Людмила Яремчук
Методическая разработка «Лаборатория юных исследователей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение Югыдъягский детский сад№1 «Сказка»
Методическая разработка
«Лаборатория юных исследователей»
Исследовательский мини - проект
для детей подготовительной группы.
Содержание.
1. Введение.
2. Глава 1: Этапы проекта. Реализация проекта «Лаборатория юных исследователей».
3. Глава 2. Теоретическая часть. Что входит в состав специальных материалов и чем можно заменить.
4. Глава 3. Практическая часть. Результаты экспериментов.
5. Заключение.
Публикация «Методическая разработка „Лаборатория юных исследователей“» размещена в разделах
6. Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ.
Дошкольное образование - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает успешное умственное развитие ребенка. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются сложные формы восприятия, творческого воображения, наглядно-образного мышления, которые необходимы не только дошкольнику, но и школьнику в его учебной деятельности, а также взрослому человеку в различных видах физического и умственного труда. Общая тенденция развития современного производства такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается ни как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Следовательно, подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного образования. Все эти основные особенности эксперимента, правда, в зачаточной форме, отмечаются и в экспериментировании детей с предметами и явлениями. Однако на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно - экспериментирование в практику работы дошкольных учреждений внедряется медленно.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Рисование в технике Эбру очень увлекательное и совсем не сложное занятие, которое отлично развивает не только фантазию, но и чувство цвета. Мне захотелось увлечь этим детей, тем более что материалы можно заменить. Она совершенно не похожа на привычную живопись и на первый взгляд кажется чудом.
Актуальность:
Современные дети сильно отличаются от своих сверстников предыдущих поколений: они порой быстрее соображают в освоении новой техники, будь то телевизор, телефон или компьютер. Но они мало рисуют и живое творчество их не увлекает. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.
Цель:
Развитие ручной умелости, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности.
Познание свойств разных природных веществ (воды, крахмала, клея, бумаги).
Задачи:
Обогатить знания детей об экспериментировании, научить применять на практике эти методы.
Развитие познавательной активности детей путем экспериментирования в изодеятельности. Знакомство с восточной техникой Эбру.
Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об истории возникновения бумаги;
Закреплять навык исследовательской деятельности, расширение знаний о переработке и вторичном использовании бумажного сырья.
Научить родителей к творческому общению с детьми.
Создание условий для проявления доброжелательных поступков, уважения
друг к другу в конкретных ситуациях.
Глава 1.
Этапы проекта.
I этап: Разработка проекта. Поиск решения задач проекта.
II этап: Выполнение проекта. (Практическая деятельность. Планирование совместной деятельности.)
III этап: Подведение итогов. Презентация в виде выставки детских работ.
Реализация мини - проекта «Лаборатория юных профессоров».
1. Непосредственно образовательная деятельность «Бумажная история». Изготовление бумаги из подручных материалов.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о процессе изготовления бумаги, воспитывать бережное отношение к природе, показать взаимосвязь природного и рукотворного миров.
2. Закреплять навык исследовательской деятельности, расширение знаний о переработке и вторичном использовании бумажного сырья. Развивать доказательную речь, умение четко аргументировать свой ответ.
2. Непосредственно образовательная деятельность «Мраморная красота» Рисование на воде. Техника Эбру.
Задачи:
1. Актуализация и систематизация знаний детей о свойствах воды.
2. Познакомить детей с техникой рисования на воде.
3. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение.
4. Воспитывать чувство прекрасного, самостоятельность, аккуратность.
3. Непосредственно образовательная деятельность «Волшебная салфетка».
Задачи:
1. Обобщить знания (украсить бумагу изготовленной своими руками в технике Эбру).
2. Развивать творческие способности, фантазию, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение.
3. Воспитывать чувство прекрасного, самостоятельность, аккуратность.
Глава 2.
Теоретическая часть:
В 1990-е годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. За использование этого метода обучения выступали такие известные педагоги, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие, что подтверждается их высказываниями.
Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, исследовательская деятельность детей способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.
Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид поисково- исследовательской деятельности: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается»
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Уже с первого раза – никакие специальные навыки не требуются. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.
Рисование в технике Эбру – не только творчество, но и признанный метод терапии. Это своего рода медитация, погружаясь в которую художник полностью растворяется в своей работе. Этот метод часто используют для примирения человека с окружающей действительностью, привнесения гармонии в его жизнь. И тут меня озарило: надо увлечь их таким занятием, которое будет им интересным, найти ту точку соприкосновения, которая будет близка детям. Мы решили заняться рисованием. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия.
Что входит в состав специальных материалов и чем можно заменить:
• невысокая прямоугольная емкость - заменим одноразовыми тарелочками
• вода;
• загуститель для эбру в порошке - заменим клеем ПВА; сварим из крахмала и воды;
• краски для эбру (или японские чернила для сумингаши) – заменим гуашью;
• кисти (отдельная для каждого цвета);
• гребешки для эбру – одноразовые вилочки, зубочистки
• бумага (не глянцевая) – ватман обработать наждачной бумагой или бумага для рисования.
Глава 3.
Практическая часть:
В ходе работы в технике Эбру, мы столкнулись с некоторыми трудностями. Когда смешали воду с клеем ПВА, оказалось, что основа получилась жидкая и краски просто расплылись. С детьми в процессе эксперимента пришли к выводу, что клей ПВА не подходит. Тогда я попробовала сварить клеевую основу с крахмала. Мы стали работать и рисунки получились.
Я провела с детьми подготовительной группы фронтальное экспериментирование в непосредственной образовательной деятельности «Мраморная красота».
Основа у нас осталась, и дети попросили взять ее домой, чтобы показать родителям. Поэкспериментировали дома с родителями.
Затем мне захотелось попробовать сделать узоры на другой основе. И мы с детьми в ходе НОД «Бумажная история» сделали бумагу своими руками. И объединили нашу работу, украсив бумагу сделанной своими руками в технике рисования Эбру.
Результаты экспериментов:
В ходе проекта дети получили знания о технике рисования эбру и технологии приготовления бумаги своими руками, что позволило им самореализоваться в данной деятельности в соответствии с собственными желаниями и идеями.
Вывод:
Работая с детьми, пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Они захотели поделиться полученными знаниями с родителями и поработали дома. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в изодеятельности, получают удовлетворение от работы, тем самым развиваясь.
Список литературы:
1. Емельянова, И. Роль исследовательской деятельности в развитии одаренных детей [Текст] / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7.
2. Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3.
3. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004.
4. ebru-art.ru