Папки-передвижки

Логико-математическое развитие дошкольника в современных условиях

Ирина Егорова
Логико-математическое развитие дошкольника в современных условиях

Содержание работы:

1. Пояснительная записка.

2. План работы на II младшую группу.

3. План работы на среднюю группу.

4. Конспект занятия.

Пояснительная записка.

В ООП МДОУ «Детский сад Радуга» определены основные задачи работы с детьми. Одной из задач является – развитие интеллектуальных способностей и творческого воображения как залог успешности ребёнка в образовательной деятельности.

Я так организовываю деятельность детей, что они в процессе своей деятельности делают открытия и путём решения проблемных задач узнают что-то новое.

Публикация «Логико-математическое развитие дошкольника в современных условиях» размещена в разделах

Использую развивающие игры : блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, методические разработки Л. Г. Петерсон.

Главное, что я считаю, это учить детей мыслить логически, развивать воображение, творчество, умение строить предположения, делать умозаключения.

В планировании проведения занятий включаю развивающие игры и игровые упражнения.

Главная цель этих игр совершенствовать словесно- логическое мышление, развивать память, наблюдательность, сообразительность у детей. Дети хорошо и в полном объёме осваивают программу, а по некоторым её разделам превышают программные требования.

Во время образовательной деятельности дети не просто исследовали разные математические объекты, а придумывали образы цифр, геометрических фигур, выполняли задания, предполагающие различные варианты решений.

Для формирования у детей познавательной активности мною создана соответствующая развивающая среда. Это конструкторы математического содержания, развивающие игры, логические блоки Дьенеша, панно с задачками, геоконты и. т. д.

Периодически обновляется уголок математики разнообразными головоломками, палочки Кюизенера, игры Б. Никитина, З Михайловой, В. Воскобовича, логическая мозаика, мнемотехнические таблицы и др.

В режимные моменты использую игры и игровые упражнения с математическим содержанием для закрепления пройденного материала. Занятия проходят в форме игры решаются проблемно- поисковые ситуации. Дети свободно рассуждают, доказывают правильность своего решения, оказывают помощь друг другу.

Используется технология ТРИЗ, задачи А. Зака.

Диагностика детей в подготовительной группе:

Сроки проведения Уровни готовности %

высокий средний низкий

Октябрь 2022 64 23 13

Апрель 2023 77 23 -

У детей хорошо сформированы вычислительные навыки. Преобладает высокая мотивированная готовность к обучению в школе.

«Математическое развитие и формирование у детей мыслительных способностей в процессе совместно- игровой деятельности.

II младшая группа

Цель:

Развитие творчества и интереса к знаниям.

Задачи:

1. Освоение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник)

Классификация фигур по форме, цвету, величине.

2. Сравнение групп предметов по количеству и числу (много, один, мало,

2-3, больше, меньше).

3. Сравнение предметов по длине, ширине, высоте.

4. Ориентация по отношению к «себе» (вверху, внизу, впереди, сзади, справа, слева).

5. Использование в речи: утро, день, вечер, ночь.

Сентябрь

Начало года - период адаптации к условиям жизни в дошкольном учреждении.

Поэтому главная задача не обучающая, а создание домашней обстановки в группе. Больше уделять внимания коллективным, весёлым играм, больше времени проводить на свежем воздухе, делать детям приятные сюрпризы.

Дидактические игры на ознакомление с новой обстановкой.

Игры Цель.

«Встретим новичка» Научить распознавать и сравнивать цвета, различать размеры, закрепить знания о названии и назначении одежды. Формировать доброжелательное отношение друг к другу.

«Игрушки»

«Покажи Мише наши игрушки»

Закрепить умение пользоваться игрушками по назначению и бережно относить к ним.

«Назови действия» Закрепить и систематизировать представления детей об использовании повседневных предметов.

«Магазин» Закрепить у детей умение выделять характерные признаки предметов, учить азам обобщения, классификации.

«Фонарик» Закрепить у детей умение различать, передавать цвета.

Полезные игры

• Бондаренко «Словесные игры» :

«Поиграем с пальчиками» - «повстречались», «сорока- ворона», «наши

имена»

• Величина (упражнения)

1. При одевании сравнение обуви (большие и маленькие)

2. Во время обеда сравнить большие и маленькие тарелки

3. На прогулке собирать большие маленькие камешки.

4. При рассматривании картинок показывать где изображены маленькие предметы (мышка, цветок) и большие (дома, машины)

5. «Домики» - предложить построить из кубиков «большой и маленький домик».

Эти задания позволяют учить детей сравнивать и подбирать предметы по величине, использовать в речи «большой- маленький»

Создание обучающей среды.

Пластмассовые и деревянные конструкторы, ящик с бросовым материалом, 2-3 набора разрезных картинок/на кубиках и плоскостных/

Картинки могут быть разрезаны на 6, 8 частей, матрёшки, пазлы, пирамидки, вкладыши, шаблоны и трафареты.

Н/ печатные игры: «Подбери и назови», «Сказки», «Подбери пару», «Сложи из палочек», «Составь из фигур», «Кубики Никитина»

Настольно – плоскостные театры

Книжки- раскладки в картинках

Наборы открыток: «цветы», «насекомые», «рыбки», «обобщающие понятия»

Коллекция шишек, ракушек, образцов ткани…

Октябрь (цвет, количество, форма)

Цвет:

Игра Цель

«Игры с пальчиками» В. Цвынтарный Вырабатывать моторную подвижность пальцев.

«Составление фигурок из палочек»В. Цвынтарный

«Сравни цвет одежды друг у друга» «Какого цвета листья на деревьях» «магазин игрушек» Упражнять детей в различении и назывании основных цветов.

Развлечение : «Подарки принца из жёлтого царства/см. подробное описание «Математика для малышей» стр. 15 Сербина.

«Количество» - учить детей сравнивать предметы по количеству, понимать и употреблять в речи слова: много- мало, пустой - полный.

Задания»

1. На прогулке – в одно ведро положить много песка, в другое – мало;

В одно положить много листочков, в другое – мало

2. Во время игровой деятельности в группе – «Мишка голоден, он съест много каши, ему надо дать (какую) –большую миску, а кукла мало ест, ей дадим (какую) - маленькую миску…»

3. Во время одевания спросить - много ли ребят пришло в куртках, комбинезонах…

4. «Покажите пальчики» - один, много

5. При засыпании песка в ведёрки обращать внимание, когда они пустые, а

когда заполнены.

Форма

Игра Цель

«Найди такой же», «На что похоже» /Математика от3 –до 6-ти стр. 15 Различение и называние геометрических фигур. Установление соответствия между двумя группами предметов.

«Цвет форма» лото Учить детей выкладывать орнамент из геометрических фигур. Развивать восприятие формы, учить анализировать расположение предметов на плоскости.

«Гибкий квадрат»

«Сложи узор»

Ноябрь/величина, ориентация по отношению к себе/

«Сутки»

1. Варианты заданий.

- П/и «Каравай»

- Из короткой и длинной полоски склеить 2 кольца (большое и маленькое).

- На большой круг наклеить маленький.

- Нарисовать следы больших и маленьких зверей, или

рассмотреть их.

- Игра «Закончи предложение» (см. стр. 12 «Математика для

малышей» Сербина.

Ориентация.

Игра:

Дидактическая игра для ознакомления с категориями «впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева» («Развитие логического мышления» см. пособие А. В. Басов, Л. В. Тихомирова)

Цель: Развивать восприятие, память, внимание и мышление ребёнка.

Различение частей суток.

Игровые упражнения «Когда это бывает» (Математика от 3- х до 6-ти» стр. 23) – Учить детей с помощью модели различать части суток/утро, день, вечер, ночь/

IIквартал/декабрь, январь, февраль/

Задачи:

1 Различение геометрических фигур: круг, треугольник, овал, квадрат и правильно их называть.

2. Различение контрастных частей суток: утро- день

день- вечер

3. Определение количества до 5-ти

4. Объединение предметов по общему признаку

Декабрь

Определение количества

Игры Цель

Словесные игры

«Ладушки», «Котята», «Лягушки» «Оливер Твист», «Воробьи». /см. «Математика для малышей». Чтение сказок «Петух и бобик», «Бесхвостая лиса» Научить детей с помощью стихов и сказок усвоить названия и порядок первых чисел

Упражнения в счёте

Д/игра «Собери картинку» несколько вариантов

Д/игра «Найди свой домик» Учить из 4-частей и более составлять целое

Январь

Временные отношения

Варианты заданий

1. Рассказать о том, что делают люди в то, или иное время суток/утро, день, вечер, ночь/

2. Сделать вместе с детьми цветовой фон день-ночь

3. Настольно-печатная игра» Когда это бывает» /стр. 24 «Математика от3-хдо 6-ти» Закрепление знаний о частях суток.

Февраль

Классификация/объединение предметов по общему признаку/

Варианты заданий

Цель:

Учить детей выделять из набора предметов две, а затем и более группы по названию

1. Сложи в одну коробку все шишки, а в другую- все ракушки.

2. Собрать в один «домик» всех игрушечных зайчат, в другой- собачек, в третий –котят

3. Сложить в одну кучку носки, варежки.

4. Среди открыток выбрать те, на которых изображены цветы, деревья, кустарники…

5. Среди детей выделить девочек, мальчиков

Классификация по отдельным признакам

Варианты заданий:

1. Сложить в одну кучку длинные, а в другую- короткие палочки, ленточки, верёвочки…

2. Сложить в одну коробку кубики, в другую- кирпичики, в третью- шарики.

3. Сложить в первую кучку – красные кружочки, во вторую – синие кружочки, в третью- жёлтые, в четвёртую – зелёные.

4. С закрытыми глазами рассортировать предметы на две группы – легкие, тяжёлые.

III квартал/март, апрель, май/

Март.

1. Сравнивание контрастных и одинаковых предметов.

Метод приложения, сопоставления на глаз.

2. Группировка и воссоздание из геометрических фигур/круг, овал, квадрат, треугольник/ различных изображений.

Игра Цель:

1. «Чем похожи и чем отличаются» сравнение двух кукол, картинок, геометрических фигур

- «Подбери пару», «Уголки», стр. 31 «Математика от 3-х, до 6-ти», «Купим пуговицы», «Весёлый гном», стр. 30

- Игровое упражнение «У кого хвост длиннее»

Развитие аналитических способностей, умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Развитие воображения, памяти.

2. «Конструктор» - делать возможные фигуры из геометрических фигур:

- «дом» - квадрат, треугольник, «ракета», «корабль», «машина» - умение составлять из частей целое

Апрель.

Игры на развитие внимания

«Что изменилось», «Найди отличия», «Найди одинаковые предметы», «Ухо-нос», «Карлики – великаны», «Замри», «Повторяй за мной», «Платочек», «Съедобное- несъедобное», «тут что-то не так» (см. описание «Математика для малышей», стр. 63, 64)

Игры на развитие памяти

«Опиши по памяти», «Найди картинку» /на короткое время показать детям картинку, а затем из набора похожих картинок предложить выбрать ту, которую показали….

Май

Формирование операции «сериации».

Серии можно составлять по размеру, по форме, по цвету, по количеству

Варианты заданий:

1 На прогулке разложить по возрастанию длины листья, палочки,

по величине - камешки, «кулички»

2 Разложить полоски бумаги по уменьшению ширины.

3. Разложить картинки по цвету (по сгущению или осветлению красок.)

Литература:

1. «Развитие творческого мышления детей», Симанивский

2. «Развитие познавательных способностей» Л. Б. Тихомирова

3. «Математика для малышей» Сербина

4. «Дидактические игры» Бондаренко

5. «Математика от 3-х до 6-ти»

6. «Играем пальчиками, развиваем речь»

Формирование у детей навыков группировки

и классификации предметов по соответствующим

признакам во время совместно- игровой деятельности.

Средний возраст (4-5 лет)

Задачи:

1. Воспитание у младших дошкольников интереса к математическим знаниям.

2. Формирование навыков анализа предмета – выявление разнообразных свойств, сопоставление и обобщение их.

3. Формирование мыслительных и интеллектуальных способностей.

Сентябрь – ноябрь.

Задачи:

1. Развитие детского творчества и воображения.

2. Открытие ребёнку красоты и богатства мира.

3. Обучение детей классификации предметов по внешним признакам.

Сентябрь -месяц.

Выделять из набора предметов две группы предметов по названию, описанию.

1. Сложить в одну коробку все шишки, а в другую все ракушки.

2. Во время одевания на прогулку разделить детей на группы: тех, кто одет в комбинезон, и тех, кто одет в куртки, в группе по принципу – кто пришёл в носках, а кто в колготках.

3. Из набора открыток выделить те, на которых изображены цветы, грибы, деревья. Выделить группы птиц, рыб, зверей, насекомых.

Предложить н/п игру «Зоологическое лото».

4. Собрать в один обруч- домик всех игрушечных зайчат, в другой- собачек, в третий -котят.

Октябрь месяц

Классифицировать предметы по отдельным признакам.

1. Положить в одну коробку маленькие пуговицы/ракушки, скрепки, камешки. /, а в другую – большие

2. Сложить в одну кучу длинные палочки/ ленточки, верёвочки. /, а в другую –короткие.

3. Справа от себя положить широкие ленточки, а слева –узкие.

4. Сложить в одну коробку кубики, в другую –кирпичики, в третью- шарики.

5. Сложить в одну кучку красные кружки, в другую- зелёные, в третью- белые, в четвёртую- черные, в пятую-жёлтые, в шестую-синие. Рассортировать по цвету ленты.

6. С закрытыми глазами рассортировать камешки на лёгкие и тяжёлые, разделить предметы на мягкие и твёрдые.

Ноябрь месяц.

Классификация предметов по знаемым признакам/это те, которые не видны непосредственно/

Задачи:

Развитие у детей творчества, воображения.

Формирование операцию сериации.

Умение анализировать предметы с точки зрения наличия или отсутствия одного, или двух заданных свойств.

Варианты заданий:

1. Выбрать из группы предметов те, что тонут, те, что притягиваются магнитом.

2. Из набора карточек выбрать животных, живущих в воде, животных, которые уметь летать. Выбрать то, что можно есть, то, что сделано человеком.

3. Из набора карточек те, на которых изображены 3, 4, 5 предметов.

4. Выполнить коллективную аппликацию «Где ты живёшь?» Задача детей расселить всех животных по местам.

Декабрь месяц.

Формирование операции сериации- построение упорядочных возрастающих и убывающих рядов.

Варианты заданий.

1. На прогулке разложить палочки по возрастанию длины, камешки или снежки по величине.

2. Разложить ленты по уменьшению ширины.

3. Разложить многоугольники в порядке увеличения или уменьшения углов.

4. Вылепить и наклеить на картон шарики, колбаски, баранки, косички, крендельки, разложив их по возрастанию величины.

5. Выполнить коллективную аппликацию «ёлочки». Дети наклеивают высокие и низкие ёлочки, составляя их из равнобедренных треугольников. Так же проводится аппликация «снеговики».

Январь месяц.

Учить выделять в предметах одно заданное свойство.

Варианты заданий.

1. Найди такой же круг, квадрат, треугольник.

2. Найти геометрическую фигуру такого же цвета как у данной.

3. Найти геометрическую фигуру такого же размера из трёх разных по величине.

4. Возьми геометрическую фигуру только такого цвета, как «цветок». Использовать наглядное пособие.

5. Возьми любую фигуру, кроме той на которую показывает стрелка. Использовать наглядное пособие / на квадрате тё много фона наклеены геометрические фигуры белого цвета: круг, квадрат, треугольник. В середине стрелка, которая при вращении указывает на одну из фигур для её отрицания.

Февраль месяц.

Умение выделять признаки предметов и их пространственное расположение.

Игровые упражнения.

1. Построить второй ряд так же, как построен первый ряд.

2. Построить второй ряд из таких же фигур, но большего или меньшего размера.

3. Построить цепочку так, чтобы не было двух одинаковых по цвету, затем по размеру, форме фигур.

4. Придумать ряд из двух кругов и одного треугольника, или из одного круга и двух квадратов.

Март, апрель, май месяца.

Отрицание некоторого свойства у предмета. Умение видеть характерные признаки предметов.

Упражнения:

1. Возьмите любую геометрическую фигуру кроме

- круга

- квадрата, треугольника

2. Возьмите любую фигуру кроме той, на которую показывает стрелка/ использовать дидактическое пособие с кругом, см. план за январь месяц.

3. Игра со значками «Разговаривать геометрические фигуры/блоки/могут с помощью значков»

цвет, форма, размер /большой, маленткий/,толщина /толстый, тонкий/.

Апрель, май месяца

1. Формирование умения анализировать предметы, выявляя в них разные свойства

2. Сопоставление по свойствам и обобщение предметов/смотри пособие «Давайте вместе поиграем/

3. Выполнение заданий на кассификацию фигур/блоков/.

• Разбить фигуры/блоки/на группы красные, синии, жёлтые

• Разбить блоки-толстые, тонкие

• Разбить фигуры/блоки/- круги, треугольники,квадраты,прямоугольники

• Объединени двух признаков предмета. Ввести карточки.

Продолжение работы с блоками в старшем возрасте.

Литература:

1. Мария Фидлер Математика уже в детском саду

2. Е. В. Сербина Математика для малышей»

3. «Давайте вместе поиграем» методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логические фигуры.

Публикации по теме:

Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы)Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы) Совсем недавно во всех образовательных организациях нашей страны прошли различные мероприятия, посвященные «Дню защитников Отечества».

Как организовать жизнь дошкольника в условиях самоизоляции на дому? – Как организовать жизнь дошкольника в условиях самоизоляции на дому? – Во-первых, обратите внимание на организацию пространства – доступность:.

Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника»Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Консультация педагога-психолога Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Каждый.

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр» Зачем ребенку логика? Дело в том, что в каждом возрасте создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции организма.

Опыт работы «Логико-математическое развитие детей старшей группы ДОО»Опыт работы «Логико-математическое развитие детей старшей группы ДОО» Цель: - способствовать развитию познавательной активности и логических способностей детей. -формировать стремление к самостоятельному познанию.

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях» В современном мире, в период нестабильности в обществе, тема патриотического воспитания очень актуальна и является одним из центральных.

Презентация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в рамках образовательного пространства в современных условиях» В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего.

Работа с родителями в современных условияхРабота с родителями в современных условиях В современных условиях достичь высокого качества образования дошкольников, возможно только при активном сотрудничестве с родителями. Наша.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логико-математическое развитие дошкольника в современных условиях
Опубликовано: 30 августа 2023 в 09:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД