Ольга Данилива
Методическая разработка «Путешествие в страну Насекомию. Знакомство со звуками «к — кь».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуки «к» – «к».
(На материале тем «Насекомые», «Овощи»).
Цель: уточнить фонематическое представление детей о новых звуках.
Коррекционно - образовательные задачи:
- Учить детей определять позицию звуков «к», «к» в словах.
- Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов, состоящих из 3 -5 звуков в зависимости от уровня подготовленности ребёнка.
- Закреплять умение проводить слоговой анализ слов, находить ударный слог, ударную гласную в слове.
Публикация «Методическая разработка „Путешествие в страну Насекомию, Знакомство со звуками „к — кь“,» размещена в разделах
- Закрепить умение проводить словесный анализ предложения, составлять предложение по заданному слову с использованием предлога «к».
- Развивать зрительное и слуховое внимание детей, память, логическое мышление, воображение.
- Активизировать, расширить, уточнить словарь по темам «Овощи», «Насекомые», закрепить обобщающие понятия «Насекомые», «Овощи» и их отличительные признаки.
- Использовать здоровьесберегающие технологии для предупреждения утомляемости у детей.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать в детях чуткость, доброту, отзывчивость, умение сопереживать, оказывать помощь попавшим в беду
Оборудование:
Предметные картинки с изображением овощей (капуста, картофель, петрушка, редиска, свёкла, лук, кабачок, баклажан, морковка); силуэтное изображение трёх корзин; фигурки мухи, комара, жука, стрекозы, бабочки, сверчка, паука; картинка «луг»; магнитная доска, офтальмотренажёр, наборы карточек для акустической характеристики звука, общие и индивидуальные звуковые схемы слов «жук», «комар»; магнитофонная запись голосов, жука, комара, сверчка; предметные картинки для ребуса: панамка, арбуз, утка, кошка; конверт с «письмом»; схемы для словесного анализа предложения, схема предлога «к»; индивидуальные зеркала
Ход занятия.
1. Оргмомент
Психогимнастика
1. Работа с пиктограммами
-Посмотрите на эти лица. (Детям показывают пиктограммы)
-Какие они разные! ( Дети называют эмоциональное состояние человека:
радостный, огорченный, печальный, сердитый).
2. Мимические упражнения.
- Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Алёнушку,
огорченного Ивана-царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.
II. Сообщение темы занятия.
1. Чтение письма. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, сегодня я получила какое – то необыкновенное письмо.
Послушайте и помогите мне разобраться во всё м:
«Девоч- и и мальчи- и! В нашей стране Насе – омии случилась беда:
напал на нас страшный злодей, забрал в плен всех моих друзей и
с-азал, что отпустит их, если я выполню все задания, - оторые он мне
даст. – роме этого он за-олдовал меня. и теперь я не могу произносить
не – оторые зву –и. Спасите моих друзей и научите меня опять - расиво
произносить слова.
Муха».
2. Разгадывание ребуса.
- Ребята, а вы знаете, кто живёт в стране Насекомии? Почему вы так
считаете? Интересно, кто же всё – таки напал на друзей Мухи?
Посмотрите, тут ещё что – то есть. Наверно, эти картинки должны нам
помочь отгадать имя злодея. (На доске выставляются картинки
«панамка», «арбуз», «утка», «кошка». Дети, выделяя первый звук в
словах, составляют слово «паук»).
- Давайте поможем Мухе научится снова хорошо разговаривать и
освободим её друзей из плена Паука.
3. Игра «Раз, два повернись».
- Вот мы с вами и в Насекомии. Паук нам оставил свою паутину, В ней
запуталось несколько листочков. На них он и написал свои задания. Но
прежде мы должны помочь Мухе.
4. Характеристика звуков «к», «к» по артикуляционным и
акустическим признакам
Игра «Научим Муху говорить звуки «к», «кь».
а). Артикуляционная характеристика звуков :
- Ребята, а кто догадался, какие звуки не умела говорить Муха?
- А что же нужно сделать, чтобы получились эти звуки?
б). Акустическая характеристика звуков :
- Что ещё вы можете сказать об этих звуках? Что это за звуки?
Правильно рассказать об этих звуках вам помогут карточки для
характеристики звука.
- Звук «к» - согласный, глухой, твёрдый,.
- Звук «кь» - согласный, глухой, мягкий
5. Произношение звуков «к», «к» в слогах и словах.
- Сейчас, мы пойдём по дороге и будем петь песенки про всё на свете:
- ка, ка, ка – вот моя рука,
- ко, ко, ко – идём мы далеко,
- ку, ку, ку – кукушка на суку,
- ки, ки, ки – едим мы пирожки.
- Молодцы! Муха снова научилась говорить звуки «к» и «кь».
Первый листочек.
1. Слоговой анализ. Нахождение ударного слога, ударного гласного звука.
- Вот первый листочек. Здесь написано, что в имени насекомого,
которого мы должны освободить три слога. Ударение падает на первый
слог. Как вы думаете, кто это?
- Правильно, Бабочка.
2. Образование уменьшительно – ласкательной формы
существительного.
- Чтобы Паук её отпустил, мы должны назвать все части её тела, в
названии которых есть звуки «к», «кь». Не забывайте, что у Бабочки всё
маленькое, поэтому все слова должны быть ласковыми (усики, глазки,
хоботок, ножки, животик, спинка, крылышки).
3. Дифференциация согласных звуков «к» - «к» по твёрдости –
Мягкости.
- А теперь я повторю все ваши слова, а вы посигналите мне огоньками,
(синим или зелёным). как звучит звук «к» твёрдо или мягко.
- Молодцы! Бабочка возвращается на свой любимый луг.
4. Упражнение для глаз «Полёт бабочки».
Логопед проводит бабочку по тренажёру, а дети следят за его
движениями.
Второй листочек.
1. Загад ки
- Отгадайте, какое второе насекомое мы должны освободить:
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза).
Словарная работа: объяснение значения слова «аэропланчик».
- Бедная Стрекоза! Злой Паук послал её на свой огород собирать овощи,
а она не знает, что это такое и как их надо собирать. Что такое овощи?
Где они растут?
- А сейчас вы будет отгадывать загадки и показывать,
как этот или другой овощ собирают с грядок:
- Здесь весною было пусто. Летом выросла … (капуста).
- Как мы собираем капусту? Покажите! Что вы делали? И т. д.
- Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).
- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
- От дождя намокла - вылезай, толстушка … (свёкла)
- Надо наклониться низко, чтобы выросла … (редиска).
- Помогает деду внук - собирает с грядок … (лук).
- Из земли - за чуб плутовку! Тянем сочную … (морковку).
- Вот зелёный толстячок - крупный, гладкий (кабачок).
- И красавец - великан темно – синий … (баклажан).
- Вот и всё! Хоть все устали, урожай мы весь собрали.
2. Определение места звука «к» в словах.
- Так, а теперь мы должны разложить весь урожай по корзинам. В
первую корзинку мы положим овощи, в названии которых звук «к» в
начале слова, во вторую – в которых звук «к» в середине слова, а в
третьей корзине будут лежать овощи, в названии которых звук «к» в
конце слова:
капуста свёкла лук
картофель укроп
морковка
баклажан
- Ребята, а куда же мы положим кабачок? Почему?
- А ещё Стрекоза должна приготовить Пауку овощной сок. Но она
должна взять только те овощи, в названии которых есть и звук «к» и
звук «п». Как вы думаете, какой сок больше всего любит Паук?
- Молодцы, правильно: капустный и укропный.
- Кроме этого ей ещё надо посолить капусту, а она не умеет этого делать.
Научим её?
3. Игра с пальцами «Засолка капусты».
- Молодцы, вы постарались и освободили Стрекозу. Лети, Стрекоза, на
свой любимый луг.
4. Упражнение для глаз «Полёт стрекозы».
Логопед проводит стрекозу по тренажёру, а дети следят за его
движениями.
Третий листочек.
1. Звуковой анализ слов «жук», «паук», «комар».
Включается магнитофонная запись голосов жука и комара.
- Кто это? Повторите, как звенел Комар? А как жужжал Жук? Они очень
хотят вернуться домой, но Паук их отпустит только в том случае, если
мы построим для них звуковые домики, угадаем, в каком доме он сам
живёт и назовё м всех его родственников:
а). Слабая подгруппа выкладывает звуковую схему слова «жук» : сгс, а
сильная – звуковую схему слова «комар» : сгсгс.
б). Игра «Найди домик Паука» : сгсг, сггс, гссг.
- Докажите, что вы правы. (Дети, анализируя звуки, из которых состоят
схемы, находят домик, в котором живёт Паук).
2. Подбор родственных слов.
- Ребята, злой Паук хочет, чтобы вы подобрали родственные слова к
слову «паук» (Паучиха, паучонок, паучата, паучок, паучки, паучище,
паучиная, по – паучьи и т. д).
- Молодцы! Вы справились с этими заданиями. Жук и Комар могут
лететь на свой любимый луг.
3. Упражнение для глаз «Полёт Жука»., «Полёт Комара».
Логопед проводит по тренажёру жука и комара, а дети следят за его
движениями.
Четвёртый листочек.
1. Выделение из речевого потока слов с заданным звуком.
- Ой! А это кто? (Дети слушают запись голоса сверчка и отгадавают).
- Чтобы помочь Сверчку освободится из плена, мы должны назвать все
слова со звуком «к» в стихотворении, которое я вам сейчас прочту:
Раз паук на лук и мак
Сеть повесил как гамак.
Лёг в гамак паук – чудак –
Не найти его никак.
Дети называют слова со звуком «к» и определяют с помощью звуковых
линеек его место в слове. Сверчок свободен и тоже отправляется на
луг.
2. Упражнение для глаз «Прыжки Кузнечика».
Логопед проводит по тренажёру сверчка, а дети следят за его
движениями.
Пятый листочек.
1. Отгадывание загадки.
- Отгадайте, кого следующего мы будем освобождать из паучиного
плена:
С ветки на тропинку,
С травки на былинку,
Прыгает пружинка
Зелёненькая спинка.
(Кузнечик).
Паук хочет, чтобы вы показали, как прыгает кузнечик.
2. Ф/м «Кузнечики»
- Молодцы! Вы очень хорошо выполняли движения, как настоящие
кузнечики, и Паук отпускает своего пленника на свободу. Он тоже
возвращается на луг.
3. Упражнение для глаз «Прыжки Кузнечика».
Логопед проводит по тренажёру кузнечика, а дети следят за его
движениями.
4. Составление предложений с предлогом «к».
- Ребята, а ещё звук «к» может стать коротким словом, если он станет
выполнять обязанности предлога. Придумайте предложения с предлогом
«к», используя насекомых, которых мы с вами освободили.
Каждое предложение анализируется, выкладывается схема предложения,
в которую вводится схема предлога «к» :
- Сколько слов в этом предложении?
- Назовите первое, второе и т. д.
- Какой есть предлог в этом предложении?
- Какой он по счёту?
- Между какими словами он стоит?
- С каким словом он «дружит»?
5. Игра «Четвёртый лишний».
Выставляются картинки с изображением бабочки, стрекозы, жука. паука,
сверчка, комара, кузнечика и мухи.
- Ребята, Муха хочет на прощание узнать, а почему она не попала в
плен к страшному Пауку вместе со своими друзьями?
III. Итог занятия. Оценка работы детей.
- Какие звуки вы учились сегодня различать и хорошо произносит вместе
с Мухой? Что вам понравилось на занятии?
- Молодцы! Все вы были очень внимательными и хорошо говорили. А
ещё я узнала, что вы очень добрые и отзывчивые ребята: помогли
друзьям Мухи, попавшим в беду не испугавшись злого и страшного
Паука. Оставайтесь такими всегда!