Получи документы

Методическая разработка для воспитателей. Патриотический проект «Воспитание ребенка раннего возраста в народных традициях»

Зинаида Русанова
Методическая разработка для воспитателей. Патриотический проект «Воспитание ребенка раннего возраста в народных традициях»

Воспитание ребенка раннего возраста в народных традициях

Актуальность: В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями и просто изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено. Современный космополитизм постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в младенческом возрасте. И именно поэтому родная культура, как и отец, и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность гражданина и патриота.

Публикация «Методическая разработка для воспитателей, Патриотический проект „Воспитание ребенка раннего возраста в народных традициях“» размещена в разделах

Цель: Пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию; приобщить к общечеловеческим нравственным ценностям.

Задачи:

Образовательные: - знакомить детей с народным фольклором : колыбельные песни, потешки, игры-забавы, сказки и т. д.

- знакомить с русскими народными подвижными играми;

- знакомить с народными музыкальными инструментами;

Развивающие: - развивать игровые, познавательные, сенсорные, музыкальные, речевые способности детей;

Воспитательные : - воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности, любви к своим близким;

- пробуждать интерес к сказкам, народным играм, стимулировать к заучиванию потешек, игр-забав.

Реализация данного проекта позволит :

• Заложить основу патриотического воспитания у детей

• Приобщить детей к общечеловеческим ценностям, из которых складывается впоследствии важнейшее чувство – любовь к Родине.

Длительность проекта : две недели.

Участники проекта : дети, воспитатели, родители.

Содержание проекта

Работа с детьми

1. Использование народного фольклора

В работе с детьми необходимо широко использовать все виды народного фольклора : потешки, скороговорки, песенки, хороводные игры, сказки и т. д.

В адаптационный период используются потешки: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? Ванечка - хороший, Ванечка – пригожий!».

На все случаи жизни применяем потешки: «Петушок, петушок, золотой гребешок… или «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись…» или «Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка …».

Для развития мелкой моторики используются такие игры как «Сорока-ворона», «У нашей бабушки десять внучат», или:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья!

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам. Так, процесс умывания можно сопровождать такими потешками как: «Водичка, водичка, умой мое личико …»

При причесывании: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят, все волосики в ряд…»

Во время кормления: «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую».

Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. Сказка не дает прямых наставлений детям «Слушайся родителей», Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно осваивают.

В первой младшей группе используем русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя». Для наилучшего восприятия сказки активно используем различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый.

Народные игры вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все : и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В работе c детьми используем подвижные игры «Кот и мыши», «Гуси-гуси», «Заинька», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору»

Хороводные – «Ходит Ваня», «Каравай», «Карусель», «Зайка», «Мы матрешки».

2. Дидактические игры

Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, а также является одним из важных средств воспитания.

Дидактические игры позволяют узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике.

В работе с детьми используем такие игры как:

«Собери матрешку», «Угадай, что спрятано», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Собираем урожай», «Домик для зайчика» (подбери к домику крышу такого же цвета, «Разноцветные ленточки», «Папе, маме, малышу», «Поможем кукле одеться», дидактические игры с матрешками и т. д.

3. Рассматривание картин, иллюстраций

«Что делают люди зимой, осенью»,

«Домашние животные»,

• иллюстративный материал «Овощи. Фрукты»,

• серия картин «Как правильно себя вести»

• предметные картинки

«Узнай сказку»

4. Художественная литература

Произведения народного фольклора : сказки, стихи, песенки пользуются у детей большим успехом. Чтение сказок «Маша и медведь», «Теремок», чтение и заучивание стихов, потешек «Петушок», «Козленок», «Как у нашего кота».

5. Проведение занятий

Наблюдая за детьми во время их общения, мы обратила внимание на то, что они не могут играть дружно друг с другом длительное время, ссорятся, дерутся, выясняют отношения, т. е. не умеют просто находиться рядом. Эта проблема и определила тему двух занятий – «Мои друзья», целью которого стало формирование у детей представления о дружбе, доброжелательном отношении друг к другу.

Работа с родителями

Наглядная информация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Цель:

- заинтересовать родителей данной проблемой;

- дать родителям знания о значении воспитания патриотических чувств в развитии ребёнка дошкольного возраста.

Литература

1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999

2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2004.

3. Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1990. - №10

4. Потешки, считалки, небылицы. / Сост. А. Н. Мартынова. – М., 1989.

«Народный театр» из Библиотеки русского фольклора. // Сост. А. Ф. Некрылова и Н. И. Савушкина. – М. – Сов. Россия

Публикации по теме:

Отчет о нравственно-патриотическом воспитании детей в 1 младшей группе. В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, - все это оказывает.

Проект по патриотическому воспитанию детей «Песенки-потешки для малышей» 1)Проблема В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура - музыка, фильмы, книги, игрушки - все это оказывает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка для воспитателей. Патриотический проект «Воспитание ребенка раннего возраста в народных традициях»
Опубликовано: 17 марта 2015 в 09:58
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД