Папки-передвижки

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ

Ольга Молвинских
Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ

Современный этап развития образования характеризуется повышенным вниманием к проблеме адаптации в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ – это физическое лицо имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтверждённым ПМПк и препятствующие получению образования без специально созданных условий; инклюзивное образование – равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; компетентность – педагогов, родителей, детей.

Публикация «Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах

Приток таких детей в образовательные учреждения, в том числе дошкольные, увеличивается, это связанно, прежде всего, с политикой государства:

-обеспечение каждого ребёнка равными стартовыми возможностями;

-создание условий для каждого участвовать в полном объеме в жизни социума;

-получение полноценного и эффективного образования для каждого.

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка» от 24 июля 1998 г. №123-Ф3.,

Закон РФ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 № 181-Ф3, ставит перед учреждениями дошкольного образования необходимость организации образовательного и воспитательного процесса в рамках государственного образовательного стандарта с детьми, которые по причине болезни не усваивают образовательную программу или имеют сложности в ее усвоении текущем режиме деятельности образовательного учреждения.

Поэтому перед дошкольным образовательным учреждением стоит цель: выстроить систему работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и семьям, в которых эти дети воспитываются.

Задачи, которые ставит перед собой дошкольное учреждение:

-выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ;

-осуществлять индивидуальную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ;

-способность усвоению детьми с ОВЗ образовательной программы дошкольного образования;

-обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребёнка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимуляцию интеллектуального развития и личностного саморазвития;

-оказать методическую и психологическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

В настоящее время в большинстве дошкольных образовательных учреждений существует следующая практика: воспитатели, специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед) которые ведут коррекционно-развивающую работу с детьми диагностируя свои узко направленные параметры, и используют полученные данные в своей деятельности. В результате чего, мы можем наблюдать разрозненность информации, обособленность в дальнейших действиях и, как следствие, отсутствие единства в достижении цели. В связи с этим возникает необходимость поиска, оптимальных путей организации взаимодействия всех субъектов образовательного пространства.

Одним из вариантов, способствующих реализации таких образовательных потребностей, является индивидуальных образовательный маршрут ребёнка – дошкольника.

Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребёнком, имеющим проблемы в психическом или физическом развитии и семьей, воспитывающей такого ребёнка.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется с учётом индивидуальных способностей личности дошкольника, таких как: состояние здоровья, уровень физического развития, развитие психических процессов, интересов, способностей, темперамента, характера личности, и как следствие – уровня усвоения программного материала.

При разработке индивидуального образовательного маршрута мы руководствовались следующими принципами:

- каждый ребёнок дорог и ценен, независимо от его способностей и достижений;

- процесс воспитания и обучения может осуществляться в контексте реальных взаимоотношений;

- социум усиливает возможности и способности ребёнка.

Этап психолого-педагогического сопровождения с ОВЗ Содержание работы

I этап – подготовительный Сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов её решения. Изучение запроса родителей (законных представителей); данных о развитии ребёнка, кратких сведений из анамнеза; сведений об условиях развития и воспитания ребёнка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей.

II этап – комплексной диагностики Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребёнка, диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития.

III этап – разработка индивидуального образовательного маршрута По данным заключений в результате углубленной диагностики «команды» специалистов на заседании психолого-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

IV этап – Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута Индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

- организация движения (развитие общей и мелкой моторики);

- развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);

- формирование деятельности ребёнка (манипуляторной, предметно – практической, игровой, продуктивных видов – лепки, аппликации, рисования);

- развитие речи (сенсомоторного механизма, речевых функций);

- формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях).

- формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

Для реализации индивидуальных образовательных маршрутов в детском саду нужно создать благоприятную развивающую предметно-пространственную среду. Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально – личностному развитию детей. Совершенствовать стиль общения с ребё нком: придерживаясь психологически-корректного стиля общения, добиваясь уважения и доверия воспитанников. Создать условия для развития положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время.

Методы, используемые в работе:

- Беседы, игры, образовательная деятельность, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами;

- Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и уверенности в себе);

- Игры и упражнения на развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);

- Релаксационные упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

Тесное сотрудничество и обсуждение возникающих трудностей специалистов и педагогов позволит на совместных консультациях повышать компетенцию педагогов в работе с детьми с ОВЗ.

Индивидуальный образовательный маршрут позволит не только реализовать индивидуальный подход к каждому ребёнку, но и фиксировать, отслеживать и корректировать работу по устранению нарушений речи, коммуникативные нарушения, тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях.

Индивидуальные образовательные маршруты – это технология будущего, которая способствует самореализации воспитанников и направлена на формирование и развитие широко образованной, социально – адаптированной, творческой, профессионально ориентированной личности.

Литература:

1. Дмитриева Н. В. Инклюзивное образование : право, принципы, практика / Дмитриева Н. В. Прушинский С. А. – Москва: РООИ «Перспектива», 2009. – 228 с.

2. Пильдес, М. Б. Системы работы образовательного учреждения в условиях модернизации образования : образовательная программа школа / М. Б. Пильдес, Е. Д. Тенютина– Волгоград: Учитель, 2010. – 211 с.

4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка» от 24.07.1998 г, №124 – Ф3.

5. Закон РФ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 г, №181 – Ф3.

Публикации по теме:

Игра как средство интеграции задач образовательных областей в ДОУ Игра как средство интеграции задач образовательных областей в дошкольном учреждении Успешность в жизни во многом зависит от умения правильно.

Педагогические условия снижения страхов у дошкольников (I часть) Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок», г. Нижнеудинск» Составила: старший воспитатель Асташкова.

Педагогические условия снижения страхов у дошкольников (II часть) На основе данного комплекса каждый педагог может подобрать и спланировать ряд тематических занятий, мероприятий для всей группы детей, либо.

Организационные и психолого-педагогические условия реализации музыкальной самостоятельной творческой деятельности детей Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО На сегодняшний день одним из приоритетных направлений работы государственной социальной политики России можно считать внедрение в образовательный.

Отчет по реализации индивидуальных маршрутов сопровождения творчески одаренных детей Отчет по реализации индивидуальных маршрутов сопровождения творчески одаренных детей в течение 2015-2016 учебного года и 2016-2017 учебного.

Педагогические условия развития познавательного интереса у старших дошкольников ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых.

Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров как условия эффективности реализации ФГОС ДО Период до 2018 года в стратегии развития российского образования рассматривается как решающий инновационный этап перехода на новое содержание.

Педагогические условия нравственно-экологического воспитания в ДОО Экологическое воспитание в качестве неотъемлемой части содержания современного образования всех уровней, в том числе и дошкольного образования,.

Система психологического сопровождения обучающихсяСистема психологического сопровождения обучающихся 20 февраля 2017 года в нашем учреждении состоялся ежегодный Методический день для педагогов, на котором мне выпала честь выступить с темой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ
Опубликовано: 5 апреля 2017 в 21:27
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД