Познавательно-творческий проект с детьми средней группы «Русская народная игрушка»

Елена Демина
Познавательно-творческий проект с детьми средней группы «Русская народная игрушка»

Ход презентации

В группу приглашаются дети средней группы, педагоги, родители под музыкальное сопровождение (звучит русская народная музыка). Ведущий предлагает походить по группе и рассмотреть экспонаты нашего музея.

Познавательно-творческий проект с детьми средней группы «Русская народная игрушка»

Хозяйка:

- Дорогие наши гости, сегодня мы пригласили вас, чтобы вы посетили созданный нами мини-музей русской народной игрушки. В начале учебного года мы с ребятками заинтересовались вопросом, как появились первые игрушки, в которые играли дети в далеком прошлом. Ребятки наши узнали, что в давние времена не было фабрик, заводов, магазинов, не было таких материалов, как пластмасса, резина, искусственный мех, пластик, из которых сделаны современные игрушки. И мы решили узнать, во что же играли наши бабушки и пробабушки.

Ребята, давайте расскажем нашим посетителям, что мы узнали.

Дети:

Пусть вам лучшею подружкой,

Станет русская игрушка.

И недаром все музеи,

Дорожат, гордятся ею.

Хозяйка:

Сейчас мы расскажем вам о самых древних игрушках, которые изготовили наши родители с детьми именно так, как их делали очень, очень давно. Воспитатель предлагает детям взять в руки куколки-обереги.

Хозяйка начинает рассказ:

У обрядов на Руси множество заветов,

И один из них - шитьё кукол-оберегов.

По поверью, талисман, защитит хозяев,

Забирая на себя бремя испытаний.

Из различных лоскутков ношеной одежды,

Катали мамы куколок с верою, надеждой.

Но единственный запрет: предки опасались,

Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.

Они древности полны и не так пустячны,

Из соломы и золы, глины настоящей.

До рождения дитя, делали "мотанку"

И ложили в колыбель для чертей обманку.

Дети:

Чтоб малыш спокойно спал, зайчик духов отвлекал.

.

А Желанница была девушкам - подружка.

С длинным волосом из пряж - тоже не игрушка.

Чтоб желание сбылось - в косу ей вплетали

Ленту алую, потом исполненья ждали.

Крупеничка - оберег сытости, достатка.

Наполнялась сплошь зерном, гречкой, для задатка.

От кормилицы Земли силы приходили.

Под иконами в углу бережно хранили.

Травница - её травой наполняли разной.

Хвоя, мята, зверобой - служит безотказно.

По избе душистый дух лета разносился,

В этой куколке секрет - способ излечиться.

Символ Солнца – Конь-огонь, добрых отношений.

Он мужчин берег покой и спасал от лени.

Хохотушки по весне - стало быть, Веснянки,

Жизнерадостной судьбе верные служанки.

А традиции храня многовековые,

Главная в дому всегда - кукла Берегиня.

Хозяйка:

Обереги без лица, кажется незримо,

Отделят добро от зла неисповедимо.

Сколько вложено любви неприметной, тихой,

И защита на века от любого лиха.

- Вот в такие куколки и игрушки играли в далекой древности.

Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки изготовленные руками детей и их родителями из соленого теста.

Хозяйка: вот эти игрушки на Руси называли мукосольками и хлебосольками. Как вы думаете, почему их так называли?

Дети: потому что их делали из муки и соли, из теста.

Хозяйка: правильно. Зародилось искусство тестопластики на севере России. В старину рукотворные диковины в виде фигурок людей и животных тоже служили оберегами. На Рождество жители - поморы лепили фигурки и дарили их знакомым, близким и детям, приговаривая: «Пусть у вас хлеб да соль водится, и никогда не переводятся!». Старинный славянский обычай – встречать гостей хлебом-солью – пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Даря такие игрушки-обереги, желали мира и достатка.

А сейчас отгадай те загадку про игрушку, которую любят и знают все.

Развесёлые сестрицы,

Озорные молодицы!

Хороши, румяны щёчки,

На передниках – цветочки!

Хлопайте в ладошки, русские. (матрешки).

Девочки исполняют танец матрешек, гостей приглашают потанцевать с матрешками.

Мы веселые матрешки,

Ладушки-ладушки.

На ногах у нас сапожки

Ладушки-ладушки.

Завязали мы платочки,

Ладушки-ладушки.

Разгорелись наши щёчки,

Ладушки-ладушки.

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки-ладушки.

Мы похожи словно сестры,

Ладушки-ладушки.

Хозяйка: (берет в руки дымковскую барышню) ребята, что у меня в руках за игрушка?

Дети: дымковская игрушка.

Хозяйка: правильно. Сейчас наши дети расскажут вам про нее.

Дети:

Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок,

Знаменита деревушка

Яркой глиняной игрушкой.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету света дымного,

А есть любовь людей.

А вот этот хоровод

В селе Дымково живёт?

Платья яркие в горошек,

Много точек и дорожек,

И на белом материале

Мастерицы расписали.

Постарались от души,

Ах! Игрушки хороши!

Хозяйка: (показывает гостям Филимоновскую игрушку) а это что за игрушка?

Дети: филимоновская игрушка.

Хозяйка: давайте расскажем гостям, что мы узнали про эту игрушку.

Филимоновская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Эй, дружок, да подойди же,

На игрушку погляди же:

Наш петух из Филимоново

Раскрашен он ярко, здорово.

Полоски красные, зеленые,

На ножках веточки сосновые.

Петя полосатенький,

Очень привлекательный.

Хозяйка: ребята, скажите, а из чего чаще всего делали русские игрушки?

Дети: из глины и дерева.

Хозяйка: верно. Посмотрите на экспонаты нашего музея и угадайте, про какую игрушку я вам сейчас загадаю загадку.

Тук-тук, щёлк-щёлк,

Медведь, мужик, лиса и волк,

Деревянные игрушки

И медведи, и старушки

То сидят, а то стучат.

Ребятишек всех смешат.

Дети: богородская игрушка.

Хозяйка: а чем интересна и необычна эта игрушка?

Дети: она двигается, в ней есть механизм.

Хозяйка: правильно. В селе Богородском проживали такие мастера, которые не просто вырезали игрушки из дерева, но и приводили их в движение.

Хозяйка предлагает поиграть в эти игрушки и рассмотреть, как они двигаются.

Хозяйка: а сейчас я предлагаю вам видеоигру «Что лишнее?». На экране телевизора вы увидите группы игрушек. Вам надо узнать игрушки, сказать, как они называются, и определить, какая среди них лишняя.

Хозяйка: дорогие гости, мы надеемся, что экскурсия по нашему музею вам понравилась, и вы много узнали нового и интересного. На этом экскурсия окончена, и хочется еще раз отметить красоту, неповторимость, индивидуальность народной игрушки, потому что автор, который ее изготавливал, вкладывал в нее свое настроение, душу и частичку себя. Спасибо, что посетили наш музей.

Воспитатели и дети провожают гостей под песню «Русский сувенир».

Дети других групп детского сада с удовольствием посетили наш музей.

Используемая литература и музыкальный репертуар: «Обереги» - стихи Э. Поповой; стихи В. Василенко, В. Фофанов; «Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе» книга для педагогов и родителей. (издательский дом «Цветной мир» 2013); песня «Веселые матрешки» сл. М. Пляцковский, муз. В. Шаинский; песня «Русский сувенир».

Публикации по теме:

Проект «Русская народная деревянная игрушка матрешка» "Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Конспект НОД по дополнительному образованию «Русская народная игрушка. Украшение матрешки» Конспект НОД по дополнительному образованию в старшей логопедической группе «Радуга» (кружок «В горнице») воспитатель: Л. А. Бажкова ноябрь.

Конспект ООД по ФЦКМ «Русская народная игрушка» (старшая группа) Конспект ООД Познание ФЦКМ «Русская народная игрушка.» (старшая группа)Подготовила воспитатель-Цыряпкина Наталья Александровна. [/b] Цель:приобщать.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе «Русская народная игрушка матрёшка»Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе «Русская народная игрушка матрёшка» Цель: продолжать развивать у детей фантазию и воображение, научить новым способам нетрадиционного рисования- «монотипия» и «методом тычка»;.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка»НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка» Задачи: Воспитательные: Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом.

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка матрешка» Цель: Ознакомление детей с русской народной игрушкой – Матрешка. Образовательные области: Коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое.

Образовательный проект «Русская народная игрушка» (вторая младшая группа) "Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

План-конспект занятия «Русская народная игрушка» Русская народная игрушка. (старшая группа) Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой. Задачи: 1. виды русской народной игрушки.

Встреча семейного клуба в целях реализации проекта «Русская народная игрушка»Встреча семейного клуба в целях реализации проекта «Русская народная игрушка» Тема: «Во что играли дети в далеком прошлом?» Задачи: • рассказать родителям о роли народной игрушки в воспитании культурно-нравственных.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Наша армия
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Познавательно-творческий проект с детьми средней группы «Русская народная игрушка»
Опубликовано: 10 апреля 2016 в 17:39
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Праздник народной песни»
Как мы все знаем, дети очень любят праздники. И вот. сегодня наших детей ждал приятный сюрприз. С самого утра в саду звучала музыка и народные песни. К...
Конспект занятия «Мастерская игрушек»
«Мастерская игрушек» Задачи занятия: — Закреплять у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. — Воспитывать бережное отношение к игрушкам,...
Конспект тематического развлечения «Моя семья» в средней группе
Цель: формировать представление о семье и ее членах; о доброжелательных отношениях; воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие мой...
Планирование работы по теме «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
Актуальность темы: Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и...
Поделки к Яблочному Спасу «Яблоки с узорами из семечек дыни»
Уважаемые коллеги! Каждый год к Яблочному Спасу мы с детками своими руками украшаем яблочки. Мне приятно посмотреть какие были яблочки в прошлом году....