Лучший педагог года

Методическая разработка «Развитие двигательной активности детей» (4 фото)

Ирина Чегошева
Методическая разработка «Развитие двигательной активности детей»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Развитие двигательной активности детей»

Методическая разработка «Развитие двигательной активности детей»

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Эту огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них это, прежде всего, двигаться, действовать.

Публикация «Методическая разработка „Развитие двигательной активности детей“» размещена в разделах

Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. Современные дети имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в их образе жизни.

Современные дети предпочитают прогулкам на свежем воздухе и занятиям спортом телевизор и компьютер. Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы. Для ребенка потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях, так как двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. Сейчас же перед государством, школой, родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос здоровым и крепким, полноценным членом общества.

Как развить физические способности ребенка, поддержать интерес к занятиям, дать задания, соответствующее их физическому развитию уровня сложности?

Всякое обучение возможно только тогда, когда оно опирается на собственный интерес ребенка. Исхожу в своей работе из правила: прежде чем объяснять – заинтересовать, прежде чем заставить действовать – подготовить к действию, прежде чем сообщить что-то новое – вызвать ожидание нового.

И здесь мне приходят на помощь подвижные игры, мир которых богат и разнообразен, и способен удовлетворить потребности ребёнка в физической активности.

Двигательная активность способствует:

повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;

росту физической работоспособности;

нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;

появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Во всех формах двигательной деятельности решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем отличительной особенностью в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.

Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю двигательную деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

При правильной организации и содержании подвижных игр у детей воспитывается внимание и наблюдательность, дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а, следовательно, развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому важно подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию ребенка.

При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Очень важно пользоваться так называемыми сигнальными словами, диктующими то или иное действие. Их надо произносить четко, требовательно, несколько громче остальных и выделять предварительно паузой.

С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы:

• рациональное использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть);

• включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный);

• лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений;

• создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость;

• вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

Фото «Развитие двигательной активности детей»

Одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры. У детей совершенствуется координация движений, развивается инициативность, самостоятельность, сообразительность и настойчивость. Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание подвижной игры, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.

Методическая разработка - фото

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим направлением в формировании физической культуры. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Игры можно разделить на виды:

• сюжетные подвижные игры

• бессюжетные подвижные игры

• подвижные игры с элементами соревнования

Сюжетные подвижные игры типа «У медведя во бору», «Гуси-лебеди» и др. имеют готовый сюжет и установленные правила. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, медведя, воробышка, автомобиль, волка, гуся, и т. д. Дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых.

Сюжетные игры помогают ребёнку расширить и углубить свои представления об окружающей действительности, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения по сигналу: «Марш!», «Стоп!» и др. Сюжетные подвижные игры определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры используются во всех возрастных группах.

Бессюжетные подвижные игры типа «Найди себе пару», «Катай мяч» и др. не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.

Подвижные игры с элементами соревнования бывают индивидуального и группового типа. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты, то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.

Фото №1 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Развитие

Потенциал подвижных игр в повышении двигательной активности дошкольников состоит в том, что игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Подвижная игра требует от ребенка умственного и физического усилия, и вместе с тем доставляет ему радость, чувство удовлетворения и захватывает воображение. Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, в комплексе развивает физические качества (быстроту, силу, выносливость, гибкость и т. д.). Игровая подвижная деятельность дает представления об окружающем мире, развивает память и чувство ритма, обогащает речь детей, учит действовать в коллективе, сопереживать, помогать друг другу, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, выдержку и дисциплинированность.

Подготовка к проведению подвижной игры.

• Обязательно проводится предварительное знакомство с правилами и условиями проведения игры, с предметами, которые будут в ней использоваться.

• Педагог вызывает у детей заинтересованное отношение к игре или упражнению и тем, что красочно рассказывает придуманный им простой и краткий сюжет задания, подчеркивая интонацией голоса и жестами наиболее сложные движения.

• Для того чтобы игра прошла хорошо воспитатель должен тщательно подготовиться к ней; подобрать пособия и мелкие предметы, продумать, где будут домики, гнездышки, кого из детей привлечь на ведущую роль и прочее; он должен хорошо знать содержание игры, ее ход, правила, сопроводительный текст.

Руководство подвижной игрой.

• Для ребенка 3-го года жизни особое значение имеет постоянный контакт со взрослыми. Малыши с удовольствием играют, когда взрослые активны, эмоциональны, проявляют интерес к играм и сами в них участвуют. Веселый, ласковый тон воспитателя, его заинтересованность увлекает малышей, им передается это радостное настроение. В таких случаях дети очень внимательно прислушиваются к педагогу, выполняют все его требования, охотно повторяют игры, хорошо их усваивают.

• В подвижных играх детей 2-4 лет взрослому приходится часто совмещать руководство игрой с выполнением ответственной роли в ней. Малышей не смущает, что воспитатель, выполняя ответственную роль, подсказывает им, как необходимо играть. Очень важно, чтобы воспитатель, участвуя в игре, давал образец движений, подсказывал ход игры.

• Объяснение игры – ответственный момент, влияющий на ее ход. Объяснять игру необходимо эмоционально, интонациями голоса подчеркивая характерные черты каждого персонажа. Так, о резвящихся зайчиках воспитатель говорит ласково, а про медведя, который хочет их поймать, – низким голосом, с оттенком угрозы подчеркивая опасность.

• При объяснении игр необходимо четко выделять сигналы, по которым детям придется менять свои действия. Если сигналом служит последняя фраза текста, она выделяется интонацией, произносится громче.

• Двигательные действия моторного характера ребенок выполняет лучше, если взрослый сопровождает их пояснением, подсказкой, показом. Приведем пример такой формы руководства в игре-упражнении «По камешкам». Воспитатель говорит: «Ну, а теперь Коля будет переправляться через ручеек. Иди, Коля, не бойся, ручеек не глубокий». Коля торопится и ступает мимо камешка. Педагог говорит: «Осторожно, не спеши, попадешь в воду, промочишь ноги. Вот молодец, сейчас ты хорошо идешь, прямо по камушкам». Постоянное словесное общение со взрослыми доставляет малышам радость и приносит большую пользу в развитии речи и воображения, обогащает представления. Дети всегда с большим вниманием прислушиваются к речи воспитателя, даже те, кто не участвует в игре.

• Во время подвижной игры важно активизировать и направлять общение детей между собой. В результате внимательного подхода педагога к воспитанникам, умелого, своевременного, тактичного напоминания, требования поиграть совместно, оказать помощь или уступить друг другу между детьми складываются хорошие дружеские взаимоотношения.

• Подбирая подвижные игры, важно предусмотреть условия, в которых оно будет проходить: в помещении или на открытой площадке. В последнем случае следует ориентироваться на время года и состояние погоды, наличие инвентаря и необходимой одежды. От этого зависят содержание и методика проведения подвижных игр.

Виды педагогической помощи ребенку дошкольного возраста во время подвижных игр:

• Стимулирующая помощь предполагает воздействие взрослого, направленное на активизацию собственных двигательных возможностей ребенка для преодоления затруднений в подвижной игре.

• Эмоционально-регулирующая помощь включает оценочные суждения взрослого, одобряющие действия и активность ребенка в игре.

• Направляющая помощь – это такая организация деятельности ребенка в подвижной игре, при которой все компоненты осуществляются им самостоятельно, взрослый лишь направляет ориентировку ребенка.

• Организующая помощь, при которой взрослый осуществляет только планирование и контроль подвижной игры, а действия в игре осуществляются ребенком самостоятельно.

• Обучающая помощь, т. е. обучение ребенка новому для него способу действия, показ или непосредственное указание, что и как надо делать.

Педагогическая помощь, оказываемая в ходе проведения подвижной игры, позволяет детям активно участвовать в подвижных играх; чувствовать себя свободно, не бояться затруднений, не испытывать замешательства и неловкости; активно познавать окружающий мир; реализовать свои потенциальные возможности, личностные резервы, обеспечивающие развитие двигательной активности; активизировать общение взрослого с ребенком. Это особенно важно для тех детей, которые замкнуты, не уверены в себе, имеют недостатки в физическим развитии и низкий уровень двигательной активности.

Подвижные игры развивают основные движения детей: бег, ходьбу, различные виды прыжков. Они способствуют развитию координации движений, внимательности, сообразительности, быстроты реакций.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и при этом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

Подвижные игры не только совершенствуют двигательные умения ребенка, развивают у него ловкость, быстроту, силу и выносливость, но и способствуют воспитанию таких важных черт характера, как настойчивость в достижении цели, чувство товарищества. В жизни эти качества будут очень полезны.

“Игра-это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованиями, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха”. (Из “Декларации прав ребенка на игру”, принятой Международной Ассоциацией игр на воздухе в 1977 году).

Использованная литература:

1. Н. Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». Таганрог. 2000 г. - 165 с.

2. Н. Н. Ефименко «Физическое развитие ребенка в дошкольном детстве». Москва. Изд. «Дрофа» 2014 г. -156 с.

3. Ю. К. Чернышенко. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста. Краснодар, 2009. - 102 с.

4. Л. Н. Волошина Играйте на здоровье

Публикации по теме:

Рациональная организация двигательной активности детейРациональная организация двигательной активности детей Движение – это огромная радость, которая проявляется от удовлетворения естественной потребности ребенка в двигательной активности, от познания.

Фотоотчет «Развитие двигательной активности у детей младшего возраста»Фотоотчет «Развитие двигательной активности у детей младшего возраста» "Развитие двигательной активности у детей младшего возраста". Фотоотчет. У детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям.

Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет» Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2-3 лет» Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым,.

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Конспект ООД по физическому воспитанию в младшей группе «На лесной полянке». Развитие двигательной активности детейКонспект ООД по физическому воспитанию в младшей группе «На лесной полянке». Развитие двигательной активности детей «НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ» Цель: Накопление и обогащение двигательного опыта детей. Удовлетворение естественной потребности детей в движении,.

Развитие двигательной активности детей во время зимней прогулкиРазвитие двигательной активности детей во время зимней прогулки Специалисты утверждают, что без движения ребёнок не может вырасти здоровым и крепким. Движение – фундамент настоящего и будущего здоровья.

Развитие двигательной активности у детей раннего возрастаРазвитие двигательной активности у детей раннего возраста Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый,.

Снежные постройки для двигательной активности детейСнежные постройки для двигательной активности детей Зима у нас долгая и холодная, но воспитанники и их родители все равно ждут её с нетерпением. Они знают, как только выпадет снег, на участке.

Влияние ритмической гимнастики на развитие двигательной активности дошкольников В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из самых популярных форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Развитие двигательной активности детей»
Опубликовано: 5 апреля 2021 в 09:45
+54Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД