наталия игнатьева
Принципы семейного воспитания дошкольников с ОВЗ как основа успешного сопровождения участников инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Игнатьева Наталия Викторовна, учитель-дефектолог МБОУ ЦО №2, г. Тула.
Публикация «Принципы семейного воспитания дошкольников с ОВЗ как основа успешного сопровождения участников инклюзивного образования» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Инклюзивное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Проблема отношений родителей и детей дошкольного возраста с ОВЗ сложная и парадоксальная. Сложность ее вскрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей
важности данной проблемы, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической
информации. В семьях родители и дети с ОВЗ связаны
естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей [1, с. 21]. Многие родители достаточно хорошо осознают то, что их ребенок «не такой как все», а также недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Семья может являться как мощным фактором развития и эмоциона-
льно-психологической поддержки личности ребенка до школьного возраста с ОВЗ, так и источником психической травмы и
связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями,
сексуальными перверсиями и отклонениями в поведении. К
семейной атмосфере, ее состоянию и перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на формирующуюся личность. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания,
идентификации и интериоризации образцов родительского
поведения. Уникальным катализатором семейного воспитания являются родственные чувства. Семейное воспитание индивидуально, и потому его невозможно заменить никакими суррогатами анонимного воспитания. Его отсутствие или изъяны практически невозможно восполнить в последующей жизни человека. Воспитательный микросоциум, часть социальной микросреды, которая осуществляет направленное и ненаправленное воспитательное воздействие и влияет на формирование личности ребенка с ОВЗ. Семье в воспитательном микросоциуме, этом малом круге общения, принадлежит главная роль. Семья осуществляет
воспитательные воздействия и влияния позитивной и негативной направленности в зависимости от личностных особенностей родителей, их отношения к ребенку и его воспитанию, стиля семейного воспитания. В каждой семье, основанной на родственных чувствах и привязанностях, складывается особый эмоционально-психологический микроклимат, формируются семейные роли. Эти и многие другие параметры, переплетаясь между собой, и определяют семью как воспитательный микросоциум [5, с. 38]. Воспитательный потенциал семьи – это ее способность реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребенка с ОВЗ. Большинство исследователей, например, Минияров В. М., связывает его с психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям, уровнем психо-лого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими
особенностями родителей [5, с. 40]. По мнению Овчаровой Р. В., наибольшее значение для формирования личности имеет морально-психологический климат семьи, который определяет и опосредует все другие факторы. В свою очередь, сам микроклимат семьи
зависит от характера семейных и, прежде всего супружеских и детскородительских отношений [5, с. 41]. Вопрос о причинах возникновения тревожности у детей с ОВЗ в настоящее время остается открытым. Однако многие авторы в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и
младших школьников считают неправильный стиль родительского воспитания. Е. Ю. Брель проводила специальное исследование, направленное на выявление социально-психологических факторов, влияющих на формирование детской тревожности детей с ОВЗ. Данное исследование позволило ей сделать вывод о том, что такие социально-психологические факторы, как неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями, оказывают существенное влияние на
появление тревожности у детей [3, с. 14]. Исследования А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Д. Б. Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями.
Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье.
Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка. При этом взаимоотношения в семье могут иметь разноплановый характер, а использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка [6, с. 35]. Необходимо отметить, что в настоящее время в качестве центральной, «базовой» причины тревожности детей с ОВЗ выделяются факторы семейного воспитания, и прежде всего система взаимоотношений «мать – ребенок» (Н. М. Гордецова, 1978; А. И. Захаров, 1988; А. С. Спиваковская, 1988; В. С. Ма-
нова-Томова, 1981; М. Раттер, 1987 и др.).
Семья оказывает влияние на ребенка, на черты его характера, на его личность в целом. Многие психологи приходят к выводу, что гармоничность личности ребенка во многом зависит от родителей, от типа детско-родительских отношений. Очевидно, что социальная нестабильность, потеря (или угроза потери) взрослыми своей
социальной позиции, неуверенность в себе, в завтрашнем дне, чувство вины за то, что обеспечиваешь семью хуже, чем другие, порождает у некоторых взрослых стремление выместить это на детях, что и проявляется во многих случаях жестокого обращения с детьми (Бютнер К., 1991, Раттер М, 1987 и др., провоцируя появле-
ние ситуаций, вызывающих тревогу у детей.
Такая личностная черта как тревожность, одной из своих причин имеет тип, в котором воспитывался ребенок с ОВЗ, от того, как строили родители свои отношения с детьми. К стилям воспитания, приводящим к появлению детской тревожности можно отнести практически все неправильные типы. Причиной тревожности может являться непоследовательное воспитание, так как ребенок постоянно находится в противоречивых условиях. Очень часто такие дети не знают что можно, а что нельзя, и не знают как будет правильно поступить в той или иной ситуации, чтобы не вызвать осуждение родителей. Ребенок живет в неблагоприятных и меняющихся условиях, к которым вынужден всё время приспосабливаться.
Тревожность может проявиться у ребенка с ОВЗ и при таком стиле воспитания как «явное отвержение». Здесь причиной является то, что ребенок не чувствует любви родителей, они жестко
контролируют поведение ребенка, не интересуются его внутренним миром. При таком стиле воспитания ребенок живет в страхе
совершить ошибку, боится проявлять инициативу, чувствует себя никому не нужным, обузой для родителей.
Сверхтребовательный тип воспитания также может привести к появлению тревожности у детей. В этом случае родители
предъявляют к ребенку повышенные требования, за которыми часто стоят их личные амбиции. Эти требования, как правило, расходятся с возможностями ребенка, в результате чего ребенок живет в постоянном страхе не оправдать надежд своих родителей, что в свою очередь повышает уровень тревожности ребенка.
Такие стили воспитания как сверхтребовательность и
вседозволенность можно назвать друг другу противоположностями. И тот, и другой оказывают неблагоприятное воздействие на
развивающуюся личность ребенка с ОВЗ.
Высока вероятность воспитания тревожного ребенка с
ОВЗ родителями, осуществляющими воспитание по типу ги
перпротекции. В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться о том, что он сделает что-нибудь не так.
Воспитание по типу гиперопеки может сочетаться с сим
биотическим воспитанием. В этом случае общение взрослого
с ребенком может быть как авторитарным, так и демократическим. К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями – тревожные, мнительные. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, способствует формированию тревожности.
Родители, например, не замечают у себя тех черт характера и поведения, на малейшее проявление которых у ребенка
они реагируют аффективно-болезненно и настойчиво стараются искоренить. Таким образом, родители неосознанно проецируют свои проблемы на ребенка, а затем реагируют на них как на свои собственные.
Так, нередко «делегирование» – упорное желание сделать из ребенка «самого» (развитого, эрудированногo, порядочного, социально-успешного) – является компенсацией чувства малоценности, недееспособности, переживания себя как неудачника. Проекция родительских конфликтов на ребенка не предрешает, однако, стиля родительского отношения: в одном случае это выльется в открыто эмоциональное отвержение ребенка, не соответствующего идеальному родительскому образу; в другом случае примет более изощренную форму: по защитному механизму образования реакции обернется гиперопекой или гиперпротекцией. Очень обостряется конфликтное отношение к ребенку, особенно если в семье есть еще маленький ребенок: родители обычно склонны переоценивать достоинства младшего, на фоне которого недостатки ребенка – реальные и мнимые – воспринимаются родителями как невыносимые [2, с. 160].
«Совершенно отсутствует чувство долга, совершенно нет привычки делать что-то с любовью, до конца. В его характере нет ничего мужского – внутренне нежный, трусоватый, всегда делает то, что нельзя, исподтишка.». Зато трехлетняя дочка – «маленькая
женщина, кокетливая, ласковая, умненькая, хитренькая,
сообразительная». Подобные родители нередко ждут
подтверждения от психолога, что их ребенок действительно плох, его нужно перевоспитывать. От психолога ждут своего рода индульгенции, обосновывающей отвержение ребенка и освобождающей родителей от бессознательного чувства вины перед ним. Неприятие или эмоциональное отвержение, особенно драматично для обеих сторон в неполных семьях, где мать
преследует страх, что ребенок воспроизведет нежелательные черты отца, – «боюсь, что скажутся гены». Скрытое отвержение может маскироваться здесь гиперпротекцией, в крайних вариантах – доминирующей гиперпротекцией.
Формированию такого неблагоприятного усиления тревожности способствует повышенная родительская требовательность при недостаточном учете возможностей ребенка с ОВЗ.
Ребенок постепенно приходит к ощущению, что он постоянно не соответствует предъявляемым требованиям, «не дотягивает» до них. Такая ситуация может возникнуть вне связи с уровнем достижений ребенка: ощущение несоответствия требованиям может возникнуть как у отличника, так и у среднего ученика. Постепенно переживания ребенка могут зафиксироваться, стать устойчивой чертой личности. Для таких детей характерна пассивность, недостаточная самостоятельность, склонность не действовать, а мечтать, фантазировать, дети скорее в одиночестве придумают себе фантастические приключения, чем будут активно стремиться к накоплению реального опыта в совместных занятиях с другими детьми. Если родители, чьи дети испытывают страхи, внимательно приглядятся к их привычкам, характеру, они обязательно заметят проявления такой повышенной тревожности, увидят черты тревожной личности [4, с. 85].
Тревожный ребенок постоянно находится в состоянии повышенной тревожности, он ощущает, что недотягивает до требований родителей, не совсем такой, каким его хотели бы видеть. Тревожность может фиксироваться еще и потому, что наряду с завышенными требованиями к ребенку с ОВЗ он может оказаться в ситуации повышенного оберегания, чрезмерной заботы,
предосторожностей. Тогда у ребенка возникает ощущение
собственной незначительности. Вызывая умиление без усилий, ребенок начинает думать о себе как о чем-то бесконечно малом и уязвимом, а окружающий мир наполняется опасностями. Неуверенность ребенка возникает часто и при противоречивых требованиях, когда отец задает очень высокие требования, а мать склонна занижать их и все делать за ребенка. Все это повышает неспособность ребенка к принятию решений и усиливает чувство опасности, чувство повышенной тревожности.
Захаров А. И. говорит о том, что самым благоприятным для ребенка будет, если родители смогут найти «золотую середину» в воспитании своих детей. Можно сделать вывод, что наиболее благоприятным будет являться стиль воспитания по типу «принятия и любви» [4, с. 94].
Специалисты советуют родителям и педагогам использовать следующие методы: как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. В детском саду можно отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах («Звезда недели», «Наши успехи»). Избегать заданий, которые выполняются за определенное фиксированное педагогом время.
Таким образом, к стилям воспитания, приводящим к появлению детской тревожности детей дошкольного возраста с ОВЗ можно отнести практически все неправильные типы (гиперопека, гипоопека, диктат и т. д.). Причиной тревожности может являться непоследовательное воспитание, так как ребенок постоянно
находится в противоречивых условиях.
Очень часто такие дети не знают что можно, а что нельзя, и не знают как будет правильно поступить в той или иной ситуации, чтобы не вызвать осуждение родителей. Ребенок живет в неблагоприятных и меняющихся условиях, к которым вынужден все время приспосабливаться.
Литература:
1. Аверин, В. А. Психология личности / В. А. Аверин. – М. : Шар,
2012. – 392 с.
2. Астапов, В. М. Функциональный подход к изучению состоя-
ния тревоги / В. М. Астапов. – М. : Флинта, 2010. – 382 с.
3. Брель, Е. Ю. К проблеме изучения особенностей взаимосвязи
алекситимии, агрессивности и тревожности в структуре личности /
Е. Ю. Брель. – М. : ВЛАДОС, 2012. – 382 с.
4. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ре-
бенка / А. И. Захаров. – М. : Просвещение, 2012. – 129 с.
5. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений : учеб.
пособие / О. А. Карабанова. – Самара : Изд-во СИОКПП, 2011. –
122 с.
6. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психоло-
гическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – Воро-
неж : МОДЭК, 2010. – 319 с.
__