Оксана Леонидовна Загумённова
Приобщение детей раннего возраста к художественно-эстетическому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №72 г. Ульяновск
Методическая разработка
«Приобщение детей раннего возраста к художественно-эстетическому развитию»
Автор работы: - Загуменнова О. Л.
Ульяновск 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…3
Глава I Теоретические основы приобщения детей раннего возраста к художественно-эстетической деятельности
1.1. Психолого-педагогические основы художественно-эстетического развития дошкольников….5
Публикация «Приобщение детей раннего возраста к художественно-эстетическому развитию» размещена в разделах
1.2. Методика художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста…9
1.3. Изобразительная деятельность как средство эстетического
воспитания….12
1.4 Задачи и методика развития художественно-эстетических умений у детей раннего возраста в процессе рисования…16
Глава II Опытно-экспериментальная работа по приобщению детей раннего возраста к художественно-эстетическому развитию
2.1. Анализ уровня художественно-эстетического развития детей раннего возраста….28
2.2. Система работы по приобщению детей раннего возраста к художественно-эстетическому развитию….31
2.3. Анализ эффективности проведенной работы…35
Заключение….36
Список литературы…. 37
Приложение…40
Введение
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Именно поэтому многие детские сады уделяют большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.
В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.
Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.
Таким образом, художественно-эстетическое воспитание - это формирование в человеке художественно-эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.
Художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Поэтому использование разнообразных видов деятельности детей в процессе их художественно-эстетического развития - главная составляющая педагогического процесса в этом направлении.
Анализ практики показывает, что художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста уделяется недостаточно внимания. Многие педагоги полагают, что дети этого возраста не способны еще видеть и замечать эстетику окружающего мира, овладевать навыками изобразительной деятельности. Поэтому изучение и поиск психолого-педагогических условий и подходов к художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста является актуальной проблемой дошкольной педагогики.
Цель исследования - определить психолого-педагогические условия художественно-эстетического развития детей раннего возраста.
Объект исследования - процесс художественно-эстетического развития детей.
Предмет исследования - использование изобразительной деятельности в процессе художественно-эстетического развития детей раннего возраста.
Гипотезой исследования является предположение о том, что процесс художественно-эстетического развития детей раннего возраста будет происходить более эффективнее при выполнении следующих психолого-педагогических условий:
- использования рисования как одного из главных видов изобразительной деятельности, которым могут овладеть дети этого возраста;
- применения методов развития изобразительных навыков соответствующих возрастным возможностям детей;
- создании специальной предметно-развивающей среды.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Определить уровень художественно-эстетического развития детей раннего возраста;
3. Разработать и апробировать цикл работы по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста;
4. Проанализировать эффективность проведенной работы.
Методы исследования: изучение литературы, изучение документации, наблюдение, беседа, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов.
ГЛАВА 1. Теоретические основы приобщения детей раннего возраста к художественно-эстетическому развитию
1.1. Психолого-педагогические основы художественно-эстетического развития дошкольников
Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. Поэтому эстетическое развитие детей - это одна из центральных задач дошкольного образования.
В психолого-педагогической литературе имеется множество различных подходов к определениям понятия «эстетическое воспитание».
В педагогических исследованиях понятие эстетического воспитания осуществляется с разных позиций. Первую позицию занимают авторы, которые в содержание понятия «эстетическое воспитание» вкладывают личностный аспект, отражающий нацеленность данного процесса на развитие личностных качеств (В. Н. Шацкая, Н. В. Савин и др.).
Так, В. Н. Шацкой и Н. В. Савиным дано такое определение эстетического воспитания - воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать красоту в окружающей действительности, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства.
Вторую позицию занимают ученые, рассматривающие данный процесс с позиций не только личностного, но и деятельностного подходов, то есть отображают его нацеленность на развитие эстетической деятельности (Н. И. Болдырев, А. И. Буров, Д. Б. Лихачев и др.).
Интересен подход к определению изучаемого понятия Н. И. Болдырева, который видит в нем формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его эстетической деятельности. Этой же позиции придерживаются А. И. Буров и Д. Б. Лихачев, усиливающие педагогическую направленность данного процесса, и характеризующие его как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности.
Наконец, третью позицию занимают исследователи, которые в содержании понятия «эстетическое воспитание», кроме личностного и деятельностного аспектов, выделяют третий - творческий, то есть определяют данное понятие как процесс, направленный на развитие не только элементов эстетического сознания (эстетических качеств личности, но и творческой эстетической деятельности. Эта группа авторов подходит к определению понятия эстетического воспитания с позиций целостного подхода (Г. С. Лабковская, Г. М. Коджаспирова, Д. Б. Лихачев и др.). Так, Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспиров рассматривают эстетическое воспитание как целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.
Активно занимаясь разработкой проблемы эстетического воспитания, Г. С. Лабковская пришла к выводу, что оно должно подразумевать целенаправленную систему действенного формирования человека, способного с общественно - эстетического идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное в жизни и искусстве, способного жить и творить «по законам красоты».
Опираясь на определение эстетического воспитания, данное К. Марксом, Д. Б. Лихачев раскрывает его как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты.
Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания заключается в формировании эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Некоторые исследователи (М. С. Каган и др.) понимают эстетическое воспитание как процесс развития эстетической культуры личности. При этом ученый обращает внимание на связь эстетического воспитания с другими направлениями воспитания (политическим, трудовым, нравственным, физическим, художественным). Другая точка зрения представлена позицией А. Л. Радугина, А. А. Беляева и др., которые трактуют данный феномен как целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.
Анализ философско-педагогических подходов к определению понятия «эстетическое воспитание» позволил выделить ряд важных для нас положений: 1) эстетическое воспитание осуществляется при помощи таких средств, как искусство, природа, отношения и т. д. ; 2) данный процесс направлен на формирование эстетической культуры, структурными составляющими которой являются эстетическая деятельность и эстетическое сознание; 3) эстетическое воспитание происходит на протяжении всей жизни человека.
Далее, рассмотрим изучаемый нами феномен в психологическом контексте. В связи с чем, обратимся к анализу подходов психологов к определению понятия «эстетическое воспитание» (Н. З. Богозов, И. Г. Гозман, К. К. Платонов, В. Г. Крысько и т. д.).
Н. З. Богозов, И. Г. Гозман, Г. В. Сахаров и др. раскрывают содержание понятия «эстетическое воспитание» через выделение ряда характеристик, так или иначе свойственных данному процессу. В частности, понимают эстетическое воспитание как «воспитание эстетических чувств, эстетического отношения к действительности, средствами которого являются рисование, пение, музыка и т. п.».
Для ряда психологов эстетическое воспитание представляет собой процесс, направленный на: 1) формирование эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности не только личностей, но через них - и коллективов (К. К. Платонов); 2) формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и в искусстве, жить и творить «по законам красоты» (В. Г. Крысько).
Опираясь на анализ философских, психологических и педагогических определений исследуемого понятия, мы рассматриваем эстетическое воспитание как целостный педагогический процесс, основанный на специально организуемой деятельности и направленный на развитие эстетической культуры и творческой активности личности.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, Д. Б. Кабалевский, В. А. Сухомлинский, Б. М. Неменский, Б. Т. Лихачев, Н. И. Киященко, В. Н. Шацкая, Л. П. Печко, М. М. Рукавицын и другие. В области дошкольной педагогики проблемам эстетического и художественного воспитания посвящены работы Е. А. Флериной, Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, Г. Г. Григорьевой, Т. Г. Казаковой, Т. А. Котляковой и многих других.
Таким образом, вся система эстетического воспитания направлена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.
1.2. Методика художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона организации процесса воспитания ребенка. Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.
Результатом художественно-эстетического воспитания является эстетическое развитие. Для эстетического развития личности ребенка ог-ромное значение имеют разнообразные виды художественной деятельности – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и др.
Составляющей процесса эстетического развития является художе-ственное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развитие способности к художественному творчеству.
Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.
Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему.
Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.
Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.
Существует огромное количество разнообразных методов художественно-эстетического дошкольников.
Так, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова разработали следующую классификацию методов эстетического воспитания:
- методы и приемы формирования элементов эстетического сознания: эстетического восприятия, оценок, вкуса, чувств, интересов и т. д. При использовании этой группы методов воспитатель воздействует на эмоции и чувства детей при помощи наглядных, словесных, практических и игровых методов и приемов обучения в зависимости от того, с каким эстетическим явлением знакомят детей;
- методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности. К этой группе методов и приемов можно отнести показ способа действия или образца, упражнения, показ способа сенсорного обследования с сопровождением разъясняющего слова;
- методы и приемы, направленные на развитие эстетических и ху-дожественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей. Эти методы предполагают создание поисковых ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей.
Н. А. Ветлугина определила такую классификацию методов:
- в зависимости от источника знаний (наглядные, словесные, прак-тические, игровые);
- в зависимости от вида художественно-творческой деятельности и учебных задач;
- в зависимости от задач развития художественно-творческих спо-собностей;
- в зависимости от возрастных особенностей детей;
- в зависимости от индивидуальных особенностей детей;
- в зависимости от этапов художественных занятий.
Г. Г. Григорьева считает, что выбор тех или иных методов и приемов зависит:
- от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;
- от возраста детей и их развития;
- от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно-эстетическое развитие дошкольников, строится в ДОУ в трех направлениях:
• специально организованное обучение;
• совместная деятельность педагогов и детей;
• самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, недели творчества, дидактические игры, выставки рисунков и поделок, создание книг-самоделок, кружковую и студийную работу; свободную художественную деятельность; организацию спектаклей, развлечений, конкурсов, выставок, фестивалей, праздников; музейную педагогику; эстетическое оформление интерьеров; участие в городских мероприятиях. и т. д.
Таким образом, правильно организованная система работы по художественно – эстетическому воспитанию детей – создание условий для эстетического воспитания, организация учебно-воспитательного процесса – позволит создать благоприятные условия для развития художественно – эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно-эстетического воспитания, – духовно богатую, всесторонне развитую личность.
Список литературы
1. Бондаревская, Е. В. Введение в педагогическую культуру: учебное пособие [Текст] / Е. В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995. – 98 с.
2. Бутенко, Н. В. К вопросу о реализации принципа эстетической универсальности в художественно-творческой деятельности в период детства [Текст] / Н. В. Бутенко // Теория и практика образования в современном мире (III) : материалы междунар. заочн. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013г.). – СПб: Реноме, 2013. – С. 50-54.
3. Бычков, В. В. Эстетика: Учебник [Текст] / В. В. Бычков. – М. : Гардарики, 2004. – 556 с.
4. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок: Монография [Текст] / под ред. Н. А. Ветлугиной. М. : «Педагогика», – 1972. – 285 с.
5. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников : учебное пособие / В. И. Волынкин. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 441с.
6. Выготский, Л. С. Психология развития ребёнка [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Эксмо, 2006. – 512 с.
7. Гилберт, К., Кун Г. История эстетики [Текст] / К. Гилберт, Г. Кун. Кн. 1., пер. с англ. 2-е изд. – М. : Издательская группа «Прогресс», 2000. – 307 с.
8. Доронова, Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников : методическое пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Т. Н. Доронова. 2–е изд. М. : Просвещение, 2008. – 189 с.
9. Дьюи, Д. Моя педагогическая вера [Текст] / Д. Дьюи // Свободное воспитание. 1913–1914. – № 1. – С. 3-16.
10. Комарова, Т. С., Филипс, О. Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ [Текст] / Т. С. Комарова, О. Ю. Филипс. – М. : Айрис-Пресс, 2007. – 164 с.
11. Комарова, Т. С., Зацепина, М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 144 с.
12. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. – М. : Академия, 2006. – 400 с.
13. Кудрявцев, В. Т., Слободчиков, В. И., Школяр, Л. В. Культуросообразное образование: концептуальные основания [Текст] / В. Т. Кудрявцев, В. И. Слободчиков, Л. В. Школяр // Известия РАО. – 2001. – № 4. – С. 4–54.
14. Куренкова, Р. А. Эстетика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Р. А. Куренкова. – М. : Издательство ВЛАДОС–ПРЕСС, 2004. – 367 с.
15. Лыкова, И. А. Проектирование целей и содержания эстетического воспитания дошкольников в культуросообразном образовании [Текст] / И. А. Лыкова // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» https: // www. art – education. ru / AE-magazine. – 2011. – № 2.
16. Лыкова, И. А. Эстетическое отношение к миру как метакатегория педагогики искусства: Монография [Текст] / И. А. Лыкова. – Lambert Akademik Puplishing, 2011. – 241 с.
17. Мир детства и образование: сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции. – Магнитогорск: МаГУ, 2013. – 468 с.
18. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др. – М. : Наука, 2003. – 211 с.
19. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
20. Торошилова, Е. М. Развитие эстетических потребностей детей 3-7 лет (теория и диагностика) [Текст] / Е. М. Торошилова, Т. В. Морозова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – 141 с.
21. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Е. Н. Герасимова и др. – М. : Просвещение, 2011. – 303 с.
22. Философский словарь [Текст] / под ред. И. Т. Фролова. – М. : Республика, 2001. – 719 с.
23. Чумичева, Р. М. Ребенок в мире культуры [Текст] / Р. М. Чумичева. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. – 558 с.
24. Щукина, Л. С. Актуальная концепция эстетического воспитания в культурно–образовательной среде [Текст] : дис. … канд. культ. наук / Л. С. Щукина. – МГУ. – Саранск, 2005. – 166 с.
25. Эстетическое образование в период детства: монография [Текст] / под ред. А. Ф. Яфальян. – Урал. гос. пед. ун-т: Екатеринбург, 2003. – 282 с.
26. Эстетика: словарь [Текст] / под общ. ред. А. А. Беляева и др. – М. : Политиздат, 1989. – 447 с.