виктория виноградова
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Культура общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Непосредственной образовательной деятельности в старшей группе
Тема: "Культура общения"
(Образовательная область «Коммуникация»)
Пояснительная записка
Культура общения – это обязательный элемент общей культуры человека.
Публикация «Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в старшей группе „Культура общения“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
В последнее время стали говорить об элементарном уровне культуры личности, т. е. необходимом минимуме общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически заданных дарований личности.
Общение для человека – его среда обитания. Без общения не возможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта.
Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их.
Овладение искусством общения, искусством слова, культурой устной речи необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается.
«Только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается и человек в человеке, как для других, так и для себя самого» (М. М. Бахтин).
Следовательно, признание необходимости «другого» для существования личности придает общению ценностный характер, делает общение частью культуры в целом. Общение – это взаимодействия, которое создает наилучшие условия для реализации коммуникативных целей всех партнеров по общению, для создания благоприятного эмоционального климата вследствие преодоления различного рода барьеров, а так же для максимального раскрытия личности каждого.
Актуальность методической разработки заключается в следующем:
- в повышении собственной культуре детей;
- в умении думать о собеседнике в процессе общения;
- в познании окружающего мира детьми в своем многообразии и единстве,
В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей. «Культура общения» не только поможет детям овладеть средствами коммуникации, но и убедит их в том, что между мыслями и чувствами и поведением в процессе общения есть тесная связь.
Интеграционный подход способствует раскрытию потенциала воспитанников, побуждает их к активному познанию мира, мышления, коммуникативных способностей. Различные виды поддерживают внимание детей на высоком уровне в течение всей образовательной деятельности, что позволяет говорить об их достаточной эффективности. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражении.
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
• формировать у детей навыки самостоятельной деятельности
• развивать личностные качества детей (эмоции, чувства)
• воспитать у детей уважительное отношение к себе и окружающим
• воспитывать терпимость к мнению людей
Предполагаемые результаты:
- развит навык познавательной активности, творческие способности, коммуникативные навыки;
- сформировано умение согласовывать свои действия с действиями партнёров
- определено понимание детьми необходимости соблюдения норм поведения и правил этикета;
- обогащен и активизирован словарь детей.
Связь с другими образовательными областями
«Здоровье» Сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
"Социализация" Развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
"Музыка" Использование музыкальных произведений приобщение к музыкальному искусству.
"Чтение художественной литературы" Совершенствование интонационной выразительности речи, дикции, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству,
"Познание" Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, формирование элементарных математических представлений.
«Художественное творчество» Развитие продуктивной деятельности, приобщение к изобразительному искусству.
«Безопасность» Развивать стремление заботиться о своем здоровье.
Раздел: Языки общения (навыки общения с внешним миром)
Темы:
1. Восприятие мира (наши органы чувств)
Цель:
- развивать навыки познавательной активности.
- формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров
- воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью
2. Мудрость природы (общение с животными и растениями)
Цель:
- развивать умение замечать изменения в природе
- закреплять умение сравнивать, делать выводы.
- формирование технических умений и навыков работы с пластилином
- воспитывать любознательность, заботливое отношение к представителям живой природы
- воспитывать желание общаться и «слышать» друг друга.
3. Язык жестов и движений
Цель:
- развивать способность понимать настроение участника.
- упражнять детей с помощью театральных игр в изображении образов с помощью мимики, жеста, пантомимы.
- воспитывать уважительное отношения к друг другу.
4. Язык чувств (наши эмоции)
Цель:
- развивать речь, логику, мышление
- повышать самооценку
- развивать коммуникативные навыки - развитие фантазии, креативного мышления.
- развивать самостоятельность, активность, уверенность.
- воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки, сплоченности.
Игры и упражнения
Пиктограмма.
Море волнуется.
Угадай– ка.
Посмотри и подбери.
Слепец и
поводырь.
Кто что ест?
Автобусы- пассажиры.
Темнота боится.
Темнота ищет дом.
Раздел: Культура общения (этикет)
5. Волшебные слова (приветствия, благодарность)
Цель:
- формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим
- закрепить правила культуры поведения, вежливые формы общения
6. Учимся вежливости (умение начать, поддержать и вести разговор)
Цель:
- учить вежливо разговаривать с близкими, незнакомыми людьми, а также ровесниками
- развивать умение поддерживать беседу
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим
- воспитывать дружеские взаимоотношения
7. Телефон (правила общения по телефону)
Цель:
- знакомить детей с правилами общения по телефону
- обучить вежливо вести телефонный разговор
8. За столом (правила хорошего тона)
Цель:
- учить соблюдать чистоту и аккуратность
- учить пользоваться столовыми приборами и салфетками
- развивать умение есть любое блюдо.
- воспитывать уважение к другим участникам застолья.
Игры и упражнения
Запрещенные слова.
Кто знает больше вежливых слов?
Вежливо- невежливо.
Путаница цифр.
Представьте себе.
Передавалки.
Черепаха и лягушки.
Использованная литература:
• Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М. : «Генезис», 2006г.
• Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития. 1996г.
• Шипицина Л. М. «Азбука общения».