Получи документы

Современные модели инклюзивного образования в ДОУ

Елена Миленная
Современные модели инклюзивного образования в ДОУ

Современные модели инклюзивного образования в ДОУ.

МБДОУ ЦРР - детский сад №12 г. Россоши

Педагог – психолог Т. Л. Жилина

Инструктор физической культуры Е. И. Миленная

В современной мировой педагогической практике в течение нескольких десятилетий развивается инклюзивный подход. Происходит постепенный переход от концепции интеграции к концепции инклюзивной организации. Сопоставив эти различные модели организации образования, можно сделать вывод о том, что интеграционном подходе ребенок с особыми образовательными потребностями адаптируется к системе образования, которая при этом остается неизменной, а при инклюзивном подходе система образования проходит цикл преобразований и приобретает возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям детей.

Публикация «Современные модели инклюзивного образования в ДОУ» размещена в разделах

Инклюзивное образование – наиболее передовая система обучения детей с ОВЗ, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей – инвалидов. Обучаясь и развиваясь вместе, дети учиться жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

1. Принцип индивидуального подхода (Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка из группа).

2. Принцип поддержки самостоятельной активности (Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности).

3. Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников (Создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе).

4. Принцип междисциплинарного подхода (Специалисты, работающие в группе регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и группы в целом).

5. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания, т. е. необходимо наличие вариативной развивающей среды.

6. Принцип партнерского взаимоотношения с семьёй (Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддерживаются родителями).

7. Принцип динамического развития образовательной модели детского сада (Модель детского сада может меняться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства).

На сегодняшний день для инклюзивного образования в нашем детском саду существует стартовые условия: консультационный пункт и СП «Лекотека».

Инклюзивное образование детей-инвалидов в нашем ДОУ реализуется через следующие модели :

1. Полная инклюзия – дети с ОВЗ посещают детский сад наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальному образовательному маршруту.

2. Частичная инклюзия – дети с ОВЗ частично включаются в общеразвивающую группу детского сада, в сопровождении тьютера. Постепенно ребенок с частичной инклюзии переходит на полную инклюзию.

Как же дети попадают на инклюзивное обучение? Сначала родители, имеющие ребенка с ОВЗ, посещают консультационный пункт, после чего специалисты пункта отправляют ребенка на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию. По заключению ТПМПК родителям рекомендуется определить ребенка с ограниченными возможностями здоровья либо в СП «Лекотеку», либо в общеразвивающую группу, где осуществляется инклюзивное образование. Если ребенка определили на «Лекотеку», то в последствии его могут перевести на инклюзивное обучение, только по заключению ТПМПК. И затем дети уходят в школу.

На сегодняшний день наш детский сад посещают 6 детей, находящихся на инклюзивном обучении : из них 3 ребенка с синдромом Дауна, 1 ребенок с РАС, 2 ребенка с ЗПР (4 ребенка на полной инклюзии, 2 ребенка на частичной инклюзии, в сопровождении тьютера).

Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом :

1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей:

- беседа и анкетирование родителей;

- диагностика развития ребенка с ОВЗ;

- наблюдение за поведением в группе;

2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление ИОМ и индивидуального образовательного плана.

3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.

4. Организация совместной деятельности здоровых детей и ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеразвивающей группы.

Для того, чтобы повысить качество образовательного процесса на базе ДОУ создан ПМКк, куда входят следующие специалисты: зам. руководителя по ОВР, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, соц. педагог, инструктор по ФК, муз. Руководитель, воспитатель, мед. сестра.

Специалисты консилиума регулярно проводят заседания, на которых обсуждают динамику в развитии ребенка с ОВЗ, особенности его поведения, корректируют ИОМ ребенка-инвалида, план работы воспитателя и группы в целом. Заседания ПМПк ДОУ проходят как планово (в начале уч. года, середине и в конце, так и внепланово (по запросу).

Содержание инклюзивного образования реализуется в различных формах:

- индивидуальные занятия со специалистами;

- активная деятельность в специально организованной среде (свободная

игра в групповом помещении, в специально оборудованном помещении,

прогулки);

- совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми;

- режимные моменты (прием пищи, дневной сон и др.);

- фронтальные занятия;

- детско-родительские группы;

- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Содержание встреч, планируется согласно составленному индивидуальному плану. Индивидуальные встречи проводятся специалистами в соответствии с составленным графиком, занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. По результатам занятия специалист составляет запись в индивидуальной карте развития ребенка, с которым обязательно знакомятся другие специалисты и воспитатели групп. Так же родителям выдается домашнее задание с рекомендациями по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность.

Фронтальные формы организации активности детей могут решать как познавательные, так и социальные задачи. Фронтальные формы могут проходить по-разному. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в форме круга – специально организованного занятия, на котором дети играют в особой – спокойной, доверительной атмосфере.

Детско-родительские группы – это комплексные занятия детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия.

Наше учреждение успешно реализует инклюзивную практику :

- в развитии детей видна динамика (особенно в развитии социальных навыков);

- дети с желанием посещают детский сад;

- воспитанники получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой;

- родители занимают активную позицию сотрудничества с детским садом;

- педагоги реализуют инклюзивную практику, используя уже имеющийся профессиональный опыт и знания; принимают участие в разработке индивидуальных образовательных планов.

В процессе работы столкнулись с проблемами в инклюзивном образовании :

- отсутствие нормативно-правовой базы;

- своевременное повышение курсов квалификации специалистов ДОУ;

- недостаточное наличие учебно-методических комплексов и литературы в

ДОУ;

- нехватка узких специалистов, в том числе и медицинских (психиатр, неонатолог) :

- необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования.

Перспективы инклюзивного образования.

- Создание системы сетевого взаимодействия между социальными партнерами, реализующими идеи инклюзивного образования;

- Обобщение опыта работы по инклюзивному образованию;

Публикации по теме:

Подготовка педагога ДОО к введению инклюзивного образования Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения.

Работа логопеда с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОУ В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А если игра является для ребёнка.

Организация инклюзивного образования в системе дополнительного образования Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование.

Фотоотчет о неделе инклюзивного образования «Мы — вместе»Фотоотчет о неделе инклюзивного образования «Мы — вместе» В нашем детском саду прошла неделя инклюзивного образования в ДОУ «Мы вместе». Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста,.

Отчёт о работе «Неделя инклюзивного образования в ДОУ»Отчёт о работе «Неделя инклюзивного образования в ДОУ» МБДОУ «Детский сад «Родничок» с. Родниково» Инклюзивное образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой.

Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем современного образования.

Психологическая поддержка педагога в условиях инклюзивного образования Любое нововведение в практику школьной жизни требует детального анализа ресурсов и состояния субъектов психолого-педагогического сопровождения,.

Статья: «О проблемах развития инклюзивного образования в России». О проблемах развития инклюзивного образования в России. Интеграция и инклюзия в системе специального образования: понятийно-функциональное.

Современные технологии коррекционной помощи в условияхспециального инклюзивного образования Современные технологии коррекционной помощи в условиях специального инклюзивного образования Северина Л. В. (Магаданское областное государственное.

Выступление на семинаре «Возможности инклюзивного образования»: Построение инклюзивного процесса в группе детского сада Второй год нашу группу посещает ребенок с ОВЗ. С момента поступления ребенка в группу со всеми специалистами и родителями был разработан.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные модели инклюзивного образования в ДОУ
Опубликовано: 12 мая 2017 в 13:35
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД