Папки-передвижки

Приобщение детей к традициям русского народа через историю создания тряпичной куклы

Карпова Ольга Викторовна
Приобщение детей к традициям русского народа через историю создания тряпичной куклы

Приобщение детей к традициям русского народа через историю создания тряпичной куклы

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83 Калининского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Приобщение детей к традициям русского народа через историю

создания тряпичной куклы»

Разработала: Карпова О. В.

воспитатель

Санкт-Петербург

2018

Содержание

1. Введение

2. Актуальность разработки

3. Приложения

4. Литература

1. Введение

Чем дальше в будущее входим,

Публикация «Приобщение детей к традициям русского народа через историю создания тряпичной куклы» размещена в разделах

Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Вадим Шафнер

Главной целью написания данной методической работы было обобщение и систематизация знаний о народной кукле и связанных с ней обычаях и обрядах.

Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной педагогики, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: формирование патриотизма, активной жизненной позиции, творческого подхода в решении различных жизненных ситуаций, уважения к традиционным ценностям.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Ведь без прошлого нет будущего.

2. Актуальность разработки

В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Необходимо стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам. Сегодня возрождается интерес к народному творчеству. Приобщение к нему детей является средством формирования у них патриотических чувств. Акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов

Начало XXI века - это время изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды мы пожинаем ежедневно и повсеместно. Обращение к народным традициям – один из способов сохранения нравственных ценностей. В воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь многое, в том числе и самодельную куклу.

Интересные занятия, приобщающие детей к художественному творчеству, выполняют функцию специально направленного процесса духовно-нравственного развития ребенка. Народная художественная культура выступает как базис для изучения традиций, в современной культуре, которая переносится из духовной жизни общества, участвуя в образовании нового человека, формируя его социальный опыт. Поэтому актуально приобщение детей к народной культуре, национальному своеобразию обрядов, фольклору, декоративно-прикладному творчеству и народным ремеслам. Приобщение детей к творчеству - верный путь формирования человека высокой нравственности.

Формировать представления о культурных традициях русской семьи, своего народа можно через образ народной куклы. Народная кукла всегда давала большие возможности для самовыражения. Дети самого разного возраста старались создать своими руками простую и в тоже время красивую и многофункциональную игрушку. Создание куклы завораживает. Ведь кукла это все-таки прообраз человека.

И, самое главное, народные куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия. Это особенно актуально в век компьютерных игр, которые требуют механического выполнения заданий.

Вызвать интерес к истории, научить видеть себя потомками и наследниками крестьянской России, обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе - актуальная задача.

Ведущая идея

Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас обряды и предания предков, которые всегда были важны людям, помогали им выживать и передавать знания из поколения в поколение. Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное отличие от современных игрушек.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной.

Кукла не рождается сама : ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Самой любимой игрушкой для ребенка всегда будет та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией.

Опыт работы поможет созданию разнообразных условий для развития и самореализации детей с разным уровнем возможностей и способностей.

Данная работа направлена на изучение потенциала народной тряпичной куклы в семейном воспитании, на приобщение детей к истокам русской народной культуры, к традициям семьи, к разнообразию семейных отношений. В своей работе я стараюсь приобщить детей к волшебному миру куклы, дать возможность ребенку попробовать изготовить игрушку своими руками.

Конечно, основное назначение кукол — это игра. Но с педагогической точки зрения народная тряпичная кукла может рассматриваться как средство для изучения традиционного семейного уклада, средство для изучения народного костюма, средство для изучения годового цикла народных праздников. Она является средством воспитания, способствует развитию творческой личности в процессе ее теоретического и практического изучения.

Целью методической разработки является создание условий для становления личности человека, знающего, помнящего и любящего историю и культуру своего народа, приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре родного края путем изготовления традиционной русской куклы.

Для осуществления работы были поставлены следующие задачи:

• формировать патриотические и нравственно - эстетические чувства;

• воспитывать интерес и уважение к народным традициям, к русской игрушке;

• знакомить детей с русской народной культурой, народными традициями, с тряпичной куклой;

• развивать у детей любознательность, эмоциональную отзывчивость;

• совершенствовать навыки работы с тканью и нитками, развивать мелкую моторику; совершенствовать коммуникативные способности детей.

Для решения поставленных задач использую теоретические и практические методы обучения. К теоретическим методам относятся рассказ-информация об истории создания куклы, видах кукол, функции и предназначении, истории костюма, о жизни и быте русского народа, о православных праздниках; дети совместно со мной (или родителями) готовят проекты о народной кукле, крестьянском быте с применением ИКТ; проводим показ образцов готовых кукол или иллюстраций с изображением кукол, народных костюмов в книгах, презентации; беседы и полезные советы по рукоделию в процессе работы. Практический метод включает знакомство с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления кукол; выполнению практической работы по изготовлению какой-либо куклы, предшествует изучение свойств материала, знакомство с приемами построения композиции и обязательно знакомство с безопасными приемами работы и санитарно-гигиеническими требованиями. Кроме этого, прежде чем приступить к выполнению практической части по изготовлению изделия, демонстрирую детям образец, обсуждается конструкция в целом и отдельные ее части, знакомлю с используемым материалом, различными способами обработки и отделки изделия.

Процесс изготовления куклы длительный и разбивается на несколько этапов, например: беседа; подготовка ткани; продумывание конструкции куклы; изготовление тела куклы, костюма; декоративное оформление.

Мой педагогический опыт по данной теме можно разделить на несколько этапов. На первом этапе была подобрана и изучена литература о народной кукле, о русском костюме, о традициях крестьянской избы, опрос детей и анкетирование родителей. На следующем этапе было создано перспективное планирование и начата работа. Проводились беседы о традициях русского народа, о народных промыслах. Дети знакомились с тряпичными куклами и помогали в их изготовлении для мини-музея в группе. Обсуждалась история каждой куклы, разучивались пословицы и поговорки, народные игры. Вместе с детьми мы обсуждали, как одеть ту или иную куклу, как ее украсить. Дети с удовольствием участвовали в создании кукол. И сейчас продолжается работа. Мы знакомимся с новыми куклами, составляем композиции из тряпичных игрушек, репетируем новые фольклорные обряды.

Результативность педагогического опыта. Через активную деятельность в процессе изготовления кукол, подготовки и проведения выставок, праздников и дети, и их родители не только учатся изготавливать народные куклы, но и получая новые знания о традиционной культуре, традиционном семейном воспитании.

Приложение

Приложение 1

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ ТРЯПИЧНЫХ КУКОЛ

I. Обрядовые куклы

1. Кувадка

2. Свадебная (Неразлучники)

3. Мировое дерево

4. Масленница

5. Отдарок-за-подарок

6. Пеленашка

7. Пасхальная голубка

II. Обереговые куклы

1. Баба-Берегиня

2. Рождественский ангел

3. Лихоманки

4. День - Ночь

5. Северная Берегиня

6. Бессонница

7. Колокольчик

8. Десятиручка

9. Веснянка

10. Кубышка - травница

11. Зерновушка (Крупеничка)

12. Желанница

13. Кукла-Закрутка

III. Игровые куклы

1. Столбушка

2. Покосница

3. Узелковая

4. Зайчик на пальчик

5. Кулак

6. Девка-Баба

Приложение 2

АЛГОРИТМ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ

1. Вводная часть. Прежде чем приступить к заданию, необходимо сформулировать цель работы. Мыслительную деятельность детей нужно направлять на процесс поиска оптимального оригинального решения учебной задачи. Это активизирует мышление, повышает внимание.

2. Объяснение нового материала с целью знакомства с историей и традициями народной тряпичной куклы, а также с перечнем материалов и их свойствами. Совместно с детьми следует определить последовательность ведения работы.

3. Изготовление основы куклы. Работа по изготовлению куклы может проходить как в репродуктивном режиме – в процессе поэтапного показа последовательности выполнения, так и в творческом режиме, предусматривающем воплощение собственных замыслов на основе использования усвоенных технологий.

5. Создание костюма куклы. В традиционной тряпичной кукле закрепились наиболее древние и устойчивые формы русской одежды. Костюм куклы всегда состоял из отдельных частей. Создание костюма начинается с оформления рубахи, деталей, производится «на глаз» методом наложения выбранной ткани на туловище, как делали это народные мастера. Можно было обмерить туловище по линии груди и линии талии, измерить высоту туловища, сделать припуски на швы и подгибку и выкроить деталь. На первых этапах работы детали должны быть просты, соответствовать простым геометрическим формам.

6. Оформление куклы. Оформление куклы включает выполнение волос (парика, головного убора, мелких деталей и украшений. Если кукла-крестьянка - «красна девица», то волосы заплетаются в косу и украшаются девичьей повязкой с шелковыми лентами. Если же кукла - «мать с ребенком», то волосы убираются под платок или сборник. «Молодухе» можно надеть кокошник, шитый бисером и блестками. Можно выполнить всевозможные отделки: банты по низу платья, пояс по линии талии, кружевные оборки по низу рукава, тесьма и т. д. Куклам-крестьянкам можно надеть несколько ниток бус, серьги. Наиболее распространенные способы декорирования кукольного костюма – вышивка.

7. Итог занятия. В конце занятия организуется просмотр, анализ продуктов детского творчества, рефлексия и уборка рабочего места. Детям целесообразно задать следующие вопросы:

С какими материалами работали на занятии?

Какие операции по обработке ткани выполняли?

Что вы запомнили из рассказа о кукле?

Что чувствовали при изготовлении куклы?

Какая кукла понравилась и почему?

Приложение 3

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ

ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ

Наглядные средства: иллюстрации, схемы изготовления работ, образцы, ИКТ (интерактивная доска).

Материалы. Для изготовления куклы используются различные ткани. В основном это ткани из хлопка: ситец, сатин, батист, маркизет - они не сложны в обработке. Неотбеленный холст, грубый лен используются как для изготовления костюма, так и для скручивания каркаса куклы. В праздничных одеждах применяют шелковые ткани, парчу, атлас, бархат. Для соединения деталей куклы необходимы нитки мулине.

Для изготовления парика кукол можно использовать пряжу шерстяную, хлопчатобумажную, синтетическую, близкую по цвету к натуральным волосам. В качестве набивного материала служат вата, синтепон, ветошь, а также природные, традиционные в тряпичной кукле материалы : мох, солома, опилки, сушеные травы. В качестве отделки можно использовать различную тесьму, ленту, кружево. Лучше использовать тесьму и кружево из хлопковых и шелковых волокон. Также в качестве украшения можно использовать бисер, мелкие бусины. В костюме возможно применение ручной вышивки (отделка на фартуках, рукавах и т. д.) и тканей, расписанных вручную.

Инструменты и приспособления: ножницы для кроя ткани, мел или остро заточенный карандаш, сантиметр, линейка, утюг.

Приложение 4

ВИДЫ ТРАДИЦИОННЫХ ТРЯПИЧНЫХ КУКОЛ

Традиционных русских тряпичных кукол можно разделить по назначению (таблица 1, по способу изготовления (таблица 2); по образу (таблица 3).

Кроме того, куклы делились по размеру на локтевые, ладонные, пальчиковые - названия говорят сами за себя.

Таблица 1

Виды традиционных тряпичных кукол по назначению

Игровые

Обереговые

Обрядовые

Столбушки

Куватка

Неразлучники

Малышок-голышок

Ангелочек

Масленица и Домашняя Масленица

Барыня

Лихоманки

Коляда

Девка-Баба

День и Ночь

Кострома

Узелковая

Колокольчик

Покосница

Зайчик

Кубышка-Травница

Купавка

Кулак

Утешительница

Коза

Берегиня

Зольная кукла

Бессонница

Кузьма и Демьян

Десятиручка

Капуста

Веснянка

Куватка

Желанница

Отдарок-на-подарок

Пеленашка

Свадебная

Крупеничка

Пасхальная

Столбу

Таблица 2

Виды традиционных тряпичных кукол по способу изготовления

Куватки, Пасха, Неразлучники, Десятиручка, Веснянка, Свадебная

Куклы, в которых голова представляет шарик, положенный в центр квадрата или прямоугольника, а руки сделаны из этого же квадрата по диагонали. Иногда на эту основу крепится грудь

День и Ночь, Ангел, Колокольчик, Покосница, Закрутка, Бессонница,

Куклы-столбушки, основа которых скатка из ткани

Столбушка, Баба-Берегиня, Лихоманки

Куклы, в основе которых мешочек

Зольная, Зернушка, Крупеничка

Обрядовые куклы

Детской игрушкой кукла стала не так давно, а фигурки изображающие человека, появились чуть позже, чем сам человек. Все, что происходило вокруг первобытного человека, было понятным и очень часто жестоким и пугающим: с неба лилась вода и падал стрелами огонь (дождь и молния). Вода - это был сильный ливень, смывала и уносила жилища людей, посевы. Когда разливались реки, они тоже наносили страшный урон. Молнии убивали людей и скот, поджигали жилища. Солнце тоже не всегда согревало ласковыми лучами человека и землю. Были времена, когда оно сжигало все засеянное, лишая людей урожая. Буйный ветер вырывал деревья с корнями, разрушал постройки. И человек задавался вопросом: «Кто все это делает?». Конечно, это были какие-то высшие и могущественные существа - боги. Люди создавали скульптуры богов, давали им имена, и теперь человеку было у кого просить помощи и защиты, было кому поклоняться. Так появились боги: Сварог, Дажбог, Макош, Перун и многие другие. Чаще всего богов изображали в виде человеческих фигур. Наверное, это были и самые первые куклы. У наших предков, древних славян, был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву людей. Но однажды предложили отдать в жертву вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла-полено спасла человека. Эту первую славянскую куклу - игрушку для богов - назвали Коллодией. А отголоски мрачных обычаев сохранились в сказках, где от чудовища откупаются прекрасными девушками. Появились и другие куклы, которых приносили в жертву разным богам: Кострома, Морена, Купава, Ярило, Русалка и другие. Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, а затем отдавали их богам - топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям, взамен просили счастливой жизни, любви, хороших урожаев, здоровья. Некоторые из этих обычаев сохранились. По сей день с песнями и играми сжигают чучело зимы - Дуню-Масленицу, а после лакомятся блинами - символами солнца. Мистичес- кий обряд стал веселой игрой, а кукла-полено и соломенное чучело - заменой жертв богам. Обрядовые куклы были непременным атрибутом основных семейно-бытовых обрядов: рождения, свадьбы, ухода к предкам.

Таблица 3

Виды семейных обрядовых кукол

Обряды

Куклы

Родильный

Пеленашка, Куватка, закрутки

Свадебный

Свадебная на каравай, Неразлучники, Зольная, Закрутка, Утешительница, Свадебная, Пеленашка

Погребальный

Закрутки и др.

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. При изготовлении обрядовых кукол соблюдались строгие правила, так же как при изготовлении оберегов.

Список литературы

Методическая литература

1. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла. Учебно- методическое пособие» Санкт-Петербург:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011 г.

2. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007 г.

3. Н Рыжова Н., Логинова Л. «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.

4. Попова О. Н. «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь

5. Морозова Е. «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009 г.

6. Богданова И. «Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки»/ Сибирская Благозвонница, 2010 г.

7. Москин Д., Яшкова Т. «Загадка народной куклы». - Петрозаводск: Периодика, 2010 г.

8. Яковлева Лариса «Куклы на все времена». Детская литература

9. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492

10. Лыкова И. «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009

11. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007.- 120 с.

12. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы /сост. З. И. Зимина.

13. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла. // И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

14. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология». Галина и Мария Дайн. «Культура и традиции». 2007 г.

Электронные (интернет) ресурсы

1 .Тряпичные куклы : www.rukukla.ru

2. Тряпичные куклы : www.krupenichka.ru

3. Тряпичная народная кукла :www.kukla-dusha.net

4. Тряпичная народная кукла :www.kukla-dusha.net

Публикации по теме:

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и традициям через праздники и развлечения» Ничто не скрепляет народ, как традиции. Именно на них опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем.

Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народаРусские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского.

Проект «Русская народная игра как средство приобщения ребенка к традициям русского народа» Актуальность : веселые подвижные игры –это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток,салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал.

Конспект открытого занятия для дошкольников «Куклы-обереги, их значение в жизни людей». Изготовление тряпичной куклы Автор конспекта совместной деятельности с дошкольниками: Воспитатель, МКДОУ - детский сад № 459 комбинированного вида Парфенова Александра.

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию «Приобщение детей к истории русского народа. Матрёшка» Цель занятия: - приобщить детей к народным традициям, закрепить понятие о значении русской печи на Руси, познакомить детей с народной игрушкой,.

Мастер-класса для педагогов «Приобщение детей к национальной культуре и традициям народов Пермского края через народные игры» МАСТЕР-КЛАССА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Приобщение детей к национальной культуре и традициям народов Пермского края через народные игры» Тема: «Приобщение.

Отчет о работе по приобщению детей к православным традициям русского народа. Мини-музей «Пасхальные колокольцы»Отчет о работе по приобщению детей к православным традициям русского народа. Мини-музей «Пасхальные колокольцы» В нашем детском саду ежегодно весной проходит Пасхальный фестиваль детского творчества. Беседы педагогов с детьми о празднике Пасхи, рассматривание.

Проект «Куклы-обереги русского народа» в детском садуПроект «Куклы-обереги русского народа» в детском саду Проект: «Куклы - обереги русского народа» Фея знала своё дело, и, летая в небесах, Днём и ночью, то и дело, совершала чудеса, Фея кукол.

Развитие личности ребенка, через приобщение его к семейным традициям посредством творческой, изобразительной и театрализова Приобщение детей к семейным традициям посредством творческой, изобразительной и театрализованной деятельности является мощным фактором развития.

Самоанализ по теме самообразования «Приобщение детей к традициям мордовского народа» 2018–2019 г Цель: Приобщение дошкольников к истории, к традициям и культуре родного края, местным достопримечательностям, экологии. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей к традициям русского народа через историю создания тряпичной куклы
Опубликовано: 4 ноября 2019 в 14:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД