Чодураа Монгуш
Методическая разработка для родителей по обучению русскому языку детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Сказка» г. Ак-Довурак
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Разработана
воспитателем МАДОУ
д\с «Сказка» г. Ак-Довурак
Монгуш Ч. Д.
Ак-Довурак, 2015
Публикация «Методическая разработка для родителей по обучению русскому языку детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Русский язык является государственным языком и языком межнационального общения. Обучение русскому языку в ДОУ одна из основных задач. Для национальных детей русский язык идет наравне с родным языком т. к. дальнейшее обучение ребенка тесно взаимосвязано с русским языком.
Обучение русскому языку нужно начинать, когда ребенок не полностью овладел своим родным языком. Раньше считали, что 5-6 лет это самый благоприятный возраст обучению второму языку. Но практика показывает, что младший дошкольный возраст (0-3) является наиболее результативным в усвоении русского и иностранных языков. Так как в этом возрасте у детей отличная память, способность к подражанию и гибкий механизм усвоения речи. Чем старше ребенок, тем труднее обучить ребенка другим языкам. Еще, в раннем детстве у детей хорошо развита интуиция. Для дальнейшего успешного усвоения русского языка нужно чтобы у вашего ребенка был хороший речевой аппарат. Дома всегда поддерживайте русскую речь с правильным произношением. Обращайте внимание на правильное звукопроизношение, ударение, интонацию. Сопровождайте свою речь эмоциональными жестами, мимикой. При общении с ребенком опирайтесь на наглядность: картинки, сюжетные действия, игрушки. В этом возрасте у детей развито наглядно-образное мышление. Начинайте с простых предложений 1-3 слова, постепенно увеличивая число слов в предложении. Вот мишка. Мишка косолапый. Мишка хочет спать. Уложи мишку спать. Язык хорошо усваивается в практической деятельности (просьбы, поручения и т. д.). Игра - основной вид деятельности при общении с детьми. Во время игры ребенок охотно и легко запоминает слова и словосочетания. У детей дошкольного возраста характерны неустойчивость внимания и памяти, т. е. они, запоминают то, что им интересно. Во время игры ребенок учится пользоваться русским языком на практике. Они с радостью общаются с близкими или игрушками по-русски. Регулярно играйте со своим ребенком дома в сюжетно-ролевые игры, а на прогулке в подвижные игры.
Приведу пример по обучению русскому языку. Утро. Обычный рабочий день. Вы идете с ребенком в детский сад. Выходите на улицу, отмечаете вслух, какая часть суток. Утро. Можете добавить к слову утро прилагательное. Холодное утро. Ранее утро или же дождливое и т. д. По дороге в детский сад делитесь своими впечатлениями от увиденного со своим ребенком. Вы переступили порог детского сада. Приветствуете всех и взрослых и детей. Заходите в группу, подходите к шкафчику ребенка. Начинаете раздеваться, при этом параллельно обучаете ребенка : названиям одежды и последовательности действий. «…снимаем варежки кладем в карман. Снимаем шапку и кладем на верхнюю полку, где лежат шарф и рукавички. Несколько раз повторяем словосочетание верхняя полка. Снимаете шубу ребенка и вещаете на крючок. Снимаете обувь и складываете на нижнюю полку. Перед зеркалом приводите ребенка в порядок и пожелав доброго дня вы передаете ребенка воспитателю.
То же самое можно повторить и после детского сада. Систематическое обучение приведет к результатам.
Ознакомление с русским фольклором является хорошей предпосылкой обучению русскому языку. Фольклор это русские народные сказки, песни, потеши, заклички, стихи, игры, танцы. Читайте детям сказки «Курочка Ряба», «Смоляной бычок», «Коза-дереза», «Лиса и заяц», «Лисичка сестричка и серый волк». Эти сказки помогут познакомить детей с дикими и домашними животными. Дают представление о жизни и повадках диких животных, о значении домашних животных в жизни человека.
Разучивание потешек помогут пополнить запас слов на русском языке, тренирует память, развивает речь.
Идет коза рогатая
Идет коза бодатая
Глазками хлоп-хлоп
Ножками топ-топ
Забодаю, забодаю…
***
Бычок,бычок
Смоляной бочок
Бодучие рожки
Резвые ножки… и т. д.
Деятельность и творчество детей тесно связано с временами года. Заклички помогут узнать ребенку признаки сезонной погоды и параллельно пополнить багаж стихов.
Ау, ау аукаем,
Весну за-а-укиваем…
***
Приходи, приходи летечко
Приноси грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Солнышко в окошко.
***
Пчелки, пчелки,
В поле летите,
С поля летите
Медок принесите!
***
Солнышко появись,
Солнышко покажись,
Твои детки плачут,
По камушкам скачут! и т. д.
***
Божья коробка,
Полети на небо,
Принеси нам хлеба,
Только не горелого!
Играйте с детьми «У медведя во бору», «Сорока-белобока», «Хитрая лиса», «Пташки». Тексты этих игр просты, легко запоминаются.
Загадки, пословицы и поговорки помогут обогатить и украсить язык вашего ребенка.
Использованная литература:
1. Бартан Ф. М. Технология обучения русскому языку в старших тувинских группах дошкольных образовательных учреждений. Кызыл-2010
2. Каваа Ч. К. Об эффективности изучения русского языка в сельских дошкольных учреждениях. «Башкы» («Учитель») -2014 №2