МААМ-картинки

Традиции семейного воспитания в Республике Саха (Якутия) как основа формирования семейной культуры подрастающего поколения

Криницина Людмила
Традиции семейного воспитания в Республике Саха (Якутия) как основа формирования семейной культуры подрастающего поколения
▼ Скачать + Заказать документы

Традиции семейного воспитания в Республике Саха (Якутия) как основа формирования семейной культуры подрастающего поколения

ПЛАН

1. Вступление

2. Организация совместной проектной деятельности.

3. Значимость социально-нравственного направления проектов

4. Заключение

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я хочу поделиться с вами опытом и рассказать о работе клуба «Доверие».

Цель моей работы:

Публикация «Традиции семейного воспитания в Республике Саха (Якутия) как основа формирования семейной культуры подрастающего поколения» размещена в разделах

- Обеспечить благоприятный климат в группе и между педагогом и родителями. - Установить доверительные и партнерские отношения с семьей ребенка. - Вовлечение семьи в единое образовательное пространство и воспитывать духовное развитие ребенка. - Повышение педагогической культуры родителей. - Использование современных технологий в работе с родителями.

Дошкольный возраст - наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые ценности, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир который он создает вокруг себя.

Что характеризует человека,прежде всего? Конечно - же его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека - есть отражение его внутреннего мира и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание. Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности как приобщение к народным традициям, обрядам, народному декоративно-прикладному творчеству, устному и песенному. Расширяется кругозор детей, у них формируется любовь, уважение к русским народным традициям.

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, нашим корням, обрядам, традициям, обычаям которые долгое время были в забвении. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детсва.

Как отмечал Д. С. Лихачев "мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохраняются и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний. " Именно по этому родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В Якутии и в нашем городе Олекминске, дети развиваются в неоднородной культурной среде, а в многонациональной. Именно это позволяет учиться видеть мир глазами разных людей, учиться добрососедству.

Семья занимает центральное место в социализации детей, закладывает «фундамент» личности. И чем глубже процесс дестабилизации других социальных институтов, тем более значимой и важной становиться ее роль. Семья является необходимым звеном посредствам которого общество передает подрастающему поколению систему правил социально одобренного поведения, а так же помогает не просто внешне следовать этим правилам, но и осознанно подходить к их усвоению, значимости и солидарности с ними.

В современных условиях необходимость правильного обучения ребенка, в том числе в общении с другими детьми, поведении в тех или иных жизненных ситуациях возникает в первые годы жизни.

На наших встречах обсуждались различные тематики. На заданные темы дети совместно с родителями испробовали себя в качестве исследователей (готовили проекты о своем городе, достопримечательностях, известных личностях своего района) собственноручно с мамами и папами изготавливали макеты «Времена года», кормушки для птиц, принимали участие в различных районных, республиканских и российских конкурсах. Подготовили и провели «Встречу поколений», «Всемирный день бабушек и дедушек».

В уютной атмосфере, за круглым столом встретились несколько поколений, бабушки, дедушки, их дети и внуки. Каждая семья к этой встрече подготовила стенгазеты на тему «Бабушка, дедушка и я - настоящие друзья», а так же представили выставку работ выполненных руками бабушек.

Интерес к прошлому, своим корням, истории, культуре, быту нашего народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества. Только на основе знаний прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

Основная задача воспитания ДОУ – создание условий для активного освоения дошкольниками культуры родного народа, сохранения их традиций, так как дошкольное детство – время, когда возможно подлинное, искренее погружение в истоки национальной культуры.

Искать общий язык с родителями, педагогами, представителями разных культур. Воспитание, уважение к окружающим и самоуважение, позволит с детства уважительно относится к другим нациям и себе.

В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, она требует большого труда и терпения, так как в молодых семьях вопросы развития духовности, патриотизма, гражданственности не занимают приоритетных мест.

Приобщение семьи к духовному развитию требует от педагога особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.

Дошкольное детство пора открытий. Наша задача обеспечить педагогическую поддержку семейного воспитания, направленную на формирование родительства для усиленного развития детей.

Наш клуб предполагает взаимодействие между участниками, взаимный обмен опытом и знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствует углублению понимания и изменению их жизненных представлений.

Родители нашего клуба проявляют свою заинтересованность клубом по нескольким причинам:

- актуальность тем поднимаемых на встречах;

- насыщенность встреч просветительской, коррекционной и профилактической информацией;

- возможность родителям обменятся мнениями, послушать других.

Кроме того, консультативные мероприятия в клубе позволяют родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, посмотреть и послушать как это делают другие родители, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью.

Чтобы установить контакт с семьями воспитанников, вести учет их запросов и потребностей в нашем саду была создана модель взаимодействия ДОУ с семьей. Она включает два блока:

1. Информацинно - аналитический. Для этого мы проводим анкетирование родителей, социологический опрос. Как показывает практика, родители соглашаются с нашей точкой зрения, на первых встречах, а дополнения обычно вносят потом, после нескольких встреч в нашем клубе.

2. Практический. Включает два направления.

Наглядно-информационное направление.

- Просвещение родителей (индивидуальное, групповое, мини-лекции, дискуссии, обмен опытом).

- Информирование родителей (листы - памятки, фоторепортажи, информационные стенды). Темы дня для информации и консультации мы берем в ходе наблюдения за детско - родительскими отношениями в процессе общения, по результатам анкетирования родителей.

Досуговое направление. Организация продуктивного общения всех участников клуба. Мы используем интерактивные формы способствующие активизации общения (дискуссии, "круглые столы", тренинги, игры, конференции, совместные праздники, совместные занятия детей и родителей, выставки семейного творчества).

Наши встречи семейного клуба "Доверие" проводятся 1 раз в месяц в течении учебного года. Оптимальное число участников 22 родителя детей 5-6 лет.

Каждая встреча включает несколько этапов:

1. Подготовительный этап. На данном этапе проводятся подвижные игры направленные на снятие эмоционального напряжения участников и установление доверительных отношений. Далее ведущий подводит группу участников к формулированию проблемы которой посвящена встреча.

2. Основной этап. Организация эмоционально-насыщенного взаимодействия со всеми участниками встречи. Это этап может проходить в разных формах - как дискуссия, мини-лекция, тренинг, беседа, консультации, обмен опытом, просмотр DVD - фильмов, анкетирование, конкурсы, выстаки, день открытых дверей.

3. Завершающий этап. Этот этап посвящен обобщению и подведению итогов, анализ информации полученной в ходе встречи. Родители делятся своими впечатлениями, задают дополнительные вопросы. Родителям вручаются буклеты, памятки, представляющие собой рекомендации по воспитанию детей.

В работе клуба я широко использую организацию совместной проектной деятельности детей и родителей. Используя метод проектов в работе с детьми и родителями дошкольников, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества родителей, детей, а порой и всей семьи при участии педагогов детского сада.

Основные цели проектной деятельности:

- согласование и объединение усилий детского сада и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.

- привлечение родителей воспитанников к тесному сотрудничеству.

- повышение педагогической культуры родителей.

Реализация духовно-нравственных проектов в рамках клуба «Доверие»

1. «Фото из семейного альбома» Цели: развитие интереса к историческому прошлому России, знакомство с подвигами людей защитников Отечества, вклад олекминчан в победу Великой Отечественной Войне, традиции празднования Дня Победы в Россиии. Проведена акция «Георгиевская ленточка»

2. «Волшебный мир книги» Цели: расширять представление родителей о роли книги в воспитании ребенка, прививать навыки культуры чтения, воспитывать бережное отношение к книге. Подготовка социальной акции «Подари книгу».

3. «Птичья столовая» Цели: способствовать проявлению заботливого отношения к зимующим птицам, изготовление кормушек. Составление сборника детских рассказов.

4. «Я живу у Лены синеокой…» Цели: формирование и развитие основ экологической культуры, расширение знаний о реке Лена, ее обитателях, роль реки Лена для жителей Якутии. Изготовление макетов «Я живу у Лены синеокой». Выставка фоторабот.

5. «Мы живем на улице поэта» Цели: расширение знаний о малой родине. Изготовление и защита проектов «Мы живем на улице поэта».

6. «Встреча поколений» Цель: расширение интереса к своим корням, традициям. Изготовление стенгазет.

7. «Всемирный день бабушек и дедушек» Цель: привить уважение к старшему поколению. Подготовили выставку работ «Руками бабушки».

Ценность этих проектов в том, что руководителями являются родители и все члены семьи. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Таким образом, обогащение содержания семейной традиционной культуры способствует полноценной организации семейной жизнедеятельности, взаимопониманию членов семьи, вводит детей в мир социальных отношений, формирует духовно-нравственный облик. Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания. Семья воспринимает и передает своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребёнка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию. Только при уверенности в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Литература:

1. Атемаскина Ю. В. «Проектная деятельность педагога: сущность и технология

2. «Детский сад от А до Я» №3/2008

3. Боролева А. В. «Проектный метод как средство повышения качества образования»

4. «Управление ДОУ» №7/2006

5. Веракса Н. Е. «Проектная деятельность дошкольника»

6. Журнал «Воспитатель» №2/2015; №8/2013; №6/2015;

7. «Дошкольная педагогика» №3/2015

8. Т. А. Куликова, Т. А. Маркова «Воспитателю о работе с семьей» - 1990г

9. О. Ю. Ускова, М. И. Рыбина, И. А. Никитина «Развитие личности ребенка в проектной деятельности»

Публикации по теме:

Духовно-нравственное просвещение и воспитание подрастающего поколения Духовно-нравственное просвещение и воспитание подрастающего поколения Главные задачи духовно-нравственного воспитания – сохранение семейных.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколенияДуховно-нравственное воспитание подрастающего поколения «В детстве, человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…».

Формирование российской гражданской идентичности у подрастающего поколения в условиях поликультурной образовательной среды РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Вострова Т. И., заведующая МБДОУ №33 «Малинка», г.

Использование историко-культурного потенциала при формировании духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения Использование историко – культурного потенциала при формировании духовно – нравственных ценностей подрастающего поколения. В современных.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Саха. Якутия»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Саха. Якутия» Примечание:Серия занятий «География дружбы» проводится в рамках проекта «Посткроссинг. Дружат дети на планете»Интеграция образовательных.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания»Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания» Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания.» Цель: воспитание гражданина.

Консультация для родителей «Традиции семейного воспитания у казаков» Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" Детский сад № 234 ОАО «РЖД» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: "ТРАДИЦИИ.

Проект во второй младшей группе «Традиции семьи — основа воспитания» Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Актуальность темы.

Семейные традиции как форма семейного досуга. Создание семейных традиций как форма семейного досуга. Важное место в организации отдыха семьи занимают традиции и связанные с ними совместные.

Принципы семейного воспитания дошкольников с ОВЗ как основа успешного сопровождения участников инклюзивного образования ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Игнатьева Наталия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Традиции семейного воспитания в Республике Саха (Якутия) как основа формирования семейной культуры подрастающего поколения
Опубликовано: 4 февраля 2018 в 04:59
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Традиции семейного воспитания в Республике Саха (Якутия) как основа формирования семейной культуры подрастающего поколения» (включая файлы) размещена пользователем Криницина Людмила (УИ 1455502) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД