АНЖЕЛА ЕВДОКИМОВА
Картотека прогулок (январь месяц). Старший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Карточка № 1
Тема: наблюдение за снегом.
Цель: Прививать любовь к природе родного края, бережного отношения к ней. Расширять кругозор, развивать память, внимание, речь.
Словарная работа: льдинки, рассыпчатый снег, мягкий, холодный.
Художественное слово:
Снежок
Н. Некрасов.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри!-
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Публикация «Картотека прогулок (январь месяц), Старший дошкольный возраст» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Зимние прогулки, наблюдения. Картотеки, планирование
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Прогулки. Январь
- Старшая группа
- Темочки
веселых белых мух.
Ход наблюдения:
- Почему скрипит снег?
- Где образуются снежинки?
- Какой на ощупь снег?
- Когда снег бывает мокрым,когда сухой?
-Из какого снега легче лепить?
- Что станет со снежинкой если она попадет на голую ладошку? Почему?
Карточка № 2 Тема : наблюдение за рябиной
Цель: Расширять знания о рябине. Продолжать наблюдение за рябиной зимой.
Словарная работа: ствол, ветки, бусины, гроздья, дары.
Художественное слово:
Нарядилась рябинушка,
вышла погулять.
Платье в красных бусинах-
их не сосчитать.
Стала с ребятишками
хоровод водить,
С платишка по бусинке
каждому дарить.
Стали ярче рябинушки
щеки детворы
Щедрые у рябинушки
для детей дары.
Ход наблюдения:
-Как выглядит рябина зимой?
-Где она растет?
-Какие звери любят ягоды рябины?
-Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?
-Что дает рябина людям?
Карточка № 3
Тема: «Наблюдение за ветром»
Цель: продолжать знакомить детей с природным явлением – ветер. Формировать представление об одном из признаков зимы – метели. Закрепить умение определять направление ветра.
Словарная работа: сильный, умеренный, порывистый, пронизывающий.
Художественное слово:
Кружится и хохочет
Метель под Новый год.
Снег опуститься хочет,
А ветер не дает.
И, весело деревьям
И каждому кусту.
Снежинки как смешинки,
Танцуют на лету.
Ход наблюдения:
- Что такое ветер?
- Как называется снег с ветром?
- С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили?
- Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.)
Карточка № 4 Тема : «Наблюдение за собакой»
Цель: закреплять знания о собаке, её характерных особенностях, способах приспособления к окружающей среде. Воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили
Словарная работа: лайка, овчарка, сенбернар, пудель, болонка, дворняжка.
Художественное слово:
Я хозяину служу —
Дом хозяйский сторожу.
Я рычу и громко лаю,
И чужих я прогоняю
Ход наблюдения:
- Почему собака домашнее животное?
- Как выглядит собака?
- Чем питается?
- Какие породы собак вы знаете?
- Как называются детеныши собаки?
- Какую пользу людям приносят собаки?
- Как готовятся собаки к зиме? (К зиме шерсть у собак меняется. Летняя шерсть линяет. Животные покрываются более густой и темной шерстью
Карточка № 5
Тема: «Наблюдение за воробьями»
Цель: Формировать экологическое представление о птицах, воспитывать желание заботиться, ухаживать за ними. Формировать представления об особенностях поведения птиц зимой.
Словарная работа: зимовка, зимующие, подпушек.
Художественное слово:
Скачет-скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
«Киньте крошек воробью —
Я вам песенку спою:
Чик - Чирик!
Киньте просо и ячмень —
Буду петь вам целый день:
Чик-Чирик!»
Ход наблюдения:
-Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.)
-Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.)
-Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом они защищаются от мороза.)
-Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.)
- Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой.)
-Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.)
-Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.)
-Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.
Карточка № 6
Тема: «Наблюдение за специальным транспортом (Скорая помощь)
Цель: расширять знания о специальном транспорте, роли водителя в спасении жизни людей.
Словарная работа: спецтранспорт, сирена.
Художественное слово:
На белой машине с красным крестом
Доктор примчится к больным в каждый дом.
Машина поедет с сиреной, мигая,
Нужна неотложно служба такая!
Другие машины ей путь уступают.
Скорую помощь все граждане знают
Ход наблюдения:
- Почему весь транспорт пропускает вперед машины с сиренами?
- Почему у автомобиля имеются мигающий маячок?
- Для чего нужны такие машины?
- Какие водители должны управлять такими машинами? Автомобиль с красной полосой и красным крестом немедленно выезжает по указанному адресу на помощь больному. Мигающий маячок и воющая сирена словно говорят остальному транспорту и пешеходам: «Пропустите нас, пожалуйста, мы очень спешим!»
Карточка № 7 Тема : «Наблюдение за ветром»
Цель: продолжать учить определять силу ветра; расширять знания детей о неживой природе.
Словарная работа: шквалистый, порывистый, штиль.
Художественное слово: загадки
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает,
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер.)
Ход наблюдения:
Предлагается детям внимательно посмотреть вокруг, есть ли сегодня ветер? Ветер — движение воздуха. Он невидим, но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага и т. п.).
- Как вы узнали, что сегодня ветер?
- Какие бывают ветры по силе?
- Какой сегодня он по силе?
- Для кого ветреная погода хорошо? А для кого плохо?
- А знаете ли вы, народные приметы о ветре? (Облака идут против ветра - к снегу. Если луна ночью словно покраснела – жди завтра ветра, тепла и снега. Дует ветер, а инея нет – быть бурану.)
Карточка № 8 Тема : «Наблюдение за снегом»
Цель: Установить зависимость между температурой воздуха и агрегатным состоянием снега с помощью термометра (липкий, рассыпчатый, сухой).
Словарная работа: белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый, холодный, легкий, мокрый, блестящий, красивый, хрустящий, рассыпчатый, мягкий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий.
Художественное слово:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Ход наблюдения:
- Почему идет снег?
- Какой бывает снег?
- Как называется явление, когда с неба падает много снежинок?
- На что похожи снежинки?
- Что случится со снежинкой, если она попадет на ладошку?
- Как можно играть со снегом?
Карточка № 9
Тема: «Наблюдение за зимними забавами детей»
Цель: Повторить правила поведения на прогулке. Способствовать употреблению в речи названий зимних видов спорта. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Словарная работ: забавы, лыжи, коньки, снеговик, санки, хоккей.
Художественное слово:
Как на горке, на горе
На широком на дворе
Кто на санках, кто на лыжах,
Кто повыше, кто пониже,
Кто потише, кто с разбегу,
Кто по льду, кто по снегу.
С горки — ух, на горку — ух, бух!
Захватывает дух! А. Прокофьев
Ход наблюдения:
- За что вы любите зиму?
- Скажите, во что вы любите играть зимой?
- Как можно весело проводить время?
- Какие зимние виды спорта вы знаете?
- Какие еще зимние забавы можно придумать?
- Какие правила важно соблюдать во время игр?
Карточка № 10 Тема : «Наблюдение за елью»
Цель: закреплять умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев.
Словарная работа: колючие иголки, еловые шишки, девица, мастерица.
Художественное слово:
О. Высоцкая
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
Ход наблюдения:
- Почему ель относится к хвойным деревьям?
- Сравните деревья, в чем их отличия?
- Что является основным признаком хвойных деревьев?
Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты иголками, растущими вместо листьев. Они короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронутся
Карточка № 11
Тема: «Наблюдение за солнцем»
Цель: Учить детей давать характеристику погоды по наличию или отсутствию солнца на небе (ясно или пасмурно). Подвести ребят к пониманию зависимости температуры воздуха от солнца, формировать представление о том, что оно необходимо для жизни на земле
Словарная работа: ясно, пасмурно, восход, заход.
Художественное слово:
Где ты, солнце, в самом деле?
Без тебя земля промерзла.
Мы совсем окоченели.
Выйди, солнышко, скорей!
Без тебя вода замерзла,
Приласкай и обогрей!
Ход наблюдения:
-Кто заметил, в какой стороне солнце утром? Правильно, на восходе, солнце там встает, а вечером оно будет в другой стороне — на западе, там солнце будет прятаться на ночь. Зимой солнце светит, но не греет, встает поздно, а ложится рано. День зимой короткий, ночь длинная. Летом солнце греет, зимой морозит.
Народная примета:
«На утренней зорьке солнце красно – на метель»
Карточка № 12 Тема : «Наблюдение за свиристелью»
Цель: закреплять представления о птицах (свиристель). Воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.
Словарная работа: розовато-коричневые, серебристо-розовые, оперенье, можжевельник.
Художественное слово:
Прилетели свиристели,
Заиграли на свирелях,
Засвистели: Свири-свир!
Мы в лесу устроим пир!
Ход наблюдения:
- Как выглядит свиристель? (Размером свиристель со скворца, оперенье у нее нарядное, розовато-коричневого цвета, более светлые пятна на груди и брюшке, а темнее на спине. Голову свиристели украшают задорные серебристо - розовые хохолки. На крыльях нарисованы ярко-красные полоски.)
- Почему это птица получила такое название? (Она тихо посвистывает, будто играет на свирели: свири-свири-свир.)
- Почему свиристелей называют северными попугаями? (Оперение очень нарядное, яркое, разноцветное.)
- Чем питаются свиристели зимой? (Очень любят спелые ягоды рябины, поедают ягоды можжевельника, боярышника, калины.)
- По каким признакам можно узнать, что эту рябину посетили свиристели? (На снегу под рябиной всегда лежит много ягод.)
- А почему свиристели бросают ягоды рябины на снег? (Возвращаясь вновь в свои северные владения, птицы находят сброшенные в снег ягоды и поедают их. В снегу ягоды очень хорошо сохраняются.)
Карточка № 13
Тема: «Наблюдение за работой водителя
Цель: Объяснить значимость труда водителя, управляющими разными видами машин. Поддерживать интерес к людям разных профессий.
Словарная работа: водитель, транспорт, световые сигналы.
Художественное слово:
Мчатся бешено машины –
По шоссе шуршат их шины.
И в несущейся лавине – шу-шу-шу.
Это шина шепчет шине:
«Я спешу, спешу, спешу».
Ю. Разумовский.
Ход наблюдения:
- Кто управляет автомобилем?
- Для чего нужна такая профессия?
- Что должен знать водитель, чтобы хорошо водить машину?
- Какими машинами могут управлять водители?
Предложить детям составить рассказ от имени водителя, о том, как он заботится о ребятах.
Карточка № 14
Тема: «Наблюдение за облаками»
Цель: расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты. Развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы.
Словарная работа: облачность, небосвод, перистые, перисто – кучевые, перисто – слоистые.
Художественное слово:
Как по небу с севера
Плыла лебедь белая,
Плыла лебедь сытая.
Вниз кидала, сыпала
На поля озерушки
Белый пух да перышки.
Ход наблюдения:
- Посмотрите на небо, что вы видите? Какие сегодня облака?
- Какие бывают облака?
- Из чего они образуются?
- Как вы думаете, будет ли сегодня снег?
- На что похожи? Найдите облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые.
Карточка № 15 Тема : «Наблюдение за березой зимой» Цель: формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой. Воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).
Словарная работа: хрупкие, нежные, покой, чечевички.
Художественное слово:
Стоит березка в пелеринке,
Звенит на ветках бахрома.
Чем легче, тем нежней снежинки,
Тем холодней стоит зима
Ход наблюдения:
- Как чувствуют себя деревья зимой?
- Что с ними происходит?
- В каком состоянии находятся деревья зимой? (В покое.)
- Как вы узнали березу?
Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются, поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.
Карточка № 16
Тема: «Наблюдение за снегопадом»
Цель: Выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками, в сравнительно теплую погоду – снежными хлопьями, в сильный мороз при ясном небе – снегопад «иголочками».
Словарная работа: снегопад, снежинка, пурга, вьюга, сыпучий.
Художественное слово:
Белый снег пушистый,
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Все его одело.
Ход наблюдения:
-Что такое снег? Почему скрипит снег?
- Где образуются снежинки? Почему?
-Какой на ощупь снег? Когда снег бывает мокрый, когда сухой?
- Из какого снега легче лепить? Почему?
Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (размер, найти одинаковые). Снежинки похожи на белые звездочки. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег — это очень много снежинок.
Карточка № 17
Тема: "Наблюдение за синицей» Цель: формировать представления о зимующих птицах, о заботе человека о них. Учить узнавать синицу по внешнему виду, знакомить с ее повадками.
Словарная работа: голод, зимующие, желтогрудая, цепкие коготки, сало.
Художественное слово:
Г. Ладонщиков.
Зерен хочется синице,
Но в кормушку сесть боится.
«Будь смелее, не робей!»
- Приглашает воробей.
Мерзнут лапки у синичек:
–Посмотрите-ка сюда,
Плохо им без рукавичек,
Это – вкусная еда.
Да и голодно в мороз…
На ладонь ко мне садятся
Я им семечек принес:
Греют лапки. Не боятся.
В. Поляков.
Ход наблюдения:
- Как выглядит синичка?
- Как передвигается и чем питается?
- Где зимует синичка?
- Как она кричит?
- Как человек заботится о ней?
- Почему синичка осталась на зимовку?
Карточка № 18
Наблюдение за состоянием природы»
Цель: Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки зимы в окружающей природе.
Словарная работа: изморось, иней, кристаллы, туман.
Художественное слово:
Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня «царапкой»,
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью. (Кошка.)
Ход наблюдения:
- Какими словами можно сказать о зиме? Зима какая?
Из какого снега можно лепить снеговика? Из какого не получается?
- Какие свойства снега вызнаете? (Снег защищает землю от промерзания. Рыхлый слой снега лучше сохраняет тепло. Является источником влаги.)
В морозную туманную погоду на ветках деревьев и кустарников появляется изморозь — ледяные кристаллы. Это очень красивое зрелище. Деревья будто в сказке стоят. Изморозь часто путают с инеем — мелкими кристалликами льда, похожими на крошечные снежинки. Но иней никогда не образуется на тонких ветвистых предметах. Он ложится в ясные холодные ночи на землю, образует нарядные узоры на наших окнах.
Карточка № 19
Тема: «Наблюдение за транспортом»
Цель: продолжать различать автомобили по их назначению (легковые, грузовые).Формировать интерес к профессии водителя.
Словарная работа: диски, покрышки, баранка, фары.
Художественное слово:
Бегает он очень быстро,
Вместо ног стальные диски,
На них гибкие покрышки.
В нем катается мой дед,
И чего там только нет:
Несъедобная баранка,
Музыкальная шарманка,
Даже есть один секрет:
Ты возможно удивишься:
Под его железной крышкой
Стадо сильных лошадей,
Что это, скажи скорей (Автомобиль)
Ход наблюдения:
- Какие виды транспорта вы знаете?
- Чем отличается легковой автомобиль от грузового? От автобуса?
- Что спереди у автомобиля? (Фары)
- Для чего они нужны?
- Кто управляет машиной?
- Любой человек может управлять машиной?
Карточка № 20
Тема: «Наблюдение за снегирями» Цель: формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них. Знакомить с характерными особенностями снегиря. Воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к зимующим птицам.
Словарная работа: зимовать, стынут, флейта, алые.
Художественное слово:
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели
Что за чудо –
На березе яблоки поспели!
Подойду поближе к ней,
Стайка алых снегирей
Облепила деревце!
Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко – красный галстук мой.
Ход наблюдения:
- Как выглядит снегирь?
- Чем питается?
- Где зимует?
- Как человек заботится о нем?
- Почему снегирь прилетел к нам зимовать?
- На что похож свист снегиря? (На звук флейты – нежный и грустный.)
Есть примета: если снегирь под окном чирикает — это к оттепели.
Карточка № 21
Тема: «Наблюдение за грузовыми автомобилями»
Цель: продолжать учить отличать грузовой транспорт от легкового.
Словарная работа: кабина, кузов, шофер, водитель.
Художественное слово:
Мощный транспорт — грузовик Тяжести возить привык. Для чего машине кузов? Чтобы в нем возили грузы!
Ход наблюдения:
- Как выглядит легковой транспорт?
- Чем он отличается от грузового?
- Какие виды легкового транспорта вы знаете?
- Человек, который управляет легковым автомобилем, называется водителем или шофером?
Карточка № 22
Тема: «Наблюдение за метелью»
Цель: дать представление о движении снега в ветреную погоду.
Словарная работа: метель, сугробы, вьюжная, снегопад.
Художественное слово: Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль снега пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель.)
Структура наблюдения:
- Как вы думаете, что такое метель? (Перемещение снега под воздействием сильного ветра с одного места на другое.)
- Посмотрите внимательно, что происходит со снегом? (Снег перемещается по направлению ветра.)
- Почему во время метели появляются сугробы? (Снег перемещается с одного места на другое и задерживается там, где есть препятствие, поэтому образуются сугробы.)
- Как вы думаете, метель это хорошо или плохо? (Оголяются корни деревьев — могут замерзнуть, сдувается снег с полей и грядок, появляются непроходимые сугробы, нельзя идти гулять.)
Карточка № 23 Тема : «Наблюдение за вороной» Цель: расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду. Воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.
Словарная работа: оперенье, всеядная, кивает, извлекает, амбары.
Художественное слово:
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Суетится она на заборе –
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.
Н. Рубцов.
Ход наблюдения:
- Кто это? Как зовут эту птицу?
- В чем особенности ее внешнего вида?
- Где она живет?
- Чем питается?
- Есть ли у нее враги?
Приметы: ворона под крыло нос прячет — к морозу.
Карточка № 24
Тема: «Наблюдение за одеждой людей»
Цель: сформировать представления о сезонной одежде. Установить взаимосвязь явлений природы и жизнедеятельности людей (холодно – люди надели теплые вещи).
Словарная работа: рукава воротник, петельки, молния
Художественное слово:
В них упрячешь две ноги —
И в мороз гулять беги.
Все в шерсти, а кожи нет. (Валенки)
Я зимой на голове
Грею ушки детворе. (Шапка)
Мягкая, теплая, пушистая,
Воротник и рукава,
Не замерзнет детвора. (Шуба)
Ход наблюдения:
Обратить внимание на одежду прохожих, детей.
- Какая это одежда по сезону, теплая или нет? Почему?
- С чем это связано?
- Назовите части одежды, название материала, из которого одежда сшита.
Карточка № 25 Тема : «Наблюдение за снежинками» Цель: Предложить детям рассмотреть снег, рассказать, на что похожи снежинки: на белую крупу (в холодную и ветреную погоду, на лебяжий пух (в тихую и теплую погоду). Помочь сделать вывод о зависимости вида снежинок от погодных условий.
Словарная работа: ажурные, серебристые, нежные, холодные, пушистые, кружевные, легкие, белые
Художественное слово:
С. Баруздина «Снежинки» :
Зима снегами вьюжится с утра и дотемна.
Снежинки вьются, кружатся у нашего окна.
Как будто звезды искрами рассыпались кругом.
Несутся, серебристые, заглядывают в дом.
То в комнату попросятся, то снова убегут,
За стеклами проносятся, на улицу зовут.
Ход наблюдения:
- Понаблюдайте за снегом, какой он?
Посмотрите на свои варежки, какие бывают снежинки? Обратите внимание на красивые вырезные снежинки, их разный узор.
- Почему снежинки бывают вырезными?
- Отчего они тают на ладошке? Найдите две одинаковые снежинки. (Одинаковых не бывает.)
Карточка № 26
Тема: «Наблюдение за погодой»
Цель: учить самостоятельно, выделять и называть изменения в природе зимой.
Словарная работа: температура, снегопад, ветер.
Художественное слово:
Ой ты, зимушка-краса!
Побелила все леса,
Горы снега намела,
Нас кататься позвала.
Повела зима над нами
Снеговыми рукавами
И рассыпала снежинки
На поля и на леса.
Мы с горы кататься будем,
И поэтому нам очень-очень
Нравится зима.
Ход наблюдения:
- Что изменилось в природе?
- Что лежит на ветках деревьев?
- Что делают деревья зимой?
- На улице тепло или холодно?
- Почему люди прячут носы в воротники пальто и быстро идут по улице?
- Как были одеты люди летом? Сравните.
Морозы стали крепче, и не всегда можно гулять. На улице очень холодно люди идут быстро по улице, чтобы не замерзнуть.
Карточка № 27 Тема : «Наблюдение за воздушным транспортом»
Цель: расширять знания о воздушном транспорте, его использовании и назначении.
Словарная работа: пилот, штурман, механик, пассажиры, разгон.
Художественное слово:
Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит.
(Самолет.)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Наш российский. (вертолет).
Ход наблюдения:
- Какие виды транспорта вы знаете?
- Что относится к воздушному транспорту?
- Чем похожи между собой самолет и вертолет?
- Чем они отличаются?
- Какое их назначение? (Перевозка грузов, пассажиров.)
- Кто обслуживает воздушный транспорт? (Пилоты, штурманы, механики.)
Отметить, что самолет поднимается высоко под облака, а вертолет летит значительно ниже.
Карточка №28 Тема : «Наблюдение за морозным солнечным деньком» Цель: сформировать у детей представление о зиме.
Словарная работа: сверкает, яркое, тусклое, пейзаж, холоднее.
Художественное слово:
Стали дни короче,
Вот пришли морозы,
Солнце светит мало,
И зима настала
Ход наблюдения:
В солнечный день обратите внимание на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое).
- Какое солнце (тусклое, яркое, закрытое тучами).
- Какое оно было вчера?
Обратить внимание детей на то, что зимой солнце не греет, не поднимается высоко, путь его становится короче. Сделать выводы, что солнце все позже восходит и все раньше заходит, из-за этого уменьшается день. В январе день заметно увеличивается, но становится все холоднее.
Карточка № 29
Тема: «Наблюдение за жилыми домами» Цель: расширять представления детей о строительных сооружениях; учить находить признаки сходства и различия; учить называть свой адрес.
Словарная работа: многоэтажный, одноэтажный, высокий, низкий.
Художественное слово:
Дом, в котором мы живем,
Расположен за углом.
Он большой, многоэтажный,
С новым лифтом, очень важный!
Носит лихо шляпу крышу,
Всех домов- соседей выше!
Сверху – круглая антенна
В паутине проводов,
в нем живет одновременно
Сто людей и сто котов!
Ход наблюдения:
- Какие бывают дома?
- Какие материалы используются для строительства домов?
- Как скрепляют кирпичи, блоки? Зачем?
- Сколько этажей в доме?
Рассмотреть крыши домов. Дать знания, что шапки снега могут быть опасны для человека.
-Назовите свой домашний адрес.
Карточка №30 Тема : «Наблюдение за поведением птиц на кормушке» Цель: Учить детей соблюдать тишину рядом с кормушками, контролировать свое поведение, воспитывать бережное отношение к пернатым.
Словарная работа: желтогрудая, чернокрылая, красногрудый, шустрая.
Художественное слово:
А. Яшин «Покормите птиц»
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Ход наблюдения:
- Каких птиц вы видите зимой около своего дома?
- Почему они прилетают к жилью человека?
- Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?
- Почему зимующих птиц надо подкармливать? Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?
- Какой корм они охотнее поедают?
- Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?
Отметить особенности поведения воробьев: задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Сделать вывод о том, что птицы первыми реагируют на прибавление света.