Получи документы

Методическое пособие «Мнемопланшет»

Наталья Цыбулина
Методическое пособие «Мнемопланшет»
▼ Скачать + Заказать документы

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования Динской район

«Детский сад №50»

Методическая разработка

«Мнемопланшет»

Авторы: Воспитатель группы компенсирующей направленности.

Цыбулинаа Н. В.

2022-2223 у. г.

Содержание

1. Пояснительная записка….1

2. Конспекты прогулок…. 4

3. Методические рекомендации…. 11

4. Планируемый результат…12

5. Заключение….13

6. Список используемых источников и литературы ….14

Пояснительная записка

Публикация «Методическое пособие „Мнемопланшет“» размещена в разделах

Организация и проведение прогулки – сложный вид педагогической деятельности. Это очень важный режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления.

Содержание прогулок определяется программой ознакомления с окружающим и в соответствии с календарным планированием и во многом зависит от погоды и времени года. Поэтому во время прогулок особое место занимают наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд.

Прогулка – один из лучших видов досуга, во время которого активизируются защитные функции и происходит закаливание организма. Подвижные игры с детьми, трудовые поручения, ознакомление с трудом взрослых, наблюдения, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевые прогулки, самостоятельная игровая деятельность, дидактические игры с детьми – в комплексе составляет одно направление – речевое развитие.

В настоящее время значение прогулки увеличивается, в связи с этим, ФГОС дошкольного образования предусматривают решение программных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов. В ходе прогулки возможно интеграция различных образовательных областей. Интегрированный подход организации целевой прогулки, дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Главной задачей нашего ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, их творческое и интеллектуальное развитие. Для достижения высокой результативности воспитательно – педагогического процесса, большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Именно поэтому, работа в нашей группе строится так, чтобы родители не превращались в сторонних наблюдателей, а помогали в осуществлении образовательного и воспитательного процесса.

1

Основная часть

Цели и задачи

Цель: изучить эффективность использования метода наглядного моделирования в процессе проведения прогулок у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Образовательные задачи:

Закрепить и упорядочить накопленные детьми знания о природных явлениях; развивать мышление, воображение, внимание, усидчивость и мелкую моторику;

Формировать первоначальный навык связного говорения, знакомство с правилами смысловой и языковой организации связной речи, переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.

Наша главная образовательная задача научить родителей вместе с детьми превратить прогулку в увлекательное и познавательное путешествие.

Организация целевых прогулок с помощью мнемотехники способствует формированию целостного восприятия окружающего мира; развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в познавательной деятельности.

Основные составляющие пособия :

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Пособие представляет собой плотную папку на кольцах в которую помещены листы с карточками двух видов: цветные – для обозначения признаков природных явлений и черно-белые карточки - пиктограммы.

Содержание пиктограмм - это графическое или частично графическое изображение главных героев, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

В настоящее время педагоги всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

- бедный словарный запас

- неумение согласовывать слова в предложении

- бедная диалогическая речь

2

- плохое развитие связной речи

- несформированность психических процессов

Поэтому использование мнемопланшета позволяет сделать прогулку продуктивной и интересной.

Преимущества использования данного дидактического пособия :

Использование мнемотехники в организации прогулок имеет ряд преимуществ:

- интегративность – образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.

- экономичность – использование имеющихся методических средств.

- процессуальность – развитие ребенка рассматривается ка процесс.

- здоровьесбережение – реализуется исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога. Педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.

- универсальность – может использоваться любым педагогом и родителями.

Работа с мнемопланшетом опирается на принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка.

Использование мнемопланшета во время прогулок помогает детям систематизировать знания об окружающем мире.

Мнемопланшет содержит информацию, позволяющую развивать определенные умения и навыки. Чтобы мнемопланшет, как наглядно-практическое средство познания, выполнял свою функцию, он должен соответствовать ряду требований:

- чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с его помощью

- быть простым для восприятия и доступным для воспроизведения и действий с ним

- соответствовать уровню развития детей.

3

Конспекты прогулок

Прогулка №19

Наблюдение за листопадом

Цели: расширять знания о сезонных изменениях в природе;

— формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

• Все ли деревья изменили окраску листьев?

• Какими были летом деревья, кусты?

• Как они изменились с приходом осени?

• Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.) На рябине? (Красные.)

• У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (У березы.)

• У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.)

Листопад! Листопад!

Лес осенний конопат!

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки,

Ветер мимо пролетал,

Ветер лесу прошептал:

— Ты не жалуйся врачу,

Конопушки я лечу,

Все рыжинки оборву,

Побросаю их в траву.

Воспитатель предлагает детям понаблюдать за опавшими листьями, задает им вопросы, загадывает загадки.

Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зим нему холоду, защита деревьев от поломок, выброс не нужных веществ с листьями.)

Все листочки падают одинаково? (Нет.)

Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (Растение продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.)

В тишине осенних рощ

Золотистый льется дождь. (Листопад.)

Весной вырастают,

А осенью опадают. (Листья.)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Листочки.)

4

Трудовая деятельность

Помощь дворнику в уборке листьев на участке детского сада.

Цель: закреплять умение работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры «Мыши водят хоровод».

Цель: формировать представление об образе жизни и повадках животных.

Совершенствовать умение действовать по сигналу.

«Хищник — добыча».

Цели: упражнять в установлении связи «хищник — добыча»;

развивать быстроту бега, ловкость.

Индивидуальная работа. Упражнять в прыжках на скакалке

Самостоятельная игровая деятельность.

5

Вечерняя прогулка

Наблюдение за признаками осени. Дни становятся короче; солнце – бледное и холодное, поднимается невысоко; небо прозрачное, бледно- голубое, все чаще его затягивают хмурые серые тучи; идет дождь мелкий, моросящий, затяжной, скучный, холодный; воздух прозрачный; становится все холоднее; бывают туманы.

Предложить определить, на каких деревьях листья только краснеют, а на каких – желтеют (предложить зарисовать); понаблюдать, с каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или старых. Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву? (осина, береза); что способствует быстрому опаданию листьев? (ветер, заморозки). Обсудить с детьми, почему опадают листья.

Загадка: Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят… (осенний листопад)

Трудовая деятельность. Наведение порядка в домике.

Подвижная игра «Бездомный заяц»

Цель: Закрепить умение действовать по сигналу.

Индивидуальная работа «Кольцеброс»

Цель: упражнять в метании в цель.

Самостоятельная игровая деятельность.

6

7

Прогулка №8

Наблюдение за силой ветра

Цели: совершенствовать навыки поисковой деятельности, измерения глубины снега и температуры воздуха, изменения направления ветра; развивать умение устанавливать связь между направлением ветра и между свойствами снега и состоянием погоды.

Загадка: Фырчит, рычит,

Ветки ломает,

Пыль поднимает,

Людей с ног сбивает,

Слышишь его,

Да не видишь его. (ветер)

В ветреную погоду понаблюдать за быстро и низко несущимися облаками, раскачивающимися ветвями деревьев. Спросить ребят, откуда дует ветер, определить его силу по качающимся веткам деревьев. Во время сильного ветра понаблюдать за перемещением снега, установить, почему глубина снега в разных местах разная.

Приметы: холодные северные ветры в феврале – к урожаю; теплый февраль приносит холодную весну.

Дидактическая игра «Что это такое?».

Цель: развивать логическое мышление, память, смекалку.

Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Например: Яйцо – овальное, белое, крупное, сверху твердое, питательное, можно встретить в магазине, съедобное, из него вылупляются птенцы.

Трудовая деятельность. Проверить кормушки для птиц и насыпать корм.

Цель: приучать детей самостоятельно заботиться о птицах.

Индивидуальная работа по развитию движений. Метание мешочка 2-мя руками из-за головы в горизонтальную цель.

Цель: развивать координацию движений, меткость.

Подвижная игра «Ловишка, бери ленту»

8

Цель: совершенствовать навыки детей бегать в разных направлениях, не сталкиваясь, действовать по сигналу.

Хороводная игра «Карусели» Цель: закреплять умение двигаться в соответствии с текстом.

Самостоятельная игровая деятельность.

Цель: учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей.

9

Вечерняя прогулка

Наблюдение за красотой деревьев. Цели: учить высказывать свои впечатления, сравнивать, выбирать образные эпитеты; воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к ним. Обратить внимание детей на красоту деревьев в любую погоду. В солнечный день приятно смотреть на ярко-голубое небо сквозь кружевные сплетения веток, освещенных лучами солнца. От деревьев на снегу протянулись длинные синеватые тени. После сильного снегопада изменились очертания деревьев и кустарников. Кустарники накрылись остроконечными и круглыми шапками. У некоторых деревьев ветки напоминают причудливые оленьи рога, у других – кружево.

Все деревья

В кружеве:

Снег на соснах,

На кустах,

В белых шубках ели.

И запутались в ветвях

Буйные метели. (Н. Гончаров)

Приметы: если деревья зимой покрываются инеем, следует ожидать хорошего урожая; иней на деревьях – к морозу, туман – к оттепели.

Трудовая деятельность. Лепим снеговика.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

Дидактическая игра «Посчитай - ка»

Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.

Например: Счет до 5 со словом «лиса». (Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис). Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т. д.

Индивидуальная работа. Метание снежком в заданную цель.

Цель: закрепить навыки метания вдаль.

Подвижная игра «Бег с санками».

Цель: развивать быстроту бега, умение быстро реагировать на сигнал.

Малоподвижная игра «Необычные жмурки»

Цель: развивать наблюдательность.

Самостоятельная игровая деятельность - поощрять самостоятельность; учить самостоятельно организовывать игры и объяснять правила игры; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Самообслуживание. Продолжать учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своём внешнем виде, формировать привычку вести себя в соответствии с нормами поведения.

10

Методические рекомендации для педагогов

Применяя в работе мнемопланшет, педагоги существенно увеличивают эффективность процесса формирования связного высказывания во время прогулки у детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Интенсификация такой работы приобретает особую значимость в связи с тем, что дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают большие трудности в ситуациях, предполагающих использование монологической речи. По сравнению с нормально развивающимися детьми рассказы детей имеющих тяжелые нарушения речи, отличаются непоследовательностью и фрагментарностью, нарушением логичности, наличием аграмматизмов с другими особенностями.

В начале обучения составления структуры прогулки, предлагаемая педагогом наглядная модель, включает в себя ряд схем, нацеливающих детей на основные составляющие совместной деятельности. На последующих прогулках педагог учит детей описывать объекты, явления, организованную и самостоятельную деятельность и т. д., опираясь на модели, включающие ряд наглядных опор, напоминающих каждому ребенку последовательность и характер частей, из которых состоит обсуждение структуры прогулки.

Постепенно дети научаются составлять план своего высказывания (сначала устно, а затем в «уме») и описывают предметы без помощи наглядных опор.

В процессе работы над умением детей составлять модель прогулки по определенной сюжетной линии педагог может использовать модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие структуре прогулки. Называние предлагаемых педагогом наглядных опор напоминает детям о видах деятельности во время прогулки и способствует правильному определению последовательности высказывания.

11

Планируемый результат.

Использование мнемопланшета облегчит и ускорит процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

На первом этапе в старшем дошкольном возрасте, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели прогулки. А в подготовительном к школе возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для формирования структуры прогулки.

12

Заключение

Рассматривая проблему описания детьми структуры прогулки, мы сделали вывод, о том, что самостоятельная связная контекстная речь детей с ТНР является несовершенной. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Дети владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме, а также испытывают значительные трудности в программировании связного высказывания, в синтезировании отдельных его элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания. Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний требует мобилизации речевых и познавательных возможностей одновременно.

После развивающих занятий с использованием мнемопланшета, дети составляют описание структуры прогулки, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета.

Применение наглядных моделей в работе над монологической речью детей с ТНР позволяет педагогу впоследствии более успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме.

Содержание работы с мнемопланшетом соответствует основным положениям возрастной психологии и педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике образования.

Использование мнемопланшета открывает для педагогов огромные возможности для творчества во время прогулок.

13

Библиографический список:

1. Барсукова Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. //Логопед № 5, 2009.

2. Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я – говорю! М., 2007.

3. Бойкова С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет «Каро» 2010г.

4. Большева Т. В. Учимся по сказке. Санкт-Петерб. : “Детство-пресс”, 2001

5. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание – 1982 - № 3

6. Глинка Г. А. «Развиваю мышление и речь». Санкт-Петербург. 2000 г.

7. Глухов В. П., Труханова Ю. А. «Наши дети учатся сочинять и рассказывать».Москва, 13. Аркти, 2003 г.

8. Глухов В. П. «Формирование связной детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием». Москва, Аркти 2004 г.

9. Гурьева Н. Упражнения по мнемотехнике. Санкт-Петерб. : “Светлячок”, 2000.

10. Ефименкова Л. Н. «Формирование речи у дошкольников». Москва, Просвещение, 1981 г.

11. Журнал «Дошкольное воспитание». 2004 г. №6

12. Кралина М. В. Логика. Екатеринбург: “У- Фактория”, 1988.

13. «Коррекционно - педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи». Под редакцией Ю. Ф. Гархуши. Москва, Сехачев В. Ю. Институт гуманитарных исследований. 2002 г.

14. Малетина Н., Помомарева Л., «Моделирование в описательной речи детей с ОНР».

15. Мухина В. С. «Детская психология». Москва, Просвещение 1985 г.

16. Носова Е. А., Р. Л. Непомнящая. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петерб. : “Детство-пресс”, 2004

17. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.

18. Смышляева Т. Н., Корчуганова Е. Ю. «Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников». Журнал «Логопедия». 2005 г. №1

19. Стукалина В. П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., “Первое сентября”, 2009.

14

Публикации по теме:

Методическое пособие по ФЭМП «Гусеница»Методическое пособие по ФЭМП «Гусеница» Как изготовить методическое пособие «Гусеница» Методическое пособие «Гусеница» соответствует возрастным особенностям детей 6-7 лет, позволяет.

Методическое пособие-игра «Почта»Методическое пособие-игра «Почта» Идея создания данной игры возникла при подготовке праздника ко дню города. Поскольку праздник--это не только аттракционы и развлечения,.

Методическое пособие из фетра «Развивайка»Методическое пособие из фетра «Развивайка» Любая игрушка должна быть красивой, безопасной, полезной и развивающей. Данная книжка полностью отвечает этим требованиям. Причем сделанная.

Методическое пособие «Речевые кубики»Методическое пособие «Речевые кубики» Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому обучение входит в жизнь ребёнка через «ворота детской игры». Для детей с ОВЗ игровая деятельность.

Методическое пособие «Тактильный круг»Методическое пособие «Тактильный круг» Задача: формировать представление детей об окружающем мире, через познание форм, цветов, материалов и их свойств, путем тактильных ощущений.

Методическое пособие «Веселый огород»Методическое пособие «Веселый огород» Начался новый учебный год и значит, что впереди нас всех ждут новые открытия, увлекательные исследования, интересные мероприятия и чтобы.

Методическое пособие «Волшебные круги»Методическое пособие «Волшебные круги» Хочется сделать такие методические пособия, которые могут не только развивать детей, а еще и вовлекающие в игру. Надеюсь, что к Волшебным.

Методическое пособие «Народный эко-календарь»Методическое пособие «Народный эко-календарь» В рамках программы по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников "Азбука эколят"" я разработала народный экологический календарь.

Методическое пособие «Пирамида-фланелеграф»Методическое пособие «Пирамида-фланелеграф» Методическое пособие «Пирамида- фланелеграф» Я работаю воспитателем на 1 младшей группе, недавно в нашем детском саду среди воспитателей.

Методическое пособие «Светофорчик»Методическое пособие «Светофорчик» Предлагаю вашему вниманию методический материал для занятия ПДД «Светофор». Его можно использовать на играх и занятиях с детьми. Для изготовления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие «Мнемопланшет»
Опубликовано: 20 февраля 2023 в 18:15
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическое пособие «Мнемопланшет»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Цыбулина (УИ 1826190) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД