МААМ-картинки

Методическая разработка «Россия XIX век. История в лицах»

Елена Дрофа
Методическая разработка «Россия XIX век. История в лицах»

Тема: Россия XIX век. История в лицах.

Цель урока: обобщение и систематизация изученного материала по истории России XIX века.

Задачи:

• обобщить знания по курсу истории XIX века

• развить коммуникативные навыки работы в группе, работа с информацией разными формами

• воспитать чувство патриотизма, уважение к прошлому нашей страны.

Виды работ: групповая, индивидуальная

Оборудование: компьютер, проектор, кейс с документами, портреты, изображение исторической карты Россия XIX века.

Публикация «Методическая разработка „Россия XIX век, История в лицах“» размещена в разделах

Ход урока

Ребята, добрый день, у нас с Вами урок необычный, поприветствуем гостей и приступим к работе.

Девизом нашего урока станут слова В. О. Ключевского «Каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином» Слайд 1

Сегодня у нас итоговый урок по истории Россия XIX века – века одного из важнейших, переломных в истории нашего Отечества.

Ребята, предположите, чем мы будем сегодня заниматься….

Действительно, подведём итог изучению истории России в XIX веке; вспомним основные имена, даты, деятелей эпохи, дадим им оценку).

Необходимо сначала понять человека, а потом оценивать. Нам близка идея о том, что человек является отражением эпохи, без понимания его мировоззрения невозможно понять суть исторических процессов. Вы должны видеть и понимать, как творится история, как она зависит от взглядов, ценностей, идеалов отдельных людей, выбора поступков, влияния обстоятельств.

В ходе урока, повторяя и выполняя задания, мы создадим своеобразный творческий проект “Россия. XIX век”, в нем выделим событие, реформу, личность, которые, по вашему мнению, были наиболее значимы для развития России, историческую личность, деятельность которой наиболее повлияла на историю страны.

Работая на уроке, вы должны оценивать свою

деятельность и вносить баллы в лист самооценки

Что же представляла собой эпоха XIX века? (ответы ребят)

Главные черты – бурное развитие страны, только число жителей выросло в 5 раз, территория увеличилась на 3,5 млн. километров.

Новые черты в экономике привели к появлению новых классов, качественно менялась жизнь российского общества, в культурной жизни – наступил “золотой век”.

И, тем не менее, поэт Александр Грибоедов, современник эпохи, пишет о XIX веке такие слова: Слайд № 2

“Ужасный век…

Прямой был век покорности и страха,

Все под личиною усердия к царю. ”

Как вы понимаете слова Александра Грибоедова?

О какой характерной черте XIX века говорит автор? (О господстве самодержавия – форме правления, при которой неограниченная власть находится в руках наследственного монарха).

Царствованием, каких императоров отмечен XIX век? Слайд № 3 (внимание на экран)

Выполним задание: соотнесите имена императоров и годы их правления. Слайд № 4 (линия времени)

Именно в эпоху их царствования Россия стояла перед выбором: реформы или революция?

Чем же отличаются деятельность этих императоров между собой, укажите преобладающую черту их правления? (Александр I – реформы, Николай I – отказ от реформ, Александр II – реформы, Александр III – контрреформы).

Обратите внимание, что контрреформы – процесс, происходящий после угасания или полного осуществления реформ.

Сохранилась ли преемственность в правлении императоров? Если да, то в чем выражалась? (Императоры продолжали реформаторский курс – кто в большей, а кто в меньшей мере).

А теперь вспомним наиболее значимые события в период их правления, достижения, выдающихся личностей, работая в группах. Каждая группа выступает в роли экспертов. Слайд № 5

Цель работы групп – дать краткую характеристику эпохи правления одного из императоров, включая те важнейшие события, выдающихся деятелей, которые группа считает самыми значимыми для эпохи правления данного императора. Каждая группа представит материал в определённой форме.

1. эпоха АлександрI -схема

2. Николай I- фишбоун (рыба)

3. Александр II -кластер

4. Александр III- таблица

Работая с документами, выполнить задания

Задание 1– 4 группам.

1. Составьте краткую характеристику правления императора, включая те важнейшие события, выдающихся деятелей, которые группа считает самыми значимыми для эпохи правления данного императора.

2. Оформить информацию в предложенном виде (схема, кластер, фишбоун, таблица).

3. Подготовьте краткое представление своей работы на 3 мин. обязательно с обоснованием выбора. Свой выбор аргументируйте. Будьте готовы ответить на вопросы по документам.

Задание 5 группе.

1. Предложите свой вариант проекта «Россия XIX век», определив, событие, реформу, достижение, которые, по вашему мнению, были наиболее значимы для развития России, деятельность какого выдающегося деятеля, вы считаете наиболее повлияла на историю страны.

2. Оформить проект на ватмане по рубрикам и представить его.

Рубрики: человек века, реформа века, событие века (внутренняя политика,событие века внешней политики

6 минут на работуПо окончании работы выслушиваются ответы 1– 4 групп.

Итак, мы вспомнили основные события, выдающихся деятелей, достижения периодов правлений императоров ХIХ века. А теперь перейдем к проекту5 группы.

Группе № 5 было предложено определить событие, реформу, которое они считают наиболее значимыми для развития России, деятельность какого выдающегося деятеля, по их мнению, повлияла на историю страны и оформить проект Выступление 5 группы.

XIX век – век не одного человека

– Согласны ли вы с мнением группы?

– Что бы вы предложили добавить или заменить. Почему?

– Так какой же он XIX век в истории нашей Родины?

Россия-мировая держава, присоединила территории,

укрепление международного авторитета, модерницация на пути к индустриальному обществу, сохранение феодальных пережитков, самодержавная власть,

Действительно, перед следующими правителями стояли исторически важные задачи, от решения которых, зависела судьба России.

III. Заключительная часть урока.

Подведем итоги нашей работы, закончив предложения: Слайд №6

Я (мы) узнали, что (предметные результаты)

Я (мы) научились … (деятельностные результаты)

Я (мы) поняли, что (личностные результаты).

Самооценка. Рефлексия. Запись в свой адрес: «Молодец! Надо еще поработать. Я доволен собой. Я научился…»

Как оценил свою работу…. Почему?

Как оценили работу группы…. Почему?

Пркомментировать слова Цицерона, римского оратора…

Домашнее задание

• Написать историческое эссе «Россия в XIX веке : взлеты и падения» или

• Творческая работа «Галерея героев» (исторические деятели, деятели культуры, науки)

Спасибо за работу!

Кейс для каждой группы (портрет, документы по личности)

Самооценка работы ученика на уроке истории

Оцени себя по следующим критериям: Оцени себя от 0 до 2 – х баллов по каждой позиции

1. Участвовал активно на начальном этапе урока.

2. Выступал на уроке, отвечал на вопросы, формулировал выводы.

3. Активно участвовал в работе группы, анализировал документы, предлагал аргументы.

4. Структурировал информацию и записывал её в нужной форме.

5. Участвовал в дискуссии по проблеме урока.

Общий итог от 7до10 баллов – 5

от 5до7 баллов – 4

4 и ниже балла - 3

Итоговая оценка

Я узнал, что …

Я научился …

Я понял, что …

Молодец! Надо еще поработать. Я доволен собой. (подчеркни)

Удачи Вам на уроке! С надеждой на творческое сотрудничество!

Дрофа Елена Владимировна

Самооценка работы ученика на уроке истории

Оцени себя по следующим критериям: Оцени себя от 0 до 2 – х баллов по каждой позиции

1. Участвовал активно на начальном этапе урока.

2. Выступал на уроке, отвечал на вопросы, формулировал выводы.

3. Активно участвовал в работе группы, анализировал документы, предлагал аргументы.

4. Структурировал информацию и записывал её в нужной форме.

5. Участвовал в дискуссии по проблеме урока.

Общий итог от 7до10 баллов – 5

от 5до7 баллов – 4

4 и ниже балла - 3

Итоговая оценка

Я узнал, что …

Я научился …

Я понял, что …

Молодец! Надо еще поработать. Я доволен собой. (подчеркни)

Удачи Вам на уроке! С надеждой на творческое сотрудничество!

Дрофа Елена Владимировна

Работая с документами, выполнить задания

Задание группе №1

1. Составьте краткую характеристику правления императора, включая те важнейшие события, выдающихся деятелей, которые группа считает самыми зна, чимыми для эпохи правления данного императора.

2. Оформить информацию в предложенном виде (схема, кластер, фишбоун, таблица).

3. Подготовьте краткое представление своей работы на 2 мин. обязательно с обоснованием выбора. Свой выбор аргументируйте. Будьте готовы ответить на вопросы по документам.

Задание группе №5.

1. Предложите свой вариант проекта «Россия XIX век», определив, событие, реформу, которые, по вашему мнению, были наиболее значимы для развития России, деятельность какого выдающегося деятеля, вы считаете, наиболее повлияла на историю страны.

2. Оформить проект на ватмане по рубрикам и представить его.

Рубрики: человек века, реформа века, событие века (внутренняя политика, событие века внешней политики.

Работая с документами, выполнить задания

Задание группе №2

1. Составьте краткую характеристику правления императора, включая те важнейшие события, выдающихся деятелей, которые группа считает самыми значимыми для эпохи правления данного императора.

2. Оформить информацию в предложенном виде (схема, кластер, фишбоун, таблица).

3. Подготовьте краткое представление своей работы на 2 мин. обязательно с обоснованием выбора. Свой выбор аргументируйте. Будьте готовы ответить на вопросы по документам.

Работая с документами, выполнить задания

Задание группе №3

1. Составьте краткую характеристику правления императора, включая те важнейшие события, выдающихся деятелей, которые группа считает самыми значимыми для эпохи правления данного императора.

2. Оформить информацию в предложенном виде (схема, кластер, фишбоун, таблица).

3. Подготовьте краткое представление своей работы на 2 мин. обязательно с обоснованием выбора. Свой выбор аргументируйте. Будьте готовы ответить на вопросы по документам.

Работая с документами, выполнить задания

Задание группе №4

1. Составьте краткую характеристику правления императора, включая те важнейшие события, выдающихся деятелей, которые группа считает самыми значимыми для эпохи правления данного императора.

2. Оформить информацию в предложенном виде (схема, кластер, фишбоун, таблица).

3. Подготовьте краткое представление своей работы на 2 мин. обязательно с обоснованием выбора. Свой выбор аргументируйте. Будьте готовы ответить на вопросы по документам.

Материалы к уроку “Личность Александра I”

“Я от него без ума. Хорош собой, как Амур. Всех приводит в восторг. Он прекрасен, как ангел, и удивительно строен”. (бабушка, императрица Екатерина Великая)

Митрополит Платон с крестом в руках указывал народу на Александра и говорил: “Смотрите, православные, каким бог наградил нас царем – прекрасен и лицом и душой!”

Наполеон писал Жозефине после встречи с Александром в Тильзите: “Я был крайне им доволен! Это молодой, чрезвычайно добрый и красивый император. Он гораздо умнее, чем думают”.

“Шпынство (шутовство, поддразнивание, лень, странные поклоны и дурные привычки” - генерал Протасов о 14-летнем Александре.

“Фальшив, как пена морская”- шведский канцлер.

Историк Н. Ульянов считает, что все обличью, которые надевал на себя этот человек в продолжение своего царствования, были театральными масками. Из всех прозваний, данных Александру, - Сфинкс, Блестящий метеор Севера, Коронованный Гамлет – самым метким надо признать то, которое дал Наполеон: Северный Тальма (Тальма – знаменитый актер того времени).

Эпизод в Вильно в 1812 году: “Два офицера, боясь опоздать на церемонию во дворце, после которого должно было состояться богослужение в присутствии императора, решили пройти в зал кратчайшим путем через пустую церковь. Лакей остановил их: там государь. Что же государь может делать в пустой церкви? Он репетирует богослужение. Вопрос о том, как стоять в церкви, и какую принять осанку, имел не меньшую важность, чем указ о вольных хлебопашцах”.

Ни один из русских царей не был внимателен к своей наружности больше, чем Александр. Черный мундир он носил единственно потому, что это выгодно отличало белизну его лица. Ставка в Вильно изменилась с прибытием императора. До этого Кутузов и весь штаб вели спартанский образ жизни. Мемуаристы отмечают, что с приездом царя заблистали мундиры, аксельбанты, шитье, плюмажи. Император выходил всегда подтянутый, аккуратный, блестящий. Таким он прошел через всю Европу. На поля сражений являлся разодетым, как на бал, и вел себя там, как на подмостках. Принимая под Кульмом шпагу от взятого в плен маршала Вандама, он бесподобно, по всем правилам классической драмы, разыграл эту сцену.

“Еще ребенком, а затем и отроком Александр привык с помощью Салтыкова выражать не то, что он сам чувствовал, а то, что нравилось Екатерине и Павлу, кавалерам и вельможам. С бабкой он старался выглядеть ласковым, с отцом – умиротворенным, с одними вельможами и кавалерами – добрым, с другими – строгим. Беспрестанно чаровать бабку, ослепленную любовью к внуку, не составляло для Александра большого труда, но ведь при этом надо было угождать и отцу – холодному, подозрительному, вспыльчивому. Более того, требовалось приспосабливаться однвременно и ко двору Екатерины, где господствовали довольно вольные нравы, и к строгой кордегардии Павла”. (Н. А. Троицкий, историк)

“То в Царском Селе и в Петербурге – в шитом кафтане, в шелковых чулках и башмаках с бантами, нередкий свидетель распашных бесед Екатерины с Зубовым, сидевшем возле нее в халате, то в Гатчине и Павловске – в солдатском мундире и ботфортах, в жестких перчатках, с ружьем, со строгой военной выправкой… юноша рано и скоро выучился являться с равным приличием и ловкостью в обеих масках”. (Барон Корф)

“Вращаясь между двумя столь различными дворами, Александр должен был жить на два ума, держать два парадных обличия, кроме третьего – быть самим собой”. (В. О. Ключевский)

“Бонапарт воображает, что я не что иное, как дурак. Смеется тот, кто смеется последним”. (Из письма Александра сестре Екатерине из Эрфурта в 1808 году)

Полковнику Мишо в 1812 году говорил: “Наполеон или я, я или он, вместе мы не можем царствовать”. А в письме своей, Марии Павловне, писал: “В Европе нет места для нас обоих. Рано или поздно один из нас должен уйти”. (Н. Ульянов, историк)

Александр о своем царствовании: “Я решительно не способен ни к какому соревнованию и жажде знаний – лишь бы я ел и пил, мог играть, как шестилетний ребенок, и болтал, как попугай, мне ничего более не нужно”. (А. Валлотон, историк)

Кто-то из знавших императора заметил: он готов провозгласить республику, лишь бы все по-прежнему выполняли его волю.

Благосостояние государства не играет никакой роли в управлении делами: есть только абсолютная власть, которая творит все без разбора…” (Из письма Александра I Ф. Лагарпу)

Материалы к уроку “Личность Николая I”

“Воспитанием Николая и брата Михаила занималась их мать. Старший брат Александр в это дело почти не вмешивался. Воспитывали детей так же, как и всех младших представителей владетельных домов, то есть для военного дела. Фронтовые учения, муштра, военная выправка стали главным его делом.

Жена Александра I Елизавета не раз говорила о невоспитанности Николая, о том, что “грубость он считает признаком и проявлением независимости”.

Николаю был прочитан полный курс политических наук лучшими учеными мужами того времени. Николай Павлович был единственным русским государем, которому преподавались древние языки. Но великий князь предпочитал гуманитарным наукам военное дело.

Требование поклонения себе, как земному богу, было основной чертой императора как правителя. Он не терпел разномыслия, противоречий. Естественно, всякий протест против его власти вызывал в нем гнев и стремление подавить и уничтожить противника.

Была только одна тесная и замкнутая сфера, в которой суровый и надменный властитель смягчался и снимал со своей “души” мундир, в который она была всегда затянута: это его семья и семейная среда”. (Б. Г. Пашков, историк)

“Николай воспитывался графом М. И. Ламсдорфом, широко применявшим телесные наказания. Науки, не относящиеся к военному делу, вызывали у Николая отвращение. Страстно влюбленный во внешнюю сторону военной жизни: строй, мундир, парад; мстительный, несдержанный с подчиненными, Николай I был не любим в гвардии”. (Из биографического словаря)

В 1810 году учителя предложили будущему императору тему для сочинения: “Военная служба не есть единственная служба дворянина, другие занятия для него столь же почтенны и полезны”. Цесаревич не смог, вернее, не захотел написать ни строчки. В военных порядках Николай I видел идеальный способ управления государством, обеспечивавший четкость приказов начальства и рапортов об их исполнении”. (Л. М. Ляшенко, историк)

“Император, в силу воспитания и личных пристрастий, совершенный формалист, воспринимал свое достаточно случайное воцарение как знак судьбы и отождествил исключительность своего служения государству (царскую власть) с собственной исключительностью. Он был добрым семьянином и совсем не злым человеком, но желание подчинить все и вся строжайшей дисциплине приводило его к несправедливости и жестокости. К тому же он не знал смягчающего влияния искусства, так как весьма подозрительно относился и к его деятелям, и к его произведениям. Большой пользы от них не ждал, считая лучшим то, что не делает вреда”. (Л. М. Ляшенко, историк)

“Николай I был донкихотом самодержавия, донкихотом страшным и зловредным, потому что обладал всемогуществом, позволявшим ему подчинить все своей фантастической и устарелой теории и попирать ногами самые законные стремления и права своего века.

Он проводил за работой по 18 часов в сутки, трудился до поздней ночи, вставал на заре, спал на твердом ложе, ел с великим воздержанием, ничем не жертвовал ради удовольствия и всем ради долга и принимал на себя больше труда и забот, чем последний поденщик из его подданных”. (А. Ф. Тютчева, современница)

Материалы к уроку “Личность Александра II”

“Он был высок, как все Романовы, красив и держался с большим достоинством, но у него было гораздо меньше величественности, и полностью отсутствовала неуместная суровость его отца” (секретарь американского посла А. Уайт)

“Некоторые историки считают : основной слабостью Александра как политической фигуры, в том числе и в его отношениях с отцом, было то, что человеческие проблемы для него нередко преобладали над государственными. В этом была его слабость, но и превосходство: был он, прежде всего добрым и благородным человеком, и часто сердце у него брало верх над умом.

На протяжении многих лет, начиная со дня совершеннолетия, он накопил опыт участия в высших государственных учреждениях: Государственном совете, Святейшем синоде, Комитете министров, в различных комиссиях, получил практику управления текущими делами империи в отсутствие государя”. (Е. П. Толмачев, историк)

“Император – лучший из людей. Он был прекрасным государем хорошо организованной стране и в мирное время ему недостает темперамента преобразователя”. (А. Ф. Тютчева, современница)

“Военным воспитанием Александра руководил боевой офицер, умный и требовательный К. К. Мердер. Мальчик полюбил смотры, парады, военные праздники и сформировался как человек военный. По “Плану учения”, рассчитанному на 12 лет и составленному В. А. Жуковским, целью преподавателей являлось “образование для добродетели”, ибо “Его величеству нужно быть не ученым, а просвещенным”. Александр получил разностороннее образование: он владел пятью языками, знал историю, географию, статистику, математику, естествознание, логику и философию. Наследнику прочитали специальные курсы М. М. Сперанский, министр финансов Е. Ф. Канкрин, советник министерства иностранных дел Ф. И. Брунов и военный историк и теоретик А. Жомини. В 1837 году Александр совершил трехмесячное ознакомительное путешествие – “всенародное обручение наследника с Россией” (В. А. Жуковский). Образование завершилось поездкой по европейским государствам”. (Из биографического словаря)

“Он обладал ценным умением схватывать проблему на лету, любил отстаивать собственную точку зрения. В то же время, сталкиваясь с проблемой, которая не поддавалась быстрому решению, наследник сразу уставал и пытался о ней забыть. Привычки к повседневной напряженной работе ему выработать так и не удалось.

По своим политическим воззрениям наследник не был реформатором. Жуковский и Сперанский старались привить ему понятия гуманизма и справедливости, но не либерализма. Большое влияние оказал отец, Он рос и взрослел в условиях николаевской системы”. (Л. М. Ляшенко, историк)

“Наследник не только престола, но и образа мыслей отца, он очутился между жерновами исторической необходимости отмены крепостного права и привычного стереотипа консервативного мышления”. (Б. Г. Литвак, историк)

“Мы имеем дело не со случайным приемником Николая,- а с мощным деятелем, открывающим новую эру для России, он столько же наследник 14 декабря, как Николая. Он работает с нами для великого будущего”. (А. И. Герцен, 1857 год)

Выступая перед членами государственного совета, Александр II сказал: “В годину тяжелых испытаний посетило нас новое несчастье! Мы лишились отца и благодетеля всей России! Покойный государь, мой незабвенный родитель, любил Россию и всю жизнь постоянно думал об одной только ее пользе. Каждое его действие, каждое его слово имело целью одно и тоже – пользу России. В постоянных и ежедневных трудах его со мною он говорил мне: “Хочу взять себе все неприятное и все тяжелое, только бы передать тебе Россию устроенною, счастливою и спокойною”. Провидение судило иначе, и покойный государь в последние часы жизни сказал мне: “Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в полном порядке, как желал. Оставляя тебе много трудов и забот”.

Материалы к уроку “Личность Александра III”

“Мужицкий тип лица, излишняя полнота нового императора служили предметом насмешек в царской семье, однако никто при этом не отрицал своеобразного величия Александра III. С окладистой бородой, почти всегда в военном мундире, император покорял людей представительностью облика”. (Л. М. Ляшенко, историк)

“Никогда не любивший учения тугодум, уже сформировавшимся взрослым человеком вынужден был слушать лекции К. П. Победоносцева и С. М. Соловьева, долженствовавшие подготовить его к царствованию. Александр III был прекрасным семьянином, глубоко религиозным, не злым, честным. В 1868 году он был введен в состав высших государственных учреждений”. (Из биографического словаря)

Во время поездки Александра III по России царский поезд неожиданно остановился на маленьком разъезде. Один из собравшихся поглазеть мужиков увидел Александра, снял шапку и внятно прошептал: “Вот это царь так царь!” И тут же – по привычке и от волнения – добавил обычную деревенскую матерщину. Жандарм хотел было арестовать острослова, но царь подозвал перепуганного мужика и дал ему золотой импераил – монету в 25 рублей со своим профилем: “Вот тебе мой портрет на память”. (Ходячий анекдот – быль)

“Видеть царя стоящим во время ужина и разговаривающим с молодым офицером, остающимся сидеть за столом, - зрелище просто нас шокирующее”. (Из английской прессы)

“Александр III был человеком сравнительно небольшого образования, можно сказать – он был человеком ординарного образования. Но вот с чем я не могу согласиться, что император не был умным. Может быть, у него был небольшой ум рассудка, но у него был громадный, выдающийся ум сердца. У Александра III было совершенно выдающееся благородство и чистота сердца, чистота нравов и помышлений. Это был образцовый семьянин, образцовый начальник, образцовый хозяин. У него никогда слово не расходилось с делом. Он мог относительно того, в чем он был не уверен, не высказаться, смолчать, ожидать; но если что-нибудь он сказал, то на его слово можно было рассчитывать, как на каменную гору”. (С. Ю. Витте)

Александр III о своей политике: “Конституция? Чтобы русский царь присягал каким-то скотам? Министры наши не задавались бы несбыточными фантазиями и паршивым либерализмом”.

“Александр III повел русский государственный корабль иным курсом, чем его отец. Он не считал, что реформы 60-70-х годов безусловное благо, а старался внести в них те поправки, которые, по его мнению, были необходимы для внутреннего равновесия России”. (С. С. Ольденбург, современник)

“Обладая мужеством и волей, Александр III стремился поставить препоны на пути разрушительного революционного потока”. (Н. Кеворкова, историк)

За свою внешнюю политику Александр III был прозван “миротворцем”.

Александр III : “Я рад, что был на войне и сам видел все ужасы, неизбежно связанные с войной, и после этого я думаю, что всякий человек с сердцем не может желать войны, а всякий правитель, которому богом вверен народ, должен принимать все меры, для того, чтобы избегать ужасов войны, кончено, если его не вынудят к войне его противники, тогда грех, проклятия и все последствия этой войны пусть падут на головы тех, кто эту войну вызвал”.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Методическая разработка «Играем со сказками» Методическая разработка Тема: «ИГРАЕМ СО СКАЗКАМИ» Токарева Ирина Александровна. Муриково 2018 СОДЕРЖАНИЕ 1. Актуальность работы.

Методическая разработка «Дикие животные» .

Вариативный компонент «Бумажная страна. Развитие пальчиковой моторики рук через использование техники оригами». Часть 1 Вариативный компонент «Бумажная страна». Часть 1. Программа рассчитана на два года (средний и старший возраст). Цель программы: Развитие.

Методическая разработка «День Радуги» Цель: способствовать формированию у детей младшего дошкольного возраста отношения к цвету как важнейшему свойству предметов, знакомить с.

Методическая разработка программы по ПДД Актуальность выбранной темы: Актуальность данной работы обусловлена статистикой, свидетельствующей о росте ДДТТ. Важно не только оберегать.

Методическая разработка по сенсорному воспитанию Методическая разработка раздела основной общеобразовательной программы Сенсорное воспитание Тема: «Ознакомление детей младшего дошкольного.

Методическая разработка развлечения «Кинофишка» Методическая разработка развлечения на тему: «Кинофишка» для детей старшей группы с участием родителей воспитанников. Пояснительная Записка.

Методическая разработка. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 общеразвивающего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга.

Видеоотчет беседы «История поселка в лицах»Видеоотчет беседы «История поселка в лицах» В рамках реализации проекта "История моего поселка",мы с детьми ходили в музей и у детей столько вопросов было, как жили, что ели, как купались. Тогда.

Видеоотчет о беседе «История поселка в лицах»Видеоотчет о беседе «История поселка в лицах» В рамках реализации проекта "История моего поселка",мы с детьми ходили на экскурсию в Правохеттинскую школу. Потом пригласили в садик на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Россия XIX век. История в лицах»
Опубликовано: 26 февраля 2018 в 08:55
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД