МААМ-картинки

Методическая разработка «Лаборатория юных исследователей»

Людмила Яремчук
Методическая разработка «Лаборатория юных исследователей»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение Югыдъягский детский сад№1 «Сказка»

Методическая разработка

«Лаборатория юных исследователей»

Исследовательский мини - проект

для детей подготовительной группы.

Содержание.

1. Введение.

2. Глава 1: Этапы проекта. Реализация проекта «Лаборатория юных исследователей».

3. Глава 2. Теоретическая часть. Что входит в состав специальных материалов и чем можно заменить.

4. Глава 3. Практическая часть. Результаты экспериментов.

5. Заключение.

Публикация «Методическая разработка „Лаборатория юных исследователей“» размещена в разделах

6. Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ.

Дошкольное образование - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает успешное умственное развитие ребенка. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются сложные формы восприятия, творческого воображения, наглядно-образного мышления, которые необходимы не только дошкольнику, но и школьнику в его учебной деятельности, а также взрослому человеку в различных видах физического и умственного труда. Общая тенденция развития современного производства такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается ни как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Следовательно, подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного образования. Все эти основные особенности эксперимента, правда, в зачаточной форме, отмечаются и в экспериментировании детей с предметами и явлениями. Однако на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно - экспериментирование в практику работы дошкольных учреждений внедряется медленно.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Рисование в технике Эбру очень увлекательное и совсем не сложное занятие, которое отлично развивает не только фантазию, но и чувство цвета. Мне захотелось увлечь этим детей, тем более что материалы можно заменить. Она совершенно не похожа на привычную живопись и на первый взгляд кажется чудом.

Актуальность:

Современные дети сильно отличаются от своих сверстников предыдущих поколений: они порой быстрее соображают в освоении новой техники, будь то телевизор, телефон или компьютер. Но они мало рисуют и живое творчество их не увлекает. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.

Цель:

Развитие ручной умелости, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности.

Познание свойств разных природных веществ (воды, крахмала, клея, бумаги).

Задачи:

Обогатить знания детей об экспериментировании, научить применять на практике эти методы.

Развитие познавательной активности детей путем экспериментирования в изодеятельности. Знакомство с восточной техникой Эбру.

Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об истории возникновения бумаги;

Закреплять навык исследовательской деятельности, расширение знаний о переработке и вторичном использовании бумажного сырья.

Научить родителей к творческому общению с детьми.

Создание условий для проявления доброжелательных поступков, уважения

друг к другу в конкретных ситуациях.

Глава 1.

Этапы проекта.

I этап: Разработка проекта. Поиск решения задач проекта.

II этап: Выполнение проекта. (Практическая деятельность. Планирование совместной деятельности.)

III этап: Подведение итогов. Презентация в виде выставки детских работ.

Реализация мини - проекта «Лаборатория юных профессоров».

1. Непосредственно образовательная деятельность «Бумажная история». Изготовление бумаги из подручных материалов.

Задачи:

1. Формировать у детей представление о процессе изготовления бумаги, воспитывать бережное отношение к природе, показать взаимосвязь природного и рукотворного миров.

2. Закреплять навык исследовательской деятельности, расширение знаний о переработке и вторичном использовании бумажного сырья. Развивать доказательную речь, умение четко аргументировать свой ответ.

2. Непосредственно образовательная деятельность «Мраморная красота» Рисование на воде. Техника Эбру.

Задачи:

1. Актуализация и систематизация знаний детей о свойствах воды.

2. Познакомить детей с техникой рисования на воде.

3. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение.

4. Воспитывать чувство прекрасного, самостоятельность, аккуратность.

3. Непосредственно образовательная деятельность «Волшебная салфетка».

Задачи:

1. Обобщить знания (украсить бумагу изготовленной своими руками в технике Эбру).

2. Развивать творческие способности, фантазию, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение.

3. Воспитывать чувство прекрасного, самостоятельность, аккуратность.

Глава 2.

Теоретическая часть:

В 1990-е годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. За использование этого метода обучения выступали такие известные педагоги, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие, что подтверждается их высказываниями.

Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, исследовательская деятельность детей способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.

Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид поисково- исследовательской деятельности: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается»

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Уже с первого раза – никакие специальные навыки не требуются. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.

Рисование в технике Эбру – не только творчество, но и признанный метод терапии. Это своего рода медитация, погружаясь в которую художник полностью растворяется в своей работе. Этот метод часто используют для примирения человека с окружающей действительностью, привнесения гармонии в его жизнь. И тут меня озарило: надо увлечь их таким занятием, которое будет им интересным, найти ту точку соприкосновения, которая будет близка детям. Мы решили заняться рисованием. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия.

Что входит в состав специальных материалов и чем можно заменить:

• невысокая прямоугольная емкость - заменим одноразовыми тарелочками

• вода;

• загуститель для эбру в порошке - заменим клеем ПВА; сварим из крахмала и воды;

• краски для эбру (или японские чернила для сумингаши) – заменим гуашью;

• кисти (отдельная для каждого цвета);

• гребешки для эбру – одноразовые вилочки, зубочистки

• бумага (не глянцевая) – ватман обработать наждачной бумагой или бумага для рисования.

Глава 3.

Практическая часть:

В ходе работы в технике Эбру, мы столкнулись с некоторыми трудностями. Когда смешали воду с клеем ПВА, оказалось, что основа получилась жидкая и краски просто расплылись. С детьми в процессе эксперимента пришли к выводу, что клей ПВА не подходит. Тогда я попробовала сварить клеевую основу с крахмала. Мы стали работать и рисунки получились.

Я провела с детьми подготовительной группы фронтальное экспериментирование в непосредственной образовательной деятельности «Мраморная красота».

Основа у нас осталась, и дети попросили взять ее домой, чтобы показать родителям. Поэкспериментировали дома с родителями.

Затем мне захотелось попробовать сделать узоры на другой основе. И мы с детьми в ходе НОД «Бумажная история» сделали бумагу своими руками. И объединили нашу работу, украсив бумагу сделанной своими руками в технике рисования Эбру.

Результаты экспериментов:

В ходе проекта дети получили знания о технике рисования эбру и технологии приготовления бумаги своими руками, что позволило им самореализоваться в данной деятельности в соответствии с собственными желаниями и идеями.

Вывод:

Работая с детьми, пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Они захотели поделиться полученными знаниями с родителями и поработали дома. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в изодеятельности, получают удовлетворение от работы, тем самым развиваясь.

Список литературы:

1. Емельянова, И. Роль исследовательской деятельности в развитии одаренных детей [Текст] / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7.

2. Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3.

3. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004.

4. ebru-art.ru

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Методическая разработка «Азбука краеведения» Перед современными педагогами в настоящее время стоят острые проблемы в воспитании у дошкольников патриотизма, уважения традиций своего.

Методическая разработка по пластилинографии Волшебство пластилинографии. Своё повествование я начну с предистории, а она похожа, я уверена, на Ваши истории, дорогие педагоги. На работе.

Методическая разработка «Психогимнастика» (Этюды) МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПСИХОГИМНАСТИКА» (ЭТЮДЫ) Игры на развитие внимания Рекомендуются детям, страдающим психомоторной гиперактивностью,.

Методическая разработка родительского собрания Министерство образования Нижегородской области Государственное учреждение дополнительного профессионального образования Нижегородский институт.

Методическая разработка «Сказочная история» Методическая разработка «Сказочная история» Когда я была маленькой я очень любила читать сказки. Есть такие, которые я читаю до сих пор,.

Методическая разработка «Свет истины» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» Конкурс методических разработок «Свет Истины» Конспект.

Методическая разработка учителя-дефектолога Методическая разработка «Инсценирование диалоговых миниатюр как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста со сложной.

Методическая разработка «Умные коробочки»Методическая разработка «Умные коробочки» Всем доброго дня! Хочу поделиться с вами своим опытом и представляю разработку " Умные коробочки" для работы по формированию навыков звуко.

Программно-методическая разработка «Сказкотерапия» Сказкотерапия Сказкотерапия или «лечение сказкой» – это новое молодое течение в прикладной психологии, которое широко используют врачи,.

Методическая разработка «Умная игрушка» «Кубик Рубика» – полезная и развивающая игрушка, актуальна для детей и их родителей. Логическими задачками увлекаются люди со времен древнего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Лаборатория юных исследователей»
Опубликовано: 27 марта 2017 в 17:53
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Лаборатория юных исследователей»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Яремчук (УИ 38379) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД