Лучший педагог года

Методическая разработка «Путешествие в страну Насекомию. Знакомство со звуками «к — кь».

Ольга Данилива
Методическая разработка «Путешествие в страну Насекомию. Знакомство со звуками «к — кь».

Тема: «Звуки «к»«к».

(На материале тем «Насекомые», «Овощи»).

Цель: уточнить фонематическое представление детей о новых звуках.

Коррекционно - образовательные задачи:

- Учить детей определять позицию звуков «к», «к» в словах.

- Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов, состоящих из 3 -5 звуков в зависимости от уровня подготовленности ребёнка.

- Закреплять умение проводить слоговой анализ слов, находить ударный слог, ударную гласную в слове.

Публикация «Методическая разработка „Путешествие в страну Насекомию, Знакомство со звуками „к — кь“,» размещена в разделах

- Закрепить умение проводить словесный анализ предложения, составлять предложение по заданному слову с использованием предлога «к».

- Развивать зрительное и слуховое внимание детей, память, логическое мышление, воображение.

- Активизировать, расширить, уточнить словарь по темам «Овощи», «Насекомые», закрепить обобщающие понятия «Насекомые», «Овощи» и их отличительные признаки.

- Использовать здоровьесберегающие технологии для предупреждения утомляемости у детей.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать в детях чуткость, доброту, отзывчивость, умение сопереживать, оказывать помощь попавшим в беду

Оборудование:

Предметные картинки с изображением овощей (капуста, картофель, петрушка, редиска, свёкла, лук, кабачок, баклажан, морковка); силуэтное изображение трёх корзин; фигурки мухи, комара, жука, стрекозы, бабочки, сверчка, паука; картинка «луг»; магнитная доска, офтальмотренажёр, наборы карточек для акустической характеристики звука, общие и индивидуальные звуковые схемы слов «жук», «комар»; магнитофонная запись голосов, жука, комара, сверчка; предметные картинки для ребуса: панамка, арбуз, утка, кошка; конверт с «письмом»; схемы для словесного анализа предложения, схема предлога «к»; индивидуальные зеркала

Ход занятия.

1. Оргмомент

Психогимнастика

1. Работа с пиктограммами

-Посмотрите на эти лица. (Детям показывают пиктограммы)

-Какие они разные! ( Дети называют эмоциональное состояние человека:

радостный, огорченный, печальный, сердитый).

2. Мимические упражнения.

- Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Алёнушку,

огорченного Ивана-царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.

II. Сообщение темы занятия.

1. Чтение письма. Создание проблемной ситуации.

- Ребята, сегодня я получила какое – то необыкновенное письмо.

Послушайте и помогите мне разобраться во всё м:

«Девоч- и и мальчи- и! В нашей стране Насеомии случилась беда:

напал на нас страшный злодей, забрал в плен всех моих друзей и

с-азал, что отпустит их, если я выполню все задания, - оторые он мне

даст. – роме этого он за-олдовал меня. и теперь я не могу произносить

не – оторые зву –и. Спасите моих друзей и научите меня опять - расиво

произносить слова.

Муха».

2. Разгадывание ребуса.

- Ребята, а вы знаете, кто живёт в стране Насекомии? Почему вы так

считаете? Интересно, кто же всё – таки напал на друзей Мухи?

Посмотрите, тут ещё что – то есть. Наверно, эти картинки должны нам

помочь отгадать имя злодея. (На доске выставляются картинки

«панамка», «арбуз», «утка», «кошка». Дети, выделяя первый звук в

словах, составляют слово «паук»).

- Давайте поможем Мухе научится снова хорошо разговаривать и

освободим её друзей из плена Паука.

3. Игра «Раз, два повернись».

- Вот мы с вами и в Насекомии. Паук нам оставил свою паутину, В ней

запуталось несколько листочков. На них он и написал свои задания. Но

прежде мы должны помочь Мухе.

4. Характеристика звуков «к», «к» по артикуляционным и

акустическим признакам

Игра «Научим Муху говорить звуки «к», «кь».

а). Артикуляционная характеристика звуков :

- Ребята, а кто догадался, какие звуки не умела говорить Муха?

- А что же нужно сделать, чтобы получились эти звуки?

б). Акустическая характеристика звуков :

- Что ещё вы можете сказать об этих звуках? Что это за звуки?

Правильно рассказать об этих звуках вам помогут карточки для

характеристики звука.

- Звук «к» - согласный, глухой, твёрдый,.

- Звук «кь» - согласный, глухой, мягкий

5. Произношение звуков «к», «к» в слогах и словах.

- Сейчас, мы пойдём по дороге и будем петь песенки про всё на свете:

- ка, ка, ка – вот моя рука,

- ко, ко, ко – идём мы далеко,

- ку, ку, ку – кукушка на суку,

- ки, ки, ки – едим мы пирожки.

- Молодцы! Муха снова научилась говорить звуки «к» и «кь».

Первый листочек.

1. Слоговой анализ. Нахождение ударного слога, ударного гласного звука.

- Вот первый листочек. Здесь написано, что в имени насекомого,

которого мы должны освободить три слога. Ударение падает на первый

слог. Как вы думаете, кто это?

- Правильно, Бабочка.

2. Образование уменьшительно – ласкательной формы

существительного.

- Чтобы Паук её отпустил, мы должны назвать все части её тела, в

названии которых есть звуки «к», «кь». Не забывайте, что у Бабочки всё

маленькое, поэтому все слова должны быть ласковыми (усики, глазки,

хоботок, ножки, животик, спинка, крылышки).

3. Дифференциация согласных звуков «к» - «к» по твёрдости –

Мягкости.

- А теперь я повторю все ваши слова, а вы посигналите мне огоньками,

(синим или зелёным). как звучит звук «к» твёрдо или мягко.

- Молодцы! Бабочка возвращается на свой любимый луг.

4. Упражнение для глаз «Полёт бабочки».

Логопед проводит бабочку по тренажёру, а дети следят за его

движениями.

Второй листочек.

1. Загад ки

- Отгадайте, какое второе насекомое мы должны освободить:

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

(Стрекоза).

Словарная работа: объяснение значения слова «аэропланчик».

- Бедная Стрекоза! Злой Паук послал её на свой огород собирать овощи,

а она не знает, что это такое и как их надо собирать. Что такое овощи?

Где они растут?

- А сейчас вы будет отгадывать загадки и показывать,

как этот или другой овощ собирают с грядок:

- Здесь весною было пусто. Летом выросла … (капуста).

- Как мы собираем капусту? Покажите! Что вы делали? И т. д.

- Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).

- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

- От дождя намокла - вылезай, толстушка … (свёкла)

- Надо наклониться низко, чтобы выросла … (редиска).

- Помогает деду внук - собирает с грядок … (лук).

- Из земли - за чуб плутовку! Тянем сочную … (морковку).

- Вот зелёный толстячок - крупный, гладкий (кабачок).

- И красавец - великан темно – синий … (баклажан).

- Вот и всё! Хоть все устали, урожай мы весь собрали.

2. Определение места звука «к» в словах.

- Так, а теперь мы должны разложить весь урожай по корзинам. В

первую корзинку мы положим овощи, в названии которых звук «к» в

начале слова, во вторую – в которых звук «к» в середине слова, а в

третьей корзине будут лежать овощи, в названии которых звук «к» в

конце слова:

капуста свёкла лук

картофель укроп

морковка

баклажан

- Ребята, а куда же мы положим кабачок? Почему?

- А ещё Стрекоза должна приготовить Пауку овощной сок. Но она

должна взять только те овощи, в названии которых есть и звук «к» и

звук «п». Как вы думаете, какой сок больше всего любит Паук?

- Молодцы, правильно: капустный и укропный.

- Кроме этого ей ещё надо посолить капусту, а она не умеет этого делать.

Научим её?

3. Игра с пальцами «Засолка капусты».

- Молодцы, вы постарались и освободили Стрекозу. Лети, Стрекоза, на

свой любимый луг.

4. Упражнение для глаз «Полёт стрекозы».

Логопед проводит стрекозу по тренажёру, а дети следят за его

движениями.

Третий листочек.

1. Звуковой анализ слов «жук», «паук», «комар».

Включается магнитофонная запись голосов жука и комара.

- Кто это? Повторите, как звенел Комар? А как жужжал Жук? Они очень

хотят вернуться домой, но Паук их отпустит только в том случае, если

мы построим для них звуковые домики, угадаем, в каком доме он сам

живёт и назовё м всех его родственников:

а). Слабая подгруппа выкладывает звуковую схему слова «жук» : сгс, а

сильная – звуковую схему слова «комар» : сгсгс.

б). Игра «Найди домик Паука» : сгсг, сггс, гссг.

- Докажите, что вы правы. (Дети, анализируя звуки, из которых состоят

схемы, находят домик, в котором живёт Паук).

2. Подбор родственных слов.

- Ребята, злой Паук хочет, чтобы вы подобрали родственные слова к

слову «паук» (Паучиха, паучонок, паучата, паучок, паучки, паучище,

паучиная, по – паучьи и т. д).

- Молодцы! Вы справились с этими заданиями. Жук и Комар могут

лететь на свой любимый луг.

3. Упражнение для глаз «Полёт Жука»., «Полёт Комара».

Логопед проводит по тренажёру жука и комара, а дети следят за его

движениями.

Четвёртый листочек.

1. Выделение из речевого потока слов с заданным звуком.

- Ой! А это кто? (Дети слушают запись голоса сверчка и отгадавают).

- Чтобы помочь Сверчку освободится из плена, мы должны назвать все

слова со звуком «к» в стихотворении, которое я вам сейчас прочту:

Раз паук на лук и мак

Сеть повесил как гамак.

Лёг в гамак паук – чудак –

Не найти его никак.

Дети называют слова со звуком «к» и определяют с помощью звуковых

линеек его место в слове. Сверчок свободен и тоже отправляется на

луг.

2. Упражнение для глаз «Прыжки Кузнечика».

Логопед проводит по тренажёру сверчка, а дети следят за его

движениями.

Пятый листочек.

1. Отгадывание загадки.

- Отгадайте, кого следующего мы будем освобождать из паучиного

плена:

С ветки на тропинку,

С травки на былинку,

Прыгает пружинка

Зелёненькая спинка.

(Кузнечик).

Паук хочет, чтобы вы показали, как прыгает кузнечик.

2. Ф/м «Кузнечики»

- Молодцы! Вы очень хорошо выполняли движения, как настоящие

кузнечики, и Паук отпускает своего пленника на свободу. Он тоже

возвращается на луг.

3. Упражнение для глаз «Прыжки Кузнечика».

Логопед проводит по тренажёру кузнечика, а дети следят за его

движениями.

4. Составление предложений с предлогом «к».

- Ребята, а ещё звук «к» может стать коротким словом, если он станет

выполнять обязанности предлога. Придумайте предложения с предлогом

«к», используя насекомых, которых мы с вами освободили.

Каждое предложение анализируется, выкладывается схема предложения,

в которую вводится схема предлога «к» :

- Сколько слов в этом предложении?

- Назовите первое, второе и т. д.

- Какой есть предлог в этом предложении?

- Какой он по счёту?

- Между какими словами он стоит?

- С каким словом он «дружит»?

5. Игра «Четвёртый лишний».

Выставляются картинки с изображением бабочки, стрекозы, жука. паука,

сверчка, комара, кузнечика и мухи.

- Ребята, Муха хочет на прощание узнать, а почему она не попала в

плен к страшному Пауку вместе со своими друзьями?

III. Итог занятия. Оценка работы детей.

- Какие звуки вы учились сегодня различать и хорошо произносит вместе

с Мухой? Что вам понравилось на занятии?

- Молодцы! Все вы были очень внимательными и хорошо говорили. А

ещё я узнала, что вы очень добрые и отзывчивые ребята: помогли

друзьям Мухи, попавшим в беду не испугавшись злого и страшного

Паука. Оставайтесь такими всегда!

Публикации по теме:

Конспект фронтального занятия в подгруппе компенсирующей направленности «Знакомство со звуками [р], [р’], буква «Р» Конспект фронтального занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Знакомство со звуками [р, р’ ], буквой Р» Учитель-логопед.

Методическая разработка «Конспект НОД. Как написать?» 1. Для того, чтобы правильно написать конспект НОД по какой-либо деятельности, необходимо помнить о его структуре. Первое, с чего начинаем.

Методическая разработка «Битва под Москвой» Данная разработка представлена в рамках «Дня Воинской Славы» Цели: - Познакомить детей с соотечественниками, которые участвовали в обороне.

Методическая разработка конспекта занятия для подготовительной группы «Знакомство с Родным краем» Цель: Воспитать патриотическое отношение к родному краю. Задачи: Формировать познавательный интерес детей к малой родине, желание.

Методическая разработка «Предшкольная пора»Методическая разработка «Предшкольная пора» Предшкольная пора На сегодняшний день важное значение приобретает проблема создания прогрессивной системы непрерывного образования. Преемственность.

Методическая разработка «Шкатулка рукоделия» .

Методическая разработка «Воспитание мультфильмами» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Развитие логического мышления – для того, чтобы создать свой мультфильм, нужно продумать его сюжет, выбрать декорации,.

Методическая разработка занятия «Путешествие в страну Здоровье» МКУ ДО «Детский экологический центр» Методическая разработка занятия «Путешествие в страну Здоровье». Разработала педагог ДО Кузьмина.

Методическая разработка «Ориентация в пространстве» Введение Пространство – философская категория; протяженность предметов и расстояние между ними. Пространство – всеобщее свойство материальных.

Знакомство дошкольников с гласными звуками Необходимо научить ребёнка вычленять гласные звуки, не пропускать их, это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Путешествие в страну Насекомию. Знакомство со звуками «к — кь».
Опубликовано: 1 июля 2016 в 13:33
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД