагог, держа в руках прямую палку и показывая её детям.
Дети дают различные ответы, в зависимости от того, какие ассоциации этот предмет у них вызывает. Одним он кажется похожим на стрелу, другим - на камыш, третьим -на иголку и т. д. После того, как дети назовут эти предметы-ассоциации, они сначала показывают жестами эти предметы, а затем изображают их на бумаге или лепят из пластилина. Кроме того, они могут придумать и загадки об этих предметах
2. УГАДАЙ ПРЕДМЕТ
Педагог задает загадку о предмете, который находится в данном помещении, по следующим признакам:
1. ЦВЕТ-зеленый 2. ФОРМА-круглая З. МАТЕРИАЛ-резина4. ПРИМЕНЕНИЕ-дгля игр
Загадка о предмете может задаваться по ассоциациям:
1 .ЦВЕТ -характерен для весны и лета 2. ФОРМА напоминает планету солнечной системы З. МАТЕРИАЛ- используется в дождливую погоду 4. ПРИМЕНЕНИЕ-для игр взрослых и детей
ОТВЕТ: ЗЕЛЕНЫЙ РЕЗИНОВЫЙ МЯЧ
Кроме того, педагог может предложить детям разбиться на пары и дать каждой паре задание придумать по одной загадке о предмете, который находится в данном помещении.
Загадку можно придумать и о предмете, который находится за пределами данного помещения, но в этом же здании.
3. ПРЕДМЕТ-АССОЦИАЦИЯ
Дети сидят в кругу. По кругу пускается предмет определенной формы. Каждый из играющих, поочередно взяв его в руки, внимательно смотрит, на что похож этот предмет, и, не говоря ни слова, демонстрирует его новое предназначение. Так, например, если один из детей получает в руки карандаш, то он может всем её представить летящей ракетой и показать, как она "взмывает со старта" вверх. Если следующему этот карандаш представиться обыкновенной иглой, то он показывает, как он ею шьет, и т. д. В конце игры дети изображают свои предметы-ассоциации на бумаге или лепят их из пластилина.
4. ПЛАСТИЛИН
Дети становятся в разных частях зала. "Представьте, объясняет педагог, -что каждый из вас, присев на корточки, превратился в пластилиновый шарик, из которого вам надо "слепить" различные "игрушки" в виде, кукол, клоунов, и т. п. Причем каждый из вас заранее должен решить, что он будет "лепить"".
Такая "лепка" заключается в создании живых "скульптурных изображений" какой-либо "игрушки" и её частей: рук, ног, туловища, шеи, головы. По команде педагога каждый из детей начинает "лепить" сначала правую руку, затем -левую, постепенно переходя к "лепке" остальных частей тела задуманной им "игрушки". Спустя некоторое время, педагог подходит поочередно к нескольким "пластилиновым игрушкам" и проверяет насколько их "пластилин" податлив. Для проверки пластичности он может, например, загнуть палец у любой "игрушки", и палец при этом должен остаться в этом положении. По окончании этой игры каждый лепит из пластилина свою ранее задуманную и исполненную в виде живой “скульптуры” игрушку, которую потом можно изобразить на бумаге, а также придумать о ней сказку.
5. ОТГАДАЙ, ЧТО Я ДЕЛАЮ?
Дети сидят полукругом. Каждый из них, поочередно, сидя на своем месте или выходя вперед, молча показывает всем маленькие этюды из жизни, например: поливает цветы, шьет платье, готовит обед, гладит бельё и т. п. После этого остальные отгадывают, что он делал. Те, кто отгадали, могут не только назвать эти этюды, но и изобразить их на бумаге.
Отгаданные этюды связываются поочередно в единый сюжет. При этом следует иметь ввиду, что их количество в едином сюжете увеличивается постепенно.
6. ХУДОЖНИКИ
Дети сидят в кругу. Педагог объясняет: "Представьте перед собой белый лист бумаги, на котором мы сейчас все вместе будем "рисовать" одну общую воображаемую картину. Первое, что я "нарисую" в правом верхнем углу этой "картины "-это золотисто-красное солнце. Теперь пусть первый, кто сидит слева от меня, дополнит вслух эту "картину" каким-нибудь своим новым элементом, а затем следующий за ним также вслух внесет свое дополнение в эту же "картину" и т. д. В результате всех этих дополнений мы получим "картину" с единым сюжетом, где каждое дополнение к ней будет способствовать её развитию. "
После того, как "картина" будет закончена, педагог может предложить кому-нибудь из детей пересказать все, что "изображено" на ней в той последовательности, как она создавалась.
7. ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ
Дети сидят полукругом. Выбранный водящий отходит, а остальные договариваются между собой о том, какую информацию они собираются ему передать. Затем педагог приглашает водящего, и вся группа только жестами и мимикой старается передать ему условленную информацию. Задача водящего -отгадать эту информацию.