Виктория Ермак
Конструирование во всех возрастных группах для детей с НОДА
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель
1 квалификационной категории: Ермак Виктория Федоровна, МАДОУ «Детский сад №45 «Улыбка», г. Норильск, Красноярский край, Россия
обучение по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп, конструирование содействует формированию мелкой моторики ребенка, развитию ребенка в целом, стимулирует логическое мышление.
обучение по конструированию в детском саду.
Публикация «Конструирование во всех возрастных группах для детей с НОДА» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Конструирование для самых маленьких наступает с изучения примитивных навыков: выложить из пластин дорожку, построить башню из нескольких кубиков. далее детей учат сочетать детали конструктора (соорудить стульчик, диван, используя кубики и пластины) и демонстрируют всевозможные способы применения уже знакомых деталей (из пластин можно не только выложить дорожку, но и построить забор, установив их вертикально).
дальнейший этап обучения конструированию в детском саду – строительство перекрытий, начиная от простенькой скамеечки или кровати и заканчивая строительством моста. В младшей группе, используя полученные навыки, дети конструируют разнообразные домики. притом задание всегда усложняется за счет прибавления деталей (окон, дверей, дымохода, которое достигается при помощи подстановки элементов конструктора (например, подставляем к стенке домика пластину, и получается дверь).
Начиная со средней группы, могут применяться более непростые виды конструкторов, дозволяющие конструировать подвижные объекты, к примеру, подъемный кран или экскаватор. еще используются конструкторы с более сложным типом крепления деталей – креплениям на винтах, вероятно применение и магнитных конструкторов. определенный набор материалов для занятий по конструированию зависит от возможностей детского сада.
обучение по конструированию, как и большинство занятий в детском саду, проводятся в игровой форме, то есть дети осуществляют то или иное задание не потому, что это интересно само по себе, а для реализации какого-то игрового момента. То есть малыши конструируют кроватку, чтобы потом положить на нее куклу, строят мост через речку, чтобы потом под мостом проплыл кораблик и т.
Другой важной составляющей занятий по конструированию является обучение ребенка мыслить самостоятельно и находить пути решения поставленных задач. После того как дети изучат тот или иной блок конструирования, им обязательно будет предложено реализовать самостоятельное задание. К примеру, если дети обучились строить из кубиков башню, то на заключительном занятии по этой теме воспитатель сам построит такую башню и предложит детям соорудить башню повыше, чем та, что получилась у него.
Большинство детей просто любят конструировать, поэтому конструктор – эта та вещь, которая должна быть в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо – с одной стороны, ребенок заинтересован занимательным занятием, а, с другой стороны, это занятие содействует его всестороннему развитию.
спецификой обучения конструированию детей с НОДА является то, что конструктор должен быть более крупных размеров, при работе с природными материалами возможно использовать такой прием, как «рука в руке»
Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
В основе системы знаний и конструктивно – технических умений лежит зависимость создаваемых построек от их практического назначения, способствует объединению различных форм конструирования : по образцу, по условиям, по теме, по замыслу.
В процессе конструирования по образцу у детей формируются обобщённые способы анализа объектов и обобщённые представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов.
В процессе конструирования по по условиям, формируются обобщённые способы анализа конструируемых объектов с точки зрения этих условий, что существенно обогащает представления детей об этих объектах : раскрываются не только их структурные (как это было раньше, но и функциональные свойства. В результате обучения конструированию по нескольким (4-5) условиям старшие дошкольники овладевают умением строить собственную деятельность достаточно сложной структуры.
Всё это обеспечивает возможность детей конструировать по собственному замыслу - они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находить способы её создания.
Разработан новый тип задач – преобразование образца в соответствии с заданными условиями – является важным связующим звеном между конструированием по образцу и конструированием по условиям. Одновременно эти задачи являются эффективным средством активизации поисковой деятельности ребёнка и развития образного мышления.
Виды конструирования в детском саду
В зависимости от того, из какого материала дети делают свои постройки и конструкции, различают:
конструирование из строительных материалов;
конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
конструирование из природного материала.
Природный материал в качестве строительного возможно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это, прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) - пирожки и др. В более старшем возрасте, дети замораживают покрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.
Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. имеется разнообразная техника работы с бумагой:
сминание, разрывание, разрезание, сгибание.
Задачи в обучении и руководстве конструктивной деятельностью детей :
Воспитать у детей нужные умения и навыки конструирования.
Дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, сравнительной величине, о материалах, с которыми они работают.
Дети должны уметь объединять предметы по их общим признакам, сознавать зависимость между свойствами их формы и теми функциями, которые они выполняют. овладеть верные наименования материалов в их геометрических или технических определениях: в игровых строительных наборах - кубики, пластины (квадратные, прямоугольные, узкие, широкие и т., арки, бруски, цилиндры и т. Различать их по величине и по устойчивости. овладеть верные названия инструментов: молоток или киянка (деревянный молоток, гаечный ключ, отвертка, гвозди, винты, правильно пользоваться ими и знать их назначение.
Дети должны отлично знать природные материалы (кору сосны, шишки ели и сосны, семена клена и т.
предопределять фактуру бумаги (ватман, глянцевая цветная, писчая, знать тонкий картон, проволоку в изоляционной обмотке и т. Знать их особенности и способности использования. Дети должны уметь пользоваться клейстером, канцелярским и столярным клеем при склеивании различных материалов.
обучить детей работать целенаправленно, первоначально распределять свою деятельность, что является важным условием для успешного исполнения конструктивных задач.
прививать у детей независимость в работе, творческую инициативу.
Воспитывать умение контролировать свою деятельность, устремлять ее на более удобный путь решения задачи, предложенной воспитателем. Не прибегать к механическому воспроизведению приемам работы товарищей или ранее усвоенному способу, который в данном случае не может быть применен.
обучить понимать, что целью работ конструированием является не столько практический результат, сколько усвоение новых знаний и навыков, т. формировать у детей умение учиться, готовность к обучению в школе.
нужно еще извлекать богатые способности конструктивной деятельности для воспитания у детей ощущения коллективизма в работе.
Основные приемы обучения конструированию
Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.
Прежде чем приступить к практическому выполнению задания, необходимо рассмотреть предмет или образец, выделить основную и дополнительные части, затем продумать процесс изготовления, отобрать нужный материал, подготовить его (например, сделать выкройку из бумаги, подобрать и наклеить отдельные элементы оформления и т.) и только затем сложить и склеить игрушку. При этом определяют, из какого материала нужно выполнить конструкцию, в какой последовательности.
Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.
Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок. Например, в постройке - как сделать перекрытие на высоких устоях, как добиться устойчивой конструкции; в бумажном конструировании - как склеивать стороны закрытого куба или бруска; в работе с конструктором - как крепить колеса на осях с помощью гайки; в работе с природным материалом - из какого материала лучше сделать отдельные части, в каких случаях лучше применить для скрепления пластилин, клей, как пользоваться шилом и т.
Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.
При оценке коллективной работы отдельных групп детей воспитатель должен учитывать не только качество готовой продукции, но и сам процесс совместной деятельности, поощряя проявление уважения к работе товарищей,- инициативу в придумывании оригинальной конструкции, умении мотивировать свои предложения, договариваться друг с другом, кто что будет делать.
Вторая младшая группа.
Для конструктивной деятельности детей этого возраста свойственна непринужденная связь ее с игрой: в только что построенный трамвай сажают кукол, трамвай едет по линии, его перемещение ребенок сопутствует подходящими звуками.
Ребенка все сильнее занимает работа взрослых, сверстников, в связи с чем появляются сильнее постоянные формы совместной игры, в процессе которой формируются умения играть вместе, оказывать помощь друг другу, обращаться к товарищу за помощью, радоваться успеху друг друга. Правда, совместные игры еще неустойчивы, кратковременны, требуют определенного руководства со стороны воспитателя.
Программа конструирования в этой группе порядочно усложняется.
фундаментальный материал для конструирования - строительный. комплекты его пополняются новой деталью - бруском. Дети знакомятся с ним, выясняется при этом его отличие от других деталей (кубика, кирпичика, пластины, в каком положении он наиболее устойчив: когда стоит вертикально или лежит. Дети усваивают название, пользуются им в игре, учатся различать большие и маленькие бруски.
У детей фиксируются конструктивные навыки, какие они приобрели в первой младшей группе :
-располагают кирпичики, пластины на плоскости в 1-2 ряда (дорога для машин, трамвайная или железнодорожная линия,
-расставляют их вертикально, в ряд, на некотором расстоянии друг от друга либо плотно приставляют друг к другу (загородка для птиц или животных, забор для садика и др.
-закрепляется знание делать элементарные перекрытия - одно- и двухъярусные (ворота, вышка для голубей, домик). вдобавок уделяется увлечение заблаговременному обследованию общего вида образца, а затем отделяются основные части.
Дети обучаются беречь порядок на своем рабочем месте: раскладывают строительный материал на столах в том порядке, в каком показал воспитатель. По окончании работы и игр разбирают постройку, кладут материал на столе в том порядке, в каком он находился перед занятием.
Средняя группа.
Дети четырех лет приобретают достаточно стабильный интерес к строительным играм. Они хорошо знакомы с отдельными деталями строительного материала, знают их назначение.
Опыт конструирования, приобретенный детьми раньше, дал им возможность принять некоторые технические навыки, запомнить способы создания простых построек, которые они легко повторяют в своих играх.
В процессе конструирования детей учат следующим техническим умениям:
замыкать пространство, сооружать несложные постройки разных размеров, используя соответствующие игрушки (для большой куклы - большую кроватку, для маленькой - маленькую, для пешеходов через речку - низкий мост, если по речке плавают теплоходы - высокий и т., соразмерять постройки между собой (стол и стул, кровать и стул и т. Отбирать детали по величине, форме, цвету, при этом учитывать их устойчивость в соответствии с особенностями постройки, запоминать последовательность ее выполнения.
Дети усваивают в процессе обучения, что детали обладают разной степенью устойчивости, которая зависит и от положения на плоскости, и от сочетания с другими деталями: кубик на любой грани устойчив; тоже устойчивы кирпичик и пластина, положенные на широкую грань, брусок, положенный на любую длинную боковую грань. Кирпичик и пластина, поставленные вертикально между кубиками или призмами, приобретают большую устойчивость.
Детей знакомят с тем, что одни детали можно заменить другими, соответственно соединив их: два кирпичика, положенные один на другой на широкую грань, заменяют два кубика, из 2-3 кубиков можно составить брусок. Важно, чтобы дети усвоили принцип замены, а во время исполнения постройки надо направлять их на самостоятельное решение таких задач: «Подумай, чем можно заменить кубики, если их не хватает». Это задание полезно выполнить на занятии, когда дети знакомятся с бруском. Сравнив его с другими деталями и определив его особенности, предложить догадаться, из каких деталей можно составить брусок, и самому ребенку показать, как это сделать. Для сооружения постройки преднамеренно дать меньше, чем нужно, брусков и больше кубиков, чтобы перед ребенком встала задача замены брусков кубиками.
Таким же примерно образом дети знакомятся с отношением между другими деталями: из двух кирпичиков или из двух пластин можно получить брусок и т.
В средней группе следует обучать детей строить вместе. У каждого должен быть самостоятельный объект стройки: один строит гараж, другой - мост, предварительно договорившись, кто что будет строить. А затем уже дети вместе достраивают то, что нужно для игры (дорогу или что-то другое).
В средней группе примерно во втором квартале учебного года вводится новый вид занятий - конструирование из бумаги, коробок, катушек и других материалов. Дети обучаются некоторым операциям с бумагой: сгибать лист пополам, добиваясь совпадения при сгибе сторон и углов, приклеивать мелкие части (окна, дверь, трубу и т.) к основной форме.
Задача состоит в том, чтобы первые навыки, которые приобретают дети, были усвоены, чтобы в работе с бумагой и клейстером они стремились как можно точнее, тщательнее выполнить задание. Детскими игрушками из бумаги можно дополнить постройки из строительного материала, например, гирляндами флажков украсить катера. Домики, грузовики, автобусы использовать в различных сюжетных играх.
Старшая группа.
Игры детей старшей группы делаются интереснее, разнообразнее. В них отображается уже более просторный круг знаний, которые они приобретают из непосредственных наблюдений окружающего мира, из обширной информации по радио, телевидению, из книг и рассказов взрослых. реальность в играх детей отражается значительно полнее. В определении замысла и развитии сюжета появляется большая самостоятельность.
Успех в деле добивается еще и тем, что дети могут запомнить и рассказать, как они собираются действовать, хотя это удается им еще не так легко. Воспитатель помогает детям конкретно и точно излагать мысли.
Дети продолжают обучаться разбирать образцы готовых поделок, конструкций, выделять в них существенные признаки, объединять их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения предмета.
У детей производится знание независимо рассматривать предметы, знать порядок пользования ими без помощи воспитателя. Они должны уметь выделять основные этапы создания конструкций и самостоятельно планировать их изготовление, объективно оценивать качество своей работы и работы товарищей, находить причины неудач.
Для конструирования из бумаги и дополнительного материала ребята должны научиться:
- сгибать бумагу пополам, вчетверо, в разных направлениях (по диагонали, по средней линии, по диаметру в круге, сглаживая сгибы,
-делать надрезы по начерченным линиям до следующего сгиба или линии.
На занятиях конструированием из строительного материала продолжают работу по обучению детей некоторым техническим навыкам:
-соединять несколько плоскостей в одну большую,
-связывать между собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, цилиндры, подготавливая основу для перекрытий,
-делать постройки прочными.
Ребята должны хорошо усвоить все детали наборов и пользоваться верными названиями: длинная, короткая, широкая, узкая, квадратная, треугольная пластина, большой (маленький) куб, брусок, цилиндр; уметь ориентироваться в форме сторон деталей: у куба стороны квадратные, у бруска боковые стороны прямоугольные, торцовые - квадратные и т.
Ребята обязаны групповые постройки (детский сад с участком, зоопарк, вокзал, колхоз, пионерский лагерь и т.) делать коллективно.
В старшей группе дети выполняют работы по образцам, по условиям, предложенным воспитателем, на тему и по собственному желанию. На первых занятиях дети в основном строят по готовому и полуготовому образцу. Например, здания одно-, двухэтажные, с квадратным и прямоугольным основанием, простой и более сложной конструкции. В результате формируются обобщенные способы конструирования, что позволяет перейти к заданию по условиям: построить дом для 2-3 кукол, двухэтажное здание с широкими витринами на первом этаже и т.
Необходимо, чтобы в игре дети использовали навыки изобразительной деятельности, которые они приобрели (лепка, рисование, аппликация). Так, при создании зоопарка дети сооружают из строительного материала клетки для животных, самих животных лепят, затем раскрашивают, делают из природного материала зеленые насаждения. Выполняя задание коллективно, ребята учатся согласованно и дружно работать.
Продолжают мастерить игрушки из природного материала.
В уголке изобразительной деятельности должны быть альбомы с фотографиями поделок из природного материала. Они необходимы для того, чтобы вызвать у детей интерес к самостоятельному изготовлению игрушек.
Любые изделия, которые изготавливают дети, должны находить применение в их играх.
Подготовительная к школе группа
Для детей этого возраста конструирование является одним из интересных занятий. У них уже есть опыт в познании окружающей действительности, осознанное отношение к технике, к архитектурным памятникам. Они уже в состоянии дать элементарную эстетическую оценку различным сооружениям, предметам архитектуры. пытаются быть более организованными в работе, умеют считаться с требованиями коллектива, быть дисциплинированными, контролировать свою деятельность.
Дети этой группы, как и всех других групп, занятия конструированием тесно связывают с игрой.
Дети должны знать, что для успешной работы необходимо:
-четко представлять предмет, его строение, пространственное положение;
-иметь хорошие технические навыки;
-видеть последовательность операций, необходимых для изготовления поделки, конструкции. Они уже конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу. Образец чаще используют для сопоставления объемной игрушки с ее плоскостной выкройкой-разверткой. Здесь детям предлагаются тема и условия, которым должна отвечать игрушка, постройка. И в этой группе занятия конструированием тесно связаны с игрой. Нередко у детей возникает желание переделать игрушки, постройки или изготовить новые.
В подготовительной к школе группе ребята уже знают, что существуют жилые и общественные здания (школы, театры, детские сады, больницы, вокзалы, у всех зданий независимо от назначения обязательно есть фундамент, стены, крыша, окна, двери. Жилые здания, школы, больницы и т. могут быть разными и по величине, и по архитектуре. Поэтому при сооружении их дети строят не вообще дома, а здания конкретного назначения, например вокзал, театр, магазин и т., соответственно оформляя их архитектурно (у магазина - витрины, у театра - фронтон, красивый фасад с колоннами и т.
В подготовительной к школе группе на занятиях конструированием из бумаги и дополнительного материала детям необходимо освоить следующие способы работы: складывать квадратный лист бумаги в 16 маленьких квадратиков, затем сделать выкройки кубика, бруска, таких же по форме коробочек, а уж потом выполнить из них игрушки;
делить лист бумаги по диагонали;
чертить круг с помощью шнурка и карандаша;
делать игрушки, складывая лист бумаги в разных направлениях;
готовить бумажные формы, которыми дети пользуются как деталями для изготовления объемных игрушек (автомашин, елочных игрушек и т.
Дети 6-7 лет могут изготовить игрушки из картона, отдельные части которых делаются подвижными (зайчик шевелит ушами, Петрушка машет руками, двигает ногами и т. Для таких игрушек заготавливают шаблоны из плотного картона. Дети обводят их на картоне тонким карандашом, вырезывают, раскрашивают, а затем соединяют части с помощью ниток или проволоки. Продолжается обучение комплексным постройкам, которые дети выполняют коллективно. Это - детский сад с участком, пионерский лагерь, на территории его дети строят мачту с флагом, палатки, площадку для игры в волейбол и т.
У детей проявляется особый интерес к технике, который следует поддерживать. Для игры давать всевозможные «Конструкторы», из которых они сами сделают различные образцы самолетов, автомашин с подвижными колесами. При этом ребята овладевают приемами работы с гаечным ключом, киянкой, гайками.
В подготовительной к школе группе дети продолжают делать игрушки из природного материала: коры деревьев, шишек сосны и ели, ореховой скорлупы, желудей, обверток кукурузных початков, птичьих перьев, репейника и т.
Старшие дошкольники уже конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу. Образец чаще используют для сопоставления объемной игрушки с ее плоскостной выкройкой-разверткой. Здесь детям предлагаются тема и условия, которым должна отвечать игрушка, постройка, например, выполнить из природного материала зверушек, которые бы свободно разместились в клетках зоопарка, сделанного из строительного материала; из круга, разрезанного по радиусу, изготовить игрушку, у которой конус будет основной частью.
Обучение детей коллективному труду - одна из важных задач воспитания у них чувства товарищества. Для этого педагог предлагает ребятам вместе обдумать замысел, подобрать материал, распределить работу между собой и ответственно отнестись к участию в общей работе.
Особое внимание следует уделить воспитанию организованности в работе, трудолюбию. Ребята привыкают к порядку, когда сами заранее готовят материал к занятию, самостоятельно убирают все на место после окончания работы.