Получи документы

Современные модели инклюзивного образования в ДОУ

Елена Миленная
Современные модели инклюзивного образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Современные модели инклюзивного образования в ДОУ.

МБДОУ ЦРР - детский сад №12 г. Россоши

Педагог – психолог Т. Л. Жилина

Инструктор физической культуры Е. И. Миленная

В современной мировой педагогической практике в течение нескольких десятилетий развивается инклюзивный подход. Происходит постепенный переход от концепции интеграции к концепции инклюзивной организации. Сопоставив эти различные модели организации образования, можно сделать вывод о том, что интеграционном подходе ребенок с особыми образовательными потребностями адаптируется к системе образования, которая при этом остается неизменной, а при инклюзивном подходе система образования проходит цикл преобразований и приобретает возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям детей.

Публикация «Современные модели инклюзивного образования в ДОУ» размещена в разделах

Инклюзивное образование – наиболее передовая система обучения детей с ОВЗ, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей – инвалидов. Обучаясь и развиваясь вместе, дети учиться жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

1. Принцип индивидуального подхода (Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка из группа).

2. Принцип поддержки самостоятельной активности (Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности).

3. Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников (Создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе).

4. Принцип междисциплинарного подхода (Специалисты, работающие в группе регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и группы в целом).

5. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания, т. е. необходимо наличие вариативной развивающей среды.

6. Принцип партнерского взаимоотношения с семьёй (Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддерживаются родителями).

7. Принцип динамического развития образовательной модели детского сада (Модель детского сада может меняться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства).

На сегодняшний день для инклюзивного образования в нашем детском саду существует стартовые условия: консультационный пункт и СП «Лекотека».

Инклюзивное образование детей-инвалидов в нашем ДОУ реализуется через следующие модели :

1. Полная инклюзия – дети с ОВЗ посещают детский сад наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальному образовательному маршруту.

2. Частичная инклюзия – дети с ОВЗ частично включаются в общеразвивающую группу детского сада, в сопровождении тьютера. Постепенно ребенок с частичной инклюзии переходит на полную инклюзию.

Как же дети попадают на инклюзивное обучение? Сначала родители, имеющие ребенка с ОВЗ, посещают консультационный пункт, после чего специалисты пункта отправляют ребенка на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию. По заключению ТПМПК родителям рекомендуется определить ребенка с ограниченными возможностями здоровья либо в СП «Лекотеку», либо в общеразвивающую группу, где осуществляется инклюзивное образование. Если ребенка определили на «Лекотеку», то в последствии его могут перевести на инклюзивное обучение, только по заключению ТПМПК. И затем дети уходят в школу.

На сегодняшний день наш детский сад посещают 6 детей, находящихся на инклюзивном обучении : из них 3 ребенка с синдромом Дауна, 1 ребенок с РАС, 2 ребенка с ЗПР (4 ребенка на полной инклюзии, 2 ребенка на частичной инклюзии, в сопровождении тьютера).

Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом :

1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей:

- беседа и анкетирование родителей;

- диагностика развития ребенка с ОВЗ;

- наблюдение за поведением в группе;

2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление ИОМ и индивидуального образовательного плана.

3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.

4. Организация совместной деятельности здоровых детей и ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеразвивающей группы.

Для того, чтобы повысить качество образовательного процесса на базе ДОУ создан ПМКк, куда входят следующие специалисты: зам. руководителя по ОВР, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, соц. педагог, инструктор по ФК, муз. Руководитель, воспитатель, мед. сестра.

Специалисты консилиума регулярно проводят заседания, на которых обсуждают динамику в развитии ребенка с ОВЗ, особенности его поведения, корректируют ИОМ ребенка-инвалида, план работы воспитателя и группы в целом. Заседания ПМПк ДОУ проходят как планово (в начале уч. года, середине и в конце, так и внепланово (по запросу).

Содержание инклюзивного образования реализуется в различных формах:

- индивидуальные занятия со специалистами;

- активная деятельность в специально организованной среде (свободная

игра в групповом помещении, в специально оборудованном помещении,

прогулки);

- совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми;

- режимные моменты (прием пищи, дневной сон и др.);

- фронтальные занятия;

- детско-родительские группы;

- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Содержание встреч, планируется согласно составленному индивидуальному плану. Индивидуальные встречи проводятся специалистами в соответствии с составленным графиком, занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. По результатам занятия специалист составляет запись в индивидуальной карте развития ребенка, с которым обязательно знакомятся другие специалисты и воспитатели групп. Так же родителям выдается домашнее задание с рекомендациями по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность.

Фронтальные формы организации активности детей могут решать как познавательные, так и социальные задачи. Фронтальные формы могут проходить по-разному. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в форме круга – специально организованного занятия, на котором дети играют в особой – спокойной, доверительной атмосфере.

Детско-родительские группы – это комплексные занятия детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия.

Наше учреждение успешно реализует инклюзивную практику :

- в развитии детей видна динамика (особенно в развитии социальных навыков);

- дети с желанием посещают детский сад;

- воспитанники получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой;

- родители занимают активную позицию сотрудничества с детским садом;

- педагоги реализуют инклюзивную практику, используя уже имеющийся профессиональный опыт и знания; принимают участие в разработке индивидуальных образовательных планов.

В процессе работы столкнулись с проблемами в инклюзивном образовании :

- отсутствие нормативно-правовой базы;

- своевременное повышение курсов квалификации специалистов ДОУ;

- недостаточное наличие учебно-методических комплексов и литературы в

ДОУ;

- нехватка узких специалистов, в том числе и медицинских (психиатр, неонатолог) :

- необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования.

Перспективы инклюзивного образования.

- Создание системы сетевого взаимодействия между социальными партнерами, реализующими идеи инклюзивного образования;

- Обобщение опыта работы по инклюзивному образованию;

Публикации по теме:

Подготовка педагога ДОО к введению инклюзивного образования Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения.

Работа логопеда с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОУ В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А если игра является для ребёнка.

Организация инклюзивного образования в системе дополнительного образования Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование.

Фотоотчет о неделе инклюзивного образования «Мы — вместе»Фотоотчет о неделе инклюзивного образования «Мы — вместе» В нашем детском саду прошла неделя инклюзивного образования в ДОУ «Мы вместе». Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста,.

Отчёт о работе «Неделя инклюзивного образования в ДОУ»Отчёт о работе «Неделя инклюзивного образования в ДОУ» МБДОУ «Детский сад «Родничок» с. Родниково» Инклюзивное образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой.

Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем современного образования.

Психологическая поддержка педагога в условиях инклюзивного образования Любое нововведение в практику школьной жизни требует детального анализа ресурсов и состояния субъектов психолого-педагогического сопровождения,.

Статья: «О проблемах развития инклюзивного образования в России». О проблемах развития инклюзивного образования в России. Интеграция и инклюзия в системе специального образования: понятийно-функциональное.

Современные технологии коррекционной помощи в условияхспециального инклюзивного образования Современные технологии коррекционной помощи в условиях специального инклюзивного образования Северина Л. В. (Магаданское областное государственное.

Выступление на семинаре «Возможности инклюзивного образования»: Построение инклюзивного процесса в группе детского сада Второй год нашу группу посещает ребенок с ОВЗ. С момента поступления ребенка в группу со всеми специалистами и родителями был разработан.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные модели инклюзивного образования в ДОУ
Опубликовано: 12 мая 2017 в 13:35
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные модели инклюзивного образования в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Миленная (УИ 259691) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД