Шарданова Ася Замудиновна
Роль сказки в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста
Методическая разработка: «Роль сказки в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста»
Автор: Шарданова Асият Замудиновна
Организация: МКОУ «Прогимназия №1 г. Баксана»
Населенный пункт: г. Баксан
Все дети дошкольного возраста, а особенно дети 2-3 лет, очень любят слушать невероятные истории и сказки, приключенческие рассказы, занимательные повести, расширяющие их познания и кругозор, понимание мира и окружающих, показывающие, что помимо реального мира, существует волшебный мир приключений, в котором чаще всего побеждает добро, красота, смелость, самоотверженность, альтруизм. Через сказки, обращенные к сердцу ребенка, его душе, и неподверженные влиянию современной цивилизации с её приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его психологическом состоянии, особенностях поведения в разных жизненных ситуациях и способах их решения. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом в разных их проявлениях, пытаются решать возникшие проблемы по-взрослому. Мысли ребенка дошкольного возраста в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность, красочность, волшебство, уход в загадочный придуманный мир, в котором любая ситуация может счастливо закончится. Это помогает ребенку поверить в себя, в других людей, в добро, вселить надежду на лучшее в детское сердце, настроится на восприятие нового, порой трудного этапа в жизни без страха и паники, а, наоборот, с любопытством и интересом, с надеждой на лучший исход в любой ситуации.
Публикация «Роль сказки в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Наши понятия о добре предстают в сказке в виде сказочных героев - богатыря, рыцаря, принца, в виде доброй волшебницы или феи, которые всегда готовы прийти на помощь, посоветовать выход из сложной ситуации, решение проблемы, сразиться со злом и обязательно победить. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, преодолевая негативные стороны его формирующейся личности, знакомить с разными жизненными ситуациями и способами их разрешения, внушать уверенность в себе и окружающих, стремление совершать безвозмездно добрые поступки, помогать ближнему. Например, жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказки «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах». Если ребенок пуглив и робок, ему рекомендуется прочитать сказку «О трусливом зайце». А шаловливому и доверчивому помогут такое произведение как «Приключения Буратино», капризному – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах». А также очень интересны и поучительны сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятившим жизнь подвигам во имя людей.
Выбирая сказку для своего малыша, обязательно учтите, что в силу особенностей физического и психо-эмоционального развития, развития внимания, восприятия, памяти, мышления, необходимо знать, в каком возрасте и какая сказка будет ребенку полезна, безразлична или даже вредна. Понимая символический смысл сказок, необходимо выбирать их соответственно возрасту и эмоциональному состоянию ребенка. Желательно рассказывать детям добрые волшебные сказки с хорошим началом, глубоким смыслом и счастливым концом. Красиво, выразительно и эмоционально преподнести ребенку сказку помогают аудиозаписи, просмотр мультфильмов, поставленных по сюжету авторских и народных сказок. Стихотворные сказки воспринимаются детьми тяжелее, чем повествовательные. Объяснению их содержания, необходимо уделять дополнительное время. Дикторская речь способствует более точному и правильному восприятию ребенком смысла сказок, особенно стихотворных, учит также выразительно и эмоционально строить свои высказывания. Но и прочтение сказки взрослым вслух тоже влияет на эмоционально-волевую сферу ребенка. Знакомый голос успокаивает, настраивает на положительные эмоции, способствует развитию интереса к прослушиванию сказок.
Кроме прослушивания сказки, необходимо разъяснить, обсудить ее смысл, рассказать о главных героях, их поступках, а потом и пересказать сказку. Каждое трудное и непонятное слово необходимо разъяснить, заменить синонимом. Возможно рассматривание иллюстраций к сказке, которые наглядно объяснят всё непонятное и новое. Это поможет ребенку настроиться на положительные эмоции, на желание прослушать или просмотреть новые произведения. А еще хорошо бы попросить нарисовать героев сказки или изобразить на бумаге целую ситуацию. Таким образом, можно понять эмоциональное состояние ребенка, а заодно помочь ему лучше запомнить сказку.
Таким образом, сочинять сказки с детьми вместе, читать и рассказывать детям сказки очень полезно. Это помогает развивать их когнитивные процессы, мышление, воображение, формирует эмоционально-волевую сферу детей дошкольного возраста!