Айса Зумаева
Методическая разработка мастер-класса «Формирование экологической культуры подрастающего поколения»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги и гости, добрый день, уважаемые члены жюри.
(Мои помощники раздали вам конверты, внутри листок, углы, которого скреплены скрепками. Вы их достаньте, пожалуйста, Сейчас разворачивать их не нужно, положите так, чтобы стрелка смотрела от вас. Они вам понадобятся для работы на мастер-классе.)
Свой мастер-класс я хотела бы начать с фразы великого математика Готфрида Лейбница «Настоящее всегда чревато будущему». Мы живем во время технического прогресса, который во многом облегчает жизнь благодаря новым и полезным изобретениям. Но у этих достижений человечества есть и обратная сторона медали - последствия этого прогресса напрямую сказываются на экологической обстановке во всем мире.
Публикация «Методическая разработка мастер-класса „Формирование экологической культуры подрастающего поколения“» размещена в разделах
Давайте обозначим глобальные экологические проблемы :
Загрязнение атмосферы;
опустынивание;
оскудение биологического разнообразия.
Дефицит пресной воды.
И сегодня мы поговорим именно о дефиците воды.
Но сначала позвольте мне пригласить фокус-группу. Пожалуйста, займите свои места.
А у меня вопрос к залу:
- Поднимите, пожалуйста, правую руку вверх те, кто приехал сюда на газели? (Хорошо).
-Левую руку поднимите вверх, пожалуйста, те приехал на машине? (отлично).
-Может кто-то пришел пешком, поднимите обе руки (замеч-но).
На самом деле два основных вида транспорта, на чем можно сюда добраться. Это автомобиль и газель. Те кто приехал сюда на газеле или пришел пешком можете отвернуть один уголок своего листка, потому что вы сделали 1 шаг на встречу к устойчивому будущему. Газель, хоть и делает выбросов больше чем автомобиль, но тем не менее он перевозит за единицу времени больше людей и, соответственно, меньше вредит природе.
Мы сегодня с вами попробуем понять, как же мы можем решить те глобальные проблемы, которые возникли у человека на примере проблемы дефицита воды. Потому что Республика Калмыкия — является самым засушливым регионом России. Несмотря на наличие в степи достаточного количества водоемов, нехватка пресной воды населением ощущается сильно: в сутки на одного человека приходится 8-10 литров воды. Корни проблемы в экологической обстановке. Даже в Элисте — столице республики — 9 из 10 проб воды, взятых из источников, не соответствуют нормативам.
Не спасают положения и подземные воды. В Калмыкии подземные источники дают интенсивно минерализованную воду, которую нельзя употреблять для приготовления пищи. Только две артезианских скважины отличаются качественной водой: Баяртинская и Верхне-Яшкульская. Объем подачи воды Баяртинской скважины за последние годы снизился в разы, да и Верхне-Яшкульский источник прослужит еще максимум два десятка лет.
Посмотрите, пожалуйста, на слайд. 1) Обратите внимание на цифру в верхнем левом углу и некий график. «2250 за 15 минут». Как вы думаете, о чем она может говорить? …На самом деле, это количество человек, на которое увеличится население Земли за время моего мастер класса. И если я, соответственно, не уложусь, то будет еще больше…
Проблема дефицита воды тесно связано с ростом численности населения.
2) Второе число 1240 м3. Что это может быть? (м куб/ год). На самом деле это водный след человека
В 1992 году ученый Уолт Уильям Риз вел понятие «экологического следа» - составной частью, которого является понятие «водный след». Это та количественная мера, которой мы можем оценить степень воздействия человека на окружающую среду.
Сейчас я предлагаю вашему вниманию небольшой видеофрагмент (видео)
Обращаюсь к фокус-группе: Скажите, пожалуйста, какую ошибку совершил слесарь Борщев А. Н.? Что он сделал не так?
- (воду не закрыл) 1) он поступил бескультурно, с той точки зрения, что он этого не сделал, 2) он шел все-таки со студентами- практикантами, т. е. не передал им знания о том, что воду надо беречь, воду надо экономить.
Водный след Борщева А. Н. увеличился на 200 литров.
Я попрошу фокус группу взять листок с заданием № 1. Попробовать сейчас рассчитать свой водный след.
Можно назвать три основных потребителя пресной воды: (Слайды)
· сельское хозяйство;
· промышленность;
· домашние хозяйства, использующие воду для бытовых нужд.
- Уважаемый зал, скоро у нас начнется кофе-брейк. У меня такой вопрос.
-Поднимите руку те, кто собирается на нем выпить чашку чая? (руки)
- Те, кто собирается выпить растворимый кофе? (руки)
- те, кто предпочитает молотый кофе?
На самом деле те, кто собирается пить чай и любит молотый кофе, могут отогнуть еще один край бумаги. Потому что с точки зрения ресурсосбережения- это более правильные напитки, вода в них используется единожды. При сублимации растворимого кофе, воду мы используем дважды : сначала его заваривают на фабрике, потом мы снова его завариваем непосредственно в чашке
- Фокус- группа, вы заканчиваете расчеты? (озвучивают результаты)
Дом, квартира, детский сад (КРАТКО). У каждой семьи, в зависимости от количества человек разный расход воды.
Спасибо большое за информацию. И позвольте перейти сразу к ЗАДАНИЮ № 2
.
И следующий вопрос: спустя кофе-брейк у нас наступает обед.
-Поднимите руку те, кто у нас ест больше пищи растительной? (меньшинство)
-А кто больше ест животной?
- Соответственно, те, кто больше употребляет растит пищу отогните еще один край своего листка, потому что, например, для производства 1 кг картофеля требуется 100 л воды, для производства 1 кг говядины около 6000 л воды.
- Уважаемая фокус-группа вы готовы? (предлагают варианты, по 1 совету)
Мы прослушали полезные и практичные советы от нашей фокус-группы. Какой можно сделать вывод? Выходит, что помочь в решении проблемы можно не выходя из дома: для этого достаточно экономно расходовать воду.
Сейчас вам раздадут брошюрки, содержащие интересные и поучительные факты о проблеме дефицита воды и советы, которые помогут уменьшить потребление воды в вашем доме, Поверьте – это просто!
В формировании экологической культуры подрастающего поколения трудно переоценить роль семьи. Семья является важнейшим элементом общества, его фундаментом. Именно в семье закладываются базовые ценности, формируется жизненный сценарий, культура поведения и потребления.
Вопросы:
Родителям!
- Уважаемые родители, поделитесь, пожалуйста, опытом своей семьи: как вы развиваете в детях бережное отношение к природе?
Ответы:
1. Мы поддерживаем интерес к познанию окружающего мира, покупаем книги, энциклопедии, беседуем с ними о красоте и чудесах природы.
2. Мы стараемся привить любовь к животным, у нас много домашних питомцев. Дети сами учатся ухаживать за ними, заботиться о них.
3. С раннего детства учим сопереживать живым существам, не обижать животных, не рвать цветы, не разорять гнезда, муравейники.
В итоге вместе с родителями надо сделать вывод: показателем эффективности экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения.
Педагогам!
Обращаюсь к вам, уважаемые коллеги. Скажите, пожалуйста, какова роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей?
1. Роль нашего дошкольного учреждения очень велика! Наша задача- показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, которая включает в себя поступки и поведение детей, эмоциональное отношение к природе, к окружающей среде.
2. Детям важно иметь элементарные научные знания о природе. Они получают их на наших занятиях НОД. Мы учим детей вдеть в обыденном-чудесное, в привычном- необычное. Одним словом, мы развиваем в детях чувство красоты, эстетики.
3. Развиваем в детях чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей. Например, не затушенным кострам, оставленному мусору.
4. Проводим активную совместную работу с родителями, тематические родительские собрания, викторины, конкурсы, например, «Вырастить в семье комнатное растение и зарисовать его».
Замечательно, уважаемые педагоги! Вы поделились с нами своим положительным опытом работы с детьми, с родителями. Приятно слышать, что вы к данному вопросу подходите достаточно серьезно! Спасибо большое.
У меня следующие вопросы ко всем присутствующим! :
1. Почему тогда экология продолжает стремительно ухудшаться, и процесс этот не останавливается.
2. Почему кругом нас окружают мусорные свалки?
3. И почему сегодня, чтобы выпить стакан воды, надо идти в ближайший супермаркет, чтобы купить питьевую воду?
Какой выход может быть? Невозможно изменить НИЧЕГО, если мы не изменим культуру своего поведения. Каждому из нас надо начать с себя. Давайте обобщим. Какие должны быть эти изменения? Они должны быть:
- Действенными (родителям необходимо давать четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители должны сами получать ответы на интересующие их вопросы.)
Обратите внимание уважаемый зал, на брошюрках, которые вам раздали и есть такие задания.
- Техничными (Как в случае с Афанасием Борщевым, в нашем видеофрагменте, распространяться не только на быт, но и на технологии);
- Своевременными (делать здесь и сейчас).
Те из зала, кто знает такую вот Аббревиатуру ДТС может отогнуть еще один уголочек.
Итак, сейчас вы перед собой держите лист, на котором указано какое-то количество шагов, которые вы сделали к устойчивому будущему.
Те, у кого он развернут полностью, те- молодцы! (давайте поаплодируем)
Те, у которых не до конца, те, я думаю, уже знают, что можно в себе изменить и поняли это, я надеюсь, из моего мастер-класса.
В конце листок заклеен, заклеен неспроста, там находятся семена растения, потому что для экономии водных ресурсов и ресурсосбережения очень важна растительность. Принесите эти семена домой и посейте их вместе со своими детьми! И Вы внесете свой общий вклад в сохранение экологического равновесия на Земле!
Ведь недаром 2017 год объявлен годом экологии и будет иметь одну важную цель — привлечение общественности к проблемам насущным, связанных с нашей природой, ее загрязнением и последствиями этих загрязнений. Ну а мы сегодня определили нашу главную педагогическую задачу-воспитание человека экологически грамотного, человека, который будет жить в 21 веке.
В свою очередь, хочется вас поблагодарить за работу и за внимание!
.