Татьяна Михайловна Деревнина
Методическая разработка «Книжка-игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала: Деревнина Татьяна Михайловна
воспитатель 2 квалификационной категории
МБДОУ Детский сад №14 «Колокольчик»
г. Чайковский, Пермский край
Пояснительная записка
Для ребенка игра - это естественное состояние, в котором он существует, развивается, познает мир. Любая игра с ребенком должна проходить как насыщенный эмоционально - познавательный разговор. Связная речь помогает ребенку осознавать свои действия, анализировать и исправлять ошибки, корректировать свою деятельность. Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого дошкольника. Это убедительно доказано как научными исследованиями, так и многолетней практикой работы педагогов, логопедов, дефектологов. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому развитие, усовер-шенствование движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, «тормозит» такое развитие. Малыши, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, застегивать, испытывают большие трудности.
Публикация «Методическая разработка „Книжка-игрушка“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» сентябрь 2013
Занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны для детей, и поэтому мною было создано дидактическое пособие «Книжка - игрушка», включающая в себя различные виды игр, позволяющие ребенку переключать внимание, чаще менять вид занятий, что позволяет поддерживать интерес к обучению.
Цель:
формирование познавательно - речевой активности у детей раннего возраста посредством обучающих и развивающих игр.
Задачи:
1. Обогатить сенсорный опыт детей в ходе предметно - игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
2. Сформировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
3. Сформировать речевые навыки.
4. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата).
Благодаря этой книжке ребёнок получит не только замечательную игрушку, но и сможет в игровой форме (прогноз):
• развивать общую и мелкую моторику, формировать различные умения (пальцевой захват мелких и крупных деталей, удерживание деталей, обучение действия двумя руками);
• развивать восприятия пространственных свойств объектов (форма, величина, расположение);
• воздействовать на тактильные ощущения;
• развивать логику;
• изучать цвета;
• формировать представления о количестве (много – мало, один – много, большие – маленькие);
• расширять кругозор и обогащать словарный запас;
Книжка - игрушка имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Её можно использовать на любых видах занятий, развлечений, в игровой и самостоятельной деятельности детей, в продуктивной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов, для коррекционных игр. Это пособие является одним из вариантов организации предметно-развивающей среды в детском саду. Эту многофункциональную игрушку я рекомендую использовать в своей работе не только воспитателям, но и логопедам, психологам и социальным педагогам.
Алгоритм работы по данному пособию следующий:
1. Тема
2. Цель
3. Вводная часть.
• Беседа по теме и художественное слово, определяющее тему.
4. Основная часть.
• Непосредственная работа по пособию.
• Самостоятельная игровая деятельность детей.
5. Заключительная часть.
• Итог игры.
Описание опыта работы с использованием дидактического пособия.
Пятая страница развивающей книжки. Тема: «Бабочки и цветы».
Бабочка проснулась, солнцу улыбнулась,
Села на цветок выпить сладкий сок.
Цвет зелёный у листочка,
Красный цвет - у помидора.
Синий - это неба цвет
Жёлтый - самый яркий цвет!
Развивающие элементы: бабочки и цветочки четырёх основных цветов на липучках; две бабочки пристрочены.
Дидактические игры
Игра «Растения и насекомые» способствует развитию речи, мелкой моторики, знакомит с животным и растительным миром.
Игра «Бабочки и цветы» способствует развитию логического мышления, цветового восприятия.
Игра «Большие и маленькие» способствует развитию навыков сопоставления предметов по величине, развитию глазомера, логического мышления, наблюдательности.
Игра «Сравни предметы» способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования предметов по цвету.
Игра - занятие «Бабочки и цветы»
Цель: развитие логического мышления, цветового восприятия.
Материал: бабочки и цветочки на липучке четырёх основных цветов.
Ход игры:
1. Вводная часть. Беседа о природе и художественное слово, определяющее тему.
Сегодня мы познакомимся с удивительным миром насекомых.
Бабочка проснулась, солнцу улыбнулась,
Села на цветок выпить сладкий сок.
На нашей Земле много бабочек. Они летают днем и ночью. Крылья бабочек яркие, красивые, но очень хрупкие. У бабочки есть длинный ротик-хоботок, которым она пьет сладкий нектар с цветочков.
2. Основная часть. Действия с предметом обозначаются словом.
Летом, на лугу растут красивые и яркие цветы. Посмотрите и скажите, какого они цвета? «Это красный цветок. Это…» и т. д. Над лугом порхают бабочки. По-смотрите на бабочек и назовите их цвет: «Эта бабочка зелёная. Это…» и т. д. Захотели бабочки сесть отдохнуть. А чтобы стать незаметными, каждой бабочке нужно сесть на цветок такого же цвета, как она сама. Помогите бабочкам спрятаться.
2. Непосредственно игровая деятельность детей.
а) Ребенок уже имеет представление о происходящем через показанное действие и результат; совместные действия ребенка и педагога при направляющем педагогическом руководстве.
Дайте ребёнку бабочек, чтобы он посадил их на цветы такого же цвета. Попросите ребёнка рассказать о бабочках. «Жёлтая бабочка села на цветок жёлтого цвета» и т. д. «Все бабочки спрятались. Их не видно».
Динамическая пауза «Бабочка»
Утром бабочка проснулась. Плавные взмахи руками.
Потянулась, улыбнулась. Выполнять движения в
Раз – росой она умылась. соответствии с текстом.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
б) Ребенок действует сам (без помощи взрослого); педагог дает полное, доступное пониманию ребенка комментирующее описание всего, что ребенок делает, побуждая его вступить в речевое общение.
4. Заключительная часть. Вывод.
Апробация пособия показала следующие результаты:
1. Дети научились определять, называть и дифференцировать основные цвета и геометрические фигуры.
2. У детей сформировалось умение сравнивать объекты по величине.
3. Уровень развития познавательного процесса имеет положительную динамику.
Для детей с низким уровнем развития оказалось трудным выполнение многих предлагаемых мною заданий. Малыши захватывали разные мелкие предметы всей ладонью, а не двумя-тремя пальцами. Всего труднее оказалось задание на застегивание и расстегивание пуговиц. Их пальчики были непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений - замедленный.
По итогам диагностики определена коррекционная работа через систему разнообразных игр, упражнений, заданий.
В дальнейшем планируется создание тематических книжек - игрушек: «Обувь», «Одежда», «Игрушки», «Транспорт» и др.
Результаты мониторинга
Познавательная сфера
Уро-вень раз-вития 2008 – 2009 уч. год
первый год обу-чения 2009 – 2010 уч. год
второй год обучения 2010 – 2011 уч. год
первый год обу-чения
Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года
Высо-кий 8,7% 35,5% 33,9% 61,4% 13,2% 27,2%
Сред-ний 37,3% 45,5% 57% 38,6% 26,3% 46,4%
Низ-кий 54% 19% 9,1% - 60,5% 26,4%
Восприятие цвета
Уро-вень раз-вития 2008 – 2009 уч. год
первый год обу-чения 2009 – 2010 уч. год
второй год обучения 2010 – 2011 уч. год
первый год обу-чения
Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года
Высо-кий 7,6% 36,2% 44% 66% 30,8% 44%
Сред-ний 52,8% 33% 40,6% 34% 27,4% 36,2%
Низ-кий 39,6% 30,8% 15,4% - 41,8% 19,8%
Восприятие формы
Уро-вень раз-вития 2008 – 2009 уч. год
первый год обу-чения 2009 – 2010 уч. год
второй год обучения 2010 – 2011 уч. год
первый год обу-чения
Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года
Высо-кий - - 19,8% 55% 17,6% 39,6%
Сред-ний 25,2% 47,2% 51,6% 45% 38,4% 34%
Низ-кий 74,8% 52,8% 28,6% - 44% 26,4%
Художественная сфера (развитие мелкой моторики)
Уро-вень раз-вития 2008 – 2009 уч. год
первый год обу-чения 2009 – 2010 уч. год
второй год обучения 2010 – 2011 уч. год
первый год обу-чения
Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года
Высо-кий 6,3% 58,1% 63,5% 83,4% 31,7% 34%
Сред-ний 56,7% 24,7% 24,6% 16,6% 43,2% 48,9%
Низ-кий 37% 17,2% 11,9% - 25,1% 17,1%