Валентина Лодыгина
Методическая разработка «Рисуем пластилином»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Известный педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.»
Я работаю с детьми раннего дошкольного возраста, проблема развития мелкой моторики, как и развития речи, весьма актуальна в этом возрасте. Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки головного мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего детства.
Публикация «Методическая разработка „Рисуем пластилином“» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений в раннем возрасте была определена тема проекта художественной направленности «Рисуем пластилином», основной идеей которой является рисование картин пластилином, пластилинография.
Информационная карта проекта:
Тип проекта: творческий, познавательный, групповой.
Продолжительность проекта: 1 год.
Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.
Цель: Развитие ручной умелости у детей раннего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
1) Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии, развивать изобразительную деятельность детей;
3)Учить работать на заданном пространстве;
4) Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образцу, а затем по словесному указанию
6) Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
7) Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;
9) Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;
10) Развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта.
Предполагаемый результат деятельности «Рисуем пластилином» :
*Уточнились уже усвоенные детьми знания на основе имеющегося у них жизненного опыта, научились выделять сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизировались образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти, детки применяли первые варианты обобщения.
*В интересной игровой форме обогатился словарь детей, малыши активнее подражали взрослому, лучше понимали речь окружающих, активизировалась речь в процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином.
*Познакомились с художественными произведениями (стихами, потешками, пальчиковыми играми).
*Дети раннего возраста приобрели первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
* Произошло развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
* У детей воспитывались тактильные и термические чувства пальцев через тактильные ощущения, реализовались впечатления, знания, эмоциональные состояния в изобразительном творчестве. а также появилась аккуратность в работе с пластилином.
*А главное, в конце обучения у ребенка развилась умелость рук, укрепилась сила рук, движения обеих рук стали более согласованными, а движения пальцев дифференцировались. Этому способствовала хорошая мышечная нагрузка на пальчики.
Этапы реализации проекта:
1 этап: подготовительный.
Мероприятия:
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Изучение и подбор материала. Разработка структуры проекта.
Составление календарно-тематического планирования по пластилинографии в 1 младшей группе.
2 этап: основной.
На первых занятиях дети знакомятся с пластилином, с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействиес материалом и сказочным героем. Детям даётся возможность поиграть с пластилином : потрогать, понюхать, помять, высказать своё впечатление о пластилине. Усвоение материала происходит поэтапно, от простого к сложному, сначала дети учатся лепить и украшать простейшие образы (силуэты, нарисованные на картоне.
Календарно-тематическое планирование занятий по пластилинографии с детьми раннего возраста.
Неделя Тема Задачи
Октябрь
1-я "Волшебный пластилин» («Поиграйка») Познакомить детей с пластилином, с некоторыми приемами его использования : раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем.
2-я "Украсим кукле платье» Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.
Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.
Продолжать обучать прикреплять ” горошины” на расстоянии друг от друга.
Развивать мелкую моторику пальцев.
Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.
3-я "Солнышко» Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе.
4-я "Осенние листочки» Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить осенний листочек. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином : отщипывание от целого куска, скатывание пластилиновых комочков, работа по контуру.
Работа с родителями Родительское собрание тема: «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста посредством пластилинографии». 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
2. Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;
3. Научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики.
. (См. Приложение 1)
Ноябрь
1-я "Наливное яблоко» Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых фруктов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина : мягкий, податливый, продолжать знакомить детей с приемом пластилинографии – вливания одного цвета в другой.
2-я "Гусеница» Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания и сплющивания). Диагностика по изо – деятельности (лепка).
3-я «Листопад» Учить приёму - размазывания (в разных направлениях).
Продолжаем обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина.
Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.
Развивать мелкую моторику пальцев.
4-я "Елочка»" Развивать умение создавать выразительный и интересный образ знакомых предметов (елочка, продолжая знакомить детей с приемом раскатывания. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, закреплять умение работать по контуру. Развивать детское творчество.
Работа с родителями
Памятка для родителей «Игры для развития мелкой моторики дома» Помочь родителям развивать мелкую моторику пальцев рук у своих малышей, используя разнообразные виды игр.
(См. Приложение 2)
Декабрь
1-я "Снеговик» Закреплять приемы работы с пластилином – отщипывания, скатывания, сплющивания. Развитие мелкой моторики рук. Развитие эстетического умения – украшения своей работы (шубки снеговичка) пластилином разного цвета.
2-я «Снежинки – холодинки» Беседа с детьми о зиме. Формирование эмоционального восприятия окружающего мира. Закрепление приема раскатывания колбасок, жгутиков разной длины. Поощрение самостоятельности, оригинальности в создании снежинок из пластилина.
3-я "Снеговик» Учить детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии.
Продолжать обучать детей размазывать пластилин по всей основе, не выходя за контур.
Развивать согласованность в работе обеих рук.
4-я "Новогодняя открытка» Создавать лепную картинку с выпуклым изображением. Развитие творческого воображения детей при украшении елочки, снеговика. Развитие мелкой моторики рук.
Работа с родителями Индивидуальные беседы:
«Значимость развития мелкой моторики для формирования речи детей в раннем возрасте» Подвести родителей к осознанию своей роли в развитии сенсомоторных навыков и повышения уровня речевого развития детей.
Январь
1-я «На участке – снегопад (деревья под снегом)» Расширение представлений о зиме, закрепление зимних признаков. Формирование интереса детей к зимним явлениям (снегопад, рассматривание деревьев на участке после снегопада, изображение их посредством приемов пластилинографии.
2-я "Колобок» Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания). Поощрение инициативы детей украсить знакомый образ, развитие мелкой моторики рук.
3-я «Лесенка для Поиграйки» Формировать интерес к окружающим нас предметам. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином : отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие, в своей работе пытаться передать характерные особенности лесенки. Попытаться вызвать у детей эмоциональный отклик - оказание помощи персонажу, путем прочтения литературного произведения, стихотворения.
Работа с родителями Индивидуальная тематическая выставка ребенка и родителя по сказке «Колобок» в технике пластилинография. Активизировать деятельность родителей со своими детьми.
Февраль
1-я «Как жирафик Кузя шарфик потерял» Беседа о том, как прошли зимние каникулы (в том числе о зоопарке, цирке). Рассматривания картинки с изображением жирафа – выделение индивидуальных особенностей с использованием поисково – аналитической деятельности («Почему?», «Зачем?»). Обыгрывание ситуации с пропажей шарфика, оказание помощи Кузе – с помощью раскатывания колбасок каждый делает своему жирафику шарфик, с помощью приемов отщипывания придают животным фактуру (пятнышки на теле). Формирование навыков самостоятельной работы.
2-я «А облака, будто белые лошадки» Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа (облако) посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания, продолжать знакомить с приемом вливания одного цвета в другой.
3-я «Вазочка» Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления об окружающих предметах домашнего обихода. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином : отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие, в своей работе пытаться передать особенности разных вазочек, их строение (силуэты на выбор предлагаются воспитателем). Самостоятельность в выборе цвета материала.
4-я «Зайка» Обобщение представлений о жизни диких животных зимой. Рассматривание картины с изображением зайца, особенности внешнего вида. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, закреплять умение работать по контуру. Развивать детское творчество, побуждать детей самостоятельно подбирать нужный цвет, сопоставлять размер (длинные уши, развивать мелкую моторику рук.
Работа с родителями
Мастер-класс «Приемы лепной работы» Познакомить родителей с «Азбукой лепки», приемами рисования пластилином.
(См. Приложение 3)
Март
1-я «Цветы для мамы» Беседа о наших мамах, о празднике 8 марта. Развитие мелкой моторики рук, упражнение в создании знакомых образов известными приемами пластилинографии.
2-я «Подводное царство» Учить детей размазывать пластилиновый шарик в двух направлениях, создавая хвостик у рыбки.
Закреплять умение детей способом размазывания создавать вертикальные линии сверху вниз, создавая водоросли в аквариуме.
Закреплять умение детей способом надавливания создавать камешки в аквариуме.
Развитие мелкой моторики рук.
Учить доводить дело до конца.
3-я «Набухают почки – распускаются листочки» Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, растениях, познакомить детей с приметами весны. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином : отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие – веточки дерева, в своей работе пытаться передать характерные особенности, строение (ствол, толстые и тонкие ветки, скатывать комочки (почки, размещать их по всему дереву. Поощрять самостоятельность в правильном выборе цвета материала.
4-я «Веселый зонтик» Беседа о весне. Формирование интереса к весенним явлениям – капели, таянию снега. Продолжать воспитывать у детей умение создавать знакомый образ посредством знакомых приемов пластилинографии.
Работа с родителями Выставка работ детей и родителей «Цветы для мамы» Продолжать заинтересовывать родителей принимать участие в совместной деятельности с ребенком.
Апрель
1-я «Улитка» Напомнить детям о свойствах пластилина : мягкий, податливый, познакомить детей с приемом лепки заданного образа – сворачивании (скручивании) колбаски, развитие инициативы, творческих проявлений при оформлении работы.
2-я «Домик для цыпленка» (яичко к празднику). Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии, развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, размазывании, работе внутри контура, развитие эстетического вкуса при оформлении работы.
3-я «Паук Пафнутий» Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, насекомых. Рассказывание одноименной сказки – крошки В. Кротова. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином : отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие - ножки, прием размазывания внутри контура. Развитие детского творчества.
Работа с родителями Рекомендации для родителей: буклет для родителей «Об особенностях используемого материала» Познакомить родителей с особенностями используемого лепного материала, помочь родителям обеспечить ребёнка необходимым материалом.
Май
1-я «Конфетки» (коллективная работа) Напомнить детям о свойствах пластилина : мягкий, податливый, продолжать знакомить детей с приемом пластилинографии – вливания одного цвета в другой, чтение сказки – крошки В. Кротова «Конфетный кактус». Изготовление конфетного дерева из пластилиновых конфет. Приветствуется фантазирование, творчество.
2-я «Божья коровка Пятнашка» Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Чтение одноименной сказки – крошки В. Кротова. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания и сплющивания, закрепление умения работать по контуру.
3-я Свободная тема по желанию (выбору) детей. Закрепление умений и способов работы с пластилином в технике пластилинография.
Работа с родителями Фотовыставка детских работ на сайте детского сада. Показать результаты проекта через фотоматериалы на сайте детского сада.
3 этап: итоговый.
Мероприятия:
Проведение по ходу реализации проекта серии групповых тематических выставок детских работ, выполненных индивидуально, в подгруппе, совместно с родителями.
Создание группового фотоальбома детских творческих работ, выполненных в технике пластилинографии.
Создание фотогалереи.
Создание презентации.
Список использованной литературы:
• Селивон В. А. «Пластилиновая страна Лепилка». Минск: «Поппури», 2010.
• Прохорова С. Ю., Нигматулина Н. В., Евстигнеева В. И. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду. – М. :Издательство «Скрипторий 2003», 2011.-104с.
• https://strandetstva.ru
• https://detskiysad.ru
• https://testuser7.narod.ru/Philipok2/Plastilinografia1.pdf
• https://logoportal.ru/neobhodimost-razvitiya-melkoy-motoriki/.html