Получи документы

Методическая разработка «Интонация в младшем хоре»

Наталья Андреевна Шедогубова
Методическая разработка «Интонация в младшем хоре»

МБУДО Центр развития творчества детей и юношества «Крылатый»

Методическая разработка

«Развитие интонации вмладшем хоре»

Педагог дополнительного образования Шедогубова Наталья Андреевна

г. Воронеж

2015 год

Пояснительная записка.

Эта методическая работа предназначена для руководителей детских хоровых коллективов младшего возраста. Рассматриваемые вопросы в данной методической работе могут быть предложены педагогам для работы с хором и ансамблем. Проблемы хороведческой и вокальной работы в детском хоре далеко ещё не изучены и решены. Ведь одна из сложнейших задач, стоящих перед вокальным педагогом, хормейстером научить детей петь, всех без исключения. И это может сделать только тот специалист, который знает специфику детского голоса, вдумчиво и грамотно следит за работой голосового аппарата, не нарушая его природной сущности. Далеко не каждый ребёнок имеет прекрасные слуховые данные и природно-красивый голос. Руководители детских хоровых коллективов сталкиваются с проблемами –как набрать детей в хор, как начать работать с ними, какой подобрать репертуар, как построить занятие хора, чтобы максимально и эффективно использовать время обучения. В конечном итоге всё зависит от педагога, его таланта, образованности. Хормейстер должен достаточно владеть голосом и художественным талантом для раскрытия содержания хорового произведения, чтобы в конечном результате такое творчество стало достоянием слушателей.

Публикация «Методическая разработка „Интонация в младшем хоре“» размещена в разделах

Цель:

–привить детям любовь к музыке, хоровому пению, формировать навыки коллективного исполнительства, чистого интонирования.

Основные задачи обучения и воспитания вокально-хоровых навыков:

Образовательные:

- Освоение навыков пения сидя и стоя.

- Овладением дыханием при пении.

- Работа над естественным, свободным звуком без форсирования.

- Устойчивое интонирование 1-2 голосных произведений с элементами 3-голосия с сопровождением.

Развивающие:

- Развитие навыковпения acappella.

Воспитательные:

-Воспитание чувства коллективизма, умение слышать и слушать себя и других участников хора.

Форма проведения: - групповая

Методы обучения : - тренинг

Актуальность: - возвращение вокального искусства к истокам хорового пения.

Создание в хоровом коллективеатмосферы творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела способствуют формированию личности ребёнка, помогают ему поверить в свои силы и содействуют раскрытию творческого потенциал.

Вокальные навыки.

1. Певческая установка.

Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Постоянное певческое место у каждого поющего.

2. Работа над дыханием.

Правильное дыхание при пении. Спокойный, бесшумный вдох, правильное расходование дыхания на музыкальную фразу (постепенный выдох, смена дыхания между фразами, задержка дыхания, опертый звук, одновременный вдох перед началом пения, пение более длинных фраз без смены дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в подвижном темпе. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных).Цезуры. Знакомство с навыками “цепного дыхания” (пение выдержанного звука в конце произведения. Исполнение продолжительных музыкальных фраз).

3. Работа над звуком.

В меру открытый рост, естественное звукообразование, пение без напряжения, правильное формирование и округление гласных. Твёрдая атака, ровное звуковедение, протяжённость отдельных звуков, пениезакрытым ртом, достижение чистого, красивого, выразительного пения. Работа над естественным, свободным звуком без форсирования. Преимущественно мягкая атака звука, Округление гласных. Пениеразличнымиштрихами: legato, staccato, nonlegato. Изучение различных нюансов, постепенное расширение общего диапазона в пределах: до первой октавы -фа, соль второй октавы.

4. Работа над дикцией.

Активность губ без напряжения лицевых мышц, элементарные приёмы артикуляции. Ясное произношение согласных с опорой на гласные, отнесение согласных к следующему слогу, короткое произношение согласных в конце слова, раздельное произношение одинаковых гласных,встречающихся в конце одного и в начале другого слова. Совершенное произношение текста, выделение логического ударения. Дикционные упражнения.

5. Вокальные упражнения.

Пение несложных вокальных упражнений, помогающих укреплению детских голосов, улучшению звукообразования, расширению диапазона и в то же время-наилучшему усвоению репертуара.

Например:

-нисходящие трёх-пятиступенные построения, начиная с середины регистра, то же в нисходящем движении, начиная с нижних звуков регистра.

-смена гласных на повторяющемся звуке;

-гамма в нисходящем и восходящем движении (после усвоения её небольших отрезков);

-трезвучие по прямой и ломаной линии вниз и вверх;

-небольшие мелодические обороты (отрывки песен, подсознательное усвоение интонирования тона и полутона, перехода неустойчивых звуков в устойчивые попевки).

Перечисленные упражнения и другие (по усмотрению хормейстера) необходимо петь как в пределах тональности, так и меняя тональность, вхроматическом порядке.

6. Упражнения на развитие ладового чувства.

-пение отдельных ступеней, интервалов, трезвучий, звукорядов и гамм.

-мелодические и гармонические секвенции из интервалов.

-сознательное усвоение интонирования тона и полутона, перехода неустойчивых звуков в устойчивые.

Большое значение для успешной работы с маленькими хористами является анализ музыкального произведения. Это общая характеристика содержания произведения.

Разбор текста и музыки в доступной учащимся форме: сопоставление музыкальных фраз по направлению мелодии и её строению.

Анализ средств выразительности: темп, размер, характерность ритма, динамические оттенки.

Начальный период работы хора:

Во время набора детей в хор, руководителю необходимо обратить особоевнимание на физиологические особенности голосов, зафиксировать себе регистровые характеристики, т. е. звучание голосов в различных диапазонах.

На первомзанятии хормейстер должен решить все организационные вопросы, познакомить детей с условиями, правилами поведения на занятиях. Не менее важным вопросом в работе хормейстера является подбор репертуара. Перед руководителем стоит главная задача-научить детей петь, и для этого он должен найти средства, посильные для выполнения, полезные для развития голоса и слуха, а также способствующие воспитанию и развитию музыкального вкуса. Правильный подбор репертуара -важное условие для успешной деятельности хора. Репертуар должен быть художественно-ценным, разнообразным и интересным, полезным в педагогическом отношении, т. е. способствующим художественному росту хора, развивающим и обогащающим мир музыкальных представлений детей. В репертуаре детского хорадолжен соблюдаться баланс между количеством простых и сложных произведений. Учащиеся младшего хора должны освоить три важных вокально-хоровых навыка:певческое дыхание, дикция и интонация. Данная цепочка является основным звеном в работе с хором на начальном этапе.

Заключение.

Хоровое пение –один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, а в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философии всех времён и стран. В условиях музыкального образования и воспитания хоровое пение выполняет несколько функций:

Разучивая и исполняя произведения хорового репертуара, учащиеся знакомятся с разноплановыми сочинениями, получают представления о музыкальных жанрах, приёмах развития, соотношении музыки и слова в вокальных произведениях, осваивают некоторые черты народного фольклора и музыкальный язык произведений профессиональных композиторов. Хоровое пение расширяет кругозор учащихся, формирует положительное отношение детей к музыкальному искусству, стимулирует развитие интереса к музыкальным занятиям, Оно же решает задачи развития слуха и голоса учащихся, формирует определённый объём певческих умений, навыков, необходимых для выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения. Являясь одним из самых доступных видов исполнительской деятельности детей, хоровое пение развивает общие навыки и умения, необходимые для успешного обучения вообще: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения, умения и навыки коллективной деятельности и др. Содержание певческого репертуара нацелено на развитие у ребёнка позитивного отношения к окружающему миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла каждого музыкального произведения, через формирование личностной оценки исполняемой музыки. За время обучения учащиеся овладевают вокально-хоровыми навыками, осваивают хоровой репертуар различных стилей и эпох, учатся концентрировать внимание на качестве певческого звучания, приобретают опыт хорового пения, концертных выступлений.

Используемая литература

1. Г. П. Стулова. “Теория и практика работы с детским хором”.

2. Н. Б. Гонтаренко. “Сольное пение”. Секреты вокального мастерства.

3. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. “Воспитание музыкой”.

4. В. А. Самарин. “Хороведение и хоровая аранжировка”.

5. В. В. Крюкова. “Музыкальная педагогика”.

6. К. Ф. Никольская-Береговская. “Русская вокально-хоровая школа от

древности до XXI века”.

7. К. Плужников. “Механика пения”

Публикации по теме:

Месячник «Безопасность ребенка» Ожева Надежда Николаевна. Декабрь (Безопасность ребенка) «БЕЗОПАСНОСТЬ» 1. Подготовительный этап (1 неделя) Определение проблемы,.

Методическая разработка «Главное — вместе» «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье». В. А. Сухомлинский Семья и детский.

Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в младшем дошкольном возрасте Конкурс методических разработок по педагогическому руководству сюжетно-ролевыми играми детей «Играем? Играем!» Номинация: «Методическая.

Методическая разработка «Бизиборд»Методическая разработка «Бизиборд» Ознакомившись с методикой Монтессори захотелось создать одно из пособий предлагаемых ею. Это бизиборд. Итальянский педагог и учёный Мария.

Методическая разработка программы по ПДД Актуальность выбранной темы: Актуальность данной работы обусловлена статистикой, свидетельствующей о росте ДДТТ. Важно не только оберегать.

Методическая разработка «Радость в танце» Муниципальное бюджетное дошкольое образовательное учреждение МБДОУ "Детский Сад № 114" «Радость в танце» (авторская разработка).

Методическая разработка «Рисуем шерстью» Данная методическая разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования, а также воспитателям при самостоятельной подготовке.

Методическая разработка-территория здоровьяМетодическая разработка-территория здоровья «Группы дошкольного образования - территория здоровья» В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья, профилактика.

Методическая разработка занятия «Улитки» ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦССВ «МАЯК» г. МОСКВА. Открытое мероприятие непосредственно образовательной деятельности игры – занятия.

Методическая разработка «Овладение синтаксисом» Очевидно, что только человеческое общество делает ребенка говорящим, ни одно животное не заговорит — в каких бы условиях его ни воспитывали.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методическая разработка «Интонация в младшем хоре»
Опубликовано: 11 июня 2018 в 14:32
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД