Приложение МААМ

Методическая разработка «Рисуем пластилином»

Валентина Лодыгина
Методическая разработка «Рисуем пластилином»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность:

Известный педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.»

Я работаю с детьми раннего дошкольного возраста, проблема развития мелкой моторики, как и развития речи, весьма актуальна в этом возрасте. Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки головного мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего детства.

Публикация «Методическая разработка „Рисуем пластилином“» размещена в разделах

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений в раннем возрасте была определена тема проекта художественной направленности «Рисуем пластилином», основной идеей которой является рисование картин пластилином, пластилинография.

Информационная карта проекта:

Тип проекта: творческий, познавательный, групповой.

Продолжительность проекта: 1 год.

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.

Цель: Развитие ручной умелости у детей раннего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

1) Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии, развивать изобразительную деятельность детей;

3)Учить работать на заданном пространстве;

4) Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образцу, а затем по словесному указанию

6) Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;

7) Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;

9) Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

10) Развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта.

Предполагаемый результат деятельности «Рисуем пластилином» :

*Уточнились уже усвоенные детьми знания на основе имеющегося у них жизненного опыта, научились выделять сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизировались образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти, детки применяли первые варианты обобщения.

*В интересной игровой форме обогатился словарь детей, малыши активнее подражали взрослому, лучше понимали речь окружающих, активизировалась речь в процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином.

*Познакомились с художественными произведениями (стихами, потешками, пальчиковыми играми).

*Дети раннего возраста приобрели первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

* Произошло развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

* У детей воспитывались тактильные и термические чувства пальцев через тактильные ощущения, реализовались впечатления, знания, эмоциональные состояния в изобразительном творчестве. а также появилась аккуратность в работе с пластилином.

*А главное, в конце обучения у ребенка развилась умелость рук, укрепилась сила рук, движения обеих рук стали более согласованными, а движения пальцев дифференцировались. Этому способствовала хорошая мышечная нагрузка на пальчики.

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный.

Мероприятия:

Определение темы проекта.

Формулировка цели и определение задач.

Изучение и подбор материала. Разработка структуры проекта.

Составление календарно-тематического планирования по пластилинографии в 1 младшей группе.

2 этап: основной.

На первых занятиях дети знакомятся с пластилином, с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействиес материалом и сказочным героем. Детям даётся возможность поиграть с пластилином : потрогать, понюхать, помять, высказать своё впечатление о пластилине. Усвоение материала происходит поэтапно, от простого к сложному, сначала дети учатся лепить и украшать простейшие образы (силуэты, нарисованные на картоне.

Календарно-тематическое планирование занятий по пластилинографии с детьми раннего возраста.

Неделя Тема Задачи

Октябрь

1-я "Волшебный пластилин» («Поиграйка») Познакомить детей с пластилином, с некоторыми приемами его использования : раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем.

2-я "Украсим кукле платье» Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.

Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

Продолжать обучать прикреплять ” горошины” на расстоянии друг от друга.

Развивать мелкую моторику пальцев.

Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

3-я "Солнышко» Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе.

4-я "Осенние листочки» Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить осенний листочек. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином : отщипывание от целого куска, скатывание пластилиновых комочков, работа по контуру.

Работа с родителями Родительское собрание тема: «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста посредством пластилинографии». 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;

2. Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;

3. Научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики.

. (См. Приложение 1)

Ноябрь

1-я "Наливное яблоко» Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых фруктов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина : мягкий, податливый, продолжать знакомить детей с приемом пластилинографии – вливания одного цвета в другой.

2-я "Гусеница» Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания и сплющивания). Диагностика по изо – деятельности (лепка).

3-я «Листопад» Учить приёму - размазывания (в разных направлениях).

Продолжаем обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина.

Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

Развивать мелкую моторику пальцев.

4-я "Елочка»" Развивать умение создавать выразительный и интересный образ знакомых предметов (елочка, продолжая знакомить детей с приемом раскатывания. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, закреплять умение работать по контуру. Развивать детское творчество.

Работа с родителями

Памятка для родителей «Игры для развития мелкой моторики дома» Помочь родителям развивать мелкую моторику пальцев рук у своих малышей, используя разнообразные виды игр.

(См. Приложение 2)

Декабрь

1-я "Снеговик» Закреплять приемы работы с пластилином – отщипывания, скатывания, сплющивания. Развитие мелкой моторики рук. Развитие эстетического умения – украшения своей работы (шубки снеговичка) пластилином разного цвета.

2-я «Снежинки – холодинки» Беседа с детьми о зиме. Формирование эмоционального восприятия окружающего мира. Закрепление приема раскатывания колбасок, жгутиков разной длины. Поощрение самостоятельности, оригинальности в создании снежинок из пластилина.

3-я "Снеговик» Учить детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии.

Продолжать обучать детей размазывать пластилин по всей основе, не выходя за контур.

Развивать согласованность в работе обеих рук.

4-я "Новогодняя открытка» Создавать лепную картинку с выпуклым изображением. Развитие творческого воображения детей при украшении елочки, снеговика. Развитие мелкой моторики рук.

Работа с родителями Индивидуальные беседы:

«Значимость развития мелкой моторики для формирования речи детей в раннем возрасте» Подвести родителей к осознанию своей роли в развитии сенсомоторных навыков и повышения уровня речевого развития детей.

Январь

1-я «На участке – снегопад (деревья под снегом)» Расширение представлений о зиме, закрепление зимних признаков. Формирование интереса детей к зимним явлениям (снегопад, рассматривание деревьев на участке после снегопада, изображение их посредством приемов пластилинографии.

2-я "Колобок» Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания). Поощрение инициативы детей украсить знакомый образ, развитие мелкой моторики рук.

3-я «Лесенка для Поиграйки» Формировать интерес к окружающим нас предметам. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином : отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие, в своей работе пытаться передать характерные особенности лесенки. Попытаться вызвать у детей эмоциональный отклик - оказание помощи персонажу, путем прочтения литературного произведения, стихотворения.

Работа с родителями Индивидуальная тематическая выставка ребенка и родителя по сказке «Колобок» в технике пластилинография. Активизировать деятельность родителей со своими детьми.

Февраль

1-я «Как жирафик Кузя шарфик потерял» Беседа о том, как прошли зимние каникулы (в том числе о зоопарке, цирке). Рассматривания картинки с изображением жирафа – выделение индивидуальных особенностей с использованием поисково – аналитической деятельности («Почему?», «Зачем?»). Обыгрывание ситуации с пропажей шарфика, оказание помощи Кузе – с помощью раскатывания колбасок каждый делает своему жирафику шарфик, с помощью приемов отщипывания придают животным фактуру (пятнышки на теле). Формирование навыков самостоятельной работы.

2-я «А облака, будто белые лошадки» Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа (облако) посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания, продолжать знакомить с приемом вливания одного цвета в другой.

3-я «Вазочка» Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления об окружающих предметах домашнего обихода. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином : отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие, в своей работе пытаться передать особенности разных вазочек, их строение (силуэты на выбор предлагаются воспитателем). Самостоятельность в выборе цвета материала.

4-я «Зайка» Обобщение представлений о жизни диких животных зимой. Рассматривание картины с изображением зайца, особенности внешнего вида. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, закреплять умение работать по контуру. Развивать детское творчество, побуждать детей самостоятельно подбирать нужный цвет, сопоставлять размер (длинные уши, развивать мелкую моторику рук.

Работа с родителями

Мастер-класс «Приемы лепной работы» Познакомить родителей с «Азбукой лепки», приемами рисования пластилином.

(См. Приложение 3)

Март

1-я «Цветы для мамы» Беседа о наших мамах, о празднике 8 марта. Развитие мелкой моторики рук, упражнение в создании знакомых образов известными приемами пластилинографии.

2-я «Подводное царство» Учить детей размазывать пластилиновый шарик в двух направлениях, создавая хвостик у рыбки.

Закреплять умение детей способом размазывания создавать вертикальные линии сверху вниз, создавая водоросли в аквариуме.

Закреплять умение детей способом надавливания создавать камешки в аквариуме.

Развитие мелкой моторики рук.

Учить доводить дело до конца.

3-я «Набухают почки – распускаются листочки» Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, растениях, познакомить детей с приметами весны. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином : отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие – веточки дерева, в своей работе пытаться передать характерные особенности, строение (ствол, толстые и тонкие ветки, скатывать комочки (почки, размещать их по всему дереву. Поощрять самостоятельность в правильном выборе цвета материала.

4-я «Веселый зонтик» Беседа о весне. Формирование интереса к весенним явлениям – капели, таянию снега. Продолжать воспитывать у детей умение создавать знакомый образ посредством знакомых приемов пластилинографии.

Работа с родителями Выставка работ детей и родителей «Цветы для мамы» Продолжать заинтересовывать родителей принимать участие в совместной деятельности с ребенком.

Апрель

1-я «Улитка» Напомнить детям о свойствах пластилина : мягкий, податливый, познакомить детей с приемом лепки заданного образа – сворачивании (скручивании) колбаски, развитие инициативы, творческих проявлений при оформлении работы.

2-я «Домик для цыпленка» (яичко к празднику). Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии, развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, размазывании, работе внутри контура, развитие эстетического вкуса при оформлении работы.

3-я «Паук Пафнутий» Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, насекомых. Рассказывание одноименной сказки – крошки В. Кротова. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином : отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие - ножки, прием размазывания внутри контура. Развитие детского творчества.

Работа с родителями Рекомендации для родителей: буклет для родителей «Об особенностях используемого материала» Познакомить родителей с особенностями используемого лепного материала, помочь родителям обеспечить ребёнка необходимым материалом.

Май

1-я «Конфетки» (коллективная работа) Напомнить детям о свойствах пластилина : мягкий, податливый, продолжать знакомить детей с приемом пластилинографии – вливания одного цвета в другой, чтение сказки – крошки В. Кротова «Конфетный кактус». Изготовление конфетного дерева из пластилиновых конфет. Приветствуется фантазирование, творчество.

2-я «Божья коровка Пятнашка» Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Чтение одноименной сказки – крошки В. Кротова. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания и сплющивания, закрепление умения работать по контуру.

3-я Свободная тема по желанию (выбору) детей. Закрепление умений и способов работы с пластилином в технике пластилинография.

Работа с родителями Фотовыставка детских работ на сайте детского сада. Показать результаты проекта через фотоматериалы на сайте детского сада.

3 этап: итоговый.

Мероприятия:

Проведение по ходу реализации проекта серии групповых тематических выставок детских работ, выполненных индивидуально, в подгруппе, совместно с родителями.

Создание группового фотоальбома детских творческих работ, выполненных в технике пластилинографии.

Создание фотогалереи.

Создание презентации.

Список использованной литературы:

• Селивон В. А. «Пластилиновая страна Лепилка». Минск: «Поппури», 2010.

• Прохорова С. Ю., Нигматулина Н. В., Евстигнеева В. И. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду. – М. :Издательство «Скрипторий 2003», 2011.-104с.

https://strandetstva.ru

https://detskiysad.ru

https://testuser7.narod.ru/Philipok2/Plastilinografia1.pdf

https://logoportal.ru/neobhodimost-razvitiya-melkoy-motoriki/.html

Публикации по теме:

«Мы рисуем пластилином-2» — зимнее творчество малышей. Фотоотчёт«Мы рисуем пластилином-2» — зимнее творчество малышей. Фотоотчёт Наступил прекрасный праздник-Новый год. И вот, во время новогодних каникул появилась свободная минутка. Хочу воспользоваться ею и познакомить.

Мастер-класс «Рисуем пластилином»Мастер-класс «Рисуем пластилином» Мастер-класс. Рисуем пластилином. Пластилинография или рисуем пластилином - такой вид работы можно начинать с младшего школьного возраста.

Мастер-класс «Рисуем пластилином по стеклу»Мастер-класс «Рисуем пластилином по стеклу» Подготовила и провела воспитатель Николаевского филиала МБОУ Светлолобовской СОШ №6 Кабусь Евгения Александровна. Рисование пластилином.

Методическая разработка Предлагаю вам конспект НОД для детей средней группы по теме: "Поможем Винни Пуху". Этот конспект познавательное занятие, направленного на.

Презентация «Слушание музыки в детском саду» Я предоставляю презентацию по слушанию музыки в детском саду. Цели занятия: 1. Прививать интерес к музыке 2. Выявить музыкальные знания.

Методическая разработка НОД к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Путешествие по родному городу» Методическая разработка образовательной деятельности (занятие) на областной конкурс «Мы наследники Победы», посвященном 70-летию Победы.

Методическая разработка по пластилинографии Волшебство пластилинографии. Своё повествование я начну с предистории, а она похожа, я уверена, на Ваши истории, дорогие педагоги. На работе.

Методическая разработка «Экологический калейдоскоп» Тема «Экологический калейдоскоп. 4 стихии природы» Цель: расширение экологического кругозора учащихся Задачи: • формирование экологического.

Новогодняя открытка. Рисуем пластилином «Год петуха»Новогодняя открытка. Рисуем пластилином «Год петуха» Материал для занятия: -- белый картон (сложенный пополам - открытка); -- 1/2белого картона (на нем изображаем простым карандашом петушка);.

Рисуем пластилином Сегодня мы с вами поговорим об интересной технике рисования пластилином. Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Рисуем пластилином»
Опубликовано: 28 апреля 2017 в 20:10
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Рисуем пластилином»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Лодыгина (УИ 326232) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД