Социально-психологические средства коррекции агрессивного поведения детей раннего возраста

Ольга Мамонтова
Социально-психологические средства коррекции агрессивного поведения детей раннего возраста

Методическая разработка на тему:

«Социально – психологические средства коррекции агрессивного поведения детей раннего возраста»

Автор - составитель: Мамонтова О. П. методист СП детский сад «Красная Шапочка» ГБОУ СОШ №1 «Образовательный центр» с. Большая Глушица Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие»

Группа: первая младшая

Актуальность Раннее детство — время становления нравственных основ личности. В этот период происходит первое вхождение ребенка в мир социальных отношений, усвоение элементарных моральных требований, приучение к их выполнению. Впервые придя в группу, и оказавшись в таком большом обществе сверстников, дети естественно как то реагируют друг на друга. Поэтому меня, как педагога, волнуют вопросы: Как ребёнок общается с другими детьми? Как он реагирует на новые ситуации и новых людей? Бывают ли срывы в поведении? и др.

Наблюдая за взаимоотношениями детей, встретилась с фактами неадекватного поведения, а именно: кусаются, дерутся, отнимают игрушки, таскают за волосы и тд. Такие формы поведения порождают в группе достаточно напряжённую и неприятную атмосферу, что не лучшим образом влияет на нервную систему детей и их желание посещать детский сад. Агрессивное поведение вызывает соответствующую реакцию окружающих. Многие дети быстро перенимают у других «силовые приёмы». Это легко входит в привычку, а те, кто к ним особенно склонен, начинают со временем просто терроризировать более слабых и миролюбивых. Столкнувшись с агрессивностью в поведении детей своей группы, я решила изучить причины возникновения такого поведения у маленьких детей, а также методы, влияющие на снижение агрессии. Наиболее приемлемым и эффективным средством (на мой взгляд и по мнению психологов С. Якобсон, С. Чернавиной) является – торможение нежелательных форм поведения. А именно порицание, которое высказывается не прямо, а через особый предмет – «колпачок», с помощью которого осуждается агрессия.

Цели работы:

• Снижение уровня агрессивного поведения детей раннего возраста

• Способы разрешения конфликтных ситуаций между детьми

Задачи:

• Совершенствование коммуникативных навыков: умение общаться со сверстниками.

• Формирование дружелюбных отношений между детьми

• Создание спокойной атмосферы в группе.

• Воспитание культуры поведения и взаимоотношений.

Своеобразие работы:

«Колпачок» прост в изготовлении и применении.

• порицание высказывается не прямо, а через особый предмет – «колпачок», с помощью которого осуждается агрессия.

«Колпачок» отличается от обычных порицаний высокой эмоциональностью и превалированием невербальных форм.

• Ребёнку свойственно фиксировать внимание, прежде всего на человеческом лице. «Контакт глаз» - является средством невербальной коммуникации.

Методы работы:

• Наглядный:

- «колпачок», который изготавливается из плотной бумаги и надевается на палец

- грозящий жест пальца взрослого с надетым колпачком

• Словесный:

- при нежелательных формах поведения слова: «Ай-яй-яй! Пальчик сердится!»

- при миролюбивых формах: «Молодец!», «Я рад!» и др.

Формы работы:

• Применяется сразу во время проявления детьми агрессивных и нежелательных форм поведения.

Описание работы:

Формы проявления агрессии у детей раннего возраста

По мнению психологов (И. А. Фурманова, Д. Лешли, И. Дубровиной, С. Якобсон и др.) конфликты между детьми чаще всего возникают по поводу обладания ими игрушками. Особенно, когда несколько детей «кладут глаз» на одну и ту же игрушку или один из детей пытается расширить свои границы путём захвата чужих игрушек. Дети могут укусить сверстника, толкнуть оказавшегося на дороге, или наступить на него, если тот на свою беду лежит на пути, отнять игрушку, хотя сам держит такую же, и тем более, если у него такой нет и тд.

Проявлений физической агрессивности у детей много. Она может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают нужные вещи. Иногда разрушительность и агрессивность совпадают, и тогда ребёнок швыряет игрушки в других детей или взрослых.

Каковы причины агрессивного поведения у детей раннего возраста?

Причины появления агрессивного поведения у детей могут быть разные. Специфика же агрессивного поведения в раннем детстве (по мнению психологов Д. Лешли, С. Якобсон, И. Фурманова) кроется в возрастных и психологических особенностях детей данного возраста, так как малышам свойственно ограниченное понимание физических и эмоциональных ощущений других людей. Ребёнок часто причиняет физическую боль окружающим, потому что не в силах понять, что шлёпнуть или толкнуть другого – это также больно, как если шлёпают и толкают тебя самого.

Основных причин, по мнению С. Якобсон, две.

Во-первых, дети часто не знают как надо вести себя со сверстниками, и не умеют общаться с ними.

Во-вторых, и это более существенно, сверстник в этом возрасте не слишком отличается для них от любого другого движущегося предмета. Они могут действовать, не считаясь с возможными неудобствами и переживаниями друзей. Они об этом просто не подозревают, и уже конечно не церемонятся, если сверстник оказывается на пути к их цели.

Я лично наблюдала, как мальчик Захар, сидевший на стульчике рядом с другими детьми во время занятия, 2-3 минуты сидит спокойно. Затем, явно не выдержав такого однообразия, начинает щипать соседей рукой за уши. Дети начинают возмущаться, а он же радостно оживляется. И всё это происходит на фоне святого неведения о том, что сверстник тоже человек со своими правами и желаниями.

Таким образом, агрессия в адрес сверстника для детей раннего возраста не есть проявление устойчивого плохого отношения к нему. Скорее, это импульсивная реакция, вроде желания схватить горячий утюг или сунуть пальцы в розетку.

Какие же методы и средства по снижению детской агрессивности можно использовать в раннем детстве?

Пути снижения агрессивного поведения у детей могут быть разные.

Наиболее эффективный и очень интересный, на мой взгляд, приём снижения детской агрессии описали психологи С. Якобсон и С. Чернавина в статье «Программа морального воспитания детей 2-4 лет» (Журнал Д/в № 9 -2000).

Чтобы добиться в раннем возрасте спокойных и дружелюбных отношений между детьми, авторы предлагают два направления работы.

Первое – систематическое торможение нежелательных форм поведения, которое достаточно быстро даёт практический результат.

Второе- постепенное формирование сочувственного и уважительного отношения к другим. Это направление используется в более старшем возрасте.

У детей третьего года жизни агрессивные реакции могут быть заторможены в момент их появления. Если торможение осуществляется систематически, нежелательные реакции быстро исчезают из «репертуара» ребёнка.

Более того, насилие в отношении другого должно пресекаться и осуждаться достаточно эмоционально, так как эмоциональная реакция на поведение сверстника в этом возрасте является естественной.

Описание метода

По рекомендации авторов статьи, я сделала из плотной бумаги колпачок, который надевается на палец.

С одной стороны на нём нарисованы глаза, нос и рот с чрезвычайно сердитым выражением, с другой – то же самое, но с радостным выражением.

При агрессивных действиях в адрес сверстника воспитатель надевает колпачок на палец, поворачивает к детям сердитой стороной, грозит этим пальцем и говорит: «Ай-яй-яй!»

Когда агрессия прекращается, воспитатель поворачивает «пальчик» улыбающейся стороной и говорит что-нибудь одобрительное: «Молодцы», «Хорошо», «Теперь я рад».

«Пальчик» отличается от обычных порицаний высокой эмоциональностью и превалированием невербальных форм. Эмоциональность содержится в выражении нарисованных на «пальчике» глаз и рта, и в жесте пальца взрослого с надетым колпачком и в словах «Ай-яй-яй!», являющихся скорее эмоциональным возгласом. Дети очень чувствительны к интонации, выражению лица. Видимо все эти особенности хорошо согласуются с тем, что важнейшим фактором регуляции поведения в данном возрасте является эмоциональная реакция взрослых.

Особенности применения

«Колпачок» не игрушка и не персонаж в прямом смысле слова. Детям его не дают, и он выступает в одной единственной функции – реакции на агрессию в адрес сверстника. Тем самым подобная агрессия начинает выделяться детьми из других форм поведения.

Детей третьего года жизни такой колпачок чрезвычайно занимает. Они его долго и с интересом рассматривают, а воспитатель может очень коротко сказать, что когда дети дерутся, кусаются или плюются «пальчик» очень сердится, а когда они ведут себя миролюбиво, он наоборот радуется.

• Из всех режимных, гигиенических и бытовых требований необходимо выделить так называемые социальные, т. е требования к взаимодействию и взаимоотношениям со сверстниками. Реакция воспитателя на нарушение социальных требований должна отличаться от реакции на нарушение всех остальных требований. Почему это важно? Если ребёнок будет одинаково реагировать на забрызганные при умывании рукава и на укус сверстника, дети не поймут разницы между этими действиями. А это необходимо, ибо акты насилия в отношении других должны пресекаться в зародыше, быстро, решительно и у всех без исключения.

Результаты

В своей практике я использую данный приём с детьми раннего возраста уже на протяжении трёх выпусков. Действительно, применение «колпачка» очень быстро даёт положительный результат. Приведу несколько примеров поведения детей в ситуации с «колпачком».

1. Серёжа выталкивает Павлика из машины. Воспитатель грозит «пальчиком» «Ай-яй-яй! Серёжа отошёл. Пальчик повернулся обратной стороной «Молодец, Серёжа!».

2. Дима схватил Софью за волосы. Воспитатель грозит «пальчиком»: «Ай-яй-яй! Нельзя драться!». Дима гладит Софью по голове. «Пальчик» радуется: «Молдец, Дима!» и тд.

Приведу пример из практики прошлых лет.

В группе была девочка Лена. Она очень сильно кусалась, таскала детей за волосы, отнимала игрушки. Агрессивные действия проявлялись до 10 раз в день. На замечания реагировала слабо. Но с появлением колпачка ситуация изменилась. На слова «Ай-яй-яй! Нельзя драться!», Лена сразу прекращала агрессивные действия, гладила «жертву» по голове и говорила: «Я больше не буду». Она всегда внимательно смотрела на реакцию «колпачка» и радовалась, когда он поворачивался обратной стороной и хвалил её. Девочка очень быстро перестала кусаться, агрессивные проявления постепенно уменьшились.

Как видно из приведённых примеров, дети достаточно широко и притом совершенно осознанно используют этот приём и хорошо понимают его назначение

Выводы:

• Систематическое торможение нежелательных форм поведения достаточно быстро даёт положительный эффект.

• Дети постепенно отвыкают от агрессивных действий, у них складывается привычка к мирным формам взаимодействия.

• В группе создаётся спокойная обстановка.

Используемая литература:

• Лешли Дженни. Работать с маленькими детьми; поощрять их развитие и решать проблемы – М. «Просвещение» 1991.

• Фурманов И. А. Детская агрессивность; психодиагностика и коррекция. – Минск 1996.

• С. Якобсон, С. Чернавина. Программа морального воспитания детей 2-4 лет – Дошкольное воспитание № 9- 2000, с. 49-57.

Публикации по теме:

Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей с отклонениями в развитии «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей с отклонениями в развитии» г. Аткарск Введение За последние годы в нашей.

Из опыт работы «Психологическая профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» В современном мире на первый план перед педагогом-психологом в дошкольном учреждении становится задача профилактики и коррекции агрессивного.

Конспект комплекса занятий «Коррекция агрессивного поведения детей» ГБУЗ г. Москвы «Детский бронхолегочный санаторий №23 Департамента Здравоохранения г. Москвы» Конспект комплекса занятий по теме:.

Консультация для родителей «Истоки агрессивного поведения детей» Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда желания ребёнка по какой-то причине не выполняются.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Безопасность детей
  • Пожарная безопасность
Автор публикации:
Социально-психологические средства коррекции агрессивного поведения детей раннего возраста
Опубликовано: 15 ноября 2018 в 12:28
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Экологический проект «Природа — наш дом»
Актуальность проекта: В настоящее время наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка в общении с природой как живого...
Открытое интегрированное занятие по экологическому воспитанию «Помогаем Золушке...
Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию «Помогаем Золушке собраться на бал» . Цель: Познакомить детей со способами и методами...
Фото отчет «Кормушки для птиц»
"Птичкам зимой очень голодно, Ты им кормушку повесь" Авторы: Карачарова Надежда Павлиновна, Иванова Елена Гурьевна. В нашем городе организован конкурс...
Фотоотчёт о совместной творческой деятельности детей и родителей «Скоро, скоро Новый...
Фотоотчёт о совместной творческой деятельности детей и родителей «Скоро, скоро Новый год! » ( средняя группа) Снег идёт, снег идёт! Значит, скоро...
Конспект прогулки «Наблюдение за погодой»
Цель прогулки: формировать у детей умение самостоятельно выделять и называть зимние явления в неживой природе; уточнить представления о свойствах снега,...