Папки-передвижки

Методическая разработка по сенсорному воспитанию

Галина Кленкова
Методическая разработка по сенсорному воспитанию

Методическая разработка

раздела основной общеобразовательной программыСенсорное воспитание

Тема: «Ознакомление детей

младшего дошкольного возраста с цветом»

Работу выполнила:

Воспитатель младшей группы

Кленкова Галина Владимировна

Содержание

1. Краткая характеристика раздела общеобразовательной программы.

2. Цели и задачи раздела.

Публикация «Методическая разработка по сенсорному воспитанию» размещена в разделах

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения содержания раздела программы воспитанниками в соответствии с возрастными особенностями.

4. Ожидаемые результаты освоения детьми раздела основной общеобразовательной программы.

5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности воспитанников, в т. ч. по реализации принципа интеграции.

6. Система знаний и система деятельности при освоении раздела.

1. Краткая характеристика раздела общеобразовательной программы

В умственном развитии детей младшего дошкольного возраста большое значение имеет сенсорное воспитание. Известно, что познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия, что помогает младшим дошкольникам разносторонне познавать предметы, их свойства и качества. Вопросами сенсорного воспитания занимались известные отечественные и зарубежные педагоги, и психологи такие как: Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, И. П. Сакулина, Н. М. Щелованов., Ф. Фребель, М. Монтессори. Они считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Современные психологические исследования показывают, что ребёнку с самого раннего возраста доступно всё богатство разнообразных цветов и оттенков. Работая с детьми младшего дошкольного возраста на протяжении семи лет, пришла к выводу, что ознакомление с цветом вызывает у малышей некоторые затруднения. Это доказывают и данные педагогической диагностики, которая проводилась мною с целью выявления у детей первой и второй младшей подгруппы умения различать и показывать основные цвета спектра, правильно называть их, группировать предметы по цвету. Если воспитанники второй младшей подгруппы показали достаточно высокие результаты (из 7 человек 2 ребенка – средний уровень, 5 детей - высокий, то дети первой младшей подгруппы затруднялись в определении и назывании основных цветов.

Сравнивая задачи по сенсорному воспитанию разных дошкольных образовательных программ («Детство», «Радуга», «Гармония развития», «Кроха» и др.) поняла, что больше внимания уделяется развитию у детей представлений о форме и величине, а представления о цвете развиваются в рамках основных цветов. Поэтому считаю, что данная методическая разработка «Ознакомление младших дошкольников с цветом» актуальна и необходима. (Далее по тексту – методическая разработка).

Методическая разработка направлена на развитие у детей младшего дошкольного возраста цветовосприятия и накопления сенсорного опыта через ознакомление с предметами окружающего мира, выделяя цвет как основной внешний признак предмета.

Методическая разработка составлена на основе основной общеобразовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Красногорского детского сада, в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.

2. Цели и задачи раздела

Цель: Обогащение сенсорного опыта детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с основными цветами спектра.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с основными цветами спектра, включая контрастные цвета чёрный и белый.

Формировать умение выделять цвет и группировать предметы поцвету.

Закреплять названия цветов в активной речи детей.

Развивающие:

Развивать цветовое восприятие детей.

Развивать у детей зрительную память.

Развивать у детей ориентировочные навыки на цвет.

Воспитательные:

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на цвет.

Воспитывать интерес детей к познанию цвета в окружающей действительности.

Воспитывать у детей желание выполнять игровые действия на закрепление цвета.

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения содержания раздела программы воспитанниками в соответствии

с возрастными особенностями

Специфика сенсорного развития и освоения содержания раздела программы у детей младшего дошкольного возраста происходит в соответствии с возрастными и психологическими особенностями. На каждом возрастном этапе формируется определенное звено сенсорной культуры. Знания возрастных и психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста помогут более полно реализовать данную методическую разработку.

Дети второго-четвертого года жизни еще не готовы к усвоению сенсорных эталонов, но у них начинают активно накапливаться сенсорные представления о предметах окружающего мира, в том числе начинает формироваться цветовосприятие.

Учитывая то, что у детей младшего дошкольного возраста такие психические процессы как внимание, память непроизвольны, мышление является наглядно-действенным, воображение только начинает развиваться, поведение и действия ситуативны, но ярко выражено стремление к деятельности, воспитателю необходимо выстраивать образовательный процесс по реализации задач данной методической разработки через игру и продуктивные виды деятельности. Задача взрослого – организовать игры-занятия с предметами, где ребёнок действует сначала по показу действия, и только потом по словесному указанию. Так, например, при выполнении игровых заданий с пирамидкой, мозаикой (выкладывание разноцветных дорожек) и т. д., у ребенка в процессе деятельности возникнет интерес, и он через игровое действие закрепит цвет. Также через игру дети начнут обобщать и выделять цвет как внешнее свойство предмета, которое можно только увидеть и закреплять слова, обозначающие цвет, в речи. Яблоко красное, флажок тоже красный и шарф красный. Малыши начинают проводить сравнение: снег белый как молоко, земля черная как ночь и т. д.

Таким образом, ознакомление младших дошкольников с цветом должно осуществляется в разных видах деятельности через действия с предметами, игру, рисование, лепку, конструирование, наблюдение. Ознакомление с цветом помогает ребёнку перейти от внешних действий, когда он зрительно определяет цвет, к внутреннему плану действий, т. е., когда усиливается роль слова при ознакомлении со свойствами предметов. Формирование цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста является базовой основой для дальнейшего устойчивого усвоения эталонов цвета, для изучения разнообразного мира красок.

4. Ожидаемые результаты освоения детьми раздела основной общеобразовательной программы

Задачи

Образовательные:

Познакомить детей с основными цветами спектра, включая контрастные цвета чёрный и белый.

Формировать умение выделять цвет и группировать предметы по цвету.

Закреплять названия цветов в активной речи детей.

Дети: Будут показывать и находить основные цвета спектра (желтый, синий, красный, зелёный) в одежде, на картинках, игрушках и т. д.

Начнут узнавать контрастные цвета (черный и белый, сравнивая их со знакомыми предметами, объектами окружающего мира (белый как снег, чёрный как земля и т. п.)

Будут успешно выполнять задания на группировку предметов по цвету, выделение цвета в окружающей обстановке.

Будут активно повторять правильное название цвета в речи. Отвечать на вопросы о цвете предметов словами.

Развивающие:

Развивать цветовое восприятие детей.

Развивать у детей зрительную память.

Развивать у детей ориентировочные навыки на цвет.

Дети: Будут различать основные и контрастные цвета спектра.

Будут зрительно ориентироваться на заданный цвет.

Воспитательные:

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на цвет.

Воспитывать интерес детей к познанию цвета в окружающей действительности.

Воспитывать у детей желание выполнять игровые действия на закрепление цвета.

Дети: Научатся эмоционально реагировать на цвет, определяя какой цвет яркий, красивый, а какой грустный, страшный.

Будут интересоваться цветом предметов, задавать вопросы о цвете предметов.

Будут отбирать предметы необходимого цвета для развития самостоятельной игры (грузят на машину бруски-«кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).

5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности воспитанников, в т. ч. по реализации принципа интеграции

Для достижения наибольших результатов в освоении цвета воспитателю, прежде всего, важно вызвать у детей положительные эмоции и интерес к предлагаемой деятельности. Для этого воспитатель должен умело использовать разнообразные педагогические технологии, методы, приемы обучения и соответствующие формы организации воспитанников.

Современные педагогические технологии:

Технология игрового обучения, которая лежит в основе обучения: игровая задача, правила, игровая деятельность и результат. Помогают создавать атмосферу творчества, эмоционального комфорта и соблюдать личностно-ориентированный подход обучения.

Информационно-коммуникативные технологии, позволяющие формировать знания, умения и навыки, активизировать потенциал ребёнка. Ведущую роль здесь играет педагог. Данная технология используется при работе с детьми раннего возраста с учётом психологических и физических особенностей детей.

Здоровьесберегающие технологии помогают сохранять и укреплять здоровье воспитанников. Их применение заключается в следующем: в соблюдении требований СанПиН; в создании положительного эмоционального настроя и эмоциональных разрядок, в использовании динамических пауз, физкультминуток, гимнастики для глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки.

Методы и приёмы обучения:

Наглядные: наблюдение, рассматривание, демонстрация образцов.

Словесные: беседа, объяснение, указание, напоминание, художественное слово.

Репродуктивные методы, суть которых заключается в практической деятельности, направленной на обследование предмета.

Исследовательские методы (как элементы технологии проблемного обучения, суть которых заключается в экспериментальной и проблемно-поисковой деятельности, в результате которой воспитанники обследуют предметы и замечают, что они разного цвета, также могут по аналогии искать предметы определенного цвета и т. д.

Формы организации:

Непосредственно образовательная деятельность в форме игры, игровых упражнений.

Совместная деятельность воспитанников и взрослых в режимных моментах.

Работа с родителями, которая заключается в информировании родителей о работе над восприятием цвета.

Во всех формах организации для достижения оптимального результата и учитывая возраст детей необходимо использовать подгрупповую и индивидуальную работу.

6. Система знаний и система деятельности при освоении раздела

Система знаний данной методической разработки включает в себя общенаучные знания, знания из определенной научной области, фундаментальные знания из конкретной предметной области и знания.

Общенаучные знания:

философия (целостная картина мира состоит из предметов, которые имеют определенный цвет, цвет – это внешнее, видимое свойство предмета, цвета могут гармонировать, сочетаться друг с другом);

закон перехода цвета из одного в другой (при смешивании двух цветов получается новый цвет);

Знания из определенной научной области:

из области архитектуры (при строительстве зданий используются строительные материалы разного цвета);

из области географии (на географических картах цветом обозначаются разные природные ландшафты);

из области искусства (живопись).

Фундаментальные знания из конкретной предметной области и знания, учитывающие способности и интересы воспитанников:

сенсорика (сенсорные эталоны цвета);

конструирование, рисование, лепка, аппликация.

Освоение детьми системой знаний осуществляется через систему деятельности.

Репродуктивная деятельность: Изучая цвет, воспитанники обследуют предмет, включая зрительные анализаторы. Они выполняют практические действия, упражнения: раскладывают (сортируют) предметы по цвету, выкладывают цветные дорожки и т. д. Таким образом, у воспитанников развивается цветовосприятие, цвет закрепляется через выполнение упражнений.

Частично-поисковая деятельность: в процессе образовательной деятельности перед воспитанниками ставится проблема, которую они должны решить, т. е. они оказываются в ситуации поиска. Во время поисковой деятельности создаётся атмосфера сотрудничества. Главную роль на себя берет воспитатель. Он руководит ситуацией. Воспитанники учатся быть внимательными, находчивыми, любознательными. Учатся сравнивать, наблюдать.

Творческая деятельность: образовательная деятельность воспитанников строится с учетом их интересов, где бы они себя почувствовали «творцами». Больше всего творчество воспитанников проявляется в рисовании, где они имеют возможность экспериментировать с цветом, познают разнообразный мир красок. У детей развивается воображение, творчество совершенствуется представление о цвете.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Дидактические игры по трудовому воспитанию детей 3–5 лет» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДА №42 СТАНИЦЫ НОВОПОКРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО.

Методическая разработка дополнительной образовательной программы по патриотческому воспитанию «Наш дом — Россия» Управление народного образования администрации городского округа города Бор Нижегородской области Методическая разработка программы.

Методическая разработка ОД по духовно-нравственному воспитанию «Разрушенные и возрожденные святыни земли Подмосковной»Методическая разработка ОД по духовно-нравственному воспитанию «Разрушенные и возрожденные святыни земли Подмосковной» Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Тема: «Разрушенные.

Методическая разработка НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Деревья-наше богатство» Методическая разработка НОД по теме: «Деревья – наше богатство» для детей подготовительного возраста. Цель: расширить знания детей о роли.

Методическая разработка по правовому воспитанию дошкольников «Детям о правах» Методическая разработка по правовому воспитанию дошкольников «ДЕТЯМ О ПРАВАХ» АННОТАЦИЯ Права человека, права ребёнка – это важная и.

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Тема: Прогулка в осеннем лесу. Тема: Прогулка в осеннем лесу. Цель: Воспитание у детей экологической культуры поведения. Задачи: • Актуализировать знания детей о разнообразии.

Методическая разработка по экологическому воспитанию «Огород в детском саду»Методическая разработка по экологическому воспитанию «Огород в детском саду» Огород в детском саду. Цель: познакомить детей с процессом посадки лука на грядке детского сада и дальнейшим уходом за ним. Задачи: -уточнить.

Методическая разработка НОД по экологическому воспитанию «Приключение с муравьишкой Кузей»Методическая разработка НОД по экологическому воспитанию «Приключение с муравьишкой Кузей» Методическая разработка по формированию элементарных экологических представлений у детей на тему : "Приключение с Муравьишкой Кузей" Цель:.

Методическая разработка по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Юные экологи-друзья природы» Тема: «Юные экологи-друзья природы» Цель: Обобщение знаний детей о живой и неживой природе, формирование познавательных интересов. Задачи:.

Методическая разработка занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ Методическая разработка занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка по сенсорному воспитанию
Опубликовано: 4 октября 2017 в 19:29
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД