Получи документы

Методическая разработка «Рисование пластилином с детьми 5–8 лет»

Юлия Родникова
Методическая разработка «Рисование пластилином с детьми 5–8 лет»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад № 52 «Самолётик»

Методика работы

«Рисование пластилином с детьми 5-6 лет.

Разработала : Родникова Ю. Б

Нижневартовск 2020

Публикация «Методическая разработка „Рисование пластилином с детьми 5–8 лет“» размещена в разделах

Рисование пластилиномэто искусство на стыке двух классических изобразительных жанров: «плоской» живописи и объемного изображения, то есть скульптуры. Пластилин благодатнейший материал для художника, но, кажется, еще недостаточно оцененный.

Если знать и использовать секреты пластилина, можно создавать не просто поделки, а настоящие картины из пластилина – от тонких, почти не отличимых от живописи полотен, до выпуклых барельефов.

Во-первых, пластилин замечательно пластичен, он легко принимает любую форму, раскатывается, разминается и ложится на поверхность любым слоем.

Второе замечательное свойство – это вязкость, «прилипчивость».

Третий из секретов пластилина – цветность. Разнообразие цветов и оттенков выпускаемого пластилина само по себе дает широкие возможности, но этим пластилиновая «палитра» не ограничивается. При создании картины из пластилина к его цветам можно относиться так же, как к художественным краскам: различные цвета можно смешивать и получать новые, со всей гаммой промежуточных оттенков.

Четвертое его свойство – термолабильность. При нагревании (даже до температуры наших рук) пластилин легко размягчается, поэтому пальцы и ладони – главный инструмент при рисовании пластилином.

Однако, помимо ручной работы, в распоряжении множество инструментов для рисования пластилином : разнообразные стеки, зубочистки, любые рельефные поверхности, крышки от бутылок и т. д.

Рисование пластилином - способ изображения, который способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека — это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи “рука — мозг”. Работа в технике пластилиновой живописи очень интересна. Она развивает не только моторику пальцев рук, точность движений, но и фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.

Исходя, из выше сказанного и по опыту работы с учащимися художественно-графического отделения разработала методический материал по техническим навыкам и приемам работы с пластилином с детьми старшего дошкольного возраста, посещающими подготовительную группу при нашем отделении. Материал разработан с учетом современных теорий и технологий, а так же возрастных и психофизиологических особенностей детей данного возраста к своей адаптированной программе. В результате полученных знаний, умений и навыков дети самостоятельно применяют их на практике, что помогает при дальнейшем обучении на художественно-графическом отделении.

На вводном занятии я знакомлю детей с правилами поведения в школе (приложение1).

Перед началом каждого занятия дети подготавливают свое рабочее место:

• Достают принадлежности лепки (рабочую доску, коробки с пластилином и принадлежностями, коробку для изделий).

• Надевают рабочую одежду.

• Салфетку для рук держат в кармане рабочей одежды.

Каждое занятие начинаю с беседы, либо сюрпризный момент (т. к. дети дошкольного возраста) в которой излагаю содержание задания, необходимый теоретический материал и указываю методы и приемы его выполнения. При организации работы стараюсь соединять игру, труд и обучение, что помогает обеспечивать единство решения познавательных, практических и игровых задач. Не забываю обращать внимание на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, личной гигиены.

Работа с пластилином начинается с его подготовки:

1. Отрезать от бруска нужного цвета необходимый для работы кусок пластилина.

2. Если пластилин достаточно мягкий, пальцами размять кусок целиком до рабочего состояния. Если пластилин твердый, разрезать кусок на более мелкие, размять их по отдельности и сложить вместе. После этого можно лепить какую-нибудь форму. Рабочее состояние пластилина – это когда кусок мягкий и податливый, легко гнется и вытягивается, долго сохраняет приданную ему форму, не пачкает руки и от их тепла сильно не размягчается. Важное свойство пластилина – пластичность или тягучесть. Если подготовленный пластилин раскатать в палочку и сложить его пополам, а он не ломается и не трескается, то он пластичен и годен для работы. Приложив некоторые усилия, его можно растянуть – он делается тоньше, его можно сжать – он, наоборот, утолщается.

Для раскатывания пластилина удобна скалка. Преимущество пластилиновых картин заключается в возможности изображения выпуклых барельефных деталей, создающих особую зрительную реальность выполняемых художественных работ. Применяя такие приспособления, как расческа, металлическое ситечко, чесноковыжималка, можно добиться рельефности пластилиновых деталей. Дополнительные природные материалы, пластмассовые детали, бижутерия и т. п. используются для создания определенных эффектов.

Подразделяются картины в зависимости от степени заполнения полотна. В одних картинах покрыта вся поверхность, а других пластилином заполнена только часть, ограниченная контуром рисунка. Последний вид называется аппликацией.

Формат картин может быть различным: вертикальным, горизонтальным, квадратным, круглым, овальным.

Плоскостное изображение пластилином подобно живописи масляными красками, но наносится пластичный материал не кистями, а стеками или размазывается по картонной основе пальцами рук. Ручной способ нанесения пластилина более эффективен, потому что согретый пальцами материал ровно под давлением соединяется с основой.

Техники и приемы рисования пластилином :

1 способ.

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа, ни в коем случае не размокла. Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.

2 способ.

Работа на стекле. Подготовим стекло: уберем картон и протрем его салфеткой, чтобы не было следов от пальцев. Иначе в этих местах будет плохо ложиться тушь. Подложив эскиз под стекло аккуратно как можно точнее переведем рисунок. Надо учитывать, что он при этом получится в зеркальном отражении. Туши надо немного подсохнуть. Во время этой паузы можно заняться подготовкой материала: подобрать цвет пластилина и намешать его оттенки для рисунка. Раскладываем получившиеся кусочки и анализируем, насколько удачно они сочетаются между собой и оттеняют друг друга. Процесс заполнения поверхности очень кропотливый и если одним большим куском заполнить сразу большую часть рисунка, работа теряет свой необычный облик, красоту. Поэтому, желательно накладывать пластилин очень маленькими с горошинку кусочками, при этом каждая последующая с чуть измененным оттенком. Затем постепенно разминать их пальцем по поверхности. Учитывайте, что при растирании пластилина получаются порой необыкновенные разводы, которые только еще больше придают красоту и порой подчеркивают форму. Следите за контуром рисунка и не выходите за его пределы. Бывает и так, что был нанесен неудачно подобранный цвет, его легко убрать стеком и нанести новый. Практика выполнения таких работ показала, что лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем – фон. Выполненную работу оформляем – фиксируем с обратной стороны картон зажимами и тщательно начищаем поверхность сухой салфеткой.

3 способ.

На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стекой или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стекой, как в технике граттаж.

4 способ.

Рисовать пластилином можно и другими приемами; “горошками” и “жгутиками”. Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника “жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка.

5 способ.

На картон наносится рисунок, скатываются жгутики потолще, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками, как в масляной живописи. Для объемности деталей картины могут иметь плоскостное или барельефное изображение. У плоскостных картин поверхность ровная, подобная масляной живописи. В барельефном изображении фигуры слегка выступают над поверхностью.

Занятие может предполагать изготовление одного изделия. Этапы работы по изготовлению изделия пооперационные, причем каждая операция выполняется, только после того, как дети справились с предыдущим. Каждую операцию сопровождаю четкими комментариями, доступными восприятия ребенком, а так же слежу за тем, чтобы дети выполняли задание правильно. Время, затраченное ребенком на изготовление изделия, не должно превышать в подготовительной группе - 25 минут. Перед началом занятия и по мере необходимости устраиваю пальчиковую гимнастику или физкультминутку, т. к. дошкольники быстро утомляются.

Методика проведения работы с детьми в детском объединении строится на тематическом разнообразии, заинтересованном воплощении каждой темы в материале. Причем увлекательными здесь должны быть как сама задача, так и процесс, связанный с ее осуществлением.

Завершающим этапом занятия является подведение итогов работы на занятии. Наиболее приемлемой формой оценки является организационный просмотр выполненных изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Это приучает детей справедливо и объективно оценивать свою работу и работу других, радоваться не только своей, но и общей удаче. Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом.

За 2-3 минуты до конца занятия учащиеся проводят уборку своего рабочего места:

• Готовое или незаконченное изделие убирают в коробку для изделий.

• Собирают со стола и с пола пластилин по цветам и убирают в коробку.

• Стекой чистят рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина.

• Протирают стеку и парту влажной салфеткой. Принадлежности убирают в коробку.

• Тщательно моют руки с мылом и снимают рабочую одежду.

Результатом обучения группы является создание коллективных работ с использованием различных технологических приемов. Итогом работы данной группы является создание выставки детских творческих работ.

Со своим творческими работами учащиеся принимают участие в конкурсах как школьных, так и районных («Новогодняя сказка», «Символы великой России», «Мое любимое животное», «История нашего края»).

Уровень достижений обучающихся отслеживается путем входного (начало учебного года, текущего (на каждом занятии) и итогового (конец учебного года) контроля.

Вывод:

Для детей 6-7 лет обучение характеризуется, прежде всего, повышением творческого потенциала ребенка. Руководство школы отметило, что содержание обучения направлено на углубление знаний, умений навыков, которые способствуют творческому развитию. На занятиях учащиеся могут свободно общаться, чувствовать себя комфортно и уверенно. Особое внимание уделяется на активизацию мыслительной деятельности детей для творческого решения поставленных задач. В связи с этим педагог старается давать свой материал так, чтобы дети получили не готовые рекомендации по выполнению работы, а используя свой опыт, могли бы самостоятельно проанализировать образец, продумать способы работы и последовательность его выполнения.

При организации работы старается соединить игру, труд и обучение, что помогает обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, сюрпризные моменты, загадки, считалки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.

Согласно плану работы художественно-графического отделения в детском объединении «Пластилинография» в течение учебного года проводится педагогический мониторинг, который отслеживается путем входного, промежуточного и итогового контроля (приложение 3).

Из таблиц результативности учащихся (приложение 2) видно, что к концу обучения наблюдается положительная динамика учащихся. Если на начало учебного года по образовательным результатам высокий уровень составлял всего 8%, а низкий – 54%, то к концу учебного года высокий уровень поднялся до 62%, а низкий уровень на нуле. Аналогичная ситуация наблюдается с мониторингом воспитательных воздействий и социально-педагогических результатов.

Список используемой литературы:

1. Г. Н. Давыдова. Пластилинография. - М., 2006 г.

2. Г. Н. Давыдова. Пластилинография 2. - М., 2008 г.

3. Г. Н. Давыдова. Пластилинография. Анималистическая живопись- М., 2009

4. И. А. Лыкова. Дымковская игрушка. - М, 2007 г.

5. И. А. Лыкова «Лепим из пластилина». -М., 2009 г.

6. Н. Боголюбов. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М. ,1979 г.

Публикации по теме:

Методическая разработка игры-викторины по финансовой грамотности с детьми подготовительной к школе группы Пояснительная записка Данная игра-викторина направлена на формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников. В ходе игры.

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению красной гвоздики с детьми дошкольного возрастаМетодическая разработка из опыта работы по изготовлению красной гвоздики с детьми дошкольного возраста Методическая разработка из опыта работы по изготовлению красной гвоздики с детьми дошкольного возраста. Пояснительная записка. Методическая.

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми в старшей группе «Заколдованный лес»Методическая разработка образовательной деятельности с детьми в старшей группе «Заколдованный лес» Конспект занятия в старшей группе Тема: «Заколдованный лес»Цель: развивать воссоздающее воображение посредством природоведческих игр. Программные.

Методическая разработка планирования воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы на неделю Планирование на неделю по теме «Специальные машины». Цель: Закреплять формирование обобщающего понятия «Специальные машины». Итоговое мероприятие:.

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению поделок из природного материала с детьми дошкольного возрастаМетодическая разработка из опыта работы по изготовлению поделок из природного материала с детьми дошкольного возраста Пояснительная записка. Поделки из природного материала помогают открыть ребенку удивительный мир природы: увидеть в еловой шишке забавного.

Методическая разработка по изучению основных цветов с детьми раннего возраста «Разноцветная неделька».Методическая разработка по изучению основных цветов с детьми раннего возраста «Разноцветная неделька». Хотим представить вашему вниманию наш проект по изучению цвета с детьми раннего возраста. Мы обратили внимание, что не всем детям легко.

Методическая разработка. Развивающая игра В. Воскобовича с детьми младшего дошкольного возраста Методическая разработка. Развивающая игра В. Воскобовича с детьми младшего дошкольного возраста. Методическая разработка. Содержание:Авторская.

Методическая разработка «Встречаем с детьми Пасху» для использования в работе с дошкольникамиМетодическая разработка «Встречаем с детьми Пасху» для использования в работе с дошкольниками Актуальность. Пасха – один из самых великих христианских праздников. На Пасху принято дарить друг другу крашеные и декоративные яйца,.

Методическая разработка из опыта работы «Готовимся с детьми ко Дню Защитника Отечества»Методическая разработка из опыта работы «Готовимся с детьми ко Дню Защитника Отечества» Актуальность. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Но нельзя быть патриотом, любить Родину,.

Zoom-встреча «Звезда памяти». Конспект образовательной деятельности с детьмиZoom-встреча «Звезда памяти». Конспект образовательной деятельности с детьми Zoom-встреча: «Звезда памяти» Участники: дети дошкольного возраста (4-5лет) с родителями и воспитателем. Время: период самоизоляции, время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Рисование пластилином с детьми 5–8 лет»
Опубликовано: 3 декабря 2020 в 12:09
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД