Получи документы

Методическая разработка «Что такое морфология»

Елена Пугачева
Методическая разработка «Что такое морфология»

МОРФОЛОГИЯ.

Слово морфология произошло от греческих слов morphe – форма и logos – учение.

МОРФОЛОГИЯ – раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи; учение о слове.

Все слова русского языка разделены на 2 части:

самостоятельные служебные

имя существительное предлог

имя прилагательное союз

имя числительное частица

местоимение междометие

наречие

глагол

Части речи – грамматические классы слов.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? и что?

Публикация «Методическая разработка „Что такое морфология“» размещена в разделах

(облако, космонавт, спорт, окно, море, радость, игрушка.)

1. Предметом в грамматике называется всё то, о чём можно спросить кто это? или что это?

(вещи, предметы, живые существа, вещества, явление природы, название профессий, события, действия, чувства человека, географические названия)

2. По значению имена существительные делятся на:

собственные нарицательные

называют предметы, которые называют неединичные предметы:

единичны, неповторимы: стол, конфета, карандаш, телевизор,

это название стран, городов, брат, внучка…

морей, океанов, улиц, имена,

фамилии, клички животных.

*Среди собственных имё н существительных встречаются несклоняемые слова: Тбилиси, Осло, Миссисипи. Род таких имён существительных определяется по роду нарицательных имён существительных, которыми можно эти слова заменить: Тбилиси – город (м. р., Миссисипи – река (ж. р.)

*Собственные имена существительные не изменяются по числам. Нельзя поставить во множественное число существительное Ростов, нельзя поставить в единственное число существительное Тбилиси.

одушевлённые неодушевлённые

имена существительные, имена существительные, которые

которые обозначают людей, обозначают неживые предметы,

животных, птиц, насекомых растения, явления окружающего

и отвечают на вопрос мира и отвечают на вопрос

кто? что?

В. п. мн. ч. = Р. п. мн. ч. В. п. мн. ч. = И. п. мн. ч.

4 группы:

конкретные- вещественные- отвлечённые- собирательные-

называют конкретные называют, различают называют явления, называют множест-

предметы живой или вещества воспринимаемые во одинаковых

неживой природы (воздух, сахар, бензин, мысленно предметов как одно

(журнал, грач, самолёт) капрон) (бег, радость, целое

чтение, (детвора, листва)

выносливость)

3. Имена существительные относятся к мужскому (агроном, инженер, женскому (медсестра, кукла, среднему роду (село, дерево).

м. р. – он, мой

ж. р. – она, моя

ср. р. – оно, моё

*Для того, чтобы узнать род имени существительного во множественном числе, для этого нужно поставить это имя существительное в единственное число (письма – письмо (ср. р.)

4. Имена существительные изменяются по числам:

Имена существительные в единственном

числе

Имена существительные во множественном

числе

обозначают один предмет

обозначают два или несколько

предметов

группа

группы

употребляются только в форме ед. ч. :

- название продуктов: мёд, молоко, соль,

сыр, масло, мясо…;

-совокупность предметов : одежда,

посуда, мебель, обувь…;

-некоторые действия: охота, плавание,

борьба…;

-чувства: ловкость, трусость, любовь,

ненависть, здоровье…;

-некоторые овощи, ягоды: картофель,

лук, малина, клюква…;

-слова иностранного происхождения:

радио, кино, пальто, метро…

употребляются только в форме мн. ч. :

часы, грабли, весы, ножницы, сливки,

каникулы, брюки, очки, санки, духи, весы,

консервы, деньги, чернила, ворота, сутки…

т. е. они называют то, что нельзя посчитать.

т. е. они называют предметы, которые состоят из двух частей, или то, что не может быть представлено как один предмет.

5. Имена существительные изменяются по падежам (склонение) :

Падежи – показывают отношение имён существительных к другим словам в предложении.

Склонение – изменение имён существительных по падежам в единственном и во множественном числе.

И. п.

есть

кто? что?

-

Р. п.

нет

кого? чего?

без, у, от, до, с, из, для, около, возле, из-под

Д. п.

рад

кому? чему?

к, по

В. п.

вижу

кого? что?

в, на, за

Т. п.

любуюсь

кем? чем?

с, над, за, под, перед, при

П. п.

говорю о

о ком? о чём?

в, об, обо, о, на, при

*Имена существительные в И. п. в предложении выступают в роли подлежащего, а в В. п. – дополнением.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

И. п.

ж. р., м. р. -а, -я

м. р., ср. р. -о, -е

ж. р.

Р. п.

-ы, -и

-а, -я

Д. п.

-у, -ю

В. п.

-у, -ю

, -о, -е

Т. п.

-ой, -ей

-ом, -ем

П. п.

* Несклоняемые имена существительные: пальто, эскимо, пианино, такси, радио, кафе, кофе,

кино, какао, какаду, пони, кенгуру.

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В ПРЕДЛОЖЕНИИ:

Чаще имя существительное в предложении бывает подлежащим:

Рысь охотится на мышей.

* а также сказуемым:

Знание – это сила.

* обстоятельством:

Парит кораблик над городом.

* дополнением:

Рысь охотится на мышей.

* определением:

Мальчик надел рубашку в полоску.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на

вопросы какой? какое? какие? какая? чей? чья? чьё? чьи?

День был (какой) ясный и (какой) тёплый.

(Чьи) Детские (какие) звонкие голоса раздавались у костра.

1. Имена прилагательные связаны с именем существительным.

Сегодня прекрасная погода.

(что) погода – имя существительное.

погода (какая) прекрасная – имя прилагательное.

2. В русском языке есть имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Они делают речь более точной и выразительной.

добрый – злой

кислый – солёный

ранняя – поздняя

3. Имена прилагательные изменяются по:

родам числам

имя прилагательное изменяется по имя прилагательное изменяется по

родам в зависимости от имени числам:

существительного, к которому оно ласковое слово (ед. ч.)

относится; какого рода имя ласковые слова (мн. ч.)

существительное, такого же рода и имя прилагательное всегда стоит

имя прилагательное; в том же числе, что и

имена прилагательные относятся: существительное, к которому оно

к мужскому роду: относится:

душистый, львиный, рыжий; лесное озеро, высокие горы.

к женскому роду:

высокая, чистая, вечерняя;

к среднему роду:

весёлое, ближнее, синее. во мн. ч. прилагательные отвечают

на вопрос какие?

они имеют окончания:

-ие, -ые – высокие деревья,

имена прилагательные мужского рода душистые почки.

отвечают на вопрос какой?

Они имеют окончания: имена прилагательные во мн. ч.

под ударением –ой – родной дом, золотой не изменяются по родам.

колос;

без ударения –ый, -ий – весёлый спектакль, *допустим, Вам нужно определить,

искренний человек. в каком числе стоит

прилагательное в предложении:

«Пришла весенняя гроза».

имена прилагательные женского рода Рассуждайте так!

отвечают на вопрос какая? Гроза какая? весенняя,

они имеют окончания: существительное «гроза» стоит

-ая, -яя – сладкая вишня, зимняя дорога. в ед. ч., значит, и прилагательное

«весенняя» стоит тоже в ед. ч. ,

имена прилагательные среднего рода окончание –яя – ж. р.

отвечают на вопрос какое?

они имеют окончания: падеж имени прилагательного

-ое, -ее – снежное поле, весеннее солнце. во мн. ч. можно узнать по падежу

имени существительного, с

определяйте род по вопросам и которым оно связано.

окончаниям!

по падежам:

имена прилагательные изменяются по падежам:

Ед. ч. ,м. р.

Ед. ч., ср. р.

И. п.

какой?

лесн-ой (орех)

какое?

соседн-ее (село)

Р. п.

какого?

лесн-ого (ореха)

какого?

соседн-его (села)

Д. п.

какому?

лесн-ому (ореху)

какому?

соседн-ему (селу)

В. п.

какого?

какой?

лесн-ой (орех)

какое?

соседн-ее (село)

Т. п.

каким?

лесн-ым (орехом)

каким?

соседн-им (селом)

П. п.

о каком?

о лесн-ом (орехе)

о каком?

о соседн-ем (селе)

Ед. ч., ж. р.

Мн. ч.

И. п.

какая?

рыж-ая (лиса)

какие?

золот-ые (рыбки)

Р. п.

какой?

рыж-ей (лисы)

каких?

золот-ых (рыбок)

Д. п.

какой?

рыж-ей (лисе)

каким?

золот-ым (рыбкам)

В. п.

какую?

рыж-ую (лису)

каких?

какие?

золот-ых (рыбок)

Т. п.

какой?

рыж-ей (лисой)

какими?

золот-ыми (рыбками)

П. п.

о какой?

о рыж-ей (лисе)

о каких?

о золот-ых (рыбках)

* Обратите внимание:

1. Если прилагательное м. р. относится к существительному неодушевлённому, то В. п. этого прилагательного совпадает по форме с И. п. :

И. п. (какой) –ий (-ый) свежий ветер,

серебристый снег,

красный карандаш,

В. п. (какой) –ий (-ый0 зелёный луг

2. Если прилагательное м. р. относится к существительному одушевлённому, то В. п. этого прилагательного совпадает по форме с Р. п. :

Р. п. (какого) –ого (-его) рыжего кота, морского котика,

В. п. (какого) –ого (-его) северного тюленя, пушистого енота

3. Правописание окончаний имён прилагательных м. р. в И. п. и В. п.

Окончание под ударением:

И. п. (какой) –ой

лесной, золотой, смешной

В. п. (какой) –ой

дорогой, степной, морской

Окончания в безударном положении:

И. п. (какой) –ий (-ый)

ясный, пушистый, звёздный

В. п. (какой) –ий (-ый)

Скользкий, высокий, новый

Безударные окончания –ый, -ий надо запомнить!

4. Окончания имён прилагательных м. р. и ср. р. при склонении совпадают во всех падежах, кроме И. п. и В. п. :

м. р. ср. р.

И. п. (какой) (какое)

степной волк жаркое солнце

В. п. (какого) (какое)

степного волка жаркое солнце

5. Надо различать окончания прилагательных в Т. п. и П. п. :

Т. п. (каким) –им (-ым)

лёгким, синим, звёздным

П. п. (о каком) –ом (-ем)

о лёгком, о синем, о звёздном

6. Безударные окончания имён прилагательных ж. р. пишутся так же, как окончания под ударением. Их правописание можно проверять вопросами:

И. п. (какая) –ая (-яя)

морозная

Р. п. (какой) –ой (-ей)

морозной

7. Имена прилагательные м. р., отвечающие на вопрос какой, имеют окончания –ый, -ий.

Имена прилагательные ж. р., отвечающие на вопрос какой, имеют окончания –ой, -ей:

м. р. ж. р.

И. п. (какой) Д. п. (какой)

строгий учитель) синей ленте

В. п. (какой) Т. п. (какой)

длинный карандаш пёстрой лентой

8. В В. п. имена прилагательные ж. р., отвечающие на вопрос какую, имеют окончания –ую

(-юю) :

тёмную, быструю, зелёную

9. В Р. п., Д. п., Т. п. и П. п. имена прилагательные ж. р. имеют окончания –ой (-ою, -ей (-ею) :

Р. п. (какой)

Д. п. (какой)

Т. п. (какой)

П. п. (о какой)

тёмной, быстрой, зелёной

10. Имена прилагательные с основой на твёрдый согласный имеют окончания –ый, -ая, -ое, -ой:

пёстрый, трудная, звёздное, степной

11. Имена прилагательные с основой на мягкий согласный имеют окончания –ий, -яя, -ее:

маленький, ранняя, летнее

12. Безударные окончания имён прилагательных пишутся так же, как окончания вопросов и окончания имён прилагательных под ударением.

Надо найти существительное, от которого зависит прилагательное, от существительного поставить вопрос к прилагательному и по вопросу определить, какое окончание надо писать:

(какой) больной, (какая) лесная, (какое) большое.

Окончания косвенных падежей имён прилагательных единственного числа.

Падеж

М. р.

Ср. р

Ж. р.

Р. п.

-ого (-его)

-ой (-ей)

Д. п.

-ому (-ему)

-ой (-ей)

В. п.

-ой (-ий)

неодуш.

-ого (-его)

одуш.

-ее (-ое)

-ую (-юю)

Т. п.

-ым (-им)

-ой (-ей)

П. п.

-ом (-ем)

-ой (-ей)

Начальная форма имени прилагательного - И. п., в ед. ч. м. р. :

солнечный (день) – И. п., ед. ч., м. р. ,– начальная форма (н. ф.)

Как определить падеж имени прилагательного?

Имена прилагательные зависят от существительных и согласуются с ними, т. е. в словосочетании и предложении имя прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже,

что и существительное. Кстати, такая связь называется согласованием.

интересная книга – ж. р., ед. ч., И. п.

интересными книгами – ж. р., мн. ч., Т. п.

Поэтому для того чтобы определить падеж имени прилагательного, надо:

1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.

2. Определить падеж существительного.

3. По падежу существительного узнать падеж прилагательного.

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам

называется склонением.

4. Имена прилагательные по значению делятся на:

качественные относительные притяжательные

КАЧЕСТВЕННЫЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.

Качественные прилагательные называют такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени:

мягкий – мягче (более мягкий, менее мягкий) - мягчайший – самый мягкий.

К качественным прилагательным можно подобрать антонимы:

короткий – длинный

холодный – горячий

От качественных прилагательных могут образовываться прилагательные с приставкой не-:

недорогой, неяркий

Качественные имена прилагательные имеют степени сравнения (степень сравнения показывает, что признак одного предмета сравнивается с признаком другого предмета, например, Вы видите 2 дома и хотите сравнить их по признаку высоты; тогда Вы говорите: первый дом высокий, а второй дом выше; форма выше указывает на сравнение, это форма сравнительной степени имени прилагательного) :

сравнительная превосходная

показывает, что в одном предмете показывает, что предмет превосходит

признак проявляется в большей остальные по какому – то признаку:

степени, чем в другом: трудный – труднейший - самый

трудный – труднее – более трудный трудный

при образовании сравнительной

степени имена прилагательного на-

конце корня иногда происходит

чередование согласных:

поздний – позже, громкий – громче,

а некоторые звуки – и даже слоги!-

«убегают» :

широкий – шире, редкий – реже,

низкий - ниже

Если можно подставить слово чем, то перед вами сравнительная степень, если нельзя, то превосходная.

*Байкал глубже других озёр. Байкал – более глубокое озеро.

Байкал глубже, чем другие озёра. Байкал – более глубокое озеро, чем другие озёра.

Следовательно, глубже и более глубокое – формы сравнительной степени имени прилагательного.

*Байкал – глубочайшее из озёр. Байкал – самое глубокое озеро.

Сказать: Байкал – глубочайшее, чем …нельзя.

Байкал – самое глубокое, чем …- тоже нельзя.

Следовательно, глубочайший и самый глубокий – формы превосходной степени имени прилагательного.

Таблица образования форм сравнительной и превосходной степени

качественных прилагательных.

Качественное прилагательное

Сравнительная степень имени прилагательного

Превосходная степень имени прилагательного

простая

составная

простая

составная

суффиксы -е, -ее

(-ей, -ше

кстати, эти суффиксы в

основу слова включать не

надо!

слово более

суффиксы –айш-,

-ейш-

слова самый,

наиболее

редкий

реже

более редкий

редчайший

самый редкий,

наиболее редкий

храбрый

храбрее

(храбрей)

более храбрый

храбрейший

самый храбрый,

наиболее храбрый

тонкий

тоньше

более тонкий

тончайший

самый тонкий,

наиболее тонкий

Запомните! Некоторые качественные прилагательные не образуют формы простой сравнительной и простой превосходной степени: гибкий, усталый. Они образуют только формы составной сравнительной и составной превосходной степени: гибкий – более

гибкий – самый гибкий, наиболее гибкий; усталый – более усталый – самый усталый, наиболее усталый.

Формы простой сравнительной степени качественных прилагательных не имеют окончаний и не изменяются.

Прилагательные в форме простой сравнительной степени в предложении чаще всего являются сказуемыми:

Чёрная смородина слаще красной.

Прилагательные в форме составной сравнительной степени могут быть в предложении и сказуемыми, и определениями:

Чёрная смородина более сладкая, чем красная.

На этих кустах растёт более сладкая смородина.

Качественные прилагательные в форме превосходной степени (и простой, и составной) в предложении могут быть и сказуемыми, и определениями:

Варенье вкуснейшее.

Мама сварила вкуснейшее варенье.

Вишнёвое варенье самое вкусное.

На столе стояла банка с самым вкусным вареньем.

Качественные имена прилагательные могут иметь краткую форму:

хороший – хорош – м. р., ед. ч.

хороша – ж. р., ед. ч.

хорошо – ср. р., ед. ч.

хороши – мн. ч.

Краткие формы качественных прилагательных изменяются по родам и числам, но не изменяются по падежам.

В предложении прилагательные в краткой форме всегда являются сказуемыми.

Цветущие яблони и вишни очень красивы.

В кратких формах имё н прилагательных после шипящих мягкий знак не пишется:

хорош, колюч, свеж.

Не все качественные прилагательные могут образовывать краткую форму:

Проверь: родной, умелый, передовой, нижний, трудовой, дружеский, вороной, гнедой,

сиреневый (цвет, лимонный (цвет, апельсиновый (цвет…

Не образуется краткая форма и от форм сравнения (сильнейший, и от прилагательных с суффиксами –еньк-, -оньк- (ровненький, тихонький).

При образовании краткой формы качественного прилагательного м. р. в их основах может появляться беглый гласный о или е: лёгкий – лёгок, смирный – смирен.

После шипящих и буквы ц в окончаниях имён прилагательных под ударением пишется буква о, без ударения пишется буква е:

большого, хорошего

В окончаниях имён существительных и имён прилагательных, после шипящих и буквы ц под ударением пишется буква о, без ударения пишется буква е:

свечой – тучей

чужого – лучшего

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.

Относительные имена прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени, например:

мясной (бульон, степной (ветер, абрикосовый (джем).

Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения и краткой формы.

Относительные имена прилагательные всегда образуются от других слов – существительных (музыка – музыкальный, пассажир – пассажирский (поезд, глаголов (стирать – стиральный, учить - учебный).

Они называют такой признак, который относится к предмету или действию. Эти прилагательные легко определить, если найти слово, от которого они образовались:

стиральная машина – машина, которая стирает; пассажирский поезд – поезд для пассажиров. Только не забывайте проверять, есть ли у слова степень сравнения: этот поезд пассажирский, а тот? (можно сказать самый пассажирский, более пассажирский, это стиральная машина, а та? (можно сказать стиральнее, самая стиральная).

Относительные имена прилагательные указывают на:

- материал;

- время;

- место нахождения;

- вес;

- длину;

- назначение предмета:

деревянный стол (материал) – стол из дерева, летние каникулы (время) – каникулы летом, подземная дорога (место) – дорога, устроенная под землёй, метровая палка (длина) – палка длиной в метр.

Относительные имена прилагательные образуются от имён существительных при помощи суффиксов –н-, -ан-, -ян-, -ск-, -ин-, -ов-, -онн- (-енн-) – суффиксальный способ – или при помощи приставок и суффиксов – приставочно-суффиксальный способ:

орех + -ов- = ореховый

при- + вокзал + -н- = привокзальный

Относительные имена прилагательные изменяются по:

падежам числам родам

деревянный стол – м. р., ед. ч., И. п.

деревянным столом - м. р., ед. ч., Т. п.

деревянной рамой – ж. р., ед. ч., Т. п.

Во мн. ч. относительные имена прилагательные изменяются только по падежам:

деревянные (столы, рамы)

деревянными (столами, рамами)

Запомните! Если качественное и относительное прилагательные относятся к одному существительному, то на первом месте стоит качественное, а на втором – относительное:

молодой (кач.) сосновый (относ.) лес

первые (кач.) весенние (относ.) цветы

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.

Притяжательные прилагательные указывают на принадлежность предмета какому – либо лицу или животному:

мамин (чей) платок, Катины (чьи) книги, птичьи (чьи) гнёзда

и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?

Притяжательные прилагательные изменяются по:

падежам числам родам

мамин платок – м. р., ед. ч.

мамина шляпа – ж. р., ед. ч.

мамино платье – ср. р., ед. ч.

мамины журналы – мн. ч.

волчий хвост – м. р., ед. ч., И. п.

волчьего хвоста - м. р., ед. ч., Р. п.

Притяжательные прилагательные образуются с помощью суффиксов –ин- (-ын-, -ий-, -ов-

(-ев-) :

Нянины сказки, сестрицын платок, бараний рог, дедов костюм, Андреева дочь.

Суффиксы -ов-, -ев- уже уходят из употребления, поэтому формы прилагательных с такими суффиксами считаются устаревшими.

Не путай с притяжательными прилагательными относительные прилагательные с суффиксами

–ин-, -н- (соловьиная песня, овчинный тулуп, а также относительные прилагательные со значением «название меха» (лисья шуба –на меху лисы; лисий воротник – из меха лисы). Проверка простая: задавайте вопрос «Кому принадлежит предмет?». Например, нора принадлежит лисе, значит, лисья (нора)- притяжательное прилагательное. А лисья шуба лисе не принадлежит, она её не шила, она в ней родилась, или из меха лисы пошили шубу, значит, лисья (шуба) – относительное прилагательное.

В притяжательных прилагательных после буквы ц пишется суффикс – ын-:

синицын, лисицын.

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО В ПРЕДЛОЖЕНИИ:

В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением.

Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая?

какие? чей? чья? чьё? чьи? О обозначает признак предмета.

Наступает (какая) ненастная, (какая) дождливая осень.

МЕСТОИМЕНИЕ.

Местоимение в русском языке немного, но их значение огромно! Они очень часто употребляются как в устной, так и в письменной речи.

Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их:

я, он, она, они, мы, оно, нам, их…

В роще я заметил ужа и наклонился над ним, чтобы лучше его рассмотреть. Я увидел жёлтую коронку у него на голове. Но уж блеснул и со свистом быстро пополз в траву. Испуганно я отшатнулся от него и потерял его из виду.

В этом тексте слово уж часто заменяется местоимениями (над ним, у него, от него, его). Эти местоимения только указывают на предмет, но не называют его. Они используются вместо имени существительного уж.

Местоимения изменяются по падежам. Это значит, что местоимения склоняются.

мы – нас – нам – нас – нами – (о) нас

вы – вас – вам – вас- вами – (о) вас

они – их – им – их – ими – (о) них

Некоторые местоимения изменяются по числам:

он, она, оно – они

Местоимения он, она, оно – это три разных слова.

Втексте местоимение он заменяет существительное м. р., она – ж. р., оно – ср. р.

Местоимения 3-го лица ед. ч. изменяются по родам:

м. р. (он, ср. р. (оно, ж. р. (она)

Во мн. ч. местоимения по родам не изменяются.

Начальная форма местоимения – это И. п. ед. ч.

Если местоимение отвечает на вопрос кто? или что? – это местоимения – существительные:

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Если местоимение отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё?

чьи? – это местоимения – прилагательные, является определением:

тот, эта, этот, такой, мой, наш, ваш, его, её, их, свой, сам, самый, весь, всякий, каждый…

Личные местоимения.

Личными местоимениями называются потому, что они называют определённое лицо.

число

лицо

1-е

называют говорящего

2-е

называют слушающего,

того к кому обращаются

3-е

ед. ч.

я

ты

он, она, оно

мн. ч.

мы

вы

они

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ МЕСТОИМЕНИЯ.

В предложении местоимения могут быть подлежащим, дополнением, обстоятельством.

Когда котёнок сказал (кому) ей, почему (кто) он плачет, курица стала (кого) его утешать.

Щенок носился (где) вокруг меня с радостным лаем.

Публикации по теме:

Месячник «Безопасность ребенка» Ожева Надежда Николаевна. Декабрь (Безопасность ребенка) «БЕЗОПАСНОСТЬ» 1. Подготовительный этап (1 неделя) Определение проблемы,.

Методическая разработка ко Дню космонавтикиМетодическая разработка ко Дню космонавтики О полётах в космос мечтали всегда![/b] День Космонавтики – праздник, знаменующий собой открытие новой, космической эры в развитии человечества.

Методическая разработка ко Дню памяти А. С. ПушкинаМетодическая разработка ко Дню памяти А. С. Пушкина 10 февраля. "Погиб поэт! - невольник чести. " Ни для кого не секрет, что за день 10 февраля. Это не праздничная дата. Скорбный день. День.

Методическая разработка «Наблюдение за росой»Методическая разработка «Наблюдение за росой» Добрый день, уважаемые гости моей странички! Большое значение для всестороннего развития детей имеют наблюдения, особенно на прогулках.

Методическая разработка «Как научиться пересказывать»Методическая разработка «Как научиться пересказывать» Методическая разработка "Научиться пересказывать? Это просто!" Самая сложная проблема в обучении детей дошкольного возраста научить.

Методическая разработка по теме «Насекомые»Методическая разработка по теме «Насекомые» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу предложить Вашему вниманию материал, который будет полезен для старших и подготовительных.

Методическая разработка-территория здоровьяМетодическая разработка-территория здоровья «Группы дошкольного образования - территория здоровья» В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья, профилактика.

Методическая разработка «Тетрадь по самообразованию» .

Методическая разработка «Задача про дни недели»Методическая разработка «Задача про дни недели» Вера Калужина в публикации от 28.10 с. г. представила очень интересную работу с фетровой Жар-птицей, в которой было такое задание: Иван.

Методическая разработка «Животный мир Антарктиды»Методическая разработка «Животный мир Антарктиды» Пояснительная записка. Экологическое воспитание детей очень актуально и задача педагогов сейчас состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольника.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Что такое морфология»
Опубликовано: 23 декабря 2019 в 13:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД