Папки-передвижки

Методическая разработка конспекта НОД в разновозрастной группе «День весеннего равноденствия» (14 фото)

Елена Шишкина
Методическая разработка конспекта НОД в разновозрастной группе «День весеннего равноденствия»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Каменный Яр имени Героя Советского Союза Аблязова Ф. Р.»

Методическая разработка конспекта

непосредственной образовательной деятельности в разновозрастной группе

по теме:

«День весеннего равноденствия. Праздник «Жаворонки»

Разработала :

Шишкина Елена Алексеевна

воспитатель дошкольной группы МБОУ «СОШ с. Каменный Яр имени Героя Советского Союза Аблязова Ф. Р.».

с. Каменный Яр. 2019 год

Публикация «Методическая разработка конспекта НОД в разновозрастной группе „День весеннего равноденствия“» размещена в разделах

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В современных условиях остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, для формирования патриота своей страны. Важно понимать, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и

настоящее, богатую духовную культуру, традиции.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Опыт работы.

В нашей дошкольной группе сложилась хорошая традиция отмечать календарные и фольклорные праздники.

Наш опыт показал, что праздник положительно влияет на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают в семье о своих впечатлениях.

Знакомясь с обрядовыми праздниками, благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням, ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами. Вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах : как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка.

Православные - фольклорные праздники в детском саду открыли детям, а также и педагогам загадочный, благодатный и светлый мир церковного праздника. Мы ощутили на собственном опыте радость души, необычайный душевный подъем и счастье.

Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах, и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.

Тема: «День весеннего равноденствия. Праздник «Жаворонки»

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры.

Задачи:

Образовательные задачи: Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, поговорки и русские народные игры. Дать представления о дне весеннего равноденствия, познакомить детей с жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения). Обобщить знания о весенних изменениях в живой природе и о перелетных птицах. Закрепить умение передавать в лепке выразительность образа птицы, передавая её характерные особенности, умение лепить пластическим способом.

Развивающие задачи: Развивать творческое воображение, стойкий интерес к продуктивной деятельности. Совершенствовать умение лепить из теста, пользоваться различными способами лепки: скатывание, вытягивание, прищипывание. Формировать технические умение и навыки работы, наносить рисунок на хвост и крылья. Побуждать к использованию дополнительного материала (изюм). Развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей.

Воспитательные задачи: Воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту природы, бережно относиться к птицам. Желание доводить начатое дело до логического завершения. Испытывать чувство удовлетворения от полученных знаний, радоваться результату. Воспитывать дружелюбие.

Предварительная работа: Наблюдения в природе, рассматривание картин и иллюстраций на тему «Весна», чтение сказок, рассказов, заучивание стихотворений, пословец, закличек, загадывание загадок про весну, разучивание подвижной игры «Жаворонок», лепка птиц из солёного теста.

Формы организации совместной деятельности: Двигательная (подвижная игра «жаворонок», пальчиковая гимнастика «Птички», познавательно-исследовательская (наблюдения слуховые, обонятельные, тактильные, экспериментальная деятельность с тестом, коммуникативная (беседа, рассуждения детей, конструирование (изготовление булочки с приданием формы жаворонка, элементарный бытовой труд, самообслуживание (гигиенические процедуры перед и после изготовления булочки).

Возраст детей: Разновозрастная группа (4-7 лет)

Методы и приёмы :

- практический: самостоятельное выполнение детьми задания, эвристический (развитие находчивости и активности, использование ТСО технические средства обучения).

- наглядный: иллюстрации, электронная презентация, гнездо;

-словесный: беседа, чтение наизусть, формулирование выводов, установление причинно - следственных связей.

Интеграция и задачи образовательных областей:

«Познавательное развитие»

1. Расширять представления детей о традициях русского народа встречи весны;

2. Способствовать закреплению знаний и обогащать представления детей о сезонных изменениях природы ранней весной (природа просыпается ото сна);

3. Дать представление о дне весеннего равноденствия;

4. Закрепить знание о классификации птиц: перелётные и зимующие.

5. Дать представление о жаворонке.

«Речевое развитие»

1. Обогащать словарь детей новыми словами: день весеннего равноденствия;

2. Активизировать словарь детей ( слова: свежий, бодрящий весенний воздух, зимующие и перелётные птицы, заклички).

«Социально-коммуникативное развитие»

1. Содействовать приобщению к истокам народной культуры;

2. Способствовать развитию свободного общения детей со взрослыми и сверстниками;

3. Развивать навыки сотрудничества.

«Художественно-эстетическое развитие»

1. Учить детей создавать выразительные образы жаворонков по мотивам народных приёмов лепки.

«Физическое развитие»

1. Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического и мышечного напряжения, лёгкому переключению с одного вида деятельности на другой посредством проведения игр, пальчиковой гимнастики.

Материал и оборудование:

- Демонстрационные: ноутбук, гнездо птицы из сухой травы, колокольчик, диск с записями звуков весеннего леса, пения жаворонка, произведения П. И. Чайковского «Песнь жаворонка», карточки с изображением воробья, ласточки, грача, жаворонка;

- Раздаточные: фартуки, чепчики, разделочные доски, тесто, изюм, бумажное полотенце.

Ход НОД:

Воспитатель:

- Дети, я приглашаю вас в круг радости.

Давайте поприветствуем друг друга!

Повторяйте за мной:

Здравствуй, Мир! (дети поднимают руки вверх)

Здравствуй, Свет! (руки – в стороны)

Здравствуй, добрый Человек! (дети протягивают руки вперёд)

Да, ребята, человек при встрече с другими людьми говорит замечательное слово – «Здравствуйте!».

Так он желает здоровья и мира своим родным, знакомым и незнакомым людям, матушке – природе.

Звучит запись «Звуки природы. Весна в лесу».

Воспитатель:

- Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите?

Дети:

- Пение птиц, журчание ручья, шум ветра.

Воспитатель:

- Как вы думаете, в какое время года были записаны эти звуки?

Дети:

- Весной.

Воспитатель:

- Ребята, а сейчас я прочитаю вам красивое стихотворение-загадку.

«Если снег повсюду тает

День становится длинней,

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла?»

Дети:

- Весна.

Воспитатель:

- Ребята, а какие вы знаете признаки весны.

Дети:

- Солнце ярко светит, снег тает, листочки распускаются на деревьях, травка начинает зеленеть….

Воспитатель:

- Молодцы ребята. Мы с вами сейчас услышали звуки весны. А давайте представим, что мы находимся в лесу и хотим почувствовать запах весны - приоткроем окно.

(Дети с воспитателем подходят к окну)

Воспитатель:

- Закройте глазки и вдохните воздух. Чем пахнет весна? Какой он – весенний воздух?

Дети:

- Пахнет свежестью. Весенний воздух свежий и бодрящий.

Воспитатель:

- Сегодня 22 марта, по народному календарю зима кончается, весна начинается, а ещё этот день называют - день весеннего равноденствия, день равен ночи.

«Праздник равноденствия дарит нам весна,

Пробуждается природа, ей уж не до сна,

Помирились ночь и день, ссориться что толку?

Равные они теперь, хоть и ненадолго!»

Светлое время суток и дальше будет увеличиваться, и самым длинным днём будет 21 июля.

Давайте вместе скажем: День весеннего равноденствия.

Вместе:

- День весеннего равноденствия.

Воспитатель:

- Почему его так называют?

Дети:

- День равен ночи.

Воспитатель:

- Весной вся природа просыпается ото сна и даже комнатные растения набирают новую силу. Посмотрите, на наши растения. Листочки их посвежели, появились молодые побеги, а цикломен зацвёл.

Дети:

- Что это? (Обнаруживают среди цветов гнездо). Гнездо птицы?

Воспитатель:

- Ребята, да это гнездо птицы! Давайте подумаем, какой птице может принадлежать это гнездо.

Дети высказывают своё мнение.

Воспитатель:

- Есть ребята поверье, что в этот день 40 разных птиц прилетает из тёплых стран.

Скажите, какие птицы к нам весной возвращаются?

Дети:

- Грач, скворец, ласточка….

Воспитатель:

- А как мы их назовём одним словом?

Дети:

- Перелётные.

Воспитатель:

- Правильно. Считается, что в день весеннего равноденствия первыми возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелётные птицы. Этот день в народе ещё называют – «Жаворонки».

- Ребята, может быть - это гнездо жаворонка!

Дети: Да гнездо жаворонка!

Воспитатель:

- Гнёзда жаворонки устраивают на земле, в ямках. Выстилают его травой, перьями. Жаворонки относятся к певчим птицам. Поднимаясь высоко в небо, превращаясь в невидимую точку, жаворонок поёт так громко, что звук песни раздаётся на километры, его ещё называют «певцом весны».

На экране появляется изображение жаворонка, звучит запись его пения («Звуки природы. Пение птиц - жаворонок полевой»).

Воспитатель:

– Ребятки, а давайте поиграем в русскую народную игру «Жаворонок».

(Дети встают в круг)

Считалка.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаю я считать,

Досчитала до пяти,

Ну – ка, жаворонок, лети.

В руке у выбранного «жаворонка» колокольчик. Он входит в круг, который образуют играющие, и бегает в нем. Все говорят:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел,

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдет,

Будет весел целый год.

Потом играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладет его за чьей – либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».

Воспитатель:

- А теперь потихоньку присаживайтесь на свои места. Я продолжу свой рассказ о народном празднике. На праздник «Жаворонки» хозяйки обычно пекли булочки и печенья в виде птичек – жаворонушек с распростёртыми крылышками. Пекли их в печке, пекли и приговаривали:

«Жаворонки, жаворонки, жаворонушки!

Жаворонки, жаворонки, прилетайте к нам!

Жаворонки, жаворонки, принесите нам!

Жаворонки, жаворонки, весну красную!

Жаворонки, жаворонки, лето тёплое!»

- Раздавали «жаворонушек» деткам своим, а дети бежали на улицу и кричали заклички:

«Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое!

Унесите от нас зиму холодную,

Нам зима холодной надоскучила,

Руки, ноги отморозила».

Воспитатель:

- А, вы ребятки знаете заклички?

(Дети читают наизусть заклички.)

Воспитатель:

- Ребята, я предлагаю вам сегодня тоже испечь «жаворонушек». Согласны?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- Ну что! Пора мыть руки!

(Дети и воспитатель идут мыть руки)

Воспитатель:

- А, чтобы жаворонки получились красивыми, давайте разбудим наши пальчики.

Переплетите большие пальцы, как бы зацепите друг за друга. Это будет голова жаворонка.

Остальные пальцы сомкните. Это будут крылья.

(воспитатель сопровождает слова показом)

Готовы ваши жаворонки?

Тогда взлетаем и поё м: «Цир-лир-лир-лю, цир-лю-лю-люююююю».

Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И поёт, поет, поёт.

(Дети выполняют движения руками в соответствии с текстом).

Воспитатель:

- С утра нам повар замесил тесто. Сейчас оно уже подошло и нам осталось сформировать «жаворонков».

Воспитатель:

«Чтобы что-то сотворить

И здоровье сохранить

Технику и правила

Нужно повторить»

1. Следите, чтобы тесто не падало на пол.

2. Не берите тесто в рот, не касайтесь руками лица, глаз, одежды.

3. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

4. По окончании работы обязательно вымыть руки.

(Объяснение воспитателем изготовления «Жаворонков» сопровождается презентацией)

Скатываем шар.

Раскатываем небольшую колбаску.

Делаем петлю.

Формируем голову, оттягиваем клюв.

Оформляем глаза изюмом.

Сплющиваем хвост и с помощью стеки выделяем перья.

Итак, мои дорогие, приступайте к работе.

(Дети работают под музыку П. И. Чайковского «Март. Песня жаворонка».

Воспитатель объясняет, что композитору нравилось пение жаворонка и он постарался передать его звуками музыки)

- Готовых жаворонков высаживаем на смазанный маслом противень – так называется доска для выпечки.

Знакомо вам это слово? Если нет, то повторите его ещё раз и постарайтесь запомнить.

Воспитатель:

- Вы отлично потрудились. Какие замечательные жаворонки у вас получились. Молодцы!

Дети:

«Мы старались, мы лепили,

Чудо - птичек сотворили

Хвостик, крылышки и глазки

Получились как из сказки!»

Воспитатель:

Теперь мы попросим повара испечь наших жаворонков, и после сна пойдём на прогулку весну закликать.

Методическая разработка конспекта НОД в разновозрастной группе «День весеннего равноденствия»
Фото «День весеннего равноденствия»
Методическая разработка конспекта НОД в разновозрастной группе - фото
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с Каменный Яр имени Героя Советского Союза Аблязова Ф Методическая разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности в разновозрастной группе по теме День весеннего равноденствия Праздник Жаворонки Разработала Шишкина Елена Алексеевна воспитатель дошкольной группы МБОУ СОШ с Каменный Яр имени Героя Советского Союза Аблязова Ф год Публикация Методическая разработка конспекта НОД в разновозрастной группе День весеннего равноденствия размещена в разделах Весна Все материалы на весеннюю тему Весна Конспекты занятий НОД на весеннюю тему Конспекты занятий Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел В современных условиях остро ощущается необходимость возрождения духовности изучения прошлого и настоящего своей малой родины для формирования патриота своей страны Важно понимать что малая родина отечество родной край играют значительную роль в жизни каждого человека
Публикации по теме:

«День весеннего равноденствия. Жаворонки». Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы Тема занятия: День весеннего равноденствия. Жаворонки. Цель: Создание условий способствующих формированию личности ребёнка как носителя.

Фотоотчет «День весеннего равноденствия в детском саду»Фотоотчет «День весеннего равноденствия в детском саду» 22 марта в православной России в честь сорока мучеников отмечает праздник день весеннего равноденствия. Есть поверье, что.

Фотоотчет «День весеннего равноденствия»Фотоотчет «День весеннего равноденствия» День весеннего равноденствия, особенный праздник. С 2010 года весеннее равноденствие наступает 20 марта. В этот день Земля вращаясь вокруг.

Фотоотчет «День весеннего равноденствия. Праздник «Жаворонки» (старшая группа)Фотоотчет «День весеннего равноденствия. Праздник «Жаворонки» (старшая группа) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №82»Сказка» г. Волжский Волгоградской области Подготовила Абдурайимова.

Фотоотчёт о развлечении «День весеннего равноденствия. Жаворонки»Фотоотчёт о развлечении «День весеннего равноденствия. Жаворонки» В этом году день весеннего равноденствия 22 марта. Это особый праздник с вековыми традициями. Издревле в этот день устраивали пышные празднования.

Консультация для родителей «22 марта — Сороки. День весеннего равноденствия» Консультации для родителей. 22 МАРТА - СОРОКИ. ДЕНЬ ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ. На Руси считалось, что в этот день из тёплых стран прилетают.

Методическая разработка конспекта НОД «Опасности в твоем доме» Методическая разработка Конспект НОД Тема: «Опасности в твоем доме» по познавательному развитиюдля детей старшей логопедической групп Воспитатель.

Методическая разработка конспекта занятия «Люблю тебя, мой край родной» для детей 6–7 летМетодическая разработка конспекта занятия «Люблю тебя, мой край родной» для детей 6–7 лет Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества Детский клуб «Чайка» «Люблю.

Методическая разработка конспекта занятия «Путешествие в мире звуков и слов» Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с логопедическим заключением ОНР IV уровня речевого.

Встреча поколений в краеведческом музее. День весеннего равноденствия отметили ребята старшей группыВстреча поколений в краеведческом музее. День весеннего равноденствия отметили ребята старшей группы Весна-красна, на чем пришла? Встреча поколений в краеведческом музее. День весеннего равноденствия отметили ребята старшей группы вместе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка конспекта НОД в разновозрастной группе «День весеннего равноденствия»
Опубликовано: 15 августа 2019 в 11:52
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД