Папки-передвижки

Организация инклюзивного образования в системе дополнительного образования

Юлия Геннадьевна Тюгашева
Организация инклюзивного образования в системе дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети.

Актуальность выбранной темы заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.

Публикация «Организация инклюзивного образования в системе дополнительного образования» размещена в разделах

Проблема – принятие индивидуальности каждого ребёнка и создание ему таких условий обучения, которые необходимы для удовлетворения его особых потребностей.

Цель – изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через реализацию детьми своих способностей и достижение успехов в учебном процессе не в специализированном учебном заведении, а в системе дополнительного образования, и поэтапное подготовка общества принятию и правильному восприятию детей с ограниченными возможностями.

Задача – показать важность решения данной проблемы в современных условиях развития общества. Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Говорить о терпимости к людям с ограниченными возможностями нельзя, если с детских лет не воспитывать здоровых детей и инвалидов вместе. Только совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать, как гармоничную.

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании. Обсуждая вопросы развития инклюзивного образования в России, в печатных изданиях, на телевидении, в Интернете, ученые, государственные и общественные деятели, педагоги, специалисты коррекционного образования, в основном, говорят об организации и предоставлении образовательных услуг, направленных на получение знаний в детских садах и общеобразовательных школах. Развитие же творческого потенциала, формирование коммуникативных умений, социализация и самореализация детей данной категории, остается без должного внимания. Дополнительное образование рассматривается как углубленное изучение предметов и факультативных курсов.

А вместе с тем, именно дополнительное образование практически без препятствий дает возможность детям с особыми потребностями попробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, культурно-досуговой и другими видами деятельности.

Дополнительное образование, не ограниченное рамками классно-урочной системы и обязательными стандартами, располагает большим потенциалом в организации социально-значимой деятельности и досуга детей и подростков, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.

Дополнительное образование – образование через успех. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности переживания каждым ребенком ситуации успеха, что благотворно сказывается на повышении его самооценки, укреплении его личностного достоинства. Особенно важно это для детей, испытывающих трудности в процессе школьного обучения.

Кроме того, дополнительное образование позволяет не только дать возможность «особым» детям почувствовать себя полноценными членами общества, но и учит обычных детей сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему, видеть в нем равноценного и равноправного партнера.

Формируя модель учреждения дополнительного образования детей, реализующего в системе инклюзивный подход, необходимо учитывать интересы, потребности и трудности, возникающие у всех субъектов образовательного процесса в рамках данного направления.

Для педагогов предполагается проводить обучающие семинары, консультации специалистов по организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Необходима и целенаправленная деятельность со здоровыми воспитанниками по взаимодействию с ребятами, имеющими проблемы здоровья. Социальные педагоги должны разработать систему мероприятий, формирующую толерантное отношение к «особым» детям, развивающую лучшие человеческие качества (ответственность, сострадание, потребность помогать и уважать достоинство другого). Это возможно через беседы, диспуты, обсуждение совместно просмотренных видеосюжетов, фильмов, передач на заданную тему, тренинги, ролевые игры и совместную проектную деятельность, культурно-досуговые мероприятия.

Должна разрабатываться и система работы с родителями детей с особыми образовательными потребностями. Кроме консультационных услуг, которые уже существуют, возможно, проведение бесед, обучающих семинаров, круглых столов, информационной поддержки, встреч с представителями общественных и социальных организаций, способных оказывать помощь и поддержку семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с проблемами здоровья. Эта деятельность сложна и требует развития.

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.

Правило 6 Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями гласит: «Государствам следует признавать принцип равных возможностей … образования для детей», - инклюзивное образования – включающее образование.

На сегодняшний день сложился определенный консенсус относительно важности инклюзивного обучения в образовательных учреждениях и в частности учреждениях дополнительного образования. Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем.

На сегодняшний день с принятием Федеральных государственных требований в отрасли «Культура» есть такая строка «Реализация учебного процесса по индивидуальному творческому маршруту». Сегодня в России по данным Минздрава и социального развития РФ 16% Российских детей хронически больны. Инклюзивное образование даст им возможность учиться и развиваться в сфере обычных школьников, т. е., по словам Д. А. Медведева, «Наша новая школа» - это школа для всех». Актуальность внедрения инклюзивного образования в идеологическую практику не вызывает сомнений так как развивает у школьников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Стремление к тому, чтобы дети с ограниченными возможностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающими сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих такого ребенка. Инклюзивное образование – это шаг к культуре, в которой ценность человека определяется не его полезностью в узком прагматическом смысле, а его достоинством – возможностью жить, верить, любить и быть любимым. Это накладывает особую ответственность на всех тех, от чьей воли, последовательности, профессионализма зависит реализация в жизни этой новой практики, которая в силу своих ценностно-смысловых основ нужна всем, а не только детям с ограниченными возможностями здоровья. Реализация этого социокультурного проекта требует от всех причастных к нему мудрости и мужества в постановке и решении целого комплекса непростых задач. Главная проблема, стоящая перед преподавателем, связана с поиском более эффективных способов организации процессов обучения и воспитания. Воспитывая ребенка преподаватель, прежде всего, должен быть уверен в своих действиях, уверен в том, что каждое слово (или показ) дойдет до ученика и даст нужный результат. Работа с ребенком связана с обостренной наблюдательностью: необходимо не только предельно ясно слышать игру ученика и замечать все детали движений рук, но и видеть все изменения выражения его лица, ясно понимать, что он чувствует, чем занято его внимание. Сочетание большой чуткости и симпатии к ученику, умение мобилизовать волю ученика, сочетание терпения и выдержки является основой успешного воспитательного воздействия. Индивидуальный подход, с учетом психики и здоровья каждого ребенка сегодня является приоритетным в работе с такими детьми. Они нуждаются в постоянной заботе, внимании и поддержке, как никто они испытывают дефицит живого человеческого общения, ласкового слова. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Такие дети испытывают эмоциональные проблемы: тревожность, зажатость, депрессивное состояние, закомплексованность. Самые обычные вещи выводят их из равновесия, жизнь пугает, ставит барьер в развитии и дальнейшей социализации ребенка. Погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые. Большие возможности для такой деятельности предоставляют на занятиях в детской школе искусств. Такая работа дает реальную возможность выбора ребенку своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором он может развиваться как личность, обеспечивает ему «ситуацию успеха». Творчество - это условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя. У детей с ограниченными возможностями здоровья ограничена социальная активность и жизненное пространство, им трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия.

У нас в МКУ ДО «Новомайнская ДШИ» р. п. Новая Майна создана программа, на занятиях которой дети с ограниченными возможностями здоровья изучают основы различных видов творчества в соответствии со своими возможностями. Форма работы – индивидуальные, групповые занятия на дому и в классе. Такие занятия частично выполняют функцию социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, приобщают к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира. В процессе обучения одним из самых важных условий для меня, как преподавателя, является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Каждый ребенок – личность, обладающая индивидуальными задатками, а возможно и талантами. Ведущая идея программы – создание комфортной творческой среды содружества и соавторства между воспитанниками и преподавателем, предоставление возможности проявить каждому ребенку свой творческий потенциал, самореализовать себя как личность. Важной задачей является воспитание у них эмоционально-положительного отношения к собственному труду, формирование навыков работы с различными материалами, музыкальными инструментами. Занятия разработаны с учетом возрастных, психофизических особенностей воспитанников, личностных качеств, индивидуальных особенностей детей. В программу включены различные виды творчества: хореография, изобразительное искусство, театральное искусство, хоровое и академическое пение, игра на музыкальном инструменте. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству, и является необходимым условием формирования творческой личности ребенка. А работа с новыми материалами снимает страх неудачи, формирует уверенность в себе, смелость, самоуважение. Без таких нужных и важных качеств невозможно создать интересные творческие шедевры. Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива учреждения и школьной жизни, в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Так, например, инклюзивное обучение на уроках фортепиано в ДШИ. В последнее время заметно вырос интерес к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Музыка оказывает большое эмоциональное воздействие, способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия. Занятия музыкой способны помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности.

В качестве примера приведу некоторые аспекты личного опыта работы инклюзивного обучения детей в классе фортепиано. Нередко ко мне попадают дети с нарушениями развития разного характера, чаще с ЗПР (задержка психического развития). Эти дети характеризуются рядом особенностей и требуют длительной коррекционно-развивающей работы. Учителя общеобразовательной школы нередко обращаются к нам с просьбой взять таких детей в школу искусств для решения задач:

1. повышения уровня умственного развития детей;

2. коррекция проблем эмоционально – личностного развития;

3. активизация познавательных процессов;

4. социальная адаптация;

5. развитие коммуникативных навыков;

6. нормализация учебной деятельности.

В этом учебном году у меня появился ученик 1 класса Володя Б. При поступлении в школу Володя показал сильные нарушения речи (много звуков не произносил, не знал счёта, не различал цвета, был скован, фиксировались снижения операционных сторон мышления – «обобщение», «выделение лишнего», «установление закономерности», «последовательность событий», координация движения затруднена, мелкая моторика не развита. За полгода обучения в школе искусств мальчик стал более раскованный, коммуникативный, пальчики его «слушаться», что сказалось на письме. Володя научился читать, рассуждать, самооценка его повысилась; пытается устанавливать причинно – следственные связи, у него появились друзья в классе, а самое главное – познавательная мотивация, позволяющая ему тянуться за детьми в классе.

Поразительные результаты коррекции наблюдались у Анны М. Сейчас она студентка музыкального колледжа, ей 19 лет. А в первом классе общеобразовательной школы вставал вопрос об оставлении её на повторный год обучения или показе на психолого – медико – педагогической комиссии. Психологическая особенность Анны проявлялась в повышенной эмоциональной восприимчивости, внушаемости, частой смене настроения, истощаемости эмоциональных реакций, низкой работоспособности, неустойчивости внимания, мнестических процессов и др. ; затруднены были регулярные механизмы деятельности. Особенно трудно давалось Анне письмо, она не соблюдала строк, буквы были неровные, слова писались вместе или не дописывались слоги в них. Под диктовку не писала вовсе. Девочка не умела рисовать или уровень её рисунков соответствовал возрасту ребёнка 3-х лет. Когда я взяла её на занятия, то наблюдала большую косность пальчиков и рук; сжато и «заморожено» было всё тело. Неполноценность саморегуляции сказывалось в контактах с одноклассниками, они её сторонились, смеялись над странностями поведения. Кропотливый труд с нею дал результаты не только игры на фортепиано, но и занятия по вокалу. Моя цель не только привить детям навыки и приемы работы, но и раскрепостить их, придать им уверенность, смелость в своих силах, развить фантазию и воображение. На занятиях использую разные формы и методы для развития творчества, так как дети с разными формами психического развития и физического развития. Поставленная на уроках цель: создание условий и разработка эффективных методов индивидуального обучения учащихся на уроках фортепиано в ДШИ, решается задачами:

Обучающие:

• изучить специально подобранный репертуар и упражнения, с учетом индивидуальных особенностей пианистического аппарата учащихся;

• задействовать в процессе обучения интернет ресурсы;

• побудить к самостоятельной работе над развитием чувства ритма.

Развивающие:

• развивать пианистические навыки и слуховой контроль за характером звукоизвлечения и ритмической организацией;

развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти;

• расширение музыкального кругозора учащихся.

Воспитательные:

• воспитание уверенности в себе;

• воспитание коммуникативных способностей;

• воспитание чувства самообладания, сценической выносливости в публичном выступлении.

Форма уроков - уроки практических работ.

На уроках применяются следующие методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа, наглядные (наблюдение, демонстрация, практические (упражнения, продуктивная деятельность, игровые. Из применяемых технологий на уроках: здоровьесберегающая, коммуникативная, информационно-компьютерная, приоритетное направление имеет забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - «… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» (В. А. Сухомлинский). Активная музыкотерапия предполагается в участие в играх, выполнение определенного вида упражнений. Упражнения для крупных мышц, в результате чего мышцы плече-лопаточного отдела становятся активными, вырабатывается ощущение «целостности» движений рук «из корпуса». Пальчиковые игры помогают развить у детей мелкую моторику, координацию, а главное, тактильные ощущения. Так в упражнении «Маляры» объединяют в себя речь и движение, ритм, интонацию. Данный вид упражнений развивает образность мышления, а главное – интеллект и речевую сферу. Или, например, упражнение «Замок», в котором решаются следующие задачи: освобождение плечевого пояса; развитие мелкой моторики и координации движений. Одним из основных видов упражнений можно считать упражнение на развитие правильной осанки. Такие упражнения как «Ежик» и «Балерина» способствуют выпрямлению осанки, правильной синхронизации рук – синкинезии, а также освобождению мышц рук от зажимов. Важно научить ребенка правильно дышать. Упражнения на правильность дыхания дают возможность ребенку правильность фразировки, умение «пропевать» рукой интервалы. Применяются такие упражнения как «Шалтай-балтай», «Струна», направленные на снятие психологических и мышечных зажимов, а именно: ощущение свободы в руках и корпусе; освобождение кистей рук, гибкости запястья; развитие моторики и координации движения пальцев. Ценность «пальчиковых игр» заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, а быстрота смены движений способствует повышению уровня организации их мышления. Главное, что лежит в их основе – это игры словами, «раскрашенные» движением пальцев, рук, или движениями всего тела. Репертуар для ребенка соразмерен его психофизиологическим особенностям с учетом не только пианистических и музыкальных задач, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности, в которых как в зеркале отражаются душевная организация, сокровенные желания. Несмотря на нехватку некоторых навыков – ученик должен играть разную музыку. Поскольку музыка оказывает на ребенка большое эмоциональное воздействие, целесообразно включать в репертуар учащегося программную музыку. Немаловажную роль в инклюзивном обучении на уроке фортепиано занимает этап прослушивания музыки. Работать с такими детьми трудно, собирая по крупицам малые успехи ребенка, преподаватель вместе с родителями радуется им, как большим невероятным достижениям! Современные психологи и нейрохирурги доказали, что в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления человека, они уверены в том, что музыка закладывает в детях «генетику» новой всесторонне развитой личности. Таким образом, создание условий и разработка эффективных методов индивидуального обучения на уроках фортепиано в ДШИ дают возможность ребенку развивать свои способности к активной плодотворной деятельности, а в дальнейшем реализовать свои умения и навыки в социуме. Инклюзивное обучение позволяет преподавателю найти подход к преподаванию, более гибким для удовлетворения различных потребностей детей с ограниченными возможностями. Преподавание и обучение станут более эффективными и от этого выигрывают все дети (не только дети с ограниченными возможностями).

Список литературы:

1. Алёхина, С. В., Семаго Н. Я., Фадина А. К. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М. : Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.

2. Ахьямова, И. А. Невербальное общение в музыкальном воспитании дошкольников: теория и практика [Текст] : монография / И. А. Ахьямова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и. ], 2006. – 118 с.

3. Баренбойм, Л. А. Путь к музицированию. [Текст] / Л. А. Баренбойм. – С. -П. : Советский композитор, 1979. – 352 с.

4. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. [Текст] / В. В. Давыдов. – М., 2006. – 133 с.

5. Мартинсен, К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано: пер. с нем. / К. А. Мартинсен. — М. : Музыка, 1977. — 128 с.

6. Миндель, А. Я. Разные возможности – равные права – общее жизненное пространство. [Текст] / А. Я. Миндель, О. А. Степанова. = М. : ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.

7. Пугачев, А. С. Инклюзивное образование [Текст] / А. С. Пугачев // Молодой ученый. – 2012. - № 10. – С. 374-377.

8. Сафарова. И. Э. Игры для организации пианистических движений (Доинструментальный период) [Текст] / И. Э. Сафарова. Екатеринбург, 1994. – 35 с.

9. Светлова. И. Укрепляем память. [Текст] / И. Е. Светлова – М. : Эксмо, 2004.

10. Фатеева. Е. А. Пальчиковые игры. [Текст] / Е. А. Фатеева. – Тольятти, 2008.

Публикации по теме:

Модель инклюзивного образования в рамках муниципальной инновационной площадки по инклюзивному образованию в ДОУ Презентация в рамках Муниципальной инновационной площадки по инклюзивному образованию в МДОУ. Цель: Комфортное и полноценное пребывание.

Подготовка педагога ДОО к введению инклюзивного образования Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения.

Работа логопеда с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОУ В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А если игра является для ребёнка.

Реализация международных творческих проектов в системе дополнительного образования гимназии Талантливые, одаренные дети – кто они? С одной стороны – обычные дети, с другой - это те юные граждане нашей страны, которые побеждают на.

Организация взаимодействия учреждений дополнительного образования с родителями воспитанников Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений. Решение этой проблемы.

Подборка УМК для сопровождения инклюзивного образования Предлагаю подборку методического обеспечения для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Программы ранней помощи для детей с отклонениями.

Организация инклюзивного образования в начальных классах Организация инклюзивного обучения в начальных классах. Инклюзия – это вовлечение в процесс каждого ученика с помощью образовательной программы,.

Статья: «О проблемах развития инклюзивного образования в России». О проблемах развития инклюзивного образования в России. Интеграция и инклюзия в системе специального образования: понятийно-функциональное.

Организация межкружковой интеграции в условиях дополнительного образования Организация между кружковой интеграции в условиях дополнительного образования. В настоящее время перед дошкольным образованием ставится.

Выступление на семинаре «Возможности инклюзивного образования»: Построение инклюзивного процесса в группе детского сада Второй год нашу группу посещает ребенок с ОВЗ. С момента поступления ребенка в группу со всеми специалистами и родителями был разработан.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация инклюзивного образования в системе дополнительного образования
Опубликовано: 18 марта 2017 в 17:58
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация инклюзивного образования в системе дополнительного образования» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Геннадьевна Тюгашева (УИ 952557) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД