Получи документы

Консультация для педагогов «Развитие и усвоение навыков звукового анализа»

Лидия Попова
Консультация для педагогов «Развитие и усвоение навыков звукового анализа»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка для педагогов

"Развитие и усвоение навыков звукового анализа"

Основная задача обучения грамоте – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

Актуальность.

Публикация «Консультация для педагогов „Развитие и усвоение навыков звукового анализа“» размещена в разделах

Проблема подготовки к школе детей актуальна, и современной методической литературе процесс формирования навыков звукового анализа освещен недостаточно. А анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 4 -6 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка.

Ознакомление ребёнка с фонемной (звуковой) системой языка имеет значение не только при обучении его чтению, грамотному письму в школе, но и для всего последующего изучения родного языка. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов.

Неумение воспроизводить звуковой анализ может привести в дислексии: затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешиванием акустически сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.

И очень важно, чтоб эта помощь была квалифицированной, целостной, поэтапной.

Цель:

Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросах обучения дошкольников грамоте;

Задачи:

1. Сформировать у педагогов представления об особенностях развития навыка звукового анализа

2. Познакомить:

- с методами и приёмами овладения звуковым анализом;

- с играми по формированию навыка звукового анализа.

3. Заинтересовать педагогов в проведении специальных игровых упражнений.

Методическая разработка адресована воспитателям, а также родителям для индивидуальной работы с детьми.

Содержание:

Введение

Этапы и правила выполнения звукового анализа слова

Игры и упражнения на развитие звукового анализа слова;

Заключение

Результативность использования данной методической разработки:

-проявление интереса педагогов к обучению детей грамоте;

-овладение приёмами и навыками звукового анализа;

-объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по обучению грамоте;

Использование данной методической разработки на занятиях с детьми будет способствовать:

- успешности обучения детей

-повышению качества образовательного процесса по обучению детей грамоте детей;

-созданию в группе условий для обобщения материала по формированию и углублению знаний у детей по данной теме;

Перспективы использования разработки:

- детские сады общеразвивающего вида

-специализированные детские сады

-коррекционн – образовательные учреждения

Введение

Усвоение ребёнком звуковой стороны слова – сложный процесс, который можно условно разделить на такие этапы:

вслушивание в звучание слова,

различение и правильное произношение звуков,

самостоятельное вычленение их из слова,

анализ его звуковой и слоговой структуры,

активные действия со словами

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

- фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие);

- определение количества звуков в слове;

- определение места звука в слове.

Это необходимо для:

-Обучения чтению

-Грамотному письму в школе

-Изучения родного языка

Первый этап посвящается изучению гласных и согласных звуков.

Приступая к обучению грамоте, дети знакомятся с понятиями «слово», «звук», «буква». Дети осознают, что звуки – мы слышим и произносим, а буквы – видим, читаем, пишем. Буква - это значок, который обозначает звук.

Обучаются выполнять простые формы звукового анализа:

- выделять звука из слова (есть такой звук или нет)

- выделять первый, последний и звук, стоящий в середине слова.

-определять место звука в слове

- называть позицию звука в слове и т. д.

Используя игры, упражнения, карточки - схемы, дети учатся определять звуки в разных позициях: в начале, в конце, в середине слова. Обучение такого рода включает детей в интересную деятельность.

Игры для первого этапа:

Упражнения на различение понятий «звук» и «слово»:

«Собери в корзинку вкусные слова»;

«Назови, словом игрушки в магазине»;

«Скажи, какие звуки услышал в лесу»;

«Скажи, на чью песенку похож этот звук».

Упражнения на развитие фонематического слуха, речевого внимания:

«Какой звук часто встречается в этих словах, стихотворении»;

«Скажите, какие слова похожи в стихотворении»;

«Подбери подходящее слово»;

«Подскажи словечко»;

«Будь внимательным»;

«Скажи правильно»;

«Покатай в машине только тех животных, в названии которых есть «песенка колокольчика» (звук «з») и другие.

Упражнения на интонационное выделение любого согласного звука:

«Скажи так, как я»;

«Скажи, как кукла»;

«Скажи так, чтобы песенку услышала куколка»;

«Договори слово» (до. (м, со. (м);

«Спой песенку ветра (жука)»;

«Произнеси громко звук молотка»;

«Кто сможет сказать так, чтобы мы услышали звук барабана».

Упражнения на определение первого звука в слове:

«Назови слово так, чтобы мы хорошо услышали первый звук»;

«Назови первый звук слова»;

«В зоопарк попадет тот, кто правильно назовет первый звук»;

«Найди себе пару» (с таким же звуком картинку);

«Соберем букет для наших мам» (ребенок должен назвать цветок, назвать первый звук слова и поставить картинку на фланелеграф).

Упражнения на различение твердого и мягкого согласных звуков:

«Найди братца»;

«Угадай, чей это мячик»;

«Найди друзей «старшему» и «младшему» братцам»:

«Угадай, к кому мы пойдем в гости»;

«Произнеси, как звенит большой (маленький) колокольчик»;

«Спой песенку большого (маленького) насоса»;

«Разложи картинки к синему и зеленому кружочку».

"Поймай звук".

Предложить детям хлопать в ладоши только тогда, когда они в словах услышат заданный звук.

"Зоопарк".

Воспитатель: "Вот зоопарк. Здесь будут жить разные зверюшки. Они пока у меня в коробочке. В зоопарк можно провести зверюшку только тогда, когда правильно назовешь первый звук ее имени (названия). Дети по очереди подходят, берут зверюшку, называют ее, называют первый звук слова, помещают ее в "зоопарк".

"Найди пару".

Воспитатель раздает детям по 1-ой предметной картинке, но так, чтобы у двоих детей слова - названия начинались с одного звука (машина - малина, стол - слон).

Воспитатель: "Посмотрите, что нарисовано на вашей картинке, подумайте, с какого звука начинается это слово. Теперь пошли гулять, а по сигналу "Ищи" вы должны найти себе друга, название которого должно начинаться с того же звука, что и ваше слово. Держите картинки так, чтобы их было видно"

"Скажи, как я".

Воспитатель произносит слово с интонационным выделением одного звука, бросает мяч ребенку. Тот, поймав мяч, повторяет слово так, как воспитатель, и перебрасывает мяч воспитателю

«Прятки со звуками».

Звуки любят играть в прятки. Прячутся звуки в словах. Звук может спрятаться в начале, в середине и в конце слова. (показываю клеточки в схеме слова). Сегодня мы будем искать в словах звук комара («З»). Послушайте, как я буду искать звук комара в слове «Зонт». (показ: веду указкой по схеме и произношу слово). Где спрятался звук в слове? (в начале). Как я произнесла слово? (Медленно произнося слово, вела указкой по схеме и выделила голосом звук «З»). Какой в этом слове звук «з»? Каким кружочком обозначим звук? Предлагаю родителям найти звуки в других словах. Не забудьте обозначить звук фишкой.

«Сколько слов со звуком «Ш»?

Цель: научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.

Ход игры: Ведущий читает стихотворение, в тексте которого много слов со звуком Ш. Дети получают задание слушать текст, находить слова с данным звуком и запоминать их. После прочтения ведущий спрашивает детей, какие слова они запомнили. Выигрывает тот, кто запомнил больше слов.

Игра " Какое слово задумала? "

Педагог показывает картинку с изображением ромашки и говорит: Это. омашка. Дети улыбаются и поправляют: Ромашка. Он соглашается: я же и говорю:. омашка. Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука Р: ррромашка. Но почему же у меня не так получается, может я что- то пропускаю?

- Да. Вы пропускаете звук Р.

Эта же игра может проводиться иначе: может пропускаться последний звук или звук в середине слова, главное, чтобы дети его услышали и выделили его на слух.

II вариант игры: Дети получают от Петрушки письмо: "Посылаю вам листок со словами. Догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово. орова. Что же это за слово, подскажите мне дети? - корова.

Что же прозвучало не так? Чего не хватает в моём слове? Звука К, который должен стоять в начале слова.

Схемы для определения позиции звука

Вывод: Определение позиции звука в слове - это элементарный звуковой анализ, но у детей с речевыми нарушениями он вызывает затруднения и требует внимания.

Второй этап - обучение сложным формам звукового анализа:

I - формирование звукового анализа с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки, буквы)

Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено. Вначале дети опираются на дополнительные вспомогательные средства: схему слова и фишки.

Схема состоит из квадратиков, равных по количеству звуков в слове. Мы показываем ему: картинка – это слово, клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. «Сколько клеточек?» – «Три». – «А сколько звуков в слове?» – «Тоже три». «Давай будем эти звуки искать.

Для выполнения звукового анализа даются фишки:

красный обозначают гласный звук,

синий твёрдый согласный,

зелёный - мягкий согласный,

Звуковой анализ выполняется следующим образом:

Звуковой анализ слова «Кит»:

1. Выделяем голосом первый звук: К-к-к-ит – первый звук «К» – он согласный, мягкий - обозначим его зелёным квадратиком.

2. Выделяем голосом второй звук: К-и-и-и-т – второй звук «И» – он гласный – обозначим его красным квадратиком.

3. Выделяем голосом третий звук: Ки-т-т-т - третий звук «Т» – он согласный, твердый – обозначим его синим квадратиком.

В слове «Кит» 3 звука, 2 согласных и 1 гласный. Согласные звуки «К»и «Т». Гласный звук «И». Назовем звуки по порядку: «К», «И», «Т». Напечатаем слово буквами: КИТ

План анализа слова:

1. Произнеси слово и послушай его.

Этот пункт исключительно важен для развития фонетических способностей: таким образом, предъявляется объект предстоящего анализа. Ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того, как начнётся вычленение звуков из слова, педагог должен убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно.

2. Протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй. Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора.

3. Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)

4. Выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй, и т. д.

5.«Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя:

сколько всего звуков в слове?

сколько гласных? Согласных?

сколько в слове слогов?

6. Обозначь звуки буквами

В качестве другой модели рекомендуется использовать пособие «Звуковая линейка».

Её использование позволяет развивать фонематический слух, упражнять в звуковом анализе слов, умении определять местоположение звука в слове, закрепить у детей знание о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности.

Правило: при выполнении звукового анализа слова необходимо учитывать последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.

Порядок анализируемых слов:

слова из двух гласных (АУ);

из двух звуков: гласного и согласного (УМ, ОХ);

из трёх звуков (РАК, КИТ)

из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА);

слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК)

слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ)

слова из 2 слогов (СУМКА)

из 3 открытых слогов (СОБАКА)

Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова.

Игры:

«Живые звуки»

1 вариант:

Воспитатель предлагает поиграть со звуками: «Наташа будет звуком «А», а ты, Саша, звуком «У». Вы будете петь «песенки» у звуков друг за другом. Кому я положу руку на плечо, тот начинает петь песню, когда уберу, он должен перестать петь (воспитатель сначала одному кладет руку на плечо, а потом одновременно убирает руку с плеча первого ребенка и кладет другую руку на плечо другому ребенку).

II вариант:

После того, как слово будет разобрано у доски и выложено схематично фишками, воспитатель предлагает поиграть со звуками, вызывает детей и называет каждому из них звук: «Надя будет первым звуком в слове «дом» - звуком «д». Иди, Надя, возьми свою фишку. В какой клеточке она стоит? Правильно, в первой. Витя - второй звук в слове «дом» - звук «о». Последним звуком будет Оля. Возьмите, Оля и Витя, свои фишки. А теперь встаньте у доски так, чтобы получилось это слово».

III вариант:

«Вы - звуки этого слова. Возьмите фишки, кто каким звуком хочет быть. А теперь подойди ко мне первый звук слова., третий звук слова., второй звук слова. Подумайте, как нужно встать, чтоб получилось это слово».

«Каждому звуку свою комнату»

Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.

Описание игры. Играющие получают домики с одинаковым количе-ством окошек. В домики должны поселиться жильцы - «слова», причем каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Дети подсчитывают количество окошек в домике и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слово, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома - «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, то есть такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибке. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.

II - формирование действия звукового анализа в речевом плане, исключая зрительные опоры, только проговаривание.

Слово называется, определяется первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.

Задания:

- «Какой в слове белка второй звук? Какой последний? Какой третий звук? И т. д.» Дети отгадывают, берут фишки, а если знают буквы «выставляют» слово.

- «Подойдите ко мне первый звук [б], третий звук [л], второй звук [е] и т. д.». Предложить встать по порядку. Задания можно варьировать.

-Выполните, пожалуйста, анализ слова КИТ самостоятельно.

- Проверьте, правильно ли вы составили схему слова. (Сравнение с образцом на доске.) Прочитайте слово.

-Детям даётся графическое изображение слов, к которым дети должны придумать свои слова.

III- формирование действия звукового анализа в умственном плане.

Дети определяют количество и последовательность звуков, не называя слова. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова.

Игры для 3 этапа:

«Найди картинку к схеме слова». «Подбери схему к картинке»

«Пирамида»

«Звуковое дерево».

На 3-х чудесных деревьях растут листья синего, зелёного и красного цвета.

Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где «растет» слово. Пример: слово «машина» на дереве с синими листьями, т. к. первый звук в слове согласный, твёрдый.

Предлагаем детям ребусы, где они отгадывают слова и составляют звуковой анализ слов с помощью фишек (символов).

«Выложи звуковую схему слова»

Позже дети выполняют звуковой анализ без схем, выкладывая фишки на схему слова, по представлению.

Игры и упражнения:

«Телеграфисты»

Цель: воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению, обучение звуковому синтезу слов.

Ход игры: играют двое детей, они - телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задаётся ведущим, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен «передать содержание телеграммы»: произнести слова - название картинки по звукам. Второй играющий «принимает телеграмму» - называет слово слитно, то есть осуществляет операцию звукового синтеза. Затем играющие меняются ролями, и игра продолжается.

«Поймай звук»

Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)

Ход игры: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, «сыр, второй звук». Ребёнок ловит мяч и отвечает: «Ы» - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.

Заключение.

Обучение звуковому анализу - это сложный процесс для всех детей. Этот навык вырабатывается в ходе систематической работы воспитателей.

Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте.

Овладение навыками выполнения звукового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя. Предупреждает возможность возникновения нарушений письменной речи. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Слияние звуков, материализованных с помощью фишек - есть моделирование чтения, а выкладывание фишек - аналог письма, только то и другое проходит в игровой и занимательной форме.

Публикации по теме:

Методическая разработка деловой игры для педагогов ДОУ «Развиваем речь детей» Пояснительная записка Номинация - «Речевое развитие». Цель игры: повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о развитии речи.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Познавательное развитие» «Осторожно-лед» Цель: формирование знаний детей о правилах поведения на улице Задачи: Обучающие: 1. Формировать знания детей о правилах поведения на улице.

Методическая разработка. НОД Познавательное развитие-ознакомление с миром природы в старшей группе «Первоцветы» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 Приморского района Санкт-Петербурга Конспект непрерывной.

Методическая разработка по образовательной области «Физическое развитие» «Здоровый ребенок это здорово» Тема: «Здоровый ребенок это здорово». Тип проекта: познавательно-игровой; информационно - исследовательский Участники проекта: дети младшей-средней.

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают.

Методическая разработка «Развитие творческой активности учащихся посредством занятий художественной гимнастикой» Проблема организации содержательного досуга детей, создание дополнительных условий для развития их разнообразных интересов давно волнует.

Методическая разработка «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста» «Развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста» 1. Сущность и содержание понятия «фонематический слух» 2. Возрастные особенности.

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Сенсорное развитие детей раннего возраста Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно.

Методическая разработка. Упражнения по индивидуальной работе на развитие ориентировки в пространстве у детей 6–7 лет 1. «Следопыт» - След какой ноги отпечатался на земле (снегу, песке? 2. «Матрос» - Как определить правый и левый берег реки? 3. «Маленький.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие и усвоение навыков звукового анализа»
Опубликовано: 12 июня 2016 в 13:00
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Развитие и усвоение навыков звукового анализа»» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Попова (УИ 509391) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД