Галина Холодова
Подготовка педагога ДОО к введению инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дошкольного образования. Работа дошкольного образовательного учреждения в инновационном режиме обусловливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания, обучения, образования дошкольников; повышение квалификации сотрудников, организацию психолого-педагогического просвещения родителей.
Публикация «Подготовка педагога ДОО к введению инклюзивного образования» размещена в разделах
На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе. Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только современной тенденцией в образовании, но и представляет собой реализацию прав детей на образование.
Процент детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях с каждым годом только увеличивается.
Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, обусловливает необходимость подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения и группы в частности. Для начала необходимо изучить нормативно-правовые акты, гарантирующие право получения детям с ограниченными возможностями здоровья адекватного их возможностям образования.
Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья - как взрослых, так и детей.
Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в :
• Конституции Российской Федерации;
• 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
• от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
• данное право конкретизировано в отношении детей-инвалидов в Конвенции о правах ребенка 1989 г. Согласно ст. 23, признается, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Согласно ст. 28 этой Конвенции, признается право ребенка на образование. Ст. 29 регулирует принципы образования;
• федеральный закон № 3266-1-ФЗ «Об образовании» имеет общий характер и регулирует вопросы образования в целом. Его нормы регулируют общие вопросы получения образования и нормы, непосредственно касающиеся образования граждан с ОВЗ. Гарантирует гражданам возможность получения образования независимо от состояния здоровья.
• федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
• федеральный закон №181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов» от 12.07.1992 г. Ст. 18, 19 данного закона содержат положения, касающиеся образования инвалидов. Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки;
• семейный кодекс РФ ст. 63 «Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования… Родители … имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми».
Так же, для работы с детьми с ОВЗ, педагоги образовательного учреждения должны владеть основами коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
В детском, в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательной программы, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития необходимо наладить тесное взаимодействие специалистов: учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, старшей медицинской сестры.
Каждый специалист не только выполняет свой раздел работы, но и поддерживает тесную связь с коллегами, включает в свои задания материал, рекомендуемый другими специалистами для закрепления их работы.
Педагогический коллектив осуществляет воспитательно-образовательную деятельность по адаптированной образовательной программе. Она должна быть адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, указанных в ней лиц.
Воспитатель совместно со специалистами дошкольного учреждения разработывает индивидуальный маршрут развития ребенка с ОВЗ, предполагающий постепенное включение особого ребенка в коллектив сверстников через сопровождающих его взрослых
Воспитатель должен владеть формами работы с детьми с ОВЗ. Воспитатели формируют навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов; проводят занятия по изобразительной деятельности и конструированию, развитию предметной и игровой деятельности, трудовому воспитанию; организуют деятельность детей вне занятий, прогулки.
Каждый специалист не только выполняет свой раздел работы, но и поддерживает тесную связь с коллегами, включает в свои задания материал, рекомендуемый другими специалистами для закрепления их работы.
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно - просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - воспитанниками (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии, их родителями (законными представителями, педагогическими работниками.
В работе с семьями воспитатель ставит своими задачами педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры в вопросе инклюзивного образования. Прикасаясь к деликатной сфере семейных проблем, воспитатель главную ставку делает на индивидуальную работу с родителями. Что бы родители (обычных детей) могли увидеть и понять, что совместное обучение и воспитание детей с разными психофизическими возможностями не только не вредит, а во многом даже приносит пользу (проявления милосердия, доброты, желания придти на помощь, что приводит к более внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие).
Программное содержание:
- Учить высказываться на тему из личного опыта.
- Закреплять правильное произношение звука щ в словах и во фразовой
речи, определять на слух его наличие в слове.
- Упражнять в произнесении фраз с разной силой голоса.
- Воспитывать чувство любви и уважения к маме.
Оборудование: иллюстрации по теме занятия; фонограмма песни о маме; фотографии мам; презентация на тему «Мамины помощники»; интерактивная доска; фломастеры, бумага; игрушки: щенок, щетка.
Ход деятельности:
Воспитатель читает отрывок из стихотворения А. Майкова:
Кто вас, детки, крепко любит,
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночью глаз,
Кто заботится о вас?.
Ответы детей….
Подтверждая ответы, воспитатель говорит, что и дети должны заботиться о своей маме, помогать ей.
Дидактическая игра «Моя мама самая…».
Дети подбирают хорошие слова о своей маме:
• Заботливая
• Нежная
• Красивая
• Жизнерадостная
• Добрая….
Показ презентации на тему «Мамины помощники».
Вопросы:
• Расскажите, как вы дома помогаете мамам?
• Как заботитесь о них?
Воспитатель предлагает свой рассказ:
Мою маму зовут Надежда Сергеевна. Она, как и я, работает в детском саду. Когда она приходит с работы, я стараюсь во всем ей помогать ей. Мы с ней вместе готовим ужин. Я мою овощи, а она их режет и делает салат. Я стараюсь поддерживать чистоту в квартире: убираю комнаты, навожу порядок. Вместе с мамой мы ходим в магазин за покупками. Я несу сумки потяжелее, чтобы мамочка не устала. Я очень люблю свою маму, стараюсь не огорчать её и хочу, чтобы она всегда была здоровой и веселой.
Воспитатель побуждает детей составлять небольшие рассказы, помогает в составлении, начиная предложения, которые дети заканчивают. Например: «Мою маму зовут… Она работает… Я помогаю маме…»
Воспитатель ставит мольберт, на нем в центре солнце, от него отходят лучи, а на каждом лучике фотографии мам.
Дети подходят к мольберту, показывают свою маму и рассказывают о ней. Рассказы детей.
Физкультминутка:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Воспитатель: давайте ребята нарисуем свою семью. Давайте фломастерами обведем свою ладошку (дети обводят фломастерами свою ладошку). Все 5 пальцев живут вместе, как семья, и я предлагаю вам превратить каждый пальчик в маму, папу, бабушку и дедушку: нарисовать глаза, нос, рот, уши, волосы. (Воспитатель показывает приемы изображения на доске).
В процессе работы воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь - на рисунках детей помогает изобразить отличительные особенности: дедушке рисует очки, бабушке - шляпу, маме - бусы, папе - галстук, девочкам - бантики, мальчикам - шарфики.
Воспитатель: Посмотрите, кто пришел к нам в гости?
Дети: щенок.
Воспитатель: А я знаю про щенка маленькое стихотворение:
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Дети повторяют хором и индивидуально это стихотворение, обыгрывают его.
Воспитатель: Ребята, послушайте предложение и определите, какой звук часто встречается: «Два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке».
- Запомните его и произнесите с разной силой голоса.
Дети произносят это предложение с разной силой голоса.
Дидактическая игра «Звук щ».
Воспитатель: сейчас я буду произносить слова. Когда в слове вы услышите звук «щ», вы хлопайте в ладоши. Воспитатель произносит слова: щука, лещ, раба, котенок, щенок, щи, борщ, хлеб, овощи, фрукты, щавель, трава, дрова, щепки, пальто, плащ. Дети отмечают наличие звука щ в словах хлопками в ладоши. Воспитатель хвалит детей, отмечает ошибки.
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?
Дети перечисляют, что было на занятие: игры, рассказы о маме, зарисовка.
В конце деятельности воспитатель предлагает полюбоваться дружными семьями, которые нарисовали дети, и подарить рисунки своим близким.