Получи документы

Организационные и психолого-педагогические условия реализации музыкальной самостоятельной творческой деятельности детей

Ольга Николаевна Семенихина
Организационные и психолого-педагогические условия реализации музыкальной самостоятельной творческой деятельности детей

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

«Организационные и психолого-педагогические условия реализации музыкальной самостоятельной творческой деятельности детей»

Старшей группы

Выполнила:

Семенихина Ольга Николаевна,

музыкальный руководитель

Публикация «Организационные и психолого-педагогические условия реализации музыкальной самостоятельной творческой деятельности детей» размещена в разделах

ГБОУ СОШ с. Пестравка

м. р. Пестравский СПДС «Забава»

Введение.

Дошкольный период считается сенситивным для становления как детского творчества, так и креативных качеств личности ребенка.

В этой связи возросла потребность музыкально-педагогической практики в инновационных педагогических технологиях музыкального образования дошкольников, направленных на раскрытие и развитие их творческого потенциала.

Актуальна проблема качества музыкального образования детей. В «Концепции модернизации об образования на период до 2010 года» определена главная задача российской образовательной политики – «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундамента». Организация музыкального самостоятельного творческого подхода в современном обществе – это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества. И решить эту задачу одному музыкальному руководителю не под силу, так как музыкальный руководитель общается с ребёнком только один час в неделю в организованной деятельности. Использование других форм организации музыкальной деятельности нечётко выражено и в методике, и в практике, так как нет должной правовой основы участия музыкального руководителя и воспитателя в музыкально-образовательном процессе.

Проблема качества образования затрагивает качество содержания и музыкального образования, которое должно обязательно отслеживаться мониторинговыми процедурами, и музыкально-педагогического процесса, обеспечивающего ребенку прохождение оптимального пути овладения знаниями музыки и о музыке.

Поэтому очевидна актуальность поиска инновационных креативных музыкально-педагогических технологий музыкального образования дошкольников, обеспечивающих творческое развитие целостной личности каждого ребенка и качество его музыкального образования.

Дети должны жить в мире красоты, музыки, сказки, фантазии. И нам, педагогам, необходимо создать такие условия в ДОУ, которые могли бы обеспечить гармоничное развитие каждого ребёнка. Способствовали формированию начал личности, развивали индивидуальность и музыкальность детей. Для полноценного музыкального развития ребёнка в детском саду должен быть создан целостный центр музыкального образования детей.

Нам, музыкальным руководителям и воспитателям нужно быть рядом, вместе с детьми, отвечая, за их музыкальное образование и для этого созданы психологические условия. Но, надо сказать, в большом объеме воспитательно-образовательного процесса трудно определиться с местом музыки в повседневной жизни группы, характером решаемых задач, не от случая к случаю, а регулярно, в системе организовывать музыкальную деятельность. В настоящее время процесс системного взаимодействия музыкального руководителя с воспитателем в практике довольно хаотичен и произволен. В результате от этого во многом страдает качество музыкального образования детей.

Цель моей работы – рассмотреть организацию и условия музыкальной творческой самостоятельной деятельности детей и показать систему взаимодействия воспитателя, психолога, музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста, родителями в творческой музыкальной деятельности.

Задачи: вовлечь родителей в совместную музыкальную деятельность,

обогатить отношения родителей и детей опытом эмоционально- насыщенного общения и совместной творческой деятельности,

создать развивающую музыкально-пространственную среду в группе

создать файловые папки воспитателя в группе

Актуальность данной темы предопределена работой в структурном подразделении детского сада «Забава» по теме «Организационные и психологические условия реализации музыкальной самостоятельной творческой деятельности детей старшего возраста».

Являясь участником эксперимента, а именно для изучения теории, по выбранной мной теме, были посещены консультации, семинары, деловые игры, проведённые в ДОУ, была использована литература из библиотеки дошкольного учреждения; для практической работы использован материал из моего опыта работы.

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на

решение профессиональной проблемы.

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Старший дошкольный возраст имеет непреходящее значение в формировании личности ребёнка и является «фундаментом в развитии самостоятельных музыкально - творческих способностей ребёнка». В основе процесса творчества у ребёнка лежит развитие интеллектуальных качеств, воображения, фантазии, речи. Достигая творческие цели, мы педагоги развиваем всестороннюю гармоничную творчески развитую личность, с Современные тенденции социального развития ставят перед образовательными учреждениями новые задачи, поскольку особый, более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления, является залогом социального успеха каждого, а значит залогом процветания нашего общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на:

- сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

В современном мире у старших дошкольников (по ФГОС) должны быть сформированы следующие компетенции ребё нка:

- положительное отношение к сверстникам, взрослым, и к самому себе;

- чувство собственного достоинства;

- инициатива и самостоятельность;

- развитие социального и эмоционального интеллекта;

- всесторонняя развитость;

- любознательность;

- способность активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;

- способность радоваться своим успехам и успехам других;

- активно проявлять свои музыкальные и творческие способности;

- развитие монологическая и диалогическая речь.

На практике наблюдая за детьми старшего возраста в образовательной Организации, мы педагоги заметили, что имеем противоположные результаты в самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей.

Регулируя образовательный процесс в самостоятельной творческой музыкальной деятельности, выявила противоречие в развитии художественно-эстетической компетенции:

- затрудняется в сочинении танцевальных композиций;

- затрудняется в импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах (металлофон).

- не подчиняется установленным правилам поведения в игре;

- не слышит взрослого.

- не проявляет любознательность, не задает вопросы, не может справиться с заданием самостоятельно;

Мы видим противоположные действия у детей старшего дошкольного возраста: в настоящее время - возрастает количество тревожных, замкнутых детей на предложение выполнить творческое задание, редко проявляют инициативу, молчит на предложение придумать что-то самостоятельно.

Противоречия наблюдаются и в содержании образовательного процесса, он в настоящее время оставляет желать лучшего:

- нет разработанной и утверждённой программы по формированию у детей в самостоятельной музыкальной творческой деятельности.

- наличие интереса педагогов-практиков к развитию детского творчества и отсутствие научно - обоснованных методических рекомендаций по созданию психологических и педагогических условий для реализации творческого потенциала детей в самостоятельной музыкальной деятельности.

- не достаточно используется инновационный метод работы (метод проектов, фольклорные, творческие, игровые.

- развивающая среда: оставляет желать лучшего: недостаточно атрибутов творческой деятельности : видеофильмов, мультимедийных пособий.

- развивающая предметно-пространственная среда недостаточно содержательно-насыщенная, трансформируемая, вариативная, доступная и безопасная.

- рассогласование требований к ребёнку со стороны педагогов и родителей.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведённого анализа.

На основе актуальности проблемы и выделенных нами противоречий была сформулирована тема исследования: «Организационные и психологические условия реализации музыкальной самостоятельной творческой деятельности детей старшего возраста».

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у дошкольников.

Мы педагоги опираясь на ФГОС, должны создать психолого-педагогические условия для реализации образовательного творческого процесса в ДОО, а именно:

- поддержка положительной оценки к ребёнку;

- учитывать в образовательном процессе возрастные и индивидуальные особенности;

- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

- создание ситуации успеха;

Целью исследования является изучение творческих самостоятельных способностей детей старшего дошкольного возраста и процесс организации самостоятельной музыкальной деятельности.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что музыкальные творческие самостоятельные способности старших дошкольников будут более эффективными, если использовать возможности самостоятельной музыкальной деятельности в соответствии со специально разработанными материалами по развитию песенного, музыкально-игрового, танцевального творчества и импровизации на детских музыкальных инструментах. Проблема творчества и творческих способностей была предметом исследования таких видных психологов, как Дж. Гирфлод, Е. П. Торранс, И. Фостер. В последующем большой вклад в изучение данной проблемы внесли такие отечественные психологи как Л. Б. Ермолаева-Томина, Е. Л. Григоренко, Д. Б. Богоявленская, В. Н. Козленко, Н. А. Ветлугина и др. В музыкальном воспитании (С. В. Акишев, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, О. П. Радынова и др.). Наиболее сенситивным (по Монтессори) для развития творческих способностей считается именно дошкольный возраст, а самостоятельная деятельность предоставляет огромные возможности для развития творческого мышления, воображения, творческой активности и творческих возможностей детей. Зачем вообще нужно развитие креативности? Можно ведь спокойно прожить и без этого качества. Креативность понадобится, творческим и околотворческим людям без нее никуда. Креативность поможет не растеряться в нестандартной ситуации, быть более гибким в процессе принятия решений. К тому же, кому хочется все время мыслить шаблонно? Когда организовываем процесс, самостоятельной творческой деятельности всегда осознаем, что каждый ребёнок в процессе усвоения преломляет новое знание, новое умение через свое понимание мира, пропускает его через свой личный опыт, который неповторим и уникален. Новое знание творчески трансформируется каждым ребенком и приобретает свой колорит и свои особенности. В этом процессе наблюдаются существенные индивидуальные различия детей. Проблема в создании организационных и психологических условиях работы с детьми старшего возраста является очень актуальной и современной, интересует многих педагогов и психологов.

В старшей группе «Знайки» из 26 человек психолог, воспитатель и музыкальный руководитель проводили наблюдения, выявили одарённых детей. Это способные к музыке дети, как известно, по собственной инициативе, без внешних побуждений увлеченно занимаются музыкой : слушают ее, сочиняют простейшие мелодии, играют и т. д. Мы знаем, что одним из важнейших факторов творческой самостоятельной музыкальной деятельности одарённых детей, является создание условий. Можно выделить пять основных условий успешного развития творческих самостоятельных способностей детей дошкольного возраста:

1. Ранее физическое развитие малыша, затем раннее чтение, счет, знакомство с различными инструментами и материалами.

2. Создание обстановки, опережающей развитие детей.

3. Максимальное напряжение сил для решения задачи.

4. Предоставление ребёнку большой свободы в выборе деятельности, главное здесь, не превращая свободу во вседозволенность, а помощь – в подсказку.

5. Тёплая дружелюбная атмосфера в семье и в образовательной Организации.

Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала - с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка.

Андрей – у мальчика ярко выражены музыкальные способности. Он любит музыку, артистичен, быстро отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает, сочиняет свои мелодии. Мальчик свободно воспроизводит мелодию голосом, точно её интонируя, подбирает по слуху на музыкальном инструменте. Когда он поет, то вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение. Его речь грамматически правильна, выразительна и эмоциональна: он с легкостью изменяет силу голоса, темп, тембр, высоту, динамику. Мальчик отличается высокой любознательностью и наблюдательностью, способностью отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Он легко устанавливает контакт с собеседником. Сохранение и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка представляется очень важной и актуальной задачей, поэтому для работы с Андреем был составлен индивидуальный образовательный маршрут в рамках программы вокального кружка.

Андрей. Возраст: 6 лет

Выявление способных детей проводится на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психических особенностей, речи, памяти, мышления.

Цель: создание оптимальных условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.

Задачи:

- раскрыть музыкальные способности;

- совершенствовать и расширять систему дополнительного образования;

- вовлекать в конкурсы на различном уровне;

- создавать насыщенную предметно-развивающую музыкальную среду

- повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи в вопросах

поддержки и сопровождения способных детей.

Ожидаемые результаты:

- усовершенствована система дополнительного образования;

- участие в конкурсах;

- создана предметно-развивающая среда по музыкальному развитию;

- тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.

В нашей действительности рядом друг с другом проявляют творчество и особенные дети. К ним всегда проявляем внимание и помощь при выборе музыкальной самостоятельной творческой деятельности. Поэтому, рассматривая психолого-педагогический портрет особенных детей, важная задача педагогов - «не навреди». Пусть если ребёнок, придумает что - то не очень привлекательное и продлится это развлечение совсем недолго, но происходящее будет принято с одобрением, вызовет у них положительные эмоции. То вот именно тогда у ребё нка возвращается ощущение успешности и значимости для окружающих его действий: «я чего-то стою, что-то могу», «у меня есть способности», «я признан другими», «мое мнение учитывается», «я могу справляться с трудностями», «я не избегаю неудачи, а стремлюсь к успеху». В ходе взаимодействия с детьми ребенок меняет свои ожидания от социальных отношений: «я вижу успехи других детей», «мне легко общаться с взрослым», «меня понимают», «мне помогают, меня поддерживают». Поскольку контроль отсутствует, детям не приходится осваивать новые способы поведения, и на место утративших актуальность механизмов защиты приходит активность, обусловленная новыми установками : «я получаю удовольствие от творчества», «я соблюдаю правила, так как их нарушение помешает мне получать удовольствие от музыкальной деятельности». Поэтому задания, подбираемые психологом и музыкальным руководителем, должны быть таковы, чтобы коррекция проходила в обход функций контроля и осознания. То есть для того, чтобы изменения произошли, от ребенка требуется только одно — быть активным в меру его возможностей. Сами условия, задания и взаимодействие помогут определить направление творческой деятельности, выбрать материалы, запустить механизм самостоятельного творчества и сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности, добиться того, чтобы они по собственной инициативе слушали музыку, пели, играли на детских музыкальных инструментах, инсценировали песни, водили хороводы. Развитие креативности у деток дающие неплохие предпосылки к творчеству нужно развивать постепенно от простого к сложному, поддерживать инициативу, создавать ситуацию успеха. Рассаживать детей по типу темперамента, проводить постановку спектаклей по характеристикам аудита, визуала, кинестетика. Применять разные способы организации самостоятельной музыкальной творческой деятельности : «мозговой штурм», «собери корзинку», и всегда играть, создавать непрерывное творческо-музыкальное образование в течении всего времени нахождения ребёнка в саду и продолжать его вместе с родителями предоставляя мультимедийные пособия для развития творчества у дошкольника.

Подводя итоги, выявив проблему, как музыкальный руководитель я осознаю, что развитие креативности в современном обществе необходимо. В условиях современного общества важное, значение приобретает формирование человека не только интеллектуального, но и, прежде всего, творческого, что и требует развития у детей уже в дошкольном детстве творческих способностей.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих

Изменений только в образовательном процессе недостаточно. Есть требования к кадровым условиям. Кадровое обеспечение, необходимое для реализации Программы в ДОО. Значимым фактором развития ребенка является личность музыкального руководителя. Поэтому необходимо, чтобы музыкальный руководитель обладал высоким уровнем знаний (знанием методик воспитания и обучения, психологии дошкольника, индивидуально-психологических особенностей детей, психологии детского коллектива, нормативных документов, вариативных программ и педагогических технологий). Педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта. Квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам.

Научно - методическое обеспечение - целая система форм повышения педагогической культуры, внедрения научно-педагогической культуры, научно-педагогических разработок и стимулирования педагогического творчества, учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы, для получения знаний по данной теме.

Нормативно – правовые обеспечение – это учет при разработке деятельности учащихся и педагогов конституции, законов и указов верховной власти и сферы непосредственного управления образования.

Материально- технические. В методическом кабинете должна быть обеспеченность методическими материалами и средствами обучения по музыкальному детскому творчеству, включать распорядок дня, а так же особенности событий, праздников, мероприятий, организация предметно-пространственной среды. Покупка интерактивной доски, мультфильмы, картины, иллюстрации по теме «Творческие музыкальные самостоятельные игры».

Информационные. Это создание электронных образовательных пособий, использование ИКТ в работе (посещение сайтов, с целью получения опыта других воспитателей, подборка журналов по теме, приобретение литературы на тему: «Организационные и психологические условия реализации самостоятельной музыкальной творческой деятельности у детей»

Организационные. К ним можно отнести само изменение в работе музыкального руководителя. Использование наиболее эффективных форм работы, улучшение предметно-развивающей среды, внедрение опыта воспитания семьи, активное включение родителей в педагогическую деятельность (приглашение их как специалистов).

Для решения поставленной проблемы, в методическую копилку были разработаны электронные дидактические игры и электронные пособия для самостоятельного творческого музыкального развития.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Создание условий для развития ребенка в реализации самостоятельной творческой деятельности» Конспект непосредственной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию по теме: «Создание условий развития ребенка, открывающих.

Педагогические условия активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Вербицкая Анастасия Владимировна ГБОУВОРК «Крымский инженерно-педагогический университет», г. Симферополь ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ.

Педагогические условия формирования у дошкольников интереса к экспериментальной деятельности. К проявлениям и условиям успешного экспериментирования дошкольников Н. Н. Поддьяков относит следующие показатели: - наличие у детей знаний.

Педагогические условия организационной культуры в аспекте деятельности ДОУ Педагогические условия - это целенаправленно созданная об становка (среда, в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность.

Проект предметно-пространственной среды группы по реализации самостоятельной совместной деятельности детей «Магазин» ПРОЕКТ предметно-пространственной среды группы по реализации самостоятельной совместной деятельности детей Тема «Магазин фруктов и овощей».

Психолого-педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями развития ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В статье рассматриваются.

Психолого-педагогические условия формирования стрессоустойчивости воспитанников детского дома Введение Одной из глобальных проблем российского общества нашего века стало увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей и.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем следующие: • применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного.

Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста через НТ рисования и аппликации Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативы была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных, т. к. необходимо.

Речь к квалификационной работе «Психолого-педагогические условия адаптации» РЕЧЬ Выбранная мною тема актуальна и по сей день, ведь у детей раннего возраста не сформированная нервная система. А детям любого возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организационные и психолого-педагогические условия реализации музыкальной самостоятельной творческой деятельности детей
Опубликовано: 11 ноября 2016 в 15:15
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД